Программа развития туризма в Казани: долго, трудно, на свои

Новая программа развития туризма в столице РТ прогнозирует падение темпов прироста турпотока и не объясняет, как достичь даже этих скромных показателей

Утвержденная постановлением исполкома Казани на минувшей неделе программа «Развитие туризма в г. Казани на 2016–2018 годы» не содержит самого главного — финансовой части, точнее, расходной составляющей. Тем не менее, как выяснило «Реальное время», в документе указаны доходы относительно расходной части. При ближайшем рассмотрении программы в ней обнаруживается несоответствие заявленным цифрам, а вот каких-то особенных новшеств в методах увеличения турпотока там нет. Впрочем, и сами темпы его прироста, особенно после критики со стороны премьер-министра РТ Ильдара Халикова, вызывают вопросы.

Программа без финансов

Программа развития туризма в Казани на ближайшие 3 года вызывает вопросы с первых строк. В титуле программы уже изначально констатируется: «Финансирование программы будет осуществляться при наличии источников и в пределах средств, выделяемых на эти цели».

Эта оговорка тем более выглядит странной, если учесть, что на самом деле запланированные цифры на 2016 год и минфину РТ, и исполнительной власти города известны: с 2016 года бюджет города верстается по программно-целевому принципу, и туристическая отрасль, наряду с другими, в бюджет входит. В программе должны быть заданы объемы финансирования хотя бы по 2016 году и плановые цифры до 2018 года (потом можно пересмотреть). Только в этом случае ее можно действительно использовать в работе.

В Комитете содействия развитию туризма г. Казани, который и должен обеспечить успешную реализацию программы, «Реальному времени» пояснили: «Сейчас программа утверждена, но по поводу выделенных средств речи пока не идет».

Падение темпов в два раза

Критерии оценки успешной реализации программы обозначены вполне конкретно:

«Реализация целей и задач программы позволит достичь к 2018 году следующих показателей: увеличение ассортимента туристских маршрутов и программ; увеличение туристско-экскурсионного потока в г. Казань до 2,5 млн чел. в год; увеличение коэффициента загрузки средств размещения на 10-15%».

При этом в программе сообщается о росте туристического потока в предыдущие годы:

«Ежегодный рост туристского потока в среднем составляет 15%. Если в 2008 году Казань посетили 850 тыс. туристов, то в 2014 году количество туристов составило 1 750 тыс. человек, что на 14,3% больше, чем в 2013 году (1,5 млн чел.). В 2015 году рост потока составил 20%: прибыло 2,1 млн туристов».

Число туристов и экскурсантов, тыс. чел.

Однако если посмотреть главную цель программы, то мы видим увеличение турпотока до 2,5 млн человек в год к 2018 году — за 2 года турпоток вырастет примерно так же, как за один 2015 год, то есть на 19%, или на 9,9% ежегодно. Темп прироста потока оказывается в два раза ниже, чем в прошлом году, и в полтора — чем в среднем за все годы.

Но ведь совсем недавно премьер-министр РТ Ильдар Халиков на коллегии Государственного комитета РТ по туризму раскритиковал показатели прошлого года: «Я по-прежнему считаю, что мы имеем значительно больший потенциал, не говоря уже о том, что мы вложили серьезные средства в то, чтобы был существенный поток. Речь идет не об удвоении, речь идет о значительно больших цифрах: нам необходимо увеличивать поток в три и более раз». Правда, в своей критике премьер делал упор в первую очередь на показатели Свияжска и Болгара, но ни для кого не секрет, что увеличить турпоток того же Свияжска без роста показателей материнской Казани практически невозможно. Логистически остров-град привязан к Казани, и все потоки так или иначе идут через столицу РТ.

Так 19% или 30%?

Интересно, что в самом Комитете содействия развитию туризма г. Казани называют другие плановые цифры прироста туристов — 30% вместо обозначенных в программе 19%:

— В среднем у нас получается, что прирост туристов в год составляет 15%, — прокомментировали программу корреспонденту «Реального времени» в комитете. — В 2015 году был высокий процент из-за проведения крупного спортивного мероприятия — ЧМ по водным видам спорта в Казани, соответственно, у нас получился больше прирост — 2 млн 100 человек. А к 2020 году будет 3 млн. Мы каждый год планируем порядка 15% наращивать: в следующем плюс 15%, через год так же. А в 2018 году у нас будет чемпионат мира, и пока мы не строили прогнозы на этот период. Просто мы всегда такие данные приводим, что в среднем 15%, если какие-то мероприятия случаются, как Универсиада или чемпионат мира, то больше поток — примерно 20%, ну и, как правило, мы подтверждаем наши прогнозы уже фактами реальными.

Увеличить турпоток Болгара или Свияжска без роста показателей материнской Казани практически невозможно. realnoevremya.ru/Михаила Козловского

Стократные доходы и «потерянные» миллиарды

Несмотря на отсутствие расходной части программы, в ней содержатся расчеты доходов столицы РТ от ее реализации.

«Экономическую эффективность настоящей программы можно рассчитывать на основе проектных показателей туристских потоков. Если доходами от программных мероприятий считать поступления в экономику города во время пребывания туристов и экскурсантов в г. Казани, то при средних расходах одного туриста, равных 5 тыс. руб., и ожидаемом приросте потоков туристов на каждый затраченный по программе рубль экономика города получит около 100 рублей дохода».

Вообще, стократные доходы выглядят, мягко говоря, фантастическими. Кроме того, совершенно неясно, как смогли составители программы рассчитать доходы относительно расходов, не имея в программе собственно самой расходной части?

Однако даже если не учитывать эти странности, показатели программы все равно не «бьются» с отчетными цифрами за прошлый год. Если турпоток составил в 2015 году 2,1 млн туристов, то по нехитрому расчету, исходя из цифры в 5 тыс. рублей с туриста, в экономику города пришло не менее 10,5 млрд рублей. Но на той же коллегии в отчете главы госкомитета по туризму была обозначена цифра в 7,9 млрд рублей по всей республике.

В планах по развитию событийного туризма — в основном уже обкатанные мероприятия. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Привлекая проверенными шоу

В планах по развитию событийного туризма новаций мало. В списке — в основном уже обкатанные мероприятия:

«В рамках событийного туризма необходимо: усилить работу по проведению мероприятий под эгидой известных операторов («Велоночь», «KazanStreetRacing», мотофристайл-шоу «Adrenaline FMX Rush»); продолжить работу над развитием нишевых продуктов (фестиваль «Сабантуй», «Культурный сдвиг», «LikeitArt», гастрономический фестиваль «Вкусная Казань», «Новогодняя ярмарка», «Открытие туристического сезона»)».

Велоночи, которая оказалась успешнее не только московской, но и нью-йоркской, вообще почему-то уделяется очень много внимания в программе:

«В 2014 году впервые в Казани в рамках международного проекта Velonotte International прошла Казанская звездная Велоночь. Проект собрал более 3000 участников, жителей и гостей города. Первая казанская велоночь объединила велосипедистов из Турции, Италии, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ярославля и городов Республики Татарстан. Учитывая, что для Казани это был первый опыт участия в подобном проекте, результаты поразительные. В Нью-Йорке в первый год участие приняло 300 чел., в Лондоне — 500 чел., в Риме — 700 чел., в Стамбуле — 4000 чел., в Санкт-Петербурге — 5000 чел., в Москве — всего 100 чел. Столь успешное проведение мероприятия свидетельствует о необходимости сделать проведение казанской велоночи ежегодным. В 2015 году казанская звездная велоночь собрала уже около 5 000 участников. Город не должен останавливаться на достигнутом...»

Предлагается усилить работу по проведению мероприятий под эгидой известных операторов («Велоночь», «KazanStreetRacing», шоу «Adrenaline FMX Rush»). realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Непочатый край работы вдали от Казани

Вообще, самым проработанным и наиболее подробным выглядит план работ и выездных мероприятий по продвижению бренда Казани за пределами Татарстана:

«Решение задачи по формированию конкурентоспособного туристского продукта и его продвижению на внутреннем и международном туристских рынках предполагает проведение мероприятий по: организации проведения и участия в ежегодных международных и региональных туристских выставках, таких как SITF-2015 в Сочи, World Travel Market в Лондоне, MITT в Москве, KITS в Казани, PITE во Владивостоке; изданию каталогов, буклетов и иной рекламно-информационной продукции по внутреннему и въездному туризму (информационная поддержка туристов и др.); распространению информации о туристском потенциале и событиях в г. Казани в профессиональных СМИ в России и за рубежом, проведению презентаций и ознакомительных поездок для СМИ; продвижению бренда г. Казани, изготовлению сувенирной презентационной продукции в стилистике бренда, проведению промокампаний по поддержке бренда; организации баннерной рекламы о г. Казани в городах России...»

«Мне очень интересно посмотреть на аналитиков, которые это делали; по нашим прогнозам — совершенно другие цифры»

Мы попросили экспертов отрасли, не связанных с реализацией программы, прокомментировать ее положения.

Оксана Саргина, руководитель Центра развития туризма Республики Татарстан

— Я разговаривала с Михаилом Зотовым [директор МБУ «Комитет содействия развитию туризма г. Казани», — прим. ред.], он сказал по поводу финансирования следующее: «Будет — будем делать, не будет — ну, вялотекущее что-то будем стараться делать». Пока неизвестно, сколько выделено и выделено ли вообще.

Мне очень интересно посмотреть на аналитиков, которые это делали. По нашим прогнозам — совершенно другие цифры. И вот лично за свои статистические данные я могу головой ручаться. У нас вообще темп роста — это минимум 15% в год. Может быть, у них там опечатка какая-то.

Система подсчета турпотока — это автоматизированная система учета, которая должна стоять на всех объектах показа — ну, по-хорошему. Должны аккумулироваться данные всех министерств и ведомств, таких как УФМС, Татстат, таможня и прочее. То есть так, как это делается в развитых странах. Все эти показатели должны быть интегрированы в одно, а не как у нас. В Финляндии, например, есть такая система TCI: при соблюдении определенных параметров и сбора статданных с министерств и ведомств они интегрируются в определенную систему учета, которая сама просчитывает все. Определяются экскурсанты, которые посетили республику или город, туристы, которые там проживают, однодневные посещения, как именно люди жили и прочее. В любом случае, нам надо над этим работать. Пока мы учимся, находимся в процессе.

Азамат Сабиров, генеральный директор агентство AVT

— Если вообще рост какой-то предполагается, то это, в принципе, неплохо, потому что ситуация такая, что хорошо бы сохранить тот поток, который сейчас есть. Когда говорят, что будет плюс 20%, значит наши ребята ставят для себя реальные планы. Если говорить о перспективах, то могу сказать, что туризм и продажи — это как пальцем в небо ткнуть. Никто не знает, что будет завтра. В России «завтра» — это что-то из серии фантастики.

Рамиль Мифтахов, президент Ассоциации туристских агентств РТ

— Не могу сказать, по какой логике они эти цифры дают, но если такой прирост запланирован, то, возможно, они понимают, что нельзя все время быть на пике. Что-то может измениться, не все же каждый год будут ездить в Казань.

Об увеличении турпотока говорить, несомненно, можно. Ну, назовите мне хоть один город, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, который имеет такой же туристический потенциал, как наш регион. И все это ежедневно развивается, продвигается, создается новый турпродукт, что в совокупности заставляет людей чаще слышать о нашем городе и приезжать сюда. В перспективе, планку, установленную в документе, мы точно можем преодолеть. За три года мы, может быть, и лучший результат покажем.

Перспективы развития Казани гораздо лучше, чем у многих других городов, считает Александр Ракушев. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Александр Ракушев, генеральный директор Bilyar palace hotel

— Это все зависит от предложенного качества, сервиса отелей — существующих и вновь открываемых. Также от способностей предложить этот продукт. Тяжело судить на три года вперед при нашей ситуации в стране, но могу точно сказать про наш отель — у нас из года в год идет прирост. Вообще, это командная игра, в которой должны участвовать не только отельеры, но и власти города, городской бизнес. Этот вопрос не так просто рассматривать. Все-таки мне кажется, что перспективы развития Казани гораздо лучше, чем у многих других городов. Вообще, я бы ставил этот показатель больше, надо обязательно подумать и об оптимистичном прогнозе на эти три года.

Альберт Бикбов, Лина Саримова
Аналитика

Новости партнеров