«В Крыму понимают, что ни Египта, ни Турции нет, ребята-отельеры решили заработать»

Скачок цен на черноморских курортах и отсутствие дешевых зарубежных направлений могут заставить россиян отдыхать внутри страны

К лету большинство россиян могут фактически лишиться возможности отдыхать на море. Курорты Крыма и Краснодарского края повышают цены на 20-30% и ограничивают раннее бронирование. Ближнее зарубежье пока не стало альтернативой Турции из-за плохо развитой туристической инфраструктуры. Европейские курорты не могут стать решением проблемы из-за низкого курса рубля и виз. Провальные новогодние каникулы стали подтверждением серьезных проблем в отрасли. На этом фоне самыми привлекательными становятся внутренние, не морские города России. Подробнее — в материале «Реального времени».

Дорожающий Крым

Импортозамещение Турции и Египта российскими курортами этим летом может не сработать. В конце января — начале февраля черноморские курорты неожиданно для своих потенциальных клиентов стали повышать цены. И это притом, что руководство того же Крыма прямо заявляет, что к сезону, возможно, проблема с электроэнергией не будет решена, и призывает своих отельеров не давать необоснованных обещаний.

— Что касается подорожания российских гостиниц на 20-30%, это касается преимущественно Крыма, — считает Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР). — Краснодарский край подходит к этому разумнее; были такие заявки, но в ходе переговоров с туроператорами мы видим, что там более трезвый взгляд на ценообразование. Увеличение цен в Крыму, видимо, связано с преувеличенными ожиданиями от сезона, а также с тем, что Крым живет туризмом и пытается решать свои проблемы в течение холодного времени года повышением цен на гостиницы. Эта логика понятна, они ожидают, что спрос будет зашкаливать. Но здесь нужен определенный баланс. С сильной диспропорцией цены и качества сезон может получиться другим.


Рамиль Мифтахов, генеральный директор агентства индивидуального туризма «Персона Грата», президент Ассоциации туристских агентств РТ, в качестве причины повышения цен вообще называет жадность отельеров.

Рамиль Мифтахов: «Люди понимают, что ни Египта, ни Турции нет, и все поедут к ним. Ребята-отельеры решили заработать». Фото morekrim.ru

— Люди понимают, что ни Египта, ни Турции нет, и все поедут к ним. Ребята-отельеры решили заработать. В этом году основным критерием выбора для массового туриста будет финансовая составляющая. Если отели поднимут цены на значимый уровень (на 5, 7, 10 тысяч), люди вообще не поедут. Тогда ни наши старые черноморские, ни крымские курорты просто не увидят этих туристов. Надо на самом деле очень аккуратно вести политику в этом смысле. Сейчас другие реалии, другая действительность, которая не соответствует той действительности, тем прекрасным временам, когда курс доллара был 30.

Сэкономить на раннем бронировании не удастся

Параллельно с повышением цен отельеры «отрубают» и еще одну возможность сэкономить — ранние бронирования.

— Многие отели, в том числе и крымские, перестали давать специальные цены для раннего бронирования, да еще повысили цену, — продолжает Рамиль Мифтахов. — Гостиницы ждут мая, когда могут дать высокую цену и заработать больше. Но многие туроператоры не готовы по таким ценам покупать.

Проблемы с бронированием туроператоры и турагентства ожидали и раньше, о чем их представители рассказывали на бизнес-бранче «Реального времени» накануне Нового года. Однако сейчас эти проблемы стали реальностью. Причем это же наблюдается не только в Крыму.

— Российские гостиницы в Краснодарском крае работают по раннему бронированию неохотно, — рассказывает Леонид Пресс, генеральный директор туристической компании «СТЕН». — Они не понимают, зачем должны скидывать цену, ожидают, что в сезон и так будут заполняться. Сочи и Анапа всегда заполнялись — если, конечно, не поднимать цены; вот Анапа в прошлом сезоне подняла цены, так там никого не было. В Турции было ранее бронирование, потому что туда продавали в основном пакетные туры крупные туроператоры, которые нуждались в оборотных средствах круглый год. Поэтому естественно, что они, вместо того чтобы брать кредиты в банках под бешеные проценты, просто договаривались с гостиницами и получали живые деньги от покупателей.

Даже если повышенные цены не станут преградой, остаются еще две существенные проблемы: логистика и нехватка мест.

— Крым не может вместить столько людей, сколько даже хотят поехать, потому что у нас нет железнодорожного сообщения с Крымом, — считает Леонид Пресс. — Остаются только самолеты, а аэропорт маленький, он не может вместить столько самолетов, сколько нужно. С паромами люди уже намыкались. Пока не построят мост, ждать от Крыма результатов очень сложно.

Впрочем, если с логистикой все не так просто, то по крайней мере с местами Татарстан попытался решить проблему, когда профсоюзы РТ выкупили крупный санаторий «Форос».

Абхазия, Грузия, Азербайджан, Армения не стали альтернативой Турции

На переориентацию российских туристов на другие близкие направления — Абхазия, Грузия, Азербайджан, Армения — участники рынка смотрят скептически. И тому сразу несколько причин, первая из которых — это инфраструктура.

— Могут ли Крым с Абхазией стать альтернативой Турции, большой вопрос, — сомневается Майя Ломидзе из АТОР. — Конечно, какая-то часть хочет поехать на море и ищет наиболее доступные варианты. Но есть часть людей, которые хотят поехать именно в такие условия, как были в Турции. Тут важна не только сама цена, но и то, что хочет человек получить по этой цене, — и тогда на первый план выходят зарубежные направления. У нас нет такой системы отдыха, какая была в Турции. Это не хорошо и не плохо, но такой системы у нас нет.

Причем речь идет не только об уровне сервиса, но и о количестве мест размещения.

— В случае с Абхазией очень мало объектов размещения, я уже не говорю про уровень сервиса, — рассказывает Леонид Пресс. — Страны СНГ, думаю, не смогут стать альтернативой. Например, Батуми — небольшая отельная база, тяжело добираться. В Грузию у нас люди едут, но это единичные случаи. А больше у нас моря, к сожалению, нигде нет.

По мнению Сергея Пасечника, генерального директора Companion SP, логистические трудности фактически нивелируют достоинства этих направлений по цене:

— Если говорить про страны СНГ, то остальные направления не очень доступны по цене, хотя при этом и очень достойны; в часть из них нужно лететь с пересадкой.

Непонятно когда возвращающийся Египет

Определенным спасением может стать возвращение Египта как туристического направления. Впрочем, о такой возможности все участники рынка говорят с осторожностью.

— Египетское направление вернется, только непонятно, когда, — рассуждает Майя Ламидзе из АТОР. — Я думаю, что оно вернется не через год, а раньше. С его возвращением, конечно, картина спроса изменится. Причем это повлияет не только на выездной туризм, но и на внутренний. Все, конечно, зависит от цен, но есть основания предполагать, что цены будут очень доступные.

О том, что туры в Египет могут быть разрешены к лету, говорит и Леонид Пресс из «СТЕНа»:

— Египет, я думаю, скоро откроют — где-нибудь в мае. Но Египет — не очень хорошее направление для летнего отдыха — там очень жарко. Отдыхать там хорошо несколько месяцев в году — это март, апрель, май и вторая половина сентября, октябрь, первая половина ноября. Зимой там холодно, а летом — жарко.

Интересная Европа, ограниченная визами

В этих условиях туроператоры и турагентства пытаются найти другие направления.

— Турцию и Египет может заменить Греция и Испания, Израиль, Иордания и Тунис, — рассказывает Сергей Пасечник. — Предложения по этим странам есть и по хорошим ценам. Есть тот же Вьетнам из Казани — не дороже Турции. Пока что есть хорошие предложения по раннему бронированию на Сочи, по Греции, Испании, Болгарии. Они будут востребованы больше всего. Но, кроме этого, есть озера Финляндии с прямым перелетом из Казани, планирует открываться Чехия.

Однако и по этим направлениям возникают проблемы наличия мест и логистики.

— Греция, Кипр, Крым, Сочи и Болгария вместе могут дать увеличение тысяч на двадцать, не больше, — считает Пресс. — Там не готова отельная база, транспорт: в Турцию летало три рейса в день, заменить это ничем не удастся. То, что мы операторы выездного туризма, очень сильно помогает: мы уже подготовили Италию с перелетом регулярными рейсами, Францию. Рейсов достаточно много, авиакомпании работают со своими хабами — «Аэрофлот», FinnAir, Turkish Airlines, весной придут чехи. Это очень удобно: человек садится в самолет в Казани, вещи идут сразу в точку назначения, а человек выходит в хабе, пересаживается на другой рейс и летит дальше. Формат отдыха, конечно, другой. Но, на наш взгляд, он поинтереснее, чем формат отдыха в Турции, где люди просто кушают, пьют алкоголь и лежат на пляже. А Италия и Франция интересны с точки зрения познавательного туризма: кроме того, что там тоже можно кушать и лежать на пляже, еще и есть что посмотреть.

Однако все эти планы натыкаются на еще одну проблему, а именно оформление виз, для получения которых теперь нужны данные биометрии.

— Другой вопрос, что часть этих стран — визовые. У Болгарии, например, есть определенные преимущества перед Грецией: она визовая, но нет биометрии, — поясняет Ломидзе. — Очень хорошие шансы в этом контексте у Кипра: туда тоже нужна виза, но виза электронная. Правда, гостиничная база там меньше рассчитана на российский рынок, чем в Турции, — там всегда была довольно большая доля немецких и британских туристов. Визы в Грецию и другие страны Евросоюза для многих служат препятствием, тем более многие думают, что визовые документы нужно оформлять самому, хотя турагентства в этом помогают. Человеку нужно будет просто приехать в визовый центр и сдать отпечатки пальцев. Другой вопрос, что этих визовых центров по стране не так уж и много, всего 20.

Наконец, главная проблема — это взлетевший курс евро, зашкаливающий в обменниках за 90 рублей.

«Исключенные из реестра туроператоров юрлица не восстановлены, но компании работают нормально»

Некоторые трудности могут возникнуть и из-за ограничений, наложенных на «турецких» туроператоров, ведь именно эти компании были одними из крупнейших игроков на рынке. Они имеют собственные инфраструктурные сети на самых популярных направлениях: иностранные представительства, штат, автопарк, контракты с авиакомпаниями. Впрочем, опрошенные эксперты уверены, что фактически эти ограничения не сказались на работе компаний.

— Исключенные из реестра туроператоров юрлица не восстановлены, но компании работают нормально, используя те юрлица, которые остались в реестре, — рассказывает исполнительный директор АТОР. — Причины невосстановления в реестре никому не известны. На наш взгляд, это прямое нарушение закона. Туроператоры исправили ошибки, перерегистрировали и привели юрлица в соответствие с требованиями Ростуризма, подали документы. В течение пяти рабочих дней Ростуризм по закону о туризме должен или восстановить юрлица в реестре туроператоров, или предоставить письменный обоснованный отказ. Нет ни того, ни другого, а со стороны турецких граждан прямого владения этими юрлицами не было. Реальные причины исключения туроператоров из Росреестра так и не были озвучены. Но что касается других юридических лиц этих туроператоров, если бы у Ростуризма был хоть микроскопический повод исключить остальные юрлица из реестра, они бы это уже сделали.

Несмотря на то, что фактически операторы продолжили работу, действия Ростуризма заставили задуматься всех игроков рынка.

