Казанцам обеспечили «Счастливое детство»

Школьные парты с крышками и октябрятские символы, медведь с оторванной лапой и настольный хоккей — эти и многие другие экспонаты можно видеть в открывшемся накануне в Казани «Музее счастливого детства», пока единственном в России. На открытии угощали лимонадом, крутилась пластинка с пионерскими песнями, и не было никакого официоза. Среди первых посетителей музея оказалась и корреспондент «Реального времени».

«Когда был Ленин маленький…»

Новый частный музей, который находится в нескольких десятках метров от музея соцбыта, разместился в особняке позапрошлого века. И инициатор его открытия, директор и владелец экспонатов один и тот же — энтузиаст Рустем Валиахметов. Собиратель и знаток эпохи времен застоя. Впрочем, время-то хоть и было застойным, но интересного в нем было немало.

Огромная коллекция Валиахметова, все пополняемая и пополняемая винтажными предметами, требовала расширения. Навстречу пошел город и друзья, в чьей собственности часть недвижимости в особняке на Университетской. В результате два этажа площадью в 200 квадратных метров превратились в музей. Вчера под бодрые песни — диски пластинок крутились без остановок и были слышны даже с улицы Баумана — музей непафосно открылся. В вестибюле всем желающим наливали ситро и лимонад — любимые напитки советских детей.

Первый зал посвящен советской школе. Ряд парт с облезлой краской, которые сразу же наводят на вопрос: ну где же их могли найти? А ведь на таких неудобных партах отучилось множество поколений младшеклассников. В стеклянном шкафу, естественно, и учебники, и дневники. И ярчайшая примета эпохи — флаг октябрятской организации.

В центре небольшого алого полотнища портрет совсем юного, с упитанными щеками и курчавой головой, Володи Ульянова, еще не ставшего Владимиром Лениным. Семилетнему ребенку, первоклашке, уже в первые месяцы учебы надевали на грудь октябрятскую звездочку с портретом вождя пролетариата.

Пять лучей — пять человек в «звездочке», ячейке общества, в задачу которой входило формирование характера юного ленинца. И шестой в этом первичном идеологическом звене — самый достойный, командир «звездочки».

А потом, естественно, шагом марш в пионеры. Один такой розовощекий и весь из себя улыбающийся и правильный юный пионер, всегда готовый бороться за дело коммунистический партии, изображен рядом на плакате — ими, как правило, изобиловали стенды в школах.

В тот момент, когда первые посетители осматривали зал, посвященный школе, раздался звук разбитого стекла — кто-то нечаянно уронил вазу. «Выросшие пионеры начали бить посуду», — пошутил кто-то из фотографов, пришедших на открытие музея.

«Будь готов! Всегда готов! Как Гагарин и Титов»

На второй этаж ведет настоящая, позапрошлого века, чугунная лестница. Жаль только, что пол в залах немного подпорчен керамический плиткой. Эклектика, однако. На сами залы весьма вдохновляют.

Один из них посвящен игровым автоматам. Есть здесь и морской бой, и автотренажер. В центре, конечно, настольный хоккей, в который с таким азартом играли советские мальчишки. И воображали, как будут ходить на тренировки к самому Анатолию Тарасову, и играть, быть может, в одном звене с Анатолием Фирсовым и Валерием Харламовым, а ворота команды — это непременно — будет защищать Владислав Третьяк.

В соседнем зале — царство игрушек, фотографий космонавтов, кумиров поколения шестидесятых. Есть здесь и совсем уж раритетная вещь, назначение которой современный ребенок и не поймет. Это диапроектор. Тот самый, что заменял видеомагнитофоны и многие нынешние гаджеты.

В свое время диапроектор если и не был роскошью, то считался вещью нечасто встречающейся. Если кто-то из ребят был его счастливым обладателем, то к нему вечерами бежали друзья смотреть «кино». И могли по многу раз крутить один и тот же фильмик. Как правило, это были сказки или нечто поучительное.

Еще один шкаф — подарки знаменитостей. Здесь, например, можно видеть голубой пластмассовый автомат, которым играл маленький Алеша Кортнев. Или игрушечный клавишный инструмент будущей звезды Софии Ротару. А вот гендиректор автогиганта в Набережных Челнах Сергей Когогин подарил музею миниатюрную копию одного из раритетных автомобилей, которые выпускало его предприятие несколько десятков лет назад.

«Музей — это не бизнес, это хобби. В России есть музеи игрушек, но нет музея, аналогичного нашему. Пока «Музей счастливого детства» в Казани, — единственный в стране», — рассказал Рустем Валиахметов.

Он также поделился планами. На одной площадке с новым музеем в ближайшее время может появиться музей Владимира Высоцкого. Разумеется, он не сможет конкурировать с музеем актера и барда, что работает в театре на Таганке. Казанский музей, по словам Валиахметова, будет музеем «эмоций и ощущений».

Он будет рассказывать не только о Высоцком, но и о людях, которых творчество Владимира Семеновича привело в искусство. Кстати, начало коллекции музея было положено несколько недель назад: известный фотограф, летописец жизни и творчества Высоцкого Валерий Плотников, чья выставка сейчас проходит в Казанской ратуше, подарил городу пару редких снимков артиста.

А музей соцбыта и его младший брат «Музей счастливого детства» отправляются в турне. «Музей в чемодане», в котором будут собраны интереснейшие экспонаты советской эпохи, едет в Турцию, Францию и Германию. Интерес к реалиям «страны советов» за границей есть. А казанцы в этом смысле счастливцы: чуть заностальгируешь можно пойти на Университетскую и окунуться в прошлое. В самое настоящее, без прикрас и романтического флера.

Фоторепортаж

Татьяна Мамаева, фото и видео: Роман Хасаев

Новости партнеров