Наталия Фишман: «Мы подумали, что с названием «Рух» будет слишком много инсинуаций»

Владельцем домена нового казанского медиа «Инде» стал столичный блогер и дизайнер, а запуск проекта обошелся в 500 тысяч рублей

Наталия Фишман: «Мы подумали, что с названием «Рух» будет слишком много инсинуаций»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Городской портал о жизни Казани, который был представлен общественности под именем «Рух», неожиданно сменил имя и запустился сегодня под названием «Инде». Как рассказала его инициатор, помощник президента РТ по паркам и скверам Наталия Фишман, название «Рух» ассоциировалось у людей за пределами Татарстана с националистической партией Украины. Проект не претендует на звание новостного, но будет рассказывать об интересных городских событиях, знаковых исторических местах и новых тенденциях и, по словам создателей, обошелся пока всего в 500 тысяч рублей.

Как украинские националисты помешали планам Фишман

О своем запуске портал «Инде» сообщил рассылкой для средств массовой информации. Такой ход не удивителен: еще до своего запуска проект привлек внимание местных СМИ в первую очередь своим инициатором, которым стала помощник президента РТ по паркам и скверам Наталия Фишман. Интересным оказался и формат, который в прессе стали сравнивать с московским The Village и казанским журналом «Карл Фукс», которому так и не суждено было стать главным медиа для молодых и креативных татарстанцев.

«СМИ пишет о культуре, городских изменениях, местных сообществах и местах силы, жителях, меняющих города к лучшему. Миссия проекта — сформировать новую городскую культуру и сообщество активных горожан, неравнодушных к среде, в которой живут. Стать платформой, рассказывающей о людях и проектах, способных изменить жизнь в ней к лучшему», — говорится в рассылке. Предполагается, что «Инде» будет писать о том, что происходит в городе, как жить в современном городе, чем заняться в выходные и праздники, что читать, слушать и смотреть прямо сейчас, кроме того, будут публиковаться интервью с молодыми бизнесменами, яркими представителями городских сообществ, лидерами мнений — теми, кто, по мнению редакции, «делает город лучше».

Причину смены названия «Реальному времени» раскрыла сама Фишман. «Мы провели некоторое количество фокус-групп, и внутри Татарстана никаких проблем с названием «Рух» не было, а за пределами очень многие не знали, что это тюркское слово, обозначающее дух, душу, и ассоциировали его с националистической партией Украины. И мы подумали, что слишком много будет инсинуаций на эту тему и слишком долго за пределами Татарстана это объяснять. И поскольку ассоциация у старшего поколения была безусловная, мы подумали, что нет большой беды в том, чтобы поменять. Мы же не успели ничего запустить», — рассказала она. Отметим, что о создании нового СМИ под названием «Рух» стало известно еще осенью, а в конце декабря Наталия Фишман на брифинге в кабинете министров РТ упомянула про «Рух» и даже раздала журналистам предновогодний гид по Казани, где на одной из первых страниц был анонсирован портал о жизни в городе Therukh.ru. Там же были ссылки на страницы нового СМИ во всех популярных соцсетях. Напомним, слово «рух» в переводе с татарского означает «дух, душа». Во множественном значении оно используется в форме «эрвахлар» — «души предков, усопших».

Менее 500 тысяч за сайт

По словам Фишман, с февраля сайт начнет продавать рекламные площади и партнерские проекты и мероприятия и по плану должен выйти на самоокупаемость уже через год-полтора. В этом поможет то, что сумма инвестиций в проект изначально была небольшая, считает она. «Разработка всего вместе с дизайном сайта, с его видом, двигателем и со всем остальным стоила меньше полумиллиона рублей. И дальше абсолютно рыночные зарплаты, никаких заоблачных цифр нет. Люди, которые нам его разрабатывали, а это команда, которая делала сайт для Downtown в Воронеже (Мануфактура IT Production & Graphic Design — прим. ред.), они просто отдали нам готовый двигатель, который они под свои локальные медиа сделали. Плюс в моей команде есть люди, которые могут делать дизайн шрифтов и остальное, поэтому это нам мало что стоило. Это абсолютно не тот проект, с которым кто-то гуляет на широкую ногу», — рассказала собеседница «Реального времени».

Имя инвестора она называть не стала, сославшись на то, что он не хочет быть названным. «Это была лично моя просьба. А он не хочет лишнего внимания к своей персоне», — лишь сообщила она.

Юлия Туранова: «Это нормальный рабочий процесс. На это были некоторые причины, они выявились в режиме тестового запуска». Фото facebook.com/julia.turanova

Главный редактор нового городского СМИ Юлия Туранова, которая до лета прошлого года занимала аналогичную должность в татарстанском глянцевом журнале Courage, подтвердила «Реальному времени», что запуск проекта состоялся сегодня. По ее словам, решение о смене названия тоже было принято недавно, в период работы сайта в тестовом режиме. «Это нормальный рабочий процесс. На это были некоторые причины, они выявились в режиме тестового запуска», — говорит она. Отметим, что само слово «инде» очень широко применяется в татарском разговорном языке, гораздо чаще того же «рух». «Оно означает «уж» или «сейчас». Кроме того, в словаре Даля «инде» означает «иной», «другой». И наша редакционная политика — другой взгляд на город. Мы ищем новые неочевидные вещи, места, события, смотрим на город по-другому», — рассказала главный редактор портала. Так, на портале есть подразделы «что происходит», «как жить», «кто делает», «где все», «на что тратить» и «какие мысли».

«Мы хотим стать агентом изменений в городах»

«Это СМИ требовалось республике, это был запрос от горожан. Поэтому было принято решение его создать», — говорит Туранова. По ее словам, речь идет не только о жителях Казани, журнал будет рассказывать и про другие города республики: Нижнекамск, Набережные Челны, Альметьевск и др. «Просто Казань — столица, и здесь происходит чуть больше. СМИ будет развиваться, мы хотим стать агентом изменений в городах. Мы хотим не просто рассказывать, но инициировать и поддерживать проекты, которые смогут изменить ситуацию в городах к лучшему», — рассказывает главный редактор нового издания.

СМИ находится по адресу inde.io. Доменное имя inde.io, согласно данным сервиса Whyis, принадлежит Дмитрию Неяглову (Dmitry Neiaglov), также в графе «владелец» значится московский адрес Открытое шоссе, 25, по нему находится средняя школа №373. Дмитрий Неяглов известен в Москве как креативный директор Moscow Institute for Cultural and Social Research и бывший креативный директор Digital October Group, занимающейся информационными технологиями и услугами. Кроме того, Неяглов является соорганизатором и ведущим первых конференций TEDx в России, занимается техническим обеспечением и юзабилити конференций в Digital October, а также ведет личные блоги в СМИ. «Он сильно нам помогал с разработкой сайта. Мы много с ним работали в течение нескольких лет, и я предложила помочь. Но мы в скором времени зарегистрируем сайт по-другому, и он передаст домен», — поясняет Фишман. «Издание консультирует еще один мой старший товарищ и давний друг Юрий Сапрыкин, а так команда вся полностью татарстанская. Ей еще немного не хватает технических людей, и мы все ждем, когда они появятся», — призналась она. Напомним, бывший главный редактор «Афиши» Юрий Сапрыкин немногим позже приезжал в Казань на несколько дней, чтобы дать мастер-класс команде нового СМИ, в которую, кстати, вошли многие из журналистов «Карла Фукса». К слову, он оказался не единственным «приглашенным» консультантом в проект: на фотографиях в Инстаграм Фишман можно увидеть главного редактора успешного воронежского городского портала Downtown Алексея Болоха в компании главного редактора «Инде» Юлии Турановой и ее команды.

«Реальное время» попросило участников рынка поделиться впечатлениями от нового портала.

  • Ольга Кудрина

    Ольга Кудрина главный редактор газеты «Коммерсант» в Татарстане

    Обсуждать название – это вкусовщина, что тут обсуждать, у каждого свой вкус. Но по тому, что я видела сегодня, довольно стильно, и, в принципе, заявляются благие намерения – стать гидом по Казани. Другой вопрос – источники финансирования. Я не знаю, каким образом команда этого журнала получила средства, откуда. Если это бюджетные деньги, то заказ на создание такого ресурса должен был размещаться по конкурсу. Не исключаю, что редакция «Коммерсанта» тоже в нем участвовала бы – у нас есть опыт выпуска продуктов в формате Guide. Но сообщений о таком конкурсе я не видела. Это дает повод предполагать, что деньги могли быть выделены определенным лицам, и сомневаться в эффективности таких бюджетных трат, особенно в условиях объявленной экономии государственных ресурсов. Предположить стоимость проекта не могу. Может быть, несколько миллионов рублей для старта. Отмечу, ресурс заявляется как неновостной Интернет-журнал, а Интернет-издания обходятся как минимум вдвое дешевле бумажных. Основную их стоимость составляет оплата труда сотрудников: гонорары авторам, фотографам, дизайнерам.
  • Иван Матюхин

    Иван Матюхин соучредитель газет «Город» и ProKazan.ru

    Я не хотел бы комментировать творчество, редакционную политику, потому что это дело вкуса. Потребитель сам выберет, что е­му нравится, что нет. Если подходить к вопросу с точки зрения бизнеса, то любой медиапроект в России подобной направленности, понимая его как «хипстерский», для современной городской молодежи, как правило, работает в убыток. Смотрите, кто покупает основную массу товаров в нашей стране? Точно не люди в возрасте до 25-ти­. А тот контент, что мы видим на сайте с­егодня, как раз предназначен для людей не старше 30 лет. Это «нишевой» проект, не массовый. У нас, кстати, есть «нишевой» проект 7kazan.ru о трендах Казани. Мы рассказываем об­ интересных людях города, моде, красоте, интересных местах. Но ядро нашего сайта­ чуть старше. Это видно и по подписчикам­ группы проекта в социальных сетях. Это женщины старше 28. Возможно в некоторых темах новый проект будет пересекаться с нами. Если этот проект производится на бюджетные деньги, я не понимаю, что бюджет хочет от этого получить в очень непростой экономической ситуации. На мой взгляд, формировать, влиять на общество лучше через существующие СМИ, которые имеют реальную аудиторию — их много, и они разные. Если этот проект коммерческий и кто-то хочет­ попробовать на этом зарабатывать — буду рад за коллег, если получится.
  • Андрей Григорьев

    Андрей Григорьев главный редактор газеты «Московский комсомолец» в Татарстане

    Начнем с очевидного. При ближайшем рассмотрении выясняется, что из проекта «Инде» торчат уши помощника президента РТ Наталии Фишман. Под названием «Рух» — кстати, не менее спорным – сайт пытались запустить с сентября 2015 года (часть ангажированных в проект журналистов с тех пор уже успела перебраться в другие проекты). Переименование, на мой взгляд, тоже удачным не назовешь. Это даже не распространенное в Казани слово «айда», которое у жителей других регионов неизменно вызывает вопросы. У меня лично, когда я услышал название сайта, первым впечатлением было, что это какой-то татароязычный ресурс. Проект не будет сильно востребован. Подобные «городские гиды» периодически появляются и быстро затухают. Подозреваю, что интерес, как смогут, будут подогревать сама Фишман и небезызвестный «Штаб». Модненький дизайн, наверняка влетевший в копеечку, не назовешь удобным, особенно если речь идет о качественном гиде. Сразу приходит на ум печально известная перезагрузка «Кинопоиска», когда новую глянцевую и совершенно бестолковую обертку дружно освистала армия фанатов старого дизайна. В случае же с «Инде» еще и ни о какой армии почитателей речи не идет. Скорее всего, финансирование будет выбивать Фишман. С кофеен и бутиков едва ли будут собирать достаточные для окупаемости суммы. Особенно в кризис, когда все ужимаются, как могут. На мой взгляд, проект закроется, когда Фишман «наиграется» в издателя и захочет, к примеру, вернуться в Москву.
Дина Валиуллина, Александр Третьяков

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров