Мэрия Казани предложит жителям Мергасовского дома на Дзержинского ипотечные однушки в Азино?

Жильцы не согласны с решением казанских властей расселить исторический дом у Черного озера, выкупая жилье по цене трущобы — в 6-8 раз ниже рыночной

Мэрия Казани предложит жителям Мергасовского дома на Дзержинского ипотечные однушки в Азино?
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Исполком Казани решил изъять земли под знаменитым Мергасовским домом у Черного озера. Несмотря на то, что здание является памятником архитектуры и власти планируют провести его реконструкцию, жителей дома приравняли к жильцам трущоб. Им предлагают выехать из своих квартир, определяя в качестве компенсации выплаты в размере 11 тысяч рублей за 1 кв. м. За приватизированную землю власти вообще отказываются платить. В свою очередь, жильцы, проводившие в квартирах капитальный ремонт за свой счет, требуют от исполкома рыночных предложений.

Аварийный и подлежащий реконструкции

Власти Казани приняли постановление об изъятии земли под домом №18/19 по улице Дзержинского и жилых помещений в нем еще 26 ноября. Согласно постановлению, должны быть изъяты 24 квартиры, 13 комнат и еще 15 помещений. Площадь изымаемого участка составит 4 555 кв. м. По этому адресу расположен так называемый Мергасовский дом. Он является одним из немногих казанских памятников советского конструктивизма. Изъятие земли можно считать первым этапом реставрации памятника республиканского значения.

О том, что дом необходимо восстановить, разговоры ведутся не первый год. В некоторых квартирах обвалился потолок, многие балконы начали крошиться еще в прошлом веке, а одна из стен начала уходить под землю в 80-е. Однако разные адреса дома, расположенного на углу двух улиц, долгое время путали карты. По одному из них — Кави Наджми, 19 — он был признан памятником культуры, тогда как по второму — Дзержинского, 18/19 — назначен на слом. В 2012 дом признан аварийным и подлежащим сносу. Но в 2015 году мэрия допустила, что аварийные дома можно не только сносить, но и реставрировать. В апреле «Зеленый дом», как еще его называют в народе, а также еще 18 зданий были вычеркнуты из списка назначенных на слом как подлежащие реконструкции.

В дом Кекина было вложено 280 млн рублей. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

В Казани немало исторических зданий были потеряны именно таким способом: сначала дома приходили в аварийное состояние, а потом сносились. Последнее время эта тенденция начала меняться. Так, были восстановлены дом Фукса, в который инвестор вложил около 100 млн рублей, и дом Кекина, в него было вложено еще больше — 280 млн рублей. И вот дело дошло до «Зеленого дома».

«11 тысяч за кв метр — это идиотизм»

Корреспондент «Реального времени» отправился изучать состояние Мергасовского дома и лично пообщался с его жильцами. Расположению здания можно только позавидовать — он находится прямо возле парка «Черное озеро». Сам дом внешне выглядит не лучшим образом — видно, что фасадом не занимались десятилетиями. Не внушают доверия и трещины в стенах, растянувшиеся вертикально между этажами от одного окна к другому.

Во дворе памятника архитектуры мы встретили одного из местных жителей. Мужчина попросил не указывать его имя, но рассказал, что жильцы категорически против выселения. При этом, по его словам, условия жизни в квартирах не вызывают опасений — почти у всех сделан капитальный ремонт, а речи об обвалах и обрушениях нет. Следом за ним к нам подошел пожилой житель дома Владимир Фадеев. Узнав, что мы — журналисты, он с энтузиазмом начал рассказывать о наболевшем. Первым делом Фадеев прошелся по муниципальной власти. Как оказалось, он тоже категорически не согласен с решением исполкома сначала о сносе здания, а теперь о расселении, которое требуется для реставрации дома.

— Переселиться мы согласны, мы не согласны с условиями переселения. Есть жилищный кодекс, 32-я статья 7-ой пункт. Согласно этому пункту, администрация имеет право для нужд города предложить собственникам выселение, расчет должен производиться по рыночной стоимости. А тут 11 тысяч за кв. метр — это идиотизм.

Он поинтересовался о стоимости соседних домов, и оказалось, что там кв. метр оценен в 95-115 тысяч рублей. В ходе беседы к нам присоединился еще один житель этого дома — сосед Владимира Фадеева Мансур Юсупов.

— Мы прекрасно знаем, сколько на нулевом километре стоит 1 кв. метр жилья. Здесь парковочное место стоит 700 тысяч. А они нам за квартиру предлагают 11 тысяч, — удивляется житель. — Постановления о выселении 26 квартир я не видел, но они в 2014 году вышли с предложением якобы составить с нами договор, чтобы выселить нас, или как они это называют — «изъять в государственных нуждах». Что значит изъять? Мы собственники жилья и земли. Здесь можно говорить только на коммерческих началах — они должны сделать нам предложение, и мы должны согласиться. На данный момент они сделали такое предложение, которое ну никак серьезным не назовешь.

«Искусственная руинизация»

Мансур Юсупов назвал текущую ситуацию с домом «искусственной руинизацией»: «Дом доведен до такого состояния… Они ждут, когда он рассыпется. А он не сыпется. Тут стены два с половиной кирпича».

По словам местных жителей, почти все жильцы дома в своих квартирах сделали капитальный ремонт, вплоть до замены коммуникаций. При этом в Интернете можно увидеть фотографии квартиры на Дзержинского, которая находится в ужаснейшем состоянии. Собеседники издания пояснили, что речь, скорее всего, идет о жильце одной из угловых квартир, который просто не заботится о своем жилье.

— Если не ремонтировать квартиру, что с ней будет? Она же разрушается. А он хочет, чтобы она естественным образом «заросла»? Купи материал, сделай. Для себя же, — не понимает Мансур Юсупов.

Почему исполком не выкупает приватизированную землю?

Интересно, что земля под домом также приватизирована и находится в собственности местных жителей. В 2005 году, когда ее приватизировал Владимир Фадеев, кадастровая стоимость одного кв. метра составляла 20 тысяч рублей. О ее выкупе в постановлении исполкома не говорится ни слова.

Сами местные жители говорят о том, что Мергасовский дом — это первый четырехэтажный дом в Казани и они не собираются его отдавать.

— Я мечтал жить в этом доме. И чтобы я отсюда уезжал по своей воле? Пускай дом будет старым, пускай рушится — пусть ремонтируют. Мы будем здесь жить. Это наша позиция. Хорошо, что убрали статью о сносе, но сейчас мы будем добиваться того, чтобы нам либо делали капитальный ремонт, либо выдвигали реальные предложения, — закончил Юсупов.

Город купит квартиры в 6-8 раз дешевле

Как сообщили «Реальному времени» в пресс-службе мэрии, расселение жильцов будет проходить в рамках республиканской программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Казани на 2013-2015 годы. В мэрии пояснили, что нанимателям муниципального жилья будут предоставляться равнозначные помещения. Схема переселения из аварийного жилья по договорам социального найма не определена.

У собственников квартиры будут выкупаться. При этом выкуп производится из расчета 11 022 рубля за 1 кв. м, что приблизительно в шесть раз ниже, чем цены на вторичном рынке жилья. По данным аналитической службы «Реального времени», цены на недвижимость в Вахитовском районе Казани достигают 80 тысяч рублей за 1 кв. м. В случае если у собственников нет другого жилья, исполком предложит им купить квартиру по соципотеке.

Напомним, до этого уже были проблемы, связанные с недовольством жителей аварийных домов относительно ставки в 11 тысяч за 1 кв. м выкупаемого жилья. Еще в 2014 году скандал разгорелся сначала на улице Эсперанто вокруг расселения нескольких корпусов дома №35. Затем история повторилась в Зеленодольске, где жители более 200 аварийных домов отказались расселяться по предложенным республикой условиям.

«Регулярно проезжаю мимо него, у меня екает сердце»

В исполкоме Казани о предстоящей реконструкции пока ничего не знают. На запрос «Реального времени» пресс-служба ответила, что первоначально должен завершиться этап передачи участка и помещений в муниципальную собственность. Нам посоветовали обратиться в минкультуры РТ, поскольку памятниками регионального значения заведуют там. В министерстве не смогли оперативно предоставить комментарий по реконструкции здания.

Текущую ситуацию «Реальному времени» прокомментировал заместитель министра строительства РТ Алексей Фролов. Приводим его комментарий в полном объеме.

«Этот дом призван аварийным. Более того, он еще является памятником, и есть определенные охранные обязательства по этому дому. Стоимость этого жилого дома по оценке для собственников ничего не стоит. На сегодня охранные обязательства даже выше, чем стоимость реальных квартир. Этот жилой дом собственникам в любом случае необходимо приводить в порядок. Снести его нельзя, наоборот, нужно в него вкладывать.



Алексей Фролов: «Стоимость этого жилого дома по оценке для собственников ничего не стоит. На сегодня охранные обязательства даже выше, чем стоимость реальных квартир»

Откровенно говоря, этот дом находится рядом с нашим министерством, и регулярно проезжаю мимо него, у меня екает сердце. Там проживает достаточно много граждан — квартиры перенасыщены. Из-за того, что это центр Казани, очень много квартир сдается в наем. И в части технического состояния, я думаю, его не просто так признавали аварийным. Для того, чтобы привести его в порядок, нужно разработать соответствующую проектную документацию, ну и при соблюдении всех охранных обязательств работы по капремонту будут иметь удорожание, так как потребуется привлечение специализированных организаций, которые будут проводить реставрационные работы. При этом при проведении капремонта нагрузка ложится опять же на собственников здания, потому что исполнительный комитет участвует в этом ровно настолько, насколько у него есть собственность в этом доме.

Я, к сожалению, не знаю количество муниципального жилья в этом доме, но обязательства вне зависимости от вида работ соразмерны доле собственности. Процедуры по расселению прописаны законодательством. Предложения, выдвинутые исполнительным комитетом, собственники не принимают. Исполнительный комитет сейчас ведет досудебные процедуры. Дальше схема следующая: расселение предусматривает определенные процедуры. Есть предложение переселить собственников в нормальное благоустроенное жилье с элементами социальной ипотеки. Люди могут либо получить реальное жилье, либо отказаться и получить компенсацию в виде денежных средств. После этого этот объект переходит в муниципальную собственность, и муниципалитет уже принимает решение, что с ним делать дальше: либо он его выставляет на торги, а если торги не проходят по первоначальной оцененной стоимости здания с целью привлечения инвесторов для приведения в порядок этого объекта недвижимости с учетом выполнения охранных обязательств, тогда единственный вариант — искать у муниципалитета денежные средства для проведения реконструкции объекта. Пока я на 100% уверен, что этих денежных средств у муниципалитета нет».

История

Как пишет в своей книге об архитектуре Казани советского периода Сергей Саначин, Мергасовский дом стал первым в Казани многоэтажным жилым домом. Он строился на 65 квартир, в каждой из которых должны были проживать по 2-3 семьи. По данным Саначина, дом возведен по проекту архитектора С. В. Глаголева. Большинство же источников указывают автором проекта архитектора Дмитрия Федорова (друга Александра Родченко).

Дом-коммуна должен был соответствовать требованиям нового советского быта. В нем были запланированы общие кухни и душевые. Однако Саначин отмечает, что при проектировании не были учтены вопросы канализации и отопления. После постройки пришлось пробивать стены и достраивать под домом котельную. За перерасход Стройконтора привлекалась к ответственности в суде.

Имя дом получил по названию переулка (Мергасовский), в котором был построен. По меркам того времени дом считался элитным. В нем получали жилье сотрудники ЧК, партийные руководители и признанные деятели искусства. В доме жили писатели Абдулла Алиш и Кави Наджми. Памятником культуры здание признали в 1959 году.

Евгений Калашников, Мария Горожанинова, фото Максима Платонова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров