Марат Садыков: «Мы считали, что ковид закончится в 2020 году, но…»

От COVID-19 и его осложнений уже умерло более 2 тысяч татарстанцев — а на смену прежнему коронавирусу пришло более 30 мутаций

Марат Садыков: «Мы считали, что ковид закончится в 2020 году, но…»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В Татарстане с тревогой ждут новой волны заболеваемости коронавирусом, заявил сегодня министр здравоохранения республики Марат Садыков. Сейчас в регионе зафиксировано 38 штаммов COVID-19, которые уже привели к росту тяжести заболевания, причем представителей не только старого, но и молодого поколения. Дозы лекарств для лечения ковида, по сравнению с 2020 годом, приходится увеличивать в два раза: мутировавший вирус не так-то просто побороть. А вакцинироваться татарстанцы при этом отчего-то не спешат.

«Крен в молодое поколение пошел»

— 2020 год был крайне тяжелым. Коронавирусная инфекция оказала существенное воздействие на нашу систему здравоохранения, но мы удар выдержали. Но враг не побежден, враг сильный, враг хитрый! Мы видим тенденцию к увеличению заболеваемости, в Москве, Санкт-Петербурге, ряде крупных городов. Угроза возникновения [новой волны коронавируса в РТ] сохраняется. Никому не хотелось бы вернуться в весну-лето-зиму 2020 года, когда мы получили две волны заболеваемости, что повлияло на общую смертность, — с сожалением констатировал Марат Садыков.

Сегодня, отметил он, у любого жителя Татарстана есть два пути: либо вакцинация, либо заболевание ковидом и попадание в госпиталь. В последнем случае — «кому как повезет». Тем более что вирус мутирует. В настоящий момент в регионе уже зарегистрировано более 38 штаммов коронавируса, часть из них уже повлияли на рост тяжести заболевания COVID-19, хотя все тесты для определения всех штаммов в РТ есть. В случае клинически непонятных симптомов врачи Татарстана перепроверяют на мутации коронавируса в Роспотребнадзоре.

В настоящий момент в регионе уже зарегистрировано более 38 штаммов коронавируса. realnoevremya.ru/Максим Платонов

— Крен в молодое поколение пошел. И молодые люди становятся очагами заболевания. Дело в том, что мутация повлияла на тяжесть болезни. Уже поступают пациенты с более тяжелыми степенями заболевания. Наконец, даже если люди переболели, у них появляются осложнения. Переболевшие получают эти осложнения порой со смертельным исходом. Ранее вирус поражал в основном легкие. Но он может в итоге повлиять на ЦНС, почки, сердце! Мутация повлияла и на то, что дозы препаратов для лечения больных ковидом, по сравнению с 2020 годом, пришлось увеличить! Прежние дозы для лечения не действуют, они увеличены в 2 раза! А эти препараты, между прочим, подавляют иммунитет, — не скрывая эмоций, заявил министр здравоохранения Татарстана.

«Либо мы заболеваем, либо мы вакцинируемся»

Поэтому, говорит Садыков, единственный и правильный путь — вакцинация. Тем более, по его словам, весь мир сейчас вакцинируется: Израиль вакцинировал более 90% населения, 800 млн китайцев вакцинировались, в США вакцинировались уже очень многие. Тогда как в России вакцинация идет очень тяжело. Пока вакцинировалось от коронавируса более 30 млн россиян и всего 428 тысяч человек в Татарстане (это всего 11% от общей численности жителей республики), несмотря на то, что в России уже три вида вакцин.

В настоящий момент только в Татарстане в наличии 77,5 тысячи доз «Спутника», в ближайшие дни поступят еще 41,5 тысячи (не считая «ЭпиВакКороны» и «КовиВака»). «Спутник Лайт» зарегистрирован, но еще не вышел на этап промышленной выработки. В Минздраве одно время даже старались «приблизить вакцинацию к населению», открывали пункты вакцинации в торговых центрах, метро, пробовали и в садоводческих обществах, «но того результата, которого бы хотели, не получили». Так, удалось привить всего 6—7 тысяч человек, хотя могли бы в мобилизационных пунктах привить до 15 тысяч татарстанцев, открыть до 250 прививочных пунктов.

Пока вакцинировалось от коронавируса более 30 млн россиян и всего 428 тысяч человек в Татарстане. realnoevremya.ru/Максим Платонов

— Мы считали, что ковид закончится в 2020 году, но он, к сожалению, продолжается. Мы сегодня видим у себя определенный рост. Да, мы уже месяц назад видели небольшой подъем, и тогда спад был после него. Но уже несколько недель мы в Татарстане находимся на стадии, когда не увеличивается число заболевших, но и не уменьшается. Успокаиваться очень рано. Очень рано! Либо мы заболеваем, либо мы вакцинируемся, — заявил глава Минздрава РТ.

Как в Минздраве РТ объясняют рост убыли населения в 72 раза

Естественная убыль населения в Татарстане в прошлом году составила 12,9 тыс. человек. Годом ранее показатель составлял 180 человек, и СМИ обращали внимание — показатель вырос в 72 раза. Однако это не катастрофа, заметил Садыков: 2019 год для Татарстана оказался одним из лучших по низкой смертности за последние 30 лет — последний раз такое было в 1990—1991 годах.

— Это был пиковый год, мы смогли сделать все, чтобы сохранить жизни татарстанцев. В основном жизни старшего поколения, контингент выживших старше 80 лет увеличился. Продолжительность жизни достигла 75,3 года, стала самой высокой в ПФО. Убыль населения связана с двумя факторами — рождаемостью и смертностью. Но с рождаемостью мы попали в демографическую яму: нет такого числа женщин фертильного возраста, которые могут и хотят рожать. Мероприятия Татарстана не привели к ожидаемым результатам, — с сожалением признал Марат Садыков.

Всего на 15 июня было зарегистрировано в РТ 21 938 случаев COVID-19. realnoevremya.ru/Илья Репин

В 2020 году, в год пандемии, смертность, по его словам, выросла более чем на 12 тыс. человек. По словам Марата Садыкова, от самого коронавируса в РТ умерло 518 человек, а от ковид-ассоциированных осложнений — около 2,6 тыс. человек (последние перенесли COVID-19, и по клиническим симптомам татарстанские врачи понимают, что умерли они от осложнений: инфаркта, инсульта, тромбоэмболии). Всего на 15 июня было зарегистрировано в РТ 21 938 случаев COVID-19.

«Боязнь, страх, слухи про чипирование»: что мешает темпам вакцинации в Татарстане

Пока новую волну коронавируса, однако, нельзя сравнивать с прошлогодней. Для сравнения: летом и осенью 2020 года в Татарстане для больных коронавирусом было развернуто более 5 тысячи коек, сегодня же развернуто 2,1 тысячи коек, и есть свободный резерв, «чтобы быстро среагировать в случае возможного роста заболеваемости». Какие-либо новые ограничения в Татарстане на фоне роста числа туристов из Москвы и Питера вводить тоже не планируют.

По мнению Садыкова, тормозят вакцинацию «боязнь, страх, слухи про чипирование, фейки различные». Министр отметил, что «Спутник» был сделан теми же специалистами, которые успешно противодействовали вирусу Эболы. С другой стороны, болеть гораздо тяжелее («Когда не хватает воздуха — это паника, страх перед неизвестностью. Люди могут быть невосприимчивы к лечению от ковида, какие бы препараты ни применяли! Осложнения тоже нельзя предугадать»). Поэтому лучше — прививаться, считает министр.

Это нужно даже тем, кто переболел коронавирусом. Марат Садыков отметил, что количество антител в организме переболевших рано или поздно начинает снижаться и прививка дает возможность иммунитету «раздражиться на вирус и среагировать на ковид».

В Татарстане ждут от федералов общей российской методики по реабилитации переболевших. realnoevremya.ru/Ринат Назметдинов

Обязательную вакцинацию власти РТ вводить не планируют

При этом, как заверил глава Минздрава Татарстана, власти РТ не планируют вводить обязательную вакцинацию и каких-то планов по числу вакцинированных от коронавируса в министерстве сегодня нет:

— У нас только одна задача — чтобы наши жители сохранили жизнь. Но вопрос с вакциной не должен навредить тем, кому она противопоказана по разным причинам.

Марат Садыков также заверил наше издание, что плановые операции проводятся в Татарстане в тех же объемах, что и до ковида. По диспансеризации при этом появился ряд изменений, что включает методы исследования для определения осложнений у переболевших COVID-19. Власти Татарстана, отметил Садыков, в числе первых ввели специальные пакеты санаторного лечения для переболевших ковидом. Одновременно в Татарстане ждут от федералов общей российской методики по реабилитации переболевших.

Другие работы тоже не свернуты. В 2020 году в РТ открыли в Набережных Челнах и Альметьевске филиалы онкологического диспансера, чтобы население, не выезжая в Казань, могло получить нужное лечение. 18 июня должен открыться республиканский онкогематологический центр. Продолжается реализация нацпроектов, связанная с модернизацией первичного звена системы здравоохранения Татарстана, в частности детских поликлиник.

На первичное звено медсистемы РТ потратят почти 10 млрд рублей

— В кратчайшие сроки мы открыли инфекционную больницу. Переформатировали приоритеты на восстановление всех инфекционных корпусов в муниципальных образованиях. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями тоже продолжается. Мы успели модернизировать и республиканский онкодиспансер. А сельским районам более 150 машин подарим для ФАПов уже через несколько дней и автобусы для перевозки пациентов из деревень и сел. Всего мы на это первичное звено (включая строительство и капремонт всех поликлиник) потратим более 2,5 млрд рублей по федеральной целевой программе. Но напомню, наш регион был первым, который начал эту модернизацию в 2017—2018 годах, заложив в бюджет 7 млрд рублей. Эта республиканская программа тоже в 2021 году продолжит реализовываться, — пообещал Марат Садыков.

То же касается и фельдшерско-акушерских пунктов в районах РТ, их строительства и ремонта: в этом году власти РТ введут дополнительно еще 44 ФАПа. Также продолжится реализация президентской программы капремонта стационаров. В кратчайшие сроки власти Татарстана планируют решить вопрос дефицита кадров, в Минздраве при этом приветствовали федеральную инициативу по целевому набору в медицинские вузы: теперь в РТ могут сделать целевой набор в КГМУ и КФУ преимущественно из выпускников медучилищ, которые ранее планировали туда поступать и стать врачами — «чтобы они не ушли из профессии».

Сергей Афанасьев
ОбществоМедицинаВласть Татарстан Министерство здравоохранения Республика ТатарстанСадыков Марат Наилевич

Новости партнеров