Геллер vs Редько: конфликт между двумя ведомствами по госзаказу поручили разрулить минэкономики

«Аппаратная» война двух конкурирующих комитетов дошла до президента Татарстана

«Аппаратная война» двух ведомств, регулирующих одну из самых проблемных сфер — госзакупки, вылилась из стен кабинетов на самый высший уровень и в публичную плоскость: о необходимости «помирить» их заявил президент республики Рустам Минниханов. Соответствующее поручение он дал министру экономики РТ на коллегии Госкомитета по закупкам РТ. Сами главы ведомств о конфликте не говорят, однако, по данным «Реального времени, дело в постепенном переходе функций от агентства по госзаказу к комитету по госзакупкам. Кроме того, именно структуре Редько отошли все заказы многочисленных ГУПов и МУПов.

Два лица татарстанских госзакупок

Противостояние двух госструктур неожиданно стало достоянием общественности в ходе, казалось бы, рядовой коллегии по итогам работы Госкомитета по закупкам РТ за 2015 год.

Отметим, что он был создан в 2014 году для регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров для госзаказчиков, возглавила новое ведомство Ольга Редько, которая до этого работала у замминистра финансов РТ, директора департамента казначейства РТ Марата Файзрахманова. При этом в Татарстане уже с 1997 года существовало Агентство по госзаказу РТ, которое с 2002 года возглавляет Яков Геллер. Портал является электронным товарно-информационным сообществом республики, проводит электронные аукционы, в том числе и по №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». На этом фоне само появление второго ведомства может показаться излишним. Однако на коллегии Минниханов упомянул его цели: «То, что мы создали госкомитет, говорит о том, что здесь (в госзакупках, в том числе и на федеральных площадках — прим. ред.) очень большое поле деятельности. Как все это объединить, сложить».

Еще одним пересечением с функциями агентства стал запуск комитетом 13 января портала закупок РТ, который призван обеспечивать доступ к информации о закупках для всех граждан страны. Портал дублирует аналогичные функции федерального сайта, но будет отличаться от него тем, что на нем будет собираться информация только по Татарстану (на общероссийском портале она тоже размещена), а также личными кабинетами поставщика и контролирующего органа. «Внедрение портала направлено на обеспечение свободного и безвозмездного доступа к системе любым гражданином Российской Федерации. На портале отражаются все сведения о закупках в рамках 44-го и 223-го закона, и здесь мы можем найти всю актуальную аналитическую информацию по всем закупкам, которые проходят в Республике Татарстан, и непосредственно по заказчикам», — поясняла тогда Редько. Отличие от геллеровского сайта agzrt.ru, на котором также публикуется информация об аукционах, в комитете объясняли тем, что новый портал — не просто электронная площадка для торгов, а более полный информационный ресурс. По-видимому, такое сжатое пояснение не устраивает и Геллера, недовольство которого заметил сегодня даже президент.

«Когда узнают, что мы из системы ЖКХ, и по морде могут дать»

Судя по всему, Минниханов решил подчеркнуть важность обеих структур для республики: он даже вызвал Геллера выступать к трибуне на коллегии «конкурирующего» ведомства, чего обычно на коллегиях не случается. Вспомнил президент и совместную работу с Геллером еще на посту премьера, когда они в 2002 году вместе узнавали значение слова «сайт». Кроме того, он несколько раз посоветовал Редько прислушиваться к словам Геллера, «пока он еще с нами, жив-здоров». Суть предложения Геллера состояла в том, что организацией госзакупок должны заниматься специальные комиссии, созданные в рамках 44-ФЗ. Он привел в пример США, где этим занимаются специальные люди. Пример Америки в нынешние времена Минниханову не понравился.

— А что в этом плохого? Я же не про политику, я про систему, — удивился Геллер.

— Ничего хорошего, — улыбнулся глава республики.

Тем не менее с мыслью он согласился. «Даже дома не все умеют покупать. То, что у тебя в кармане деньги, еще ничего не значит: если ты не знаешь качества товаров, его свойств», — рассуждал президент. Неожиданно он обратился к министру строительства, архитектуры и ЖКХ Иреку Файзуллину:

— Ты ходишь на рынок, торгуешься там? Или сразу говоришь «мне без сдачи, грузи»? Ты даже из принципа должен торговаться, эту процедуру пройти.

— Я на Чеховский рынок хожу, меня там уже все знают, — смущенно ответил министр.

— Сразу скидку дают, да? Ну или говорят: «Ирек Энварович, потом отдадите, когда деньги будут». Это, скорее всего, касается больше Санэпиднадзора и МЧС, — продолжал шутить президент.

— Когда узнают, что мы из системы ЖКХ, и по морде могут дать, — поддержал Файзуллин.

— Ну вы этого заслуживаете. От этого хуже не станет, ваша морда, она такая, железобетонная, — в конец рассмешил зал Минниханов.

«Извиняется не тот, кто виноват, а тот, кто больше дорожит отношениями»

Отдельной темой для обсуждения стала непрозрачность системы закупок из-за того, что не все документы существуют в электронном виде: почти все госзаказчики продолжают пользоваться бумажными закрывающими документами, счет-фактурами и формами отчетности. Исключение составляют сам комитет и казначейство, где электронные закрывающие документы с января были введены в пилотном режиме. А остальные сферы и ведомства, особенно строительство, продолжают «тонуть» в бумажных актах. Это вызвало бурный интерес у Минниханова и, как следствие, почти полуторачасовую дискуссию на тему того, как сделать систему легче и прозрачнее. «Надо, чтобы система была простая, как айфон или айпад», — заявил он. Геллер поддержал: порядок без открытости и электронной отчетности в закупках не навести. Однако выяснилось, что этим уже занимается комитет: он намерен с марта начать пробовать переводить все ведомства на полностью электронный документооборот при закупках. Здесь Татарстан по уже сложившейся традиции намерен стать пилотным регионом.

В речи Геллера можно было усмотреть и другой «укол» в адрес комитета. Он заявил о том, что часто конкуренция на госзакупках постановочная, а на деле торги заточены под одного поставщика. Чтобы этого избежать, он совместно с главой Роспотребнадзора по РТ Мариной Патяшиной проверяет торги на поставку продуктов питания для детских учреждении на «заточку». И такую систему глава агентства предлагает ввести повсеместно. Видимо, эта ремарка заставила главу республики включиться в негласный спор.

— У вас взаимное недопонимание, эти вещи надо убрать. Мы живем в одной республике и делаем одно и то же дело. Это относится и к вам, Ольга Андреевна, и к вам, Яков Вениаминович. На каждом этапе есть свои достижения: мы это дело начинали вместе, хорошо ли, плохо ли. Каждый шаг — это новый проект. И мы уверены, что много будет еще ошибок. Вот сейчас мы начали все централизованно покупать, с учетом того, что у нас еще федеральная площадка есть…

— Вторая федеральная площадка по реализации имущества, нас тоже признали, — подчеркнул Геллер. Напомним, Агентство по госзаказу в конце прошлого года стало одним из шести федеральных площадок по приватизации государственного имущества в электронном виде. Это означает, что торговать своим имуществом госструктуры смогут только на них.

— Поэтому мы должны найти правильные слова, чтобы вы были лояльными друг к другу. Извиняется не тот, кто виноват, а тот, кто больше дорожит отношениями. Кто-то из вас мудрее должен быть. Конкуренция должна быть, но чтобы она не переходила в конфронтацию. Мы должны друг друга поддерживать, понимать, — мягко пытался помирить структуры президент.

— Артем Алексеевич, вы должны быть координатором, собирать их, слушать — обратился он к министру экономики РТ. — Не только обиды какие-то…. а то вон Геллеру какую-то медаль не дали, он обижается…

— Мне дали, почему. У меня все медали, спасибо, Рустам Нургалиевич, наверное, больше уже не заработать, — удивился тот.

Комитету по закупкам отошли заказы всех государственных и муниципальных учреждений

Так в чем же суть конфликта, помимо пересечения функций? Очевидно, в том, что «не поделили» клиентов. Отметим, что в последнее время агентство работает с уклоном в корпоративные закупки и ориентируется на малый бизнес. В прошлом году даже была создана специальная отдельная площадка для малого и среднего бизнеса. Как говорил сам Геллер, в 2015 году на ней было заключено 3,4 тыс. контрактов на сумму почти 5,4 млрд рублей. Речь идет о 783 новых, вновь созданных малых предприятиях, которые впервые получили контракты с помощью этой площадки контрактов.

Кроме того, по данным «Реального времени», Минниханов обязал все ГУПы и МУПы проводить все свои закупки именно через структуру Редько, в то время как раньше они могли выбирать площадку.

Что касается Редько, то она также настроена расширять сферы влияния своего ведомства. Так, она напомнила про федеральную инициативу приблизить правила закупок для корпоративных и госзаказчиков и предложила обязать всех заказчиков субъектов согласно 223-му закону внести изменения в положение и использовать в качестве типового положение, разработанное госкомитетом по закупкам. Кроме того, она предложила обязать размещать заказчиков всю необходимую информацию на федеральном сайте только через республиканскую информационную систему республики по аналогии с государственными и муниципальными заказчиками. «Это позволит повысить эффективность и взять на полный контроль закупки госкорпораций, ГУПов, МУПов и предприятий с долей госучастия более 500%», — считает Редько.

В целом, по данным Редько, объем госзакупок в Татарстане в прошлом году составил 237,4 млрд рублей. В торгах участвовали более 8 тыс. заказчиков и 33 тыс. поставщиков. В результате торгов удалось сэкономить 2,7 млрд рублей, что на 13% больше данных 2014 года.

Дина Валиуллина, фото prav.tatarstan.ru

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Геллер Яков Вениаминович

Новости партнеров