Туркомпании: «Мы скептически настроены по отношению к нашим курортам»

Бизнес-бранч «Реального времени» с представителями туристического рынка. Часть 2

Туркомпании: «Мы скептически настроены по отношению к нашим курортам»
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Во второй части бизнес-бранча свое мнение высказали представители сразу нескольких компаний, нацеленных на работу с VIP-клиентами. Оказалось, что эти игроки не собираются переориентироваться на внутренний рынок, не желая участвовать в жесткой войне за малочисленные российские курорты. Агентства, нацеленные на работу с массовым клиентом, уверяют, что российский турист уже готов к российскому югу, а в качестве альтернативы дорогим перелетам массово возрождаются дешевые автобусные туры. Однако многие участники уверены, что проблемы с бронированием мест на российских курортах в этом году обязательно будут, а рынок столкнется с банкротствами операторов и агентств.

Участники бизнес-бранча:

  • Наталья Абрамович — генеральный директор Туристско-информационного центра Казани
  • Наиля Валиуллина — генеральный директор ЗАО «Бюро путешествий «Столица»
  • Ильдус Галимов — директор казанского офиса компании Itec
  • Александр Голубев — директор по развитию туристической компании «Мистраль»
  • Резеда Довгаль — директор туристической компании «Зилант-тур»
  • Александр Драгони — управляющий партнер компании «Сила ветра»
  • Альбина Ибрагимова — владелица компании «АИСТ-тур»
  • Рушан Мустафин — генеральный директор центра мусульманского туризма и отдыха «Рахат-тур»
  • Юрий Перцев — заместитель директора компании «Спутник-Транс-Сервис-Казань»
  • Светлана Пименова — директор туристической компании «Итиль Тур»
  • Леонид Пресс — директор туристической компании «СТЕН»
  • Галина Рылова — руководитель отдела туризма компании SkyLand в Казани
  • Азамат Сабиров — генеральный директор компании AVT
  • Рустем Тарзиманов — директор по продажам бюро туристических услуг «Салават City Center»
  • Евгений Терентьев — руководитель департамента «Поволжье» единой службы бронирования «Курортинфо»
  • Екатерина Храмкова — директор туристического агентства «Глобал вояж»
  • Фаиль Гатаулин — модератор, руководитель аналитического отдела интернет-газеты «Реальное время»

«Когда мы продаем продукт, который стоил 2 миллиона и подорожал до 4 миллионов, — это очень ощутимо»

Ильдус Галимов: Меня зовут Ильдус Галимов, я являюсь директором казанского офиса компании Itec. Наша компания занимается образованием за рубежом, немного другой бизнес, чем у всех вас, но смежный. Мы на рынке уже 19 лет, мы одна из крупнейших компаний России. И мы представляем здесь, в Казани, университеты, школы разных стран мира. Большинство из них — топовые учебные заведения. Отправляем школьников на каникулы, отправляем студентов на бакалавриат, на магистратуру, на Ph.D. (аналог кандидатской ученой степени), делаем стажировки для профессоров, то есть все, что связано с обучением за рубежом.

Как повлияла на нас сложившаяся ситуация? Мы продаем все в валюте, соответственно, все у нас очень сильно зависит от курса валют. Если, допустим, вы продаете туры за 100 тысяч и они подорожали до 200, то это еще не так страшно. А вот когда мы продаем продукт, который стоит 2 млн, и он подорожал до 4 млн рублей — уже очень ощутимо. Приведу пример один: у нас зачислилось два студента на среднее образование в Великобританию, и папа платил за двух детей сразу. Контракт стоил 1,5 млн на одного ребенка, то есть 3 млн рублей в год. Он на эту сумму рассчитывал и строил планы. Когда курс подорожал, обратно ему уже стыдно возвращать их сюда в школу. Он начал просить скидки. Наши партнеры — да, идут на это, поскольку им тоже надо квоты заполнять. От этого и рейтинги растут. Они делают скидки и 25%, и 50% для хороших студентов. И вот учились они в Британии, а сейчас перешли на высшее образование в Испании. Поскольку там евро, а не фунт, там немного дешевле стоит.

Мы работаем очень плотно с туристическими агентствами. И поскольку нужно быть экспертом в области образования за рубежом — трудно продавать университеты, — мы также ездим, как и вы смотрите отели, смотрим университеты, посещаем школы и изучаем программы, которые они предоставляют.

Когда возникают такие проблемы, как, допустим, с Турцией, либо как на Украине, когда возникают кризисы и многие отвернулись от США, у нас есть альтернативы. Например, мы развиваем Китай, Сингапур, Малайзию. Поэтому, если кто-то, например, не любит британцев или американцев, есть альтернатива: можем в Канаду отправить, в Ирландию либо в другие европейские страны.

Конечно, сейчас поток наших клиентов… Рынок очень просел. На каникулярные программы недорогие, которые в пределах 200 тысяч (для школьников на 2 недели съездить — английскому поучиться), начал подтягиваться средний класс. Но сейчас они уже отпали. Сейчас идут больше те клиенты, которые зарабатывают, может быть, в валюте, которые не зависят от курсов валют.

Фаиль Гатаулин: А сюда, в Татарстан, привлекаете студентов?

Галимов: Мы не привлекаем сюда студентов, хотя иногда мне пишут некоторые агентства, мы их напрямую связываем с международным отделом КФУ, поскольку университеты сами работают. Или университет Иннополиса. Они часто к нам приходили и спрашивали совета, как работать. Мы поясняли, что надо участвовать во всевозможных ярмарках, выставках образования за рубежом, встречаться с агентами из различных стран. К нам очень часто приезжают партнеры по бизнесу, поскольку я делаю три-пять раз в год образовательные выставки. К нам приезжают из многих стран партнеры. Для казанцев, для татарстанцев выставки бесплатные — здесь они могут напрямую узнать у представителей университетов о программах, о жизни студентов в кампусах. Получается, косвенно, хотя мы на этом не зарабатываем, мы привлекаем бизнес-туристов.

Гатаулин: Спасибо.

«Самое большое влияние на спад в отрасли оказала не отмена Египта и Турции, а изменение курса»

Леонид Пресс: Пресс Леонид, фирма «Стен», на рынке с 1997 года. Мы являемся операторами, основное направление — индивидуальный туризм, это процентов 65. Санаторно-курортное лечение — только за границей. В России мы работаем с тремя санаториями: Барвиха, Ундоры и Бакирово, где у нас хорошие медицинские услуги.

По части кризиса, так как Египет и Турция занимает небольшой объем — порядка 20%, то недавние события не очень сказались. С Турцией и не могло сказаться, сезон только в мае начинается. Но это будет даже на руку нам, так как люди будут искать другие направления, и мы сможем предлагать то, в чем мы сильны: итальянские, французские курорты.

Я вот с Александром не согласен. Считаю, что Турцию заместить невозможно ни греками, ни киприотами. Из Казани самолеты летали по нескольку раз в день. В Грецию столько не сможет улететь. И на Косе, и на Крите, и на Родосе они не могут принять такое количество самолетов со всей России. Поэтому будет ощущаться определенный дефицит поездок. Кроме того, в Греции отели по системе «все включено» работают только в «низкой» категории, а дорогие отели, как и во всей Европе, работают только «на завтраке». Будет отток ВИП-клиентов с турецкого направления — некоторые любят конкретные люксовые отели по системе «все включено», которые нечем заместить.

Мы специализируемся именно на лечебных турах в санатории, и, что интересно, отток есть, но минимальный. Отток все равно есть, на всех направлениях. Самый большой — по Эмиратам: дорого стало. А вот по лечебным турам на итальянские курорты, в Карловы Вары почти нет оттока. Дешевые туры в Прагу кончились, а вот те, кто ездил в Карловы Вары, — они ездят 15 лет, они так и продолжают ездить. То же самое — итальянские курорты.

Самое большое влияние на спад в отрасли оказала не отмена Египта и Турции, а изменение курса: курс валюты поднялся в два раза, люди стали в два раза беднее. Все путевки стали дороже. Все проблемы из-за этого.

Александр Голубев: Курс поднялся еще год назад. Все уже выровнялось давно.

Пресс: Год назад тоже был спад.

Рустем Тарзиманов: В каком плане выровнялось? Зарплаты-то не выросли.Количество упало.

Голубев: Психологическая проблема снялась с курса: год уже живем в этом.

Пресс: Психологическая проблема, может, и снялась, но денег не прибавилось. Азамат совершенно прав, самолетная составляющая поднялась очень незначительно. Поэтому формировать сейчас туры на основе регулярных рейсов становится более выгодным.

Голубев: Турецкие авиалинии — билет 16 тыс. рублей стоит.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Леонид Пресс: «Самое большое влияние на спад в отрасли оказала не отмена Египта и Турции, а изменение курса: курс валюты поднялся в два раза, люди стали в два раза беднее. Все путевки стали дороже. Все проблемы из-за этого»

Пресс: Ну, их не так много. Поймать можно за такие деньги иногда. «Финэйр» можно поймать. Даже «Аэрофлот». Основные проблемы начнутся примерно в июне, потому что крупные фирмы, которые основные оборотные средства получали от туров в Турцию… Объемы перелетов в Турцию несоизмеримы, выполнялось несколько рейсов в день. Турция — единственная страна в Средиземноморье, у которой очень длинный пляжный сезон. С середины мая по середину октября нормально можно купаться. В других странах это конец июня — середина сентября. В Крыму вообще очень короткий сезон, в Сочи — оползни с дождями.

Азамат Сабиров: В Сочи, кстати, дорого выходит.

«Начнутся банкротства туроператоров — начнутся банкротства турагентств»

Пресс: Проблемы начнутся у крупных туроператоров, потому что нет оборотных средств.

Гатаулин: Будут банкротства?

Пресс: Обязательно. Начнутся банкротства туроператоров — начнутся банкротства турагентств, так как нечего будет продавать. Некоторые компании, кто работают давно и относятся к туризму как к бизнесу, скопили резервные фонды. Без этого нельзя. Из этих резервных фондов можно восполнять нехватку. Нужно платить зарплату, у кого нет собственных офисов — платить за аренду, и так далее. Начнут уходить фирмы, а уходят они, как опыт показывает, с деньгами клиентов, к сожалению.

Голубев: У вас прогноз есть, у кого из туроператоров ждать банкротств?

Пресс: Конечно, есть.

Гатаулин: А конкретно вы можете сказать?

Сабиров: Есть такой момент, что турагентства не сертифицированы, соответственно, никакой гарантии нет. Турагентство может любой организовать. Но если брать крупные компании, есть сертификация, например сертификация авиаперевозчиков — IATA. Есть компании в Казани, которые проходят эту сертификацию ежегодную, подтверждают свой статус. И для понимания, что эта компания с деньгами не может так быстро уйти, эти компании сейчас проходят еще более жесткую сертификацию. Если раньше платежный период был недельный, то сейчас — десятидневный. Банковские гарантии ужесточены, проходят двойной аудиторский контроль.

Что касается туроператоров, у меня есть партнер европейский, он говорит, что все, что у нас происходит, было у них 5-6 лет назад. «Пакетники»-туроператоры сдохли. Потом остались те, кто формируют тур — отдельно билет, отдельно отель. Все это систематизировали и прекрасно дальше работают.

Пресс: Азамат, банкротство — это нормальное состояние. В этом году самая крупная немецкая компания «Альфа-тур» обанкротилась. Они и в IATA членами были. Наша компания — тоже член IATA. Мы, как член IATA, гарантируем авиакомпаниям убытки, но никак не туристам.

Сабиров: Я говорю о том, что есть гарантия, что вы сразу не уйдете.

Тарзиманов: Все туроператоры, которые ушли в 2014 году, были членами IATA.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Азамат Сабиров: «Что касается туроператоров, у меня есть партнер европейский, он говорит, что все, что у нас происходит, было у них 5-6 лет назад. «Пакетники»-туроператоры сдохли. Потом остались те, кто формируют тур — отдельно билет, отдельно отель. Все это систематизировали и прекрасно дальше работают»

Сабиров: Вы сейчас сами фактически говорите: «С нами работать не надо, мы не гарантируем ничего». Я пытаюсь объяснить, что это не так. Когда у нас случилась ситуация с «Интурцентром» и он потерялся с деньгами, мы туристу путевку сами оплатили. Что вы сейчас говорите? Что самостоятельный турист, тот, который отбирает сейчас у нас с вами бизнес… Сейчас все знают, как найти билет: «Скайсканер», «Авиасейлс» и так далее. Любой знает, как найти тот же отель: «Букинг» и так далее. Два плюс два сложить — ничего сложного. Даже когда Турцию и Египет закрыли, я просто зашел, сам все забронировал. Все вместе вышло даже дешевле, чем пакет. Я говорю, что для агентств хоть какая-то гарантия есть.

Пресс: Гарантия не в том, что вы член IATA, а в том, что у вас на счету в банке лежит большая сумма денег. У вас есть баланс, где все это отражено. Если компания ведет «белую» бухгалтерию, вот это является гарантией.

Наиля Валиуллина: Сейчас речь идет о другом: какой бы ни был запас (не думаю, что здесь есть ненадежные агентства, ненадежных сюда не приглашали), мы настолько поставлены в сложные обстоятельства, что даже за себя не всегда можем гарантировать.

Пресс: Какие сложные обстоятельства? Не тратьте больше, чем зарабатываете, — и все будет нормально.

«Чтобы увеличивать въездной, надо увеличить и выездной туризм»

Евгений Терентьев: Давайте я поясню. Леонид сказал о предвидении ситуации, когда крупные федеральные операторы попадают под прогноз банкротства. Я тоже сторонник этой точки зрения. Простой пример. В ноябре я посетил Крым и Сочи, где проходили туристические выставки и форумы. В Сочи на туристическом форуме Тюрина [Ирина Тюрина — пресс-секретарь Российского союза туриндустрии, — прим. ред.] такие данные дала, что в прошлом году Анапа просто в шоколаде была по причине того, что люди ехали в Крым, разворачивались на переправе, и первое место, где они останавливались, — это была Анапа. В этом году они подняли цены в надежде, что будет то же самое, и провалили весь сезон. Очнулись только в середине сезона, когда туристов уже не было.

Что происходит сейчас? Я посмотрел цены крымских и сочинских здравниц, и что я вижу? Подъем — 25-30%. Это значит, что туроператоры будут закупать блоки по этим ценам, может быть, с каким-то дисконтом, но будет ли спрос по таким ценам — это еще вопрос. Получится так, что они не смогут выбрать свои квоты. Деньги заплачены, а продать они ничего не смогут. Это касается тех операторов, которые вышли на российский рынок, переориентировались с зарубежного на внутренний.

Пресс: За границей никогда не платят авансом. Всегда платят в конце сезона. Проблемы из-за этого возникают.

Терентьев: Леонид, я точно знаю, что «Библио Глобус» приезжает с чемоданами в Сочи.

Пресс: Это только «Библио Глобус», одна компания, которая скупила Горки-город весь, и ничего там, кроме нее, нет. Вы за границей зайдите в отель, спросите, сколько им должен туроператор.

Терентьев: Мы живем в нашей реальности. Без оплаты на юге никто не даст.

Пресс: Это наши, я же про выездной туризм говорю. Я до внутреннего туризма пока не дошел.

Терентьев: А в плане того, что будут банкротства, я вас поддерживаю.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Евгений Терентьев: «Что происходит сейчас? Я посмотрел цены крымских и сочинских здравниц, и что я вижу? Подъем — 25-30%. Это значит, что туроператоры будут закупать блоки по этим ценам, может быть, с каким-то дисконтом, но будет ли спрос по таким ценам — это еще вопрос. Получится так, что они не смогут выбрать свои квоты»

Пресс: Про выездной туризм. Просто все должны понимать, что крупные туроператоры, у которых есть свои авиакомпании, им некуда сейчас летать.

Сабиров: В Турцию полетят, со своими самолетами.

Пресс: В Турцию нельзя летать.

Сабиров: Но они же из Турции повезут.

Пресс: Что касается замены Израилем, Иорданией, то в Израиле сейчас не сезон. А Иордания — это вообще не направление для пляжного туризма. Была у нас фирма «Южный крест». Они пытались поднять чартер из Москвы на всю страну, но все это дело закрыли. К сожалению, нет аналогов Турции с Египтом. Если два этих направления закрываются, то у крупных туроператоров — проблемы.

Терентьев: Я хотел бы предостеречь коллег в предстоящем сезоне на южном направлении, по Краснодарскому краю. Выбирайте туроператоров, которые давно работают на внутреннем рынке. Это «Дельфин», «Авиан» и местные компании. А тем компаниям, которые переориентировались, мой совет: три раза подумайте, не смотрите на цену.

Пресс: Да, сезон тяжелый будет. Что касается внутреннего и въездного туризма, внутренним мы занимаемся, но очень мало. Есть у нас заявки от постоянных клиентов. По лечебным направлениям, я уже сказал, с тремя санаториями работаем. Какой-то есть небольшой спрос, и мы его удовлетворяем.

Что касается въездного туризма, видно, что народа стало приезжать много. Но приезжают ведь в основном люди из близлежащих регионов. Это где-то 20 млн, не считая Москвы. Год-два, и это кончится. Из-за границы надо привлекать туристов, потому что в принципе считать надо не людей, а деньги. Если 10 млн человек приехали на одну ночь, лапшу «Доширак» утром покушали и уехали, то городу от этого никакого толка нет.

Сабиров: А с Израилем у нас не пойдет?

Пресс: Конечно, нет. А что же зимой там делать? Турцию не заменит. Надо, конечно, привлекать туристов из-за границы. Рейс из Китая — ну, наверное, приведет к привлечению туристов. Но надо, соответственно, и консульство здесь открывать. Нельзя делать потоки односторонними. Потоки всегда должны быть двусторонние. Поэтому, чтобы увеличивать въездной, надо увеличить и выездной туризм. Люди должны летать и сюда, и отсюда. Только тогда рейсы будут прибыльными и все это будет работать. Те, кто принимает решения, не должны принимать какие-то фантастические решения типа летать в Сан-Франциско.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Леонид Пресс: «Нельзя делать потоки односторонними. Потоки всегда должны быть двусторонние. Поэтому, чтобы увеличивать въездной, надо увеличить и выездной туризм. Люди должны летать и сюда, и отсюда. Только тогда рейсы будут прибыльными и все это будет работать»

Гатаулин: А зарубежные операторы цены подняли?

Пресс: Зарубежные операторы держат цены такими же, как были, они же все номинированы в валюте.

Гатаулин: На фоне этих изменений они никак не отреагировали?

Пресс: Они не работают только на наш рынок. Они работают на весь мир, и им все равно, что происходит с нашим рублем. Вот в Европе все было дешево, потому что евро падал по отношению к доллару. Если сейчас все сложится хорошо — и рубль укрепится. Если доллар, как в мае, будет 50 рублей — резко увеличится поток выездного туризма.

Гатаулин: Спасибо.

«Мы видим только одну глобальную проблему: потихоньку опускается железный занавес»

Тарзиманов: Нам обещали двукратное увеличение ВВП, но оно не произошло. Не надо верить всему, что говорят по телевизору. Меня зовут Рустем Тарзиманов, компания «Салават». Компании нашей исполнилось в этом году 25 лет, я работаю в компании с 2004 года, 11 лет. Относительно частных проблем — не думаю, что это будет интересно. В каждой компании свои проблемы.

Относительно глобальных проблем, чего мы опасаемся больше всего: во-первых, это экономическая ситуация в стране. У людей реально заканчиваются деньги. Бизнес начинает приносить убытки, и бизнесмены перестают ездить и летать. По телевизору много громких заявлений, что вырастет внутренний туризм. Но я немного скептически к этому отношусь, потому что если у людей нет денег, то и в России они уже отдыхать не смогут, если только вот уже упомянутый Леонидом Григорьевичем вариант с «дошираком», но это никому не интересно.

Мы занимаемся выездным туризмом, приемом заниматься, я надеюсь, не будем и не хотим. Начнем с того, что мы уже немного опоздали, даже если бы хотели этим заниматься, потому что в Татарстане и Казани уже присутствует много компаний на этом рынке.

Наталья Абрамович: Я хотела сказать, что буквально за последние три-четыре недели мы разослали план выставок на следующий период, и запросы пошли на все, и на Китай. Фирмы, которые в принципе не участвовали, сейчас участвуют в китайских выставках. Те, которые никогда не участвовали ни в московских, ни в региональных выставках, отметили все позиции. У меня девочки случайно разослали по турагентствам приглашения на совещание в Госкомитете, которое должно было уйти только туроператорам. Пришло множество турагентств, которые, оказывается, не находясь в реестре туроператоров, говорят, что занимаются операторской деятельностью.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рустем Тарзиманов: «Относительно глобальных проблем, чего мы опасаемся больше всего: во-первых, это экономическая ситуация в стране. У людей реально заканчиваются деньги. Бизнес начинает приносить убытки, и бизнесмены перестают ездить и летать»

Тарзиманов: Если фирма занималась серьезно выездным туризмом (серьезно — это не только продажа пакетов, но и индивидуальный туризм), мы видим будущее за индивидуальным туризмом. Не то чтобы рынок обойдется без туроператоров, но доля индивидуального туризма будет расти. У нас есть валютные счета, зарубежные партнеры. Мы работаем напрямую с ними. Мы являемся членом IATA. Это позволяет нам оформлять авиабилеты почти всех авиакомпаний мира, мы можем сделать сами наземное обслуживание, отдельно перелет. С визами сейчас тоже проблем нет. Слава богу, в Казани есть визовые центры многих европейских направлений. Будущее однозначно не за пакетным туризмом, хотя этот сегмент останется.

Рано или поздно вместо Египта и Турции… А, может, и откроют. Завтра все может поменяться. Произойдет смена руководства Турции или договорятся. Опять вернутся Турция и Египет. Относительно замены этих направлений: замены Египту нет, надо сразу это понять. На зимний период времени все остальное либо заметно дороже, либо далеко лететь. В основном все дороже в несколько раз, не на 10%. Так как цены на турпутевки и так уже выросли из-за курса, люди и так уже не могли позволить даже Турцию и Египет, а теперь люди будут еще меньше путешествовать.

Сабиров: Кстати, еще момент: кредитование же раньше было. Многие в кредит летали. Сейчас же и с кредитованием проблема.

Тарзиманов: Относительно внутреннего туризма — Сочи, Крыма: у нас были единичные покупки таких туров. Но спроса (может быть, к нам люди какие-то другие приходят) не было. За весь год путевок в Крым у нас продано одна-две. Билеты приобретают. Это говорит о том, что по таким направлениям люди путешествуют самостоятельно. Или там друзья, или там недвижимость. Билеты приобретались активно. Причем говорят, что были субсидированные перелеты за 2 тыс. рублей, ровно один день они были. Потом закрылись. Президент сказал — низам нужно отчитаться. Вот они в воскресенье открыли продажу, в понедельник не было этих билетов. В среднем билет в Крым на самолет туда-обратно на одного человека обходился в 20-30 тыс. рублей. Это дороже, чем слетать в ту же Турцию, Европу.

Помимо перелетов, актуальна проблема размещения. Был позавчера на презентации хорошего отеля «Мариэль», но, как я понял, он там один. Коллеги мне сказали, что там цены выше, чем в люксовых отелях Турции, Эмиратов и так далее.

Поэтому мы видим себя в продажах заграничного продукта не потому, что мы не патриоты, а потому, что пока нет качества. Если завтра будет качественное размещение в России, мы начнем такие продукты продавать. Если закроют окончательно Турцию и Египет, то есть много других направлений в мире. Для нашей компании мы видим только одну глобальную проблему, и она, к сожалению, отчетливо вырисовывается: потихоньку опускается железный занавес. Если его не будет, то у нашей компании хорошие перспективы: и финансовое положение, и опыт есть большой.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рустем Тарзиманов: «Если закроют окончательно Турцию и Египет, то есть много других направлений в мире. Для нашей компании мы видим только одну глобальную проблему, и она, к сожалению, отчетливо вырисовывается: потихоньку опускается железный занавес»

Но лишь бы не было такой ситуации. Уже сообщали о том, что нужно делать выездные визы. Сейчас увидел новость, что ФСБ сообщила, что в Таиланде и некоторых других странах ситуация небезопасная, оказывается. А за этим последует что? Раз небезопасно — вы не поедете. Но весь выездной поток не может аккумулироваться у нас в стране. У нас просто нет качественных объектов размещения и обслуживания. Если будет какой-то ручеек, через который люди будут ездить за границу, то они будут ездить. И этот ручеек мы и будем обслуживать.

Абрамович: Давайте мы как профессионалы не будем подогревать эту конфорку про Таиланд. Люди не понимают, что значит «рекомендовано». Мы должны наоборот гасить и объяснять людям, что рекомендация Ростуризма и МИДа является тогда запретом, когда есть слово «запрет». Информация про Гоа, про Таиланд…

Тарзиманов: Наталья, а проблема какая: «Россия 1» показывает передачу про турецких операторов. И люди эту истерию подхватывают. У нас по СМИ сейчас стала охота на ведьм. Сегодня Турция — завтра это Таиланд, послезавтра это будет еще что-то. Эта истерия ни к чему. У нас с США давно не очень отношения, но почему-то американский бизнес, который здесь, в России, присутствует, не закрывают. В США многие наши граждане живут. Проблема только одна: чтобы не было этой истерии, чтобы люди не боялись путешествовать. А сейчас ведь и школьникам запрещают даже по России ездить. Главное, чтобы свободу передвижения граждан не ограничивали.

Пресс: Рустем же сказал, что они не собираются заниматься приемом. Дело в том, что много лет те, кто занимался приемом, были в очень комфортных условиях. Их было мало, никто им не мешал. Сейчас вся та тысяча агентств, которые работают в Казани, хлынет на внутренний рынок и рынок приема. Кроме того, все те крупные федеральные операторы, которые занимаются выездом, тоже сейчас туда придут.

Гатаулин: Зато будет конкуренция.

Пресс: Это будет не конкуренция. Отели будут выбирать, с кем работать, а с кем не работать. И повысятся цены.

Тарзиманов: Или, скорее всего, напрямую будут работать. Проблем никаких нет любому человеку позвонить в отель или в санаторий.

Гатаулин: Спасибо.

«Египетские соседи — Израиль, Иордания, — наоборот, субсидируют потоки в свои страны»

Галина Рылова: Меня зовут Галина Рылова, компания SkyLand. Я являюсь начальником туристического отдела. Наша компания в Казани существует 7 лет. Мы молодые, мыслим позитивно, я лично вообще неисправимый оптимист.

Этот кризис мы используем для внутренней оптимизации: оптимизировать собственные расходы-доходы, почистить ряды. Я думаю, что нам нужны люди, которые готовы переориентироваться с внешнего туризма на внутренний, с внутреннего — на внешний, и так далее. В Татарстане большая нехватка хороших кадров. Учитывая то, что все больше туристов уходят в самостоятельное плавание, используют огромное количество сервисов, которые сейчас есть. Авиакомпании перестают платить комиссию туроператорам. Поэтому наша задача — быть такими профессионалами, чтобы мы могли предложить им альтернативу, цены лучше, чем они могут найти сами на сайтах. Поэтому мы используем это время, чтобы стать еще лучше.

По поводу Египта — мы особо не ощутили упадка в продажах, потому что наш костяк — это ВИП-туристы, которые Египтом не всегда интересовались. Да, это прекрасный дайвинг. Но есть и другие варианты. В отличие от наших российских курортов — Крым, Сочи, — которые быстро сориентировались и подняли цены на 30-40%, египетские соседи — Израиль, Иордания, — наоборот, субсидируют поток, выплачивают доли за чартеры в свои страны. Спасибо им за это. Тот чартер, который запускает «Пегас» в Иорданию, пользуется у нас огромным спросом, там очень хорошие цены. Несмотря на то что в целом клиенты считают этот регион небезопасным, это альтернатива. Это не замена Египту, но неплохой вариант. Кто-то говорил про Иорданию скептически — это прекрасная страна. Я могу рассказать об огромном количестве мест, которые там можно посетить. Главное — найти фишку — и вы продадите Иорданию очень легко.

Сабиров: Она не может быть массовой.

Рылова: Пусть она не будет массовой. Там есть курорты термальные, морские, там есть Петра.

По поводу Турции — мы почувствуем это ближе к весне, потому что и у нас есть ВИП-клиенты, которые любят летать туда, конкретно — отдыхать в «Макс Рояле» (Maxx Royal), альтернативы «Макс Роялю» нет. Мы уже сейчас готовим ВИП-клиентов к замещению: это в основном Греция. Там есть большие семейные курорты с хорошими пляжами. Да, там мало хороших отелей, но есть хорошие варианты хотя бы «фул боард» (full board). Убеждаем людей, что нужно делать раннее бронирование. Сейчас многие греческие операторы дают хорошие цены. Хотя глубина продаж небольшая, акции не действуют — народ боится. Мы стараемся не ждать их реакции, когда они будут просить Турцию. Но таких у нас немного. В основном наши клиенты оказались патриотами, они не хотят уже туры в Египет и Турцию, там погибли наши люди. Эти страны политически нечистые, и у нас народ не ждет, когда откроют Турцию или Египет. Альтернатив Турции нет. Наша задача — предупредить клиента о некоторых минусах той же Греции, рассказать, что там не будет такого же сервиса или такого разнообразия в питании, как в «Макс Рояле», к примеру в отеле «Сания». Наша задача подготовить его к тому сервису, который он там получит.

Что касается въездного туризма, я не очень это люблю. Это не моя фишка. Я скептически настроена по отношению к нашим курортам, сама побывала в Крыму и могу сказать, что никакому своему клиенту уровня выше среднего я не посоветую ни Сочи, ни Крым — еще должно пройти 5-10 лет, прежде чем там что-то приличное появится.

Надеюсь, что не закроют Европу. Странно, что «Финэйр» закрывает свои рейсы. Учитывая, что на «Туркиш» мы сейчас никого не сажаем, остается только «Аэрофлот». Можно было спокойно на горнолыжку сейчас, можно было бы «финнами» отправлять. Но у «Финэйра» странная политика по поводу горнