Росприроднадзор напомнил нефтяникам Татарстана о своем главном оружии

Вслед за тяжбой с ООО «ВУМН» под прицелом контролирующих органов оказались еще 3 нефтяные компании Татарстана

Татарстанский Росприроднадзор намекнул трем малым нефтяным компаниям о том, что они могут повторить судьбу скандального ООО «ВУМН», которое лишилось лицензии на разработку летом прошлого года. В отличие от зарегистрированного вне республики «ВУМН», на этот раз речь идет о компаниях «Дружбанефть», «Селенгушнефть» и «Веллойл».

Лицензии на бочку

Красную карточку малым нефтяным компаниям Татарстана показал в минувший понедельник республиканский Росприроднадзор: вслед за досрочным лишением лицензии малой нефтяной компании «ВУМН», работающей в Татарстане, проблемы могут быть еще у трех. «Немало остается вопросов и в сфере недропользования. Так, в июне 2015 г. завершилась многолетняя тяжба управления с ООО «ВУМН». Роснедр приняло решение о досрочном прекращении права пользования недрами по двум нефтяным месторождениям ООО «ВУМН» за систематическое невыполнение предписаний управления, лицензионных условий в части рационального использования попутного нефтяного газа, отклонение от проектного документа в части эксплуатационного и разведочного бурения», — заявил на совместной коллегии управления Росприроднадзора по РТ и минэкологии РТ руководитель управления Фарит Хайрутдинов.

По его словам, «ВУМН» осуществляла добычу нефти в пределах Верхне-Уратьминского и Макаровского месторождений без согласованного в установленном порядке плана развития горных работ на 2013 и 2014 годы. «В настоящее время на контроле управления находятся еще три таких уведомления Роснедр, выданных трем нефтяным компаниям республики. Это ЗАО «ВЕЛЛойл», ЗАО «Селенгушнефть», ОАО «Дружбанефть», — заявил он.

На контроле управления находятся уведомления Роснедр, выданные ЗАО «ВЕЛЛойл», ЗАО «Селенгушнефть», ОАО «Дружбанефть», сообщил Хайрутдинов. realnoevremya.ru/Максима Платонова

По стопам «ВУМНа»?

Напомним, в своем время история с компанией «ВУМН» освещалась даже в федеральных СМИ. История начинается в 2012 году, когда компании отказали выдать в аренду участки земли для бурения новых скважин. Источники, знакомые с ситуацией, поясняли, что проблема в отказе компании (зарегистрированной в Москве, а не в Татарстане — прим. ред.) брать на себя социальные обязательства, например, делать отчисления в Госжилфонд РТ, а также выполнять договоренность по объемам добычи и разведки, которые предлагала ей республика. Кроме того, у компании существовал корпоративный конфликт с «Татнефтью» (к слову, ей раньше принадлежали два месторождения, на которых работала «ВУМН» и лицензии на разработку которых она лишилась летом — прим. ред.). «Татнефть» отказывалась заключать с компанией договор на оказание услуг по подготовке сырой нефти и ее транспортировке до магистральных нефтепроводов. Этот отказ «ВУМН» оспаривала в ФАС, причем антимонопольщики встали на сторону истца и признали татарстанского нефтяного гиганта нарушившим закон о защите конкуренции. Однако, это не спасло компанию от череды споров.

Конфликт с «Татнефтью» оказался для компании губительным, поскольку малые компании не могут иметь весь набор необходимой инфраструктуры для реализации своей продукции. При этом изначально «ВУМН» создавалась выходцами из республики на основе компании «Заинскнефть». Как писало «Реальное время», 100% компании принадлежит ООО «Экрес», учредителями которого являются некие Владимир Евдокимов (90%) и Леонид Титов (10%). Однако, по мнению экспертов, настоящими владельцами могут быть выходцы из Татарстана, имевшие отношение к «Заинскнефти». Другие источники говорят о том, что владельцы были близки к предшественнику Шафагата Тахаутдинова на посту директора «Татнефти» Ринату Галееву.

Тем не менее в противостоянии контролирующих органов и бизнеса верх одержали первые. Так как обязательным условием для сохранения лицензии является разработка новых месторождений, к которым, как описано выше, у компании не осталось доступа, у Роснедр были основания для досрочного прекращения действия лицензии. После этого собственники «ВУМН» через СМИ обещали Роснедру, что обжалуют это решение через суд. Пока же, по их словам, компания полностью прекратила добычу нефти, выплаты в бюджет и начала массовые увольнения.

«Красная карточка» для «своих»

Однако в случае с другими тремя компаниями ситуация иная. Так, компания «Дружбанефть» разрабатывает Нуркеевское нефтяное месторождение в Сармановском районе, добывая чуть более 20 тыс. тонн нефти в год. По итогам 2014 года компания заработала более 252 млн рублей, чистая прибыль компании составила 72,7 млн рублей. Сейчас компания находится в стадии реорганизации: в конце прошлого года ее акционеры приняли решение стать ООО вместо АО.

Корни остальных двух компаний тоже уходят к «Татнефти». Так, ЗАО «Селенгушнефть» изначально на 100% принадлежала ОАО «Татнефтепром — Зюзеевнефть», которую возглавляет депутат Госсовета РТ Шамил Габдулхаевич Ягудин (ранее он работал в «Нурлатнефть» и «Зюзеевнефть»). В свою очередь, «ТНП-Зюзеевнефть» принадлежит ОАО «ТАТНЕФТЕПРОМ». По последним данным Росстата (от 2010 года — прим. ред.), основной частью компании (22,3 из 26,8 млн уставного капитала) владеет ЗАО «Депозитарно-Клиринговая Компания», а также ЗАО ИФК «Солид», НКО ЗАО «Национальный расчетный депозитарий», ООО КГ «Клубные инвестиции», ООО «Беркет-Алтын» и ОАО «Российская топливная компания — «Ростоппром». В 2014 году компания заработала 146,7 млн рублей, ее чистая прибыль составила 38,7 млн рублей. В 2013 году компания добыла чуть меньше 10 тыс. тонн нефти, ее текущие извлекаемые запасы составляли 1,4 млн тонн. СМИ связывали компанию с бывшими топ-менеджерами «Татнефти».

Аналогичная структура владения и в ЗАО «ВЕЛЛойл». Она была зарегистрирована в 2005 году и тоже на 100% принадлежит ОАО «Татнефтепром — Зюзеевнефть». Оно, в свою очередь, принадлежит ОАО «Татнефтепром», которым владеют ЗАО «Депозитарно-Клиринговая Компания», ЗАО ИФК «Солид», НКО ЗАО «Национальный расчетный депозитарий», ООО КГ «Клубные инвестиции», ООО «Беркет-Алтын» и ОАО «Российская топливная компания — «Ростоппром».

Компания в 2014 году заработала всего 38 млн рублей, ее чистый убыток составил 16,6 млн. По данным на 2013 год, добыча компании составила чуть более 4 тыс. тонн нефти, ее текущие извлекаемые запасы составляли 566 тыс тонн.

Отметим, что и «Селенгушнефть», и «ВЕЛЛойл» ранее возглавлял Вышенский Олег Михайлович, являющийся также гендиректором ЗАО «Ямбулойл», акционером которого была «Татнефть».

Фарит Хайрутдинов: «Хочу напомнить этим компаниям, что срок устранения нарушений не за горами, и такие нарушения, как отклонение от требований утвержденной проектной документации, находятся под постоянным контролем». Фото Максима Платонова

«Пользуясь случаем, хочу напомнить этим компаниям, что срок устранения нарушений не за горами, и такие нарушения, как отклонение от требований утвержденной проектной документации, находятся под постоянным контролем», — предупредил в своем докладе Хайрутдинов.

Всего в Татарстане нефть добывают 33 малые нефтяные компании с объемами добычи от 10 до 500 тысяч тонн нефти в год. У них в запасах более 275 млн тонн нефти, сейчас компании разрабатывают 67 месторождений. Однако нефть на них тяжелая и высокосернистая, что вынуждает компании применять передовые технологии, увеличивать капитальные затраты и решать сложные управленческие задачи. Всего МНК в 2015 году планируют суммарно добыть около 6,7 млн т сырья (примерно 1/5 общереспубликанской нефтедобычи), а также пробурить 200 эксплуатационных и 26 разведочных скважин. В 1 квартале 2015 года их добыча выросла на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила почти 1,73 млн тонн нефти.

Дина Валиуллина

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров