«Пропавший имам»: СКР не исключает, что бывший «связной» Татарстана с салафитским Востоком убит

О роли Сулеймана хазрата Зарипова в «дружбе» республиканского духовенства начала 2000-х годов со спонсорами из Саудовской Аравии, Катара и ОАЭ

Родственники пропавшего в выходные 57-летнего имама Сулеймана Зарипова не исключают, что он был задержан сотрудниками ФСБ, а сотрудники Следкома РТ возбудили дело об убийстве. Журналисты «Реального времени» отследили маршрут пропавшего казанского имама и его спутника из ОАЭ и встретились с последним человеком, который видел их.

Что Сулейман хазрат делал в Мордовии

Как стало известно «Реальному времени», пропавший на границе Татарстана и Ульяновской области 57-летний имам Сулейман Зарипов возвращался домой из Мордовии. Вместе со спутником-арабом по имени Хууджа Абде Наджим Элдим из ОАЭ он прибыл в субботу вечером, встретился с руководством ДУМ Республики Мордовия, переночевал в гостинице и примерно в 10 утра выехал в Казань.

— Это был чисто братский визит, Сулейман хазрат не впервые приезжал сюда, и в этот раз ничего подозрительного ни в словах, ни в поведении, ни в настроении мы не заметили. Будем надеяться, что все обойдется и они найдутся, — рассказал «Реальному времени» муфтий Мордовии Илдуз Исхаков. — Я только что разговаривал с его зятем Гумаром по телефону. Он рассказал, что машина [пропавшего] была аккуратно припаркована и закрыта на сигнализацию.

Пообщавшись с мордовскими мусульманами, журналист «Реального времени» выяснила, что визит гостей из Казани совпал с торжественной отправкой благотворительного груза в Донбасс из мусульманского села Белозерье: КАМАЗ с 12 тоннами продуктов питания (сахар, мука, сгущенка, сливочное масло, крупы) отправился на Украину в воскресенье утром. В сельсовете Белозерья рассказали, что при отправке присутствовали мусульманские священники, но были ли среди них Сулейман хазрат и его спутник-иностранец, ответить затруднились. В свою очередь муфтий Мордовии такую возможность отрицал, утверждая, что в Белозерье казанские гости вообще не ездили.

«Я последний, кто его видел»

Ближе к 14 часам «Тойота» Зарипова въехала в буинское село Старый Студенец. Имам сельской мечети Линур Сабирзянов вспоминает: о своем путешествии и своем спутнике Сулейман хазрат не рассказывал, от чая отказался. Более того, гости так торопились, что в общем намазе участия не приняли, прочитали короткий, как путешественники, и уехали. «Я последний, кто его видел… Пока никаких новостей о его судьбе нет», — говорит Линур хазрат. К слову сказать, Сабирзянов был ранее мухтасибом Буинского района и ушел в 2010 году в отставку после прихода команды Илдуса Файзова.

Сегодня в буинском медресе должно было состояться собрание имамов района. Вместо этого священнослужители обсуждали вопрос о поисках пропавшего коллеги. В полиции им заявили, что необходимости в волонтерской помощи пока нет.

Сотрудники МЧС по РТ также не привлекались к поисковой операции. Исчезновение видного исламского деятеля почти сразу же оказалось в ведении сотрудников ФСБ и МВД. Чуть позже расследование возглавили представители Следственного комитета, возбудив уголовное дело об убийстве.

Линур Сабирзянов сообщил, что о своем путешествии и своем спутнике Сулейман хазрат не рассказывал, от чая отказался.
realnoevremya.ru/Лины Саримовой

Таинственный спутник и ФСБ

В ДУМ РТ о гражданине Арабских Эмиратов Хуудже Абде Наджим Элдиме, сопровождавшем казанского имама, рассказывать не стали. В источниках, близких к ДУМ, ходит слух, что пропавший нашелся… в ФСБ! Якобы его задержали из-за претензий к спутнику-иностранцу.

— Вполне может быть такое. Если их нигде нет, может, они у спецслужб, — говорит дочь пропавшего Нурия.

— А вы звонили в ФСБ?

— Звонили, говорят, их там нет. Да и этот араб сюда очень часто приезжал, его представители всех государственных органов хорошо знают.

Журналисту «Реального времени» удалось связаться с бывшим муфтием РТ Гусманом Исхаковым, который также состоит в родстве с пропавшим. «Я сейчас за границей. Сам очень переживаю», — сообщил экс-муфтий РТ. На вопрос об иностранце и возможных претензиях ФСБ он отвечать не стал.

На арабские деньги

Тем временем личность пропавшего сегодня при невыясненных обстоятельствах Сулеймана Зарипова является ключевой для понимания процессов, происходивших в Татарстане до дерзких терактов 2012 года, когда погиб Валиулла Якупов и была взорвана машина главы ДУМ РТ Илдуса Файзова. Именно Зарипова, который приходится родственником предшественнику Файзова Гусману Исхакову и долгое время работал заместителем руководителя ДУМ РТ, считали куратором от религиозной верхушки республики по взаимодействию с Саудовской Аравией и арабскими странами Ближнего Востока.

Вспоминается череда мероприятий — форумов, конференций и встреч — исламских организаций родом из Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ и других стран, созданием которых занимался Зарипов по поручению Исхакова. Не секрет, что в вину команде Исхакова ставилось то, что они если и не способствовали, то по крайней мере не противодействовали распространению в Татарстане идей салафитского исламизма — в частности, через Российский исламский университет, которым формально руководил Гусман хазрат, но непосредственно образовательным процессом управлял именно Зарипов.

После прихода в ДУМ РТ нового руководителя Илдуса Файзова сменилась вся верхушка духовного управления, в том числе лишился кресла и Зарипов. Иначе быть и не могло, поскольку Файзов довольно резко сменил курс ДУМа, ознаменовав переход от идей салафитского толка к ханафитскому, традиционному исламу.

После этого Зарипов формально был трудоустроен в казанскую мечеть «Нурулла», где главным имамом был другой родственник семьи Гусмана Исхакова, бывший муфтий Татарстана Габдулла Галиуллин. Зарипов читал в мечети пятничные проповеди и даже иногда проводил никахи. В последнее время деятельность Зарипова, как и прочих членов команды Гусмана хазрата Исхакова, стала непубличной.


Ирина Плотникова, Лина Саримова, Сергей Кощеев

Новости партнеров