Тренды авторынка: «Дилеров предупредили — автомобилей в достаточном количестве не будет»
Эксперты предвещают новый дефицит машин и, как следствие, рост цен
Прирост объемов продаж автомобилей в России по итогам четырех месяцев 2021 года измеряется десятками процентов, а по отдельным маркам и сотнями. Однако не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Дилеры по прежнему испытывают дефицит машин, а высокие показатели — результат восстановления поставок на фоне обвала прошлого пандемийного года. Об этом и перспективах автомобильного рынка — в обзоре «Реального времени».
Продажи взлетели, но «не долетели» до уровня 2019 года
Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в апреле 2021 года выросли на 290% (по сравнению с апрелем прошлого года), до 151 964 машин. За месяц (апрель 2021 г.) рост составил 2,2%. По итогам четырех месяцев 2021 года российский авторынок реализовал 515 934 автомобиля (+24%), сообщает Ассоциация европейского бизнеса. Высокие проценты этого года объясняются низкой базой прошлого года — в период локдауна.
— Проблема со спросом была и есть. За январь — апрель этого года снижение продаж на 5%, если сравнивать с аналогичным периодом 2019 года. А сам апрель превысил всего на один процент. Производители ожидают, что в этом году рынок прибавит на 2%. Но для начала он должен восстановиться. Его размеры пока остаются на уровне прошлых лет.
Того же мнения и Руслан Абдулнасыров — генеральный директор компании «Автосеть.рф», руководитель ассоциации «Автодилеры Татарстана»:
— В этом году с поставками автомобилей по-прежнему все напряженно, автомобилей ограниченное количество. Нет полупроводников, поэтому машины не выпускают в необходимом количестве.
По словам Абдулнасырова, в период, когда ограничены поставки, всегда возникает повышенный спрос: «Определить истинную емкость рынка в этом году невозможно. Когда машин будет в избытке, тогда и будет понятно, насколько способен дать рынок».
Бренд | Январь - апрель | Апрель | |||||||||
2021 | 2020 | 2021-2020 гг, % | 2019 | 2021-2019 гг, % | 2021 | 2020 | 2021-2020 гг,% | 2019 | 2021-2019 гг,% | ||
1 | Лада | 121.839 | 88.996 | 37% | 114.679 | 6% | 37.931 | 9.396 | 304% | 32.316 | 17% |
2 | Kia | 70.725 | 56.204 | 26% | 72.801 | -3% | 19.101 | 4.334 | 341% | 19.819 | -4% |
3 | Hyundai | 55.607 | 44.044 | 26% | 56.892 | -2% | 15.483 | 2.443 | 534% | 15.473 | 0% |
4 | Renault | 44.321 | 35.191 | 26% | 41.892 | 6% | 13.957 | 3.135 | 345% | 12.543 | 11% |
5 | Skoda | 33.167 | 24.042 | 38% | 25.792 | 29% | 10.365 | 3.041 | 241% | 7.359 | 41% |
6 | Toyota | 31.765 | 29.796 | 7% | 30.074 | 6% | 8.514 | 2.565 | 232% | 8.466 | 1% |
7 | Volkswagen | 31.426 | 26.887 | 17% | 31.626 | -1% | 9.449 | 3.093 | 205% | 9.551 | -1% |
8 | Nissan | 17.408 | 19.264 | -10% | 21.813 | -20% | 3.681 | 1.039 | 254% | 2.528 | 46% |
9 | ГАЗ комм. | 14.784 | 13.369 | 11% | 16.855 | -12% | 4.911 | 2.272 | 116% | 5.424 | -9% |
10 | Mazda | 10.546 | 8.324 | 27% | 8.830 | 19% | 2.494 | 739 | 237% | 2.257 | 11% |
11 | Haval | 9.559 | 4.472 | 114% | 2.055 | 365% | 3001 | 425 | 606% | 603 | 398% |
12 | Chery | 9.290 | 1.925 | 383% | 1.796 | 417% | 2.980 | 236 | 1163% | 567 | 426% |
13 | УАЗ | 8.161 | 8.155 | 0% | 11.179 | -27% | 2.546 | 862 | 195% | 3.445 | -26% |
14 | Mitsubishi | 7.206 | 9.434 | -24% | 13.756 | -48% | 2.074 | 168 | 1135% | 3103 | -33% |
15 | Lexus | 7.182 | 5.240 | 37% | 5.842 | 23% | 2.036 | 677 | 201% | 1.904 | 7% |
16 | Audi | 5.841 | 4.591 | 27% | 4.771 | 22% | 1.729 | 650 | 166% | 1.408 | 23% |
17 | Geely | 5.301 | 297 7 | 78% | 2.352 | 125% | 1.811 | 511 | 254% | 786 | 130% |
18 | Ford | 4.996 | 2.675 | 87% | 11.481 | -56% | 1.607 | 533 | 202% | 3752 | -57% |
19 | Suzuki | 2.897 | 2.230 | 30% | 1.746 | 66% | 893 | 301 | 197% | 632 | 41% |
20 | Volvo | 2.691 | 1.794 | 50% | 2.259 | 19% | 892 | 92 | 870% | 643 | 39% |
21 | Peugeot | 2.468 | 1.129 | 119% | 1.296 | 90% | 843 | 79 | 967% | 383 | 120% |
22 | Porsche | 2.359 | 1.615 | 46% | 1.550 | 52% | 729 | 204 | 257% | 557 | 31% |
23 | Subaru | 2.223 | 1.817 | 22% | 2.137 | 4% | 622 | 96 | 548% | 505 | 23% |
24 | Land Rover | 2.211 | 2.188 | 1% | 2.645 | -16% | 603 | 189 | 219% | 513 | 18% |
25 | Volkswagen комм. | 2.116 | 1.710 | 24% | 2.246 | -6% | 590 | 219 | 169% | 690 | -14% |
Стабильность LADA, спринт Skoda и Mazda
Лидером среди марок на российском авторынке традиционно является LADA, чьи продажи в январе — апреле увеличились на 37% (к аналогичному периоду прошлого года — АППГ) и составили 121 839 автомобилей. Для сравнения в 2019 году за этот же период было продано 114 679 машин. То есть за два года LADA показала примерно +6% прироста.
Второе место по объему продаж сохраняет KIA — корейцы реализовали в России 70 725 машин (+26%). KIA, к слову, является лидером на рынке иномарок. По сравнению с 2019 годом объемы продаж в полной мере еще не восстановились. В 2019 году было продано за четыре месяца 72 801 машин (то есть -3% за два года).
Третью позицию занимает Hyundai с показателем 55 607 проданных авто, что на 26% больше аналогичного показателя годом ранее. В 2019 году в первые четыре месяца продали на два процента больше — 56 892 ед.
Претенденты, занимающие четвертое и пятое место в рейтинге, показали неплохой рост в объемах продаж. Так, Renault выбрал 44 321 покупатель (+26% к АППГ). Замыкает пятерку лидеров Skoda, продажи которой составили 33 167 машин (+38% к АППГ). И даже в сравнении с аналогичным периодом 2019 года объемы продаж этих марок увеличились на 6% и аж на 29% соответственно.
В десятку самых продаваемых марок по итогам января — апреля 2021 г. также вошли Toyota (31 765 шт., +7%), Volkswagen (31 426 шт., +17%), Nissan (17 408 шт., -10%), ГАЗ комм. (14 784 шт., +11%), Mazda (10 546 шт., +27%).
Из последней пятерки марок не оправились от спада продаж прошлого года Nissan, который даже на фоне кризисного 2020-го с низкой базой показал еще 10-процентное снижение, и коммерческий ГАЗ. Последний хоть и прирос на 11%, но в сравнении с 2019 годом на прежние объемы еще не вышел (-12% к 4 мес. 2019 г.).
В этом году лучший результат по продажам, по наблюдениям Евгения Еськова, показали локализованные марки. Поэтому если кто-то и будет уходить из России, то это бренды, у которых нет производства (на территории России). На разнице курса и росте цен им будет очень сложно конкурировать, — считает эксперт.
Модель | Январь-апрель | Апрель | |||||||||
2021 | 2020 | Прирост | 2019 | 2021-2019 гг., % | 2021 | 2020 | Прирост | 2019 | 2021-2019 гг., % | ||
1 | Лада Гранта | 44.246 | 32.718 | 35% | 41.278 | 7% | 14.050 | 3.058 | 359% | 12.652 | 11% |
2 | Лада Веста | 35.049 | 29.698 | 18% | 38.019 | -8% | 11.178 | 2.913 | 284% | 10.131 | 10% |
3 | Kia Rio | 31.634 | 24.636 | 28% | 30.784 | 3% | 6.996 | 1.737 | 303% | 8.509 | -18% |
4 | Hyundai Creta | 25.768 | 19.894 | 30% | 22.893 | 13% | 6.445 | 1.079 | 497% | 6.123 | 5% |
5 | Hyundai Solaris | 20.103 | 12.709 | 58% | 19.391 | 4% | 5.163 | 603 | 756% | 5.192 | -1% |
6 | Лада 4x4 | 18.540 | 12.460 | 49% | 10.381 | 79% | 5.346 | 1.752 | 205% | 2.658 | 101% |
7 | Volkswagen Polo | 17.345 | 14.192 | 22% | 17.466 | -1% | 5.164 | 1.372 | 276% | 5.665 | -9% |
8 | Toyota RAV 4 | 14.189 | 12.196 | 16% | 8.138 | 74% | 2.941 | 601 | 389% | 2.235 | 32% |
9 | Skoda Rapid | 13.918 | - | 11.224 | 24% | 4.378 | - | 3.261 | 34% | ||
10 | Volkswagen Tiguan | 12.252 | 10.097 | 21% | 10.145 | 21% | 3.709 | 1.332 | 178% | 2.847 | 30% |
11 | Лада Ларгус пасс. | 12.207 | 10.170 | 20% | 13.077 | -7% | 3.474 | 1.286 | 170% | 3.646 | -5% |
12 | Renault Logan | 11.373 | 8.566 | 33% | 11.096 | 2% | 3.617 | 760 | 376% | 3.204 | 13% |
13 | Renault Duster | 11.056 | 8.059 | 37% | 11.888 | -7% | 3.696 | 975 | 279% | 3.620 | 2% |
14 | Kia Sportage | 10.367 | 8.023 | 29% | 10.361 | 0% | 2.952 | 762 | 287% | 2.704 | 9% |
15 | Renault Sandero | 9.240 | 7.205 | 28% | 9.844 | -6% | 2.683 | 578 | 364% | 3.263 | -18% |
16 | Kia K5 | 8.843 | - | - | - | 2.977 | - | - | - | ||
17 | Лада ИксРэй | 8.548 | 5.785 | 48% | 8.735 | -2% | 2.773 | 615 | 351% | 2.284 | 21% |
18 | Toyota Camry | 8.259 | 8.179 | 1% | 10.865 | -24% | 3.231 | 649 | 398% | 2.614 | 24% |
19 | Skoda Kodiaq | 7.610 | 6.553 | 16% | 6.688 | 14% | 2.394 | 810 | 196% | 1.964 | 22% |
20 | Mazda CX-5 | 7.158 | 6.171 | 16% | 5.840 | 23% | 1.536 | 581 | 164% | 1.452 | 6% |
21 | Skoda Karoq | 6.716 | 2.657 | 153% | н/д | н/д | 2.327 | 754 | 209% | н/д | н/д |
22 | Nissan Qashqai | 6.627 | 7.906 | -16% | 7.529 | -12% | - | - | 902 | - | |
23 | Renault Kaptur | 6.605 | 5.918 | 12% | 8.544 | -23% | 1.995 | 428 | 366% | 3.388 | -41% |
24 | Nissan X-Trail | 5.977 | 6.839 | -13% | 7.413 | -19% | - | - | 736 | - | |
25 | Renault Arkana | 5.787 | 4.961 | 17% | н/д | н/д | 1.882 | 360 | 423% | н/д | н/д |
Что по маркам?
Если смотреть на продажи машин чуть пристальнее, то самой продаваемой моделью в России по итогам января — апреля окажется доступная LADA Granta, реализация которой увеличилась на 35% и составила 44 246 авто.
Второе место принадлежит тоже отечественному LADA Vesta с показателем 35 049 машин, что на 18% больше по сравнению с прошлым годом.
Третью строчку занимает доступный седан KIA Rio — 31 634 проданных автомобиля (28%). Следом идет бюджетный кроссовер Hyundai Creta, в объеме 25 768 единиц (30%). Далее седан Hyundai Solaris, чьи продажи тоже существенно (на 58%) увеличились — до 20 103 машин.
Любопытно, что шестую строчку рейтинга моделей занимает LADA Niva с приростом на половину (49%) до 18 540 автомобилей. Volkswagen Polo продали в количестве 17 345 штук, что на 22% больше показателя предыдущего года. Кроссовер Toyota RAV4 выбрали 14 189 покупателей, что на 16% больше, чем годом ранее. Skoda Rapid второго поколения нашла 13 918 новых хозяев. Замыкает топ-10 самых популярных моделей в России кроссовер Volkswagen Tiguan с показателем 12 252 проданных авто (21%).
Цены идут в рост
— Цены как росли, так и продолжают расти. В прошлом году средневзвешенная цена нового автомобиля в массовом сегменте прибавила на четыре процента. Роста цен еще будет, а реальные доходы населения как не росли, так и не растут. Платежеспособный спрос все последние годы сокращается, он и будет сокращаться, — считает Еськов.
По его мнению, очень важным фактором является господдержка, которой весь первый квартал года не было.
Рост цен отметил и Руслан Абдулнасыров:
Среди причин он назвал в первую очередь себестоимость, затем — курсовую разницу.
Евгений Еськов считает, что производители никогда не поднимают цены сразу, делают это постепенно и насколько возможно стараются сдерживать цены. Но из-за разницы валютных курсов цены все же будут расти. Даже в тех автомобилях, которые собирают в России, достаточно много компонентов, которые покупают за валюту, соответственно, это надо как-то компенсировать: «Рост цен все равно будет», — резюмировал Евгений Еськов.
Свыше 1,6 миллиона проданных авто
По прогнозу АЕБ, в 2021 году в России будет продано 1 млн 632 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, что равнозначно росту рынка на 2,1%.
Еськов ожидает, что результат в этом году будет на уровне прошлого года, может быть чуть больше. Лидеры рынка, корейцы например, KIA и Hyundai, а также LADA будут бороться за долю на рынке, стараться ее увеличить.
Если говорить о тенденции растущего спроса на более дешевые и экономичные машины, то она, по мнению эксперта, наблюдается давно:
— С-класс уже весь размыт, он уходит, фактические его нет. Основу всего рынка составляют малый класс и компактные кроссоверы. Покупатели в большинстве случаев выбирают наиболее доступные варианты. Есть категория людей, которые могут выбрать автомобиль, какой хотят, но их все меньше и меньше. Платежеспособный спрос сокращается, соответственно, меньше возможностей у жителей нашей страны купить новый автомобиль. Кто-то уходит на вторичный рынок, он активно развивается. Сейчас официальные дилеры его активно осваивают. Такая тенденция есть, и она уже не первый год.
А вот Руслан Абдулнасыров менее оптимистичен: «Производители предупредили дилеров, что в этом году автомобилей в достаточном количестве не будет. Объемы продаж в этом году будут ниже 2019 года».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.