«Клюют на дешевое, а потом плюются»

Многие автошколы Казани снизили цены — теперь отучиться на права можно за 22 тысячи.

«Клюют на дешевое, а потом плюются»
Фото: realnoevremya.ru/Дмитрий Резнов

В летний сезон многие автошколы Казани заметно снизили цены на обучение. На категорию B можно отучиться даже за 22 тысячи рублей (если не лениться ездить в Дербышки). Между тем допандемийный ценник часто начинался от 30 тысяч. Среди основных причин снижения цен эксперты называют демпинг владельцев автошкол и новые правила сдачи экзаменов на права, которые отпугивают потенциальных курсантов. Подробности — в материале «Реального времени».

Правила изменились — цены снизились

С 1 апреля в России изменились правила сдачи экзаменов на получение водительских прав. Раньше будущие автомобилисты сдавали три экзамена: теорию по электронным билетам, навыки управления на закрытой площадке или автодроме и умение управлять машиной в городе, «в боевых условиях». Теперь площадки больше не будет. Кандидаты сдают только теорию и вождение в городе.

Часть автошкол Казани снизила стоимость обучения. В допандемийный год среднестатистическому казанцу приходилось выложить минимум 30 тысяч за то, чтобы стать курсантом автошколы и обучиться на права категории B. Сейчас заключить договор можно и за 22 тысячи, да еще и рассрочку получить. Очевидно, многие школы снизили цены на обучение, когда началась пандемия. Но и сейчас, когда ограничения уже практически сняты, автошколы не торопятся возвращаться к предыдущему ценнику.

— У нас на категорию В цены варьируются от 25 до 30 тысяч в зависимости от некоторых факторов. Например, в пандемию у нас появился онлайн-формат обучения, когда теория преподается дистанционно. Цена за такую учебу — 25 тысяч на механику. Сюда входит медосмотр в подарок (кроме нарколога и психиатра), бензин оплачивает автошкола, т.е. дополнительных расходов не будет, — рассказала «Реальному времени» администратор сети автошкол «Драйв».

— У нас в зависимости от филиалов цены разные, и плюс еще в пандемию пришлось снизить. Но сейчас наш директор говорит, что с 1 июля повысим стоимость обучения. До пандемии у нас доходило до 27 тысяч, у других по городу до 30 тысяч — было такое, — объясняет администратор одного из филиалов автошколы «Альбатрос».

При этом в удобном для корреспондента «Реального времени» филиале «Альбатроса» в Ново-Савиновском районе сообщили, что стоимость обучения составит всего 23 тысячи рублей. Теоретические занятия будут проходить раз в неделю, но все четыре месяца, а позже к ним добавятся практические занятия по индивидуальному расписанию.

В автошколе «Татарстан» нам сообщили, что у них отучиться стоит 26 990 рублей, причем цена по сравнению с прошлым годом не изменилась.

В автошколе «Светофор» сообщили, что стоимость обучения зависит от расположения филиала. Например, в новом филиале на Декабристов предлагают цену в 25 тысяч рублей (на механике) и 27 тысяч (на автомате). Если вам не лень ездить в филиал в Дербышках, поздравляем, с вас 22 тысячи рублей (на механике). А «автомат» на Зорге потянет на все 28 тысяч.

В казанской автошколе ДОСААФ сообщили, что за 4,5 месяца обучения необходимо будет заплатить 27 тысяч. И здесь тоже говорят, что цена не менялась с прошлого года.

«Если продолжатся массовые завалы экзаменов, начнутся вопросы к автошколам»

Региональный представитель Федерации автовладельцев России в РТ Рамиль Хайруллин подтвердил, что средняя стоимость обучения в автошколах Казани действительно снизилась.

— Я подозреваю, что цены снизились из-за ужесточения требований к автошколам. В итоге количество желающих пройти обучение упало. Соответственно, автошколы вынуждены снижать цены, чтобы хоть кого-то набрать. Они и в рассрочку дают оплачивать, и всегда идут навстречу клиенту — лишь бы хоть кто-то пришел к ним обучаться. Я вижу это по своему сыну, который буквально недавно пошел в автошколу, — отметил собеседник.

Комментируя новые правила сдачи экзаменов, Хайруллин перечислил:

— Площадку убрали, оставили город. И никто полностью сдать ничего не может. Люди просто боятся идти в автошколы. Раньше автошколы натаскивали на то, чтобы сдать билеты (теоретическую часть), а практическому вождению в реальных условиях толком никто не обучал. А заваливают сейчас в основном именно эту часть.

По мнению регионального представителя ФАР в Татарстане, необходимо перестраивать принципы работы автошкол:

— Если ужесточены требования по вождению в реальных условиях, автошколы должны больше времени этому уделять, возить курсантов по реальным городским условиям в часы пик, в сложных условиях. При выходе из автошкол водители однозначно столкнутся со сложностями, они все равно в этих условиях будут ездить. Их изначально надо готовить к этому! А этого практически не было — ездили на площадках, изредка в город выезжали. Но в основном билеты зубрили. Готовили обладателей водительских удостоверений, а не водителей.

realnoevremya.ru/Максим Платонов

Собеседник нашего издания предполагает, что автошколы, несмотря на изменившиеся правила, не перестроили работу в надежде «и так прокатит»:

— Но когда пошел массовый завал курсантов на экзаменах, наверное, им сейчас деваться некуда. Во-первых, количество желающих обучаться уменьшилось. Во-вторых, если продолжатся такие массовые завалы экзаменов, начнутся вопросы к автошколам. Им сейчас что-то надо предпринимать. Потому что вновь поступившие будут сдавать экзамены уже по новым правилам. Соответственно, автошколам придется готовить их к новым реалиям.

По словам Хайруллина, если будущий водитель хочет чувствовать себя более или менее уверенно за рулем автомобиля, ему понадобятся дополнительные занятия:

— В автошколе дают лишь азы, основы, этого очень мало. За несколько месяцев чему можно научить? Все равно нужны дополнительные занятия. Не важно — с инструктором, с отцом, дедом, но необходимо еще покататься. Кто-то может пойти и в школу контраварийного вождения — кстати, это хороший вариант. Несмотря на ужесточение правил, новички за рулем все равно чувствуют себя неуверенно, совершают много ошибок. Их учили билеты зубрить, а не ездить. Билеты-то они хорошо знают, на этом все. Но, оказывается, еще и ездить надо уметь.

«Автошколы стали заложниками системы»

Отец-основатель Школы высшего водительского мастерства, тренер по контраварийному и защитному вождению, известный в республике журналист, автоэксперт Олег Шатов убежден, что качество не может быть дешевым.

— Если хочешь, чтобы было хорошо и качественно, за это надо платить, — отметил эксперт в беседе с «Реальным временем». — Недавно видел объявление о 20-процентной скидке в одной из автошкол. Но за счет чего такое значительное снижение цены? За счет уменьшения часов практического вождения или как? Действительно, в некоторых автошколах это имеет место быть — там не вырабатываются положенные часы вождения. И за счет этого ставят низкую цену, демпингуют. А потом уже клиента разводят на доплату. Предполагаю, что так может быть. По крайней мере, на квадроциклах обучают именно так.

По мнению Шатова, автошколы разбаловали потенциального клиента и сейчас вынуждены выживать. Но за качеством они пока что не особо гонятся — по крайней мере, в Казани. В прошлом году наш собеседник ездил по приглашению одной из автошкол в Северодвинск и проводил занятия для инструкторов.

— Они заморочились, пригласили меня, чтобы я провел занятия. Целую неделю я занимался с инструкторами. То есть там занимаются повышением квалификации своих сотрудников, и инструкторы у них выглядят прилично. Они предлагают действительно качественное обучение. В итоге руководитель этой автошколы позволяет себе держать самую высокую в городе цену на обучение, и при этом у них всегда очередь на 2—3 месяца вперед. А другие автошколы в городе простаивают без учеников, — рассказал наш собеседник.— Но кто-то клюет и на низкую цену, когда нужны права побыстрее и подешевле, а навыки не нужны. А есть люди, которые, заплатив за обучение, хотят получить качественный продукт.

Шатов убежден, что автошколы стали заложниками системы, которую сами для себя создали. Они конкурируют за цену, а не за качество.

— Естественно, в такой ситуации качество обучения вырасти не может. Но если они будут постоянно опускать цену, то и качество подняться точно не сможет! Получается, что в этой системе повышать качество и расти им очень трудно.

По мнению Шатова, если автошкола радеет за качество подготовки, а ученик готов обучаться, в таком случае некоторые могут сразу после получения прав сесть за руль и ездить более или менее безопасно для себя и окружающих. Однако основной массе все же необходимы дополнительные занятия.

«Разве это дело, когда инструктор получает 180 рублей за час вождение?»

Председатель ТРО «Всероссийское общество автомобилистов», директор Детской юношеской автомобильной школы Юрий Кулагин говорит, что до пандемии средняя стоимость обучения в казанских автошколах была в районе 27 тысяч, а сейчас — не выше 25 тысяч рублей.

— Такая цена не соответствует тому, чтобы дать качественное образование, — убежден эксперт. — Затраты автошкол идут практически без рентабельности при такой стоимости обучения. Разве это дело, когда инструктор получает 180 рублей за час вождения? У нас разнорабочие за час могут больше получить.

Эксперт приводит пример: в Краснодарском крае обучение стоит 30—32 тыс. рублей. Но, по его оценке, и такой цены недостаточно, чтобы инструктор был заинтересован в качестве преподавания и в результате своего труда.

— Я считаю, что за 4 месяца обучения в автошколе цена должна быть 50—55 тысяч рублей, — сказал Кулагин. — Тогда не нужно будет искать инструктора и закрывать глаза на то, что он подворовывает часы. За такую зарплату, какая есть сейчас, нормальные инструкторы и преподаватели правил дорожного движения в школах не держатся.

Эксперт уверен: обучение в автошколах дешевеет, потому что не везде качественно учат. Часы вождения недодают, теорию, как положено, не преподают.

— Курсантам дали учебник — сидите, учите. Сдадут они экзамен или не сдадут, с первого или 10-го раза это произойдет, такие автошколы не волнует. Они отчитали свои часы (и то не все), и на этом все. Практически ничего не вкладывая, они и позволяют себе снижать цены. У них нет цели подготовить грамотного водителя, участника дорожного движения. Их единственная цель — заработать, — сетует он. — В этой связи конкуренты, которые, может, и дают более качественное обучение, вынуждены тоже снижать цены.

И, конечно, будущих водителей привлекают низкие цены.

— У них нет понятия о том, как действительно должно происходить обучение. Они клюют на дешевое, а потом плюются. Но ничего уже сделать нельзя. И курсант уже дальше берет дополнительные часы на обкатку, тратит свои деньги, занимается дома теорией, — перечисляет Кулагин.

Новые правила сдачи экзаменов застали врасплох не только автошколы, но и ГИБДД. realnoevremya.ru/Максим Платонов

По его мнению, новые правила сдачи экзаменов застали врасплох не только автошколы, но и ГИБДД:

— Очень сложно, например, найти горку в городе, чтобы экзаменовать на ней водителей. Или разворот в ограниченном пространстве… Нужно ведь тоже найти для этого место. Не все наши дороги подходят под это. Или такой элемент, как обгон транспортного средства. У нас в городе практически везде установлены ограничения скорости 40 км/ч, и все едут 59 км/ч. И чтобы ученику обогнать такую машину, получается, нужно нарушить правила дорожного движения. А это обязательный элемент, который входит в сдачу практического экзамена — его нужно где-то выполнить...

Кристина Иванова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Авто Татарстан

Новости партнеров