Российский авторынок: «Лада» не оправдала надежд, в том числе «Веста», но...»

В кризис в стране растут продажи Lexus, Datsun и Porsche, а АвтоВАЗ теряет спрос

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) опубликовал статистику продаж автомобилей в России за прошлый год. Согласно данным АЕБ, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2015 году упали на 35,7% или на 890 187 штук по сравнению с 2014 годом. Всего в прошлом году в России было продано 1 601 216 автомобилей. Декабрь вообще оказался провальным для авторынка. Падение по сравнению с декабрем 2014 года оказалось почти двукратным — на 45,7 % или на 123 682 штук (продано 146 963 автомобилей). «Реальное время» опросило участников татарстанского авторынка.

Lada теряет популярность, но по-прежнему в лидерах

Самой продаваемой в 2015 году вновь оказалась продукция тольяттинского «Автоваза». Автомобилей марки Lada в России в прошлом году было продано 269 тысяч. Однако падение за год составило 31%. Это позволило ближайшему преследователю, корейской марке KIA, приблизиться к лидеру (163 тысячи). Продажи KIA упали всего на 16%. «Нос к носу» с KIA идет и еще один «кореец» — Hyundai. Он показал меньшее падение (10%) и продал почти столько же автомобилей (161 тысячу).

Следом за ними со значительным годовым падением идут Renault (-38%, продано 120 тысяч автомобилей), Toyota (-39%, продажи снизились до 98 тысяч автомобилей).

По данным АЕБ, оказались в плюсе по итогам года всего пять брендов. Это Lexus (рост 6%, 20 тысяч автомобилей), Datsun (аж 178%, более 31 тысячи), вышедший на рынок всего 2 года назад. Значительный рост, кроме того, у Porsche — 12% (в 2015 году продано на 600 машин больше, чем годом ранее — 5290). Зафиксирован рост на четверть — до 1,2 тысячи автомобилей — у китайского бренда Brilliance, на 28% — у Smart, входящего в немецкий холдинг Daimler AG. Конечный результат производителя маленьких городских автомобилей, впрочем, по-прежнему небольшой — всего 471 автомобиль. Также практически без падения закончил УАЗ (-2%), падение продаж автомобилей всех остальных марок составило более 10%.

Ушедшие бренды GM и потерянные украинские автомобили

Самое значительное падение — у ушедших с российского рынка брендов GM — Opel (-74%, снижение с 65 до 17 тысяч автомобилей) и Chevrolet (-60%, со 123 до 50 тысяч автомобилей). Еще большее снижение — у американского производителя внедорожников и кроссоверов Jeep (-75%, до 2 тысяч автомобилей), японской Honda (-78%, до 4 тысяч машин), корейской SsangYong (-79%, до 5 тысяч машин), китайской Great Wall (-79%, до 3 тысяч автомобилей).

Лидером же по снижению оказался не слишком популярный в России и раньше испанский бренд SEAT. Показатели продаж производителя снизились на 97% — с 1641 до 47 автомобилей. Помимо этого, не продали ни одного автомобиля китайские FAW и BYD (в 2014 году — 2164 и 5 автомобилей), а также украинские ZAZ и Bogdan (годом ранее — 481 и 92 автомобиля), тайваньский Luxgen, российские ТагАЗ и Иж.

С «Гранты» — на «Рио»

Топ популярных моделей автомобилей практически не изменился по сравнению с прошлым годом. Население России по-прежнему в большинстве своем выбирает Lada Granta. За год куплено 120 тысяч автомобилей, однако это меньше, чем в прошлом году на 32 тысячи автомобилей.

Идущие следом Hyundai Solaris и KIA Rio сохранили свои второе и третье места. В отличие от «Гранты» «корейцы» не только не снизили продажи, но и увеличили их. Бюджетный седан от Hyundai вплотную приблизился к «Гранте» — за год их было продано всего на 5 тысяч меньше, чем Lada Granta (год назад разница составляла почти 40 тысяч автомобилей). По сравнению с прошлым годом россияне купили на тысячу больше Hyundai Solaris. Еще более высокий рост — у KIA Rio (на 3,5 тысячи автомобилей — до 97 тысяч).

На четвертом и пятом местах — Volkswagen Polo и Renault Duster. Впрочем, обе эти модели снизили свои показатели. Если в прошлом году Renault Duster находился на четвертом месте с 76 тысячами проданных автомобилей, то в этом году результат снизился до 44 тысяч. Volkswagen Polo находился на шестом месте с 59 тысячами машин, а в этом году было продано 45 тысяч машин. С прошлогоднего пятого места ушел Renault Logan, снизив свои показатели с 60 до 41 тысячи автомобилей.

Отметим, что помимо Hyundai Solaris и KIA Rio рост также продемонстрировали бюджетные модели Skoda Rapid и Datsun on-DO. Их продажи выросли с 20 до 25 тысяч и с 11 до 24 тысяч машин соответственно.

  • Александр Чернов заместитель генерального директора «КАН-Авто»

    Падение показателей прошло по всем моделям, указанные цифры примерно соответствуют реальности: падение составило 35-40%. Больше всего на сегодняшний день упала, наверное, Lada, это связано с не очень хорошим запуском Весты, на которую были затрачены очень большие средства. Модели, которые традиционно выпускал АвтоВАЗ – ни маркетинговой поддержки, ни какой-то активности в их отношении не прослеживается. Поэтому падение там в районе 45 процентов. У нас ситуация другая. Татарстан всегда был опорой бренда ВАЗа, поскольку у нас велико количество граждан со средним доходом, средний класс. На сегодня те люди, которые планировали покупать автомобиль, этого не делают, формируется отложенный спрос в связи с экономической ситуацией. Те, кто хочет покупать автомобиль, стараются сделать выбор в пользу дешевых иномарок, тот же Rio, Solaris – пока еще их можно купить за адекватную цену. Ожидания у клиента – оно всегда не очень положительное в отношении экономики. Доллар уже стремится к 80 рублям, и цены на автомобили, в которых большое количество иностранных комплектующих, тоже будут стремиться вверх. Каких-то особенных периодов тут не выделишь: весь год каждый месяц происходило снижение объемов продаж, и голова была занята только тем, как это падение притормозить и что сделать, чтобы клиент опять пришел в салон покупать. По каким-то брендам это удавалось: «корейцы», «французы», по остальным не возьмусь комментировать. Ситуация везде не очень хорошая. Негатив удавалось преодолевать за счет европейской, более продвинутой организации работы с клиентами. Клиент в любом случае должен оставаться доволен всем: приходом в салон, покупкой автомобиля, сервисом и тому подобное. Когда у него лояльность на самом высоком уровне, тогда он придет или приведет кого-то еще. От нового года ожидания еще худшие.
  • Евгений Ушмаев

    Евгений Ушмаев генеральный директор «Альянс-Авто»

    Я бы увеличил процент, падение рынка произошло больше, чем на 35%. Все развивается по кривой, были и падения, и взлеты. Начало года было хорошим, было эхо декабрьского бума – январь-февраль, март, апрель, май – был достаточно сложный период, было мало продаж, люди не привыкли еще к ценам. Начиная с лета, люди начали привыкать к текущему курсу и ценам. Летом были достаточно неплохие результаты. Осень все-таки на спаде прошла. В декабре ситуация была получше, мы провели его достаточно успешно. Ноябрь – он всегда такой, переходный, люди ждут скидок, спрос в ноябре он падает. Я считаю, что лучше всех всегда продается (по крайней мере у нас) Мерседес. Отзыв Мерседеса и Вольво никак не сказался на этом результате. На падении продаж, я думаю, сказалось расширение модельного ряда – выход Lada Vesta. Цены в любом случае возрастут, причем в ближайшее время – уже с февраля многие бренды резко поднимут цены. В дальнейшем, если курс будет нестабилен, будут поднимать, а это уже сильно сказывается на покупательской способности.
  • Анна Матушевская директор по маркетингу автохолдинга «Делфо»

    Мы данные подтверждаем. С учетом того, что в декабре (2014) были авральные продажи из-за курсовых скачков – так и есть. Более-менее был третий квартал. Мы связываем это с тем что General Motors уходил с рынка и продавал по хорошим ценам автомобили, на которых можно заработать. Geely неплохо себя чувствовала, Лада не оправдала надежды. В том числе Веста, но и в целом продажи бренда, мы план выполнили, но ожидали большего. Сами автопроизводители присылают прогнозы рынка, привязанные к стоимости барреля нефти. По прогнозу – если баррель будет стоит $50, то рынок будет равен прошлогоднему, если $30, то минус 20%. С моей точки зрения – реальный прогноз. Я думаю, 2016 год будет минимум минус 15-20%. У нас еще есть коммерческий транспорт – небольшие грузовички, фургоны, такие бренды, как Фиат, Исузу, Хендай. Коммерческий транспорт в прошлом году демонстрировал тенденцию, что индивидуальные предприниматели просто перестали его покупать, на рынке ИП мы понимаем, что вообще перестали инвестировать, только оборотные средства есть у людей, на долгие инвестиции денег нет. В основном оборудование покупал средний бизнес еще как-то более-менее. Коммерческий транспорт – это такая лакмусовая бумажка состояния экономики. Когда перестают покупать коммерческий транспорт – понимаешь, что стагнация. На этом фоне неплохо себя чувствует Исузу, поскольку у них есть завод по сборке в России, несмотря на то, что бренд японский, у них есть завод в Ульяновске, и они попадают под все программы господдержки. Средний бизнес еще в состоянии их купить, потому что есть госпрограммы и потому что Исузу не привязана к курсу доллара и евро. На рынке грузовых перевозок все четко, американские и европейские бренды – они потеряли максимальную долю. А корейцы и японцы, китайцы еще нормально себя чувствуют, причем если есть завод в России – то вообще отлично.
  • Дмитрий Коноров руководитель отдела продаж Р-Моторс

    На данный момент мы занимаемся продажей автомобилей FAW, поэтому о падении продаж я не могу говорить, потому что продаются данные автомобили 2 месяца, исходя из статистики этих 2-х месяцев – все положительно. Что касается АвтоВАЗа – саму Ладу вытеснила их новинка Вестта, относительно этого у них появился небольшой прирост. Если посмотреть по продажам тех моделей, которые были на рынке в 2014-15 году, то, я думаю, падение было не плохое. Потеря позиций Грантой может быть связана с ценовой политикой, если поднимаются цены на 20-30 процентов, люди начинают сравнивать с другими брендами, а прямые конкуренты – это уже иномарки. Естественно, люди предпочитают взять иномарку за те же деньги. По прогнозам на 2016 год – уже сейчас непонятная ситуация, и делать какие-то прогнозы, выводы не могу. Цены растут с начала года, первое, что влияет на продажи – ценовая политика, если она меняется в большую сторону – естественно спрос падает. И на данный момент тенденция плохая.
Дмитрий Семягин, Александр Третьяков, Максим Матвеев

Новости партнеров