Архитектура советской Казани: Дом печати Татреспублики
«Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. Иллюстрированное повествование на стыке истории и градостроительства в 1918-1991 годах». Часть 5
Интернет-газета «Реальное время» продолжает публикацию избранных глав вышедшей в ушедшем году книги известного архитектора, разработчика Генерального плана Казани Сергея Саначина. Сегодня мы предлагаем вниманию читателя краткую историю очередного знакового объекта столицы республики – Дома печати, который в минувшем году превратился благодаря инвестициям «Связьинвестнефтехима» в гостиничный комплекс.
Наиболее яркий представитель казанского конструктивизма (ул. Баумана, 19. Инж-арх. С.С. Пэн. 1930 г. Арх. А.М. Густов. 1934-1935 г.). Одно из значительных сооружений в городе. Даже противники сооружений, как тогда говорили – «корбузианского типа», возражали всего лишь против его крупных габаритов на узкой улице Баумана и малой гармонии с примыкающими строениями. Здание, впрочем, за счет рационально скомпонованного плана значительно массивнее, чем открывается взору. «Сложный культурно-производственный организм», по выражению автора, состоящий из взаимосвязанных, четко организованных технологических блоков. Проект составлен инженером-консультантом Татиздата С.С. Пэном («Моспроект») в сентябре 1930 года и был одобрен НТС полиграфпромышленности и ТС «Союзстроя» ВСНХ СССР. На следующий год начали завозить материал и выкладывать цоколь двух производственных корпусов. Стройка была образцом бесхозяйственности. На площадке «сплошной Вавилон»: хаос, овраги, ямы. Рабочие живут прямо на стройке в бывшей пивной «Касьяныч». Но в августе она должна быть снесена, и рабочие партиями бегут на другие стройки.
На главной городской, ныне пешеходной улице Баумана – протяженный редакционно-издательский корпус «Е», перекрывший поперечный Молочный переулок (так по привычке именовали новую Международную улицу, ныне – ул. К. Наджми). По его створу, в первом этаже оставлены широкие проезды, в верхних – устроены переходы и балконы, опирающиеся на каплевидный в плане устой, разделяющий проезд. В нижнем этаже – сплошное стекло витрин магазинов Татиздата, предназначавшихся для культурной, хозяйственной и политической пропаганды. Перед ними на стилобатах устроены западающие галереи, расширяющие тротуар. Вредное печатно-брошюровочное производство – в параллельном главному корпусе вдоль грузовой Профсоюзной улицы. По бокам Международной улицы – корпус тихого наборного и цинкографического производства и корпус для бытового обслуживания сотрудников со столовой, амбулаторией и яслями, оставшийся, впрочем, нереализованным (арх. Н.А. Баталов, 1933 год).
Символика редакционного корпуса – раскрытая книга, с ленточными окнами-строчками и закругленным пилоном-корешком. Его ведущий архитектурный мотив – 3-этажные ленточные крылья на открытых колоннах – только что использован Пэном и в бакинском Дворце печати 1931 года. Самому, впрочем, автору комплекса Татиздат не дал возможности представить проект архитектурного оформления. Разрабатывали его архитекторы «Татпроекта» (Н.А. Баталов, Г.А. Валеев, И.Ф. Нейман, А.Э. Спориус) и преподаватель КИИКСа А.М. Густов. Пэн одобрил, а Архсовет утвердил (1934) проект Густова (в том числе и интерьер магазина) с рядом поправок, среди которых – замена розового цвета штукатурки на серый, отказ от руста на фасаде и колоннах, от всех украшений выступа. Густов намечал еще на фасаде герб СССР, часы и надпись: «имени Максима Горького» по точному автографу Алексея Максимовича…
Часть 3. Архитектура советской Казани: Дом Госучреждений (он же – «Бегемот»)
Часть 2. Архитектура советской Казани: Жилой дом Валтреста (он же – «Татваленок»)
Часть 1. Архитектура советской Казани: лестница в Ленинском саду
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Саначин С. «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. Иллюстрированное повествование на стыке истории и градостроительства в 1918-1991 годах» (Казань, 2015)
Работа написана в виде очерка о наиболее заметных событиях в архитектурной жизни города Казани советского периода в диапазоне 1918-1991 гг. Представляет собой исследование, основанное на материалах, собранных в различных государственных хранилищах, частных собраниях, на материалах казанской и московской прессы тех лет, на очных беседах с некоторыми героями книги. Автором привлечены материалы Национального архива РТ, Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани, Татарского отделения Союза архитекторов РФ, ГУП «Татинвестгражданпроект», Санкт-Петербургского Союза архитекторов, АО «Ленводоканалпроект», Российского государственного архива литературы и искусства, Музея Казанской государственной академии строительства и архитектуры, отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КГУ. По составу материала и характеру изложения адресована как архитекторам, так и широкому кругу читателей.
Саначин Сергей Павлович
Родился 10 октября 1948 года. Окончил в 1972 году Казанский инженерно-строительный институт по специальности «архитектура». Главный архитектор проектов Центра разработки генерального плана Казани.
Основные проекты, разработанные самостоятельно и в составе авторских коллективов:
- Конкурсный проект и проект реконструкции Ленинского сада (1982);
- Проекты детальной планировки жилых районов «Горки-3» (1979) и «Большие Клыки» (1982);
- Проект застройки «Молодежного жилого комплекса – МЖК» (1988);
- Стоимостная оценка земель г. Казани (1997, 1999);
- Зонинг в составе правил застройки и землепользования Казани (1998);
- Программа ликвидации ветхого жилищного фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в г. Казани (архитектурно-планировочная и экономическая часть, 1999);
- Конкурсный проект на право разработки генерального плана Казани (Междугородный конкурс–2002);
- Социально-экономическое зонирование территории г. Казани для определения величины арендной платы за здания и помещения (2003);
- Генеральный план МО г. Казани (2007).