— В данном случае ничего критичного не произошло: и Coral, и «Анекс», и «Пегас» продолжают работать, просто по другим юрлицам, — рассказывает Рамиль Мифтахов, генеральный директор агентства индивидуального туризма «Персона Грата», президент Ассоциации туристских агентств РТ. — Странное действие Ростуризма (30 декабря в 18 часов выпустить такой пресс-релиз), конечно, ввело в ступор и в панику туристов, которые собирались на новый год лететь через этих туроператоров. Это было, мягко говоря, непонятно нам, представителям туротрасли. Мы надеемся, что все эти компании восстановят в правах. Все эти компании являются российскими, собственники — российские.

А Сергей Пасечник считает, что удар был нанесен и репутации компаний: «Туроператоры, которых исключили из реестра туроператоров, ищут варианты, и проблема на данный момент решена. Конечно, народ могли запугать и испортить имидж этим компаниям, но они по-прежнему работают».

«Декабрь 2015-го и январь 2016-го были самыми провальными в истории современной российской туротрасли»

Все эти проблемы делают перспективы туротрасли на предстоящий сезон довольно туманными. Не торопятся делать прогнозы и участники рынка. Ничего позитивного не показали и новогодние каникулы. И хотя премиум-сегмент пока на себе проблем не почувствовал, однако массовый рынок уже просел.

— У нас зимний сезон практически не просел, если смотреть в рублях, — рассказывает Сергей Пасечник, генеральный директор Companion SP. — Конечно, средний класс, экзотика и Египет — это все было потеряно. Но в общем сезон прошел неплохо. Сейчас наиболее популярны горные лыжи, клубный отдых.

Леонид Пресс отмечает снижение спроса: «Спад, конечно, определенный есть. Могу сказать только за свою фирму — очень многие туры мы оформляем индивидуально, как туроператоры. Спад примерно на 29%, но это по количеству людей, по количеству денег-то спада нет. Потому что курс валюты очень высокий, а мы ведь в рублях считаем».

Рамиль Мифтахов, говоря об отрасли в целом, фиксирует гораздо более серьезный провал:

— Количество туристов уменьшилось в разы, я думаю, что на 90% сдулся весь рынок, потому что массовых направлений не было, а все остальные варианты были достаточно недешевые. Поэтому я бы сказал, что декабрь 2015-го и январь 2016-го были самыми провальными за последние лет 10, а точнее сказать, в истории современной российской туротрасли. Обычно новогодние праздники — это пиковые даты и всегда хорошие продажи. А тут, мягко говоря, просто продаж не было. Горнолыжное направление — то же самое. Традиционно спрос есть, но, учитывая курс евро, поехали в основном те, кто купили пораньше по более щадящему курсу. Многие из тех, кто хотел купить тур уже ближе к Новому году, конечно, не поехали.

Новогодние каникулы подтвердили продолжение переориентации на российские направления, на которое уповали и в конце прошлого года большинство экспертов.

— Зарубежный горнолыжный туризм просел примерно на треть, российский, наоборот, увеличился, — отмечает Майя Ломидзе. — За горнолыжным отдыхом сейчас в России едут в основном в Красную поляну, Шерегеш и Абзаково. В принципе, горнолыжные курорты по всей стране отмечали рост, что вполне естественно. Прирост был зафиксирован как в организованном, так и в самостоятельном горнолыжном туризме, но, конечно, самостоятельный гораздо более распространен.

В ситуации с растущими ценами на черноморские курорты могут выиграть нестандартные для лета, «некурортные» города, в том числе и Казань, которая, возможно, сможет благодаря этому выполнить наказ премьер-министра РТ Ильдара Халикова по увеличению турпотока. Новогодние праздники, привлекшие в Казань гораздо больше гостей, чем в прошлом году, служат тому подтверждением.


Дмитрий Семягин Максим Матвеев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров