Рафаэль Хакимов — о татарских ханствах и о том, как Суворов ногайцев истребил

«Исторический путь татар» казанского ученого. Часть 32-я

Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Исторический путь татар: перипетии судьбы». В ней казанский историк рассматривает некоторые аспекты отношения к татарам в различных источниках. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения.

Астраханское ханство

Астраханское ханство во главе с ханом Махмудом образовалось в 1459—60 гг.

Выгодное местоположение способствовало восстановлению торговых связей Астрахани с Хорезмом, Бухарой, Казанью. В годы правления Касима, сына Махмуда, между Астраханью и Московским княжеством установились торговые отношения. Астраханские ханы принадлежали к роду Джучидов, являясь потомками Тукай-Тимура, младшего брата Бату-хана. От последнего они и получили свой удел, в который входили полуостров Мангышлак, Прикаспийская низменность (с Хаджи Тарханом/Астраханью) и земли асов на северном Кавказе. Позднее потомки Тукай-Тимура заняли престолы в Крымском, Казанском, Астраханском, Бухарском и Касимовском ханствах.

По размеру Астраханское ханство было относительно небольшим. На западе ее территория простиралась до реки Кубань и нижнего течения Дона. На востоке — доходила до реки Бузан и граничила с Ногайской Ордой. На юге граница ханства проходила по Тереку, а на севере достигала широты «переволоки». Большую часть территории государства занимали бесплодные солончаковые степи. Население ханства в основном было сосредоточено в дельте Волги. Ханство находилось в зависимости от своих более сильных соседей — Ногайской Орды и Крымского ханства.

В 1554 г. русские войска посадили на трон Астраханского ханства Дервиша-Али — разумеется, на условиях выплаты дани Московии. Но интриги внутри Ногайской Орды и жалоба на Дервиша-Али, поданная ханом Измаилом на имя Ивана Грозного, привела к обострению отношений Москвы и Астрахани. Сам Дервиш-Али был обвинен в измене. 2 июня 1556 г. отряд казаков атамана Ляпуна Филимонова подошел к Астрахани. Хан бежал вместе с войском в Азов к туркам. Астрахань была взята без боя отрядами воеводы Ивана Черемисинова и атамана Филимонова.

Касимовское ханство

Первоначально территория будущего ханства ограничивалась городом под названием Городец Мещерский. Впоследствии в него вошли некоторые татарские (мишарские) беляки (бейлики), сохранившие при этом относительную самостоятельность (Кадом, Темников, Шацк, Енкай и др.). Основателем династии касимовских ханов стал Касим — сын казанского хана Улуг-Мухаммеда. В честь него государство и получило свое название.

«В историческом развитии Касимовского ханства достаточно четко выделяются два периода, — пишет Булат Рахимзянов. — Первый, от образования ханства в 1445 г. и до падения Казанского юрта в 1552 г., отличается тем, что Касимовскому ханству придавалось большое значение как династическому противовесу Казани и Крыму. Поэтому московское правительство было крайне заинтересовано в существовании этого «питомника ханов», в особенности для казанского престола. Второй период, от падения Казани до фактической ликвидации Касимовского ханства в середине XVII в., характеризуется тем, что это политическое образование постепенно становится анахронизмом, и российское руководство предпринимает планомерные шаги по растворению Касимовского удела в России».

Вначале Касимовское ханство было инструментом проведения московской политики в отношениях с Казанью и Крымом, а также поставляло боеспособную конницу. Несмотря на родственные связи казанского хана Махмуда и Касима, их служба была связана с несовпадающими интересами двух разных государств.

Сын Касима Данияр (1469–1486) активно использовался Москвой в военных операциях. Прекрасная боевая конница касимовских татар была ударной силой в борьбе как против Большой Орды, так и против Казанского ханства. Но с 1530-х гг. великие князья московские начинают вмешиваться во внутренние дела Касимовского ханства. Постоянный представитель Москвы в ранге окольничего «сидел» в Касимове с ноября 1542 г. После завоевания Казани Касимовское ханство, существуя юридически, фактически стало обычной административной частью Русского государства, состоящей из нескольких уездов.

С 1611 по 1614 г. в Касимовском ханстве наступило время междуцарствия. После смерти Ураз-Мухаммеда — представителя «казахской» династии, следующая, сибирская династия стала последней в истории Касимовского государства. 6 июля 1614 г. Арслан, сын сибирского хана Али, внук Кучума, стал касимовским ханом и правил до 2 апреля 1626 г. После его смерти можно говорить об окончательной ликвидации ханства. Сын Арслана Сеит-Бурхан остался только царевичем касимовским, но не был провозглашен ханом.

Ногайская орда

Основателем Мангытского юрта (его мы потом будем знать как Ногайскую орду) стал Едигей, знаменитый темник Золотой Орды, выходец из племени мангытов. Первоначально территория юрта занимала земли между Волгой и Уралом. В 90-е годы XIV века Едигей вел войны с Тохтамышем за господство в Золотой Орде. Не будучи чингизидом, Едигей не имел право на ханский титул, хотя в 1396—1411 гг. был фактическим правителем Орды. Он оставался бекляребеком вплоть до самой смерти в 1419 г. При Едигее произошло постепенное обособление Мангытского юрта, а его территория расширилась до Западной Сибири в ее степной части. Ногайская Орда стала независимой к 1440 г.

В начале XVI века из-за постоянных междоусобиц в Ногайской Орде начался упадок. В 1520 году казахский хан Касым захватил ее столицу Сарайчик. В 1550-е гг. в результате трехлетней засухи и гололедицы зимой, пал весь скот, следом пришла эпидемия чумы, население вымирало, и ногаи стали откочевывать на Северный Кавказ.

В 1557 г. Ногайская Орда стала вассалом Московии и разделилась на две части. Большая Ногайская Орда осталась в степном Заволжье. Ногайская Орда, не признавшая московскую власть, откочевала в Приазовье и на Кубань. В 1577 г. Сарайчик был взят русскими войсками. В начале XVI в. ногайские кочевья по обоим берегам Яика до Волги заселили при содействии Москвы калмыки. В 1628—1630 гг. калмыки напали на Большую Ногайскую Орду и заняли междуречье Волги и Яика. Ногайцы откочевали на Кавказ.

Армия у ногайцев была преимущественно конной и достигала 30 тыс. человек. Тактика воинов сводилась к маневренным и быстрым ударам легкой кавалерии. Наиболее боеспособными были гвардия хана и дружины удельных мурз и биев, вызываемых в случае войны или другой необходимости. Поскольку в Орде не было сильно развитых в ремесленном плане городов, вооружение завозилось в основном из Бухары и Самарканда.

Основу хозяйства у ногайцев составляло кочевое скотоводство (лошади, овцы, крупный рогатый скот, верблюды) и транзитная торговля.

Роль Ногайской Орды, кочевых узбеков, а потом и казахов всегда была значительной в Золотой Орде, но кочевая цивилизация неумолимо уходила в прошлое. Не только шариат занял место нравственного кодекса Чингизхана, но и доблесть степных воинов оказалась во многом забытой.

Российская власть всячески притесняла ногайцев. В своих указах Екатерина II от 1768 и 1769 гг. предписывала калмыцкому хану предпринять активные действия против ногайцев, дабы «всякий вред им причинить, и не только обезсилить, но и вовсе истребить».

Окончательную точку в непростой судьбе ногайцев поставил знаменитый Александр Суворов, выступивший в роли карателя. Российское правительство разработало программу по переселению ногайцев за реку Урал (Яик), а также в Саратовское и Тамбовское наместничества. Как пишет историк Петрушевский, «большинство ногайцев было переселением недовольно; уральская незнакомая степь их страшила». Руководство операцией поручили Суворову, который отдал приказ: «Войскам отдыха нет до решительного поражения, истребления или плена неприятеля». Как пишут очевидцы, «дело было кровавое», т.е. шло откровенное истребление народа — то, что сегодня называется геноцидом. В ответ на принудительную депортацию ногайцы упорно сопротивлялись. Во время кровавой бойни 1783 г., по разным данным, погибло порядка 500 тысяч ногайцев, более миллиона были вынуждены эмигрировать в Османскую империю. Когда Екатерине II рассказали о результатах экспедиции, она пришла в восторг от того, что «ногайская проблема» была полностью решена. На очищенные от тюрков территории расселили славян и немцев-колонистов.

История с ногайцами ставит непростой вопрос о роли Суворова в истории России. Ведь есть мнение, что истинные полководцы никогда не выступают в роли карателей, они сражаются с регулярными войсками, причем по неписанным правилам о доблести и чести...

Рафаэль Хакимов
ОбществоИстория Татарстан

Новости партнеров