Анатолий Фомин замерит антиколлекторский запал татарстанцев

Общественная палата РТ открыла центр защиты от незаконных действий коллекторов… на два часа в неделю

В четверг в Кремле в резиденции Общественной палаты РТ состоялось открытие центра защиты от незаконных действий коллекторов. Как становится ясно из пресс-релиза, своему появлению он обязан «экономической ситуации в стране и падению доходов населения, которые одним из последствий имеют увеличение количества просроченных кредитов и увеличение количества неплательщиков».


Что делать, кто виноват и т.д.

В Общественной палате, где и происходило так называемое открытие, стоял громогласный рев семи пенсионерок, которые пришли жаловаться. Причины жалоб менялись на ходу.

— У меня просто так отключают свет!

— Мы сейчас по другому вопросу собрались, из-за коллекторов.

— Это кто?

— С должниками разбираются.

— Так тогда они ко мне и приходили и перерезали свет!

— Коллекторы?

— А кто еще-то! А что это вы спрашиваете, вы же журналист, значит вам все равно. Вообще, это вы виноваты!

— В чем?

— Что счета за квартплату большие!

Оставив на растерзание бабушкам одного оператора, журналисты и сотрудники центра гуськом пробрались на третий этаж. Среди открывающих центр были Анатолий Фомин, председатель Общественной палаты, Марат Шарафеев, заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры РТ.

Ульяновский случай как катализатор

Главными зачинщиками мероприятия стали почти коллеги коллекторов — юристы, а именно Ильнар Гирфанов, председатель татарстанского отделения Ассоциации молодых юристов России. Он также не чужой человек для ОП РТ — председатель комиссии по правовым вопросам.

Понятно, что не могли не вспомнить учредители дикий случай в Ульяновске, когда брошенная коллектором в окно бутылка с горючей смесью попала в кроватку с младенцем.

— Если бы [пострадавшие в этой «ульяновской истории»] знали, как реагировать на подобные действия коллекторов, возможно, подобной ситуации и не было бы, — с такой подачи Гирфанова обозначились функции центра. Председатель Общественной палаты РТ Анатолий Фомин поддержал его.

— В последнее время достаточно сильно обострились проблемы, условно говоря, возврата долгов. Сама метода, которая предполагает наличие коллекторских фирм, с моей точки зрения, совершенно неправильна. Если человек взял деньги в банке, то и возвращать он должен банку, — начал разговор Фомин.

Коллекторы имеют право на существование



Ильнар Гирфанов: «Да, есть те, кто нарушает законные права, с этим нужно бороться. А коллекторская деятельность как таковая — она не новая, есть и в мировом правовом обществе, просто в других странах она четко регулируется»

В беседе с корреспондентом «Реального времени» Гирфанов признался, что в помощь подобным организациям разрабатывается и нормативно-правовой документ.

— Хотят сделать документ, который бы регулировал деятельность коллекторских лиц. Хотят, чтобы были четкие правила игры: что можно, что нельзя. Исходя из этого будет какая-то ответственность, — отметил инициатор идеи Ильнар Гирфанов. На вопрос, не планирует ли Татарстан выступить с инициативой запретить коллекторскую деятельность вообще, Гирфанов ответил однозначно: нет.

— Мы же не говорим, что все коллекторы плохие. Есть те, кто действительно выполняет свою работу в правовом русле, запретить все мы не можем. Да, есть те, кто нарушает законные права, с этим нужно бороться. А коллекторская деятельность как таковая — она не новая, есть и в мировом правовом обществе, просто в других странах она четко регулируется.

Читайте договоры, там все написано

Защищать должников центр не собирается — только подвергающихся нападениям случайных людей без долгов. Остальные получат помощь в случае неправомерных действий коллекторов. А вот что является выходящим за рамки профессиональных обязанностей коллектора — вопрос открытый.

Главное, что должен знать всякий, берущий в банке деньги: если в договоре не было пункта о том, что человек согласен на передачу данных третьим лицам, коллектор не имеет права с ним контактировать.

Однако коллектор имеет право звонить и требовать вернуть долг, если таковой пункт имеется. Другое дело, если звонит он в 5 утра и говорит, что сожжет вашу семью и детей, но в таком случае помогут только доказательства. Телефонный разговор должен быть записан, чтобы было видно, сколько сейчас времени, а если он пришел лично, то лучше снимать на видео. Был затронут и вопрос угрозы в социальной сети: первым делом нужно сделать скан сообщений и заверить у нотариуса.

Центр может оказаться ненужным

По словам Ильнара Гирфанова, волна заявлений началась в конце 2015 года. Анатолий Фомин добавил, что центр создан из-за резко нахлынувших жалоб, и вполне может быть, что работа не будет продолжена — если выяснится, что подобные инциденты носят единичный характер. В противном случае не исключены и законодательные предложения.

Первоначальная задача центра — изучить имеющиеся данные. Например, прокуратура понятия не имеет, сколько из 86 тыс. заявлений за прошлый год относились именно к этой проблеме. Неизвестно и то, сколько коллекторов потенциально охотятся за должниками.

— Подобной информации нет, потому что данная деятельность не регулируется законом, соответственно, не ведется учет. Они регистрируются как обычные юридические лица, — добавил Гирфанов.

Поэтому первое время центр будет работать только два часа в неделю — по понедельникам с 11:00 до 13:00 в здании Общественной палаты.

Елена Догадина, фото автора

Новости партнеров