«Нэфис» открыл второй фронт «мыльной» войны против Procter&Gamble

Компания через ФАС добилась запрета рекламы стирального порошка конкурента и штрафа в 100 тысяч рублей

«Нэфис» одержал очередную победу над своим основным конкурентом на российском рынке — международной корпорацией Procter&Gamble, на этот раз в сегменте стиральных порошков: компания доказала, что три порошка от трех разных производителей отстирывают одинаково. Сама же «мыльная» война двух мощных игроков идет на протяжении уже 13 лет. Наряду с «майонезной» войной против «Эссена» она стала главным признаком работы компании на российских рынках.

Все отстирывают одинаково

ФАС России оштрафовала на 100 тыс. рублей ООО «Проктер энд Гэмбл» как рекламодателя за недостоверную и некорректную рекламу своей продукции — стирального порошка Ariel. Реклама распространялась на федеральных телеканалах РФ в период с января по октябрь прошлого года.

Интересно, что жалобу на видеоролик в ФАС России подало ПАО «Нэфис Косметикс». Как рассказали, «Реальному времени» в пресс-службе компании, «Нэфис» обратился в ФАС России с претензией в сентябре 2015 года. С сентября по январь «ведомство рассматривало заявление, в рамках чего делали дополнительные исследования».

Как сообщает пресс-служба компании, экспертиза, проведенная ООО «НИЦБЫТХИМ», «подвергла испытаниям на удаление пятен премиум-порошки Ariel, AOS и Persil (продукция Henkel AG, — прим. ред.) трех разных производителей. В результате было получено заключение, согласно которому Ariel отстирывает пятна не лучше других порошков премиум-сегмента. Таким образом, было установлено, что заявления ООО «Проктер энд Гэмбл», транслирующийся по российскому телевидению, не соответствуют действительности».

25 января ФАС признала рекламу ненадлежащей и нарушающей ФЗ «О рекламе». Антимонопольщики посчитали, что в ролике содержится некорректное сравнение стирального порошка Ariel с порошками премиум-класса других производителей, а также сообщаются недостоверные сведения о преимуществах стирального порошка Ariel перед конкурентами.

Позиция компании «Проктер энд Гэмбл» пока неизвестна: на момент публикации официальный комментарий от нее получен не был.

13 лет «мыльной» войны P&G и «Нэфиса»

Фактически решение ФАС стало отголоском нового этапа «мыльной» войны казанского «Нэфиса» с корпорацией Procter&Gamble, которая тянется без малого 13 лет. Открытые рекламные бои за российский рынок бытовой химии между компаниями начались в 2003 году. Тогда P&G пожаловалась в ФАС на рекламный ролик средства для мытья посуды AOS производства «Нэфис», в котором утверждалось, что средство полностью смывается водой. Юристы корпорации уверяли, что ни одно моющее средство полностью смываться с посуды не может в принципе, если судить по результатам испытаний, проводимых в соответствии с ГОСТом. Антимонопольное ведомство приняло эти доводы и заставило «Нэфис» убрать ролик.

Однако следующие несколько боев остались за «Нэфисом». В 2005 году казанская компания взяла верх на другом фронте войны. В ходе масштабной PR-акции на «Казанской ярмарке» после народного поедания плова одной бутылкой средства было отмыто 9 664 тарелки. Цифра оказалась рекордной и была официально зафиксирована в Книге рекордов России. До этого лучший результат принадлежал как раз Fairy производства P&G. Параллельно AOS был признан победителем в программе «Контрольная закупка» на Первом канале, опередив все тот же Fairy. Затем «Нэфис» переманил у P&G актера Андрея Градова, рекламировавшего Fairy. Новая реклама AOS с его участием выглядела просто пощечиной транснациональной корпорации: актер в ролике заявил, что «то — работа, а на самом деле для семьи я выбираю лучшее, то есть AOS».

После таких побед «Нэфис» вернулся на судебный фронт: в августе 2006 года уже казанцы пожаловались на рекламу Fairy, в которой говорилось о полной «смываемости» средства с посуды. ФАС оказалась последовательной и признала ролик P&G недостоверным, хотя штраф наложен не был. Однако параллельно ОАО «Нэфис Косметикс» проиграло дело о рекламе своего другого моющего средства — «Капли Сорти». Правда, тогда дело было возбуждено по обращению Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), но эксперты были уверены, что без участия конкурентов не обошлось. В рекламе говорилось, что на мытье посуды затрачивается больше импортного средства, чем средства «Капли Сорти». Тогда ролик запретили, а на «Нэфис» наложили штраф в размере 40 тыс. рублей.

Третий серьезный этап «мыльной» войны P&G и «Нэфис» начался после перерыва, в 2012 году. Транснациональная корпорация запустила рекламу все того же Fairy. В ролике сравнивали это средство с другим «популярным моющим средством», в оранжевой бутылочке которого легко угадывался намек на AOS. На федеральных каналах ролик продержался 5 месяцев, пока «Нэфис» готовил судебный ответ. В июне через ту же ФАС казанской компании удалось заблокировать рекламный ролик.



«Нэфис» давно известен на рынке своей агрессивной борьбой с конкурентами. Самая известная и затяжная «майонезная» война с елабужским «Эссен Продакшн» ведется до сих пор. На фото Максима Платонова — совладелец «Нэфис Косметикс» и КЖК Ирек Богуславский

2015 год начался с боев за пластиковую тару: компании обменялись исками по поводу сходства плоских бутылок Fairy и Sorti. Но летом очередная стычка закончилась ничем. А осенью неожиданный подарок казанцам преподнес Роспотребнадзор, который потребовал от торговых сетейизъять с полок продукцию нескольких иностранных производителей, в том числе и один из видов Fairy. Видимо, после этого в «Нэфисе» и приняли решение открыть второй фронт «мыльной» войны — на этот раз в сегменте стиральных порошков. Будет ли P&G предпринимать ответные действия, пока неясно.

Воинствующий «Нэфис»

Впрочем, «Нэфис» давно известен на рынке своей агрессивной борьбой с конкурентами, в том числе и в сегменте стиральных порошков. В 2002 году компания Ирека Богуславского со своей тогда еще «Каплей Сорти» задавила на рынке прежнего лидера среди российских производителей — самарскую компанию «Весна» с ее популярной «Каплей». Затем казанская компания отметилась затяжной войной с концерном «Калина» за порошки и детскую косметику. В 2010 году от «Нэфиса» досталось — опять же за телевизионную рекламу — и стиральному порошку Dosia от международной корпорации «Рекитт-Бенкизер».

Кроме войн на рынке бытовой химии группа компаний «Нэфис» активно борется и на масложировом рынке. Казанцы отметились целой серией майонезных войн. «Нэфис» буквально раздавил в суде челнинскую компанию «Счастливые времена» и потолкался локтями с нижегородской группой компаний «НМЖК». Однако самая известная и затяжная «майонезная» война с елабужским «Эссен Продакшн» ведется до сих пор.

Дмитрий Семягин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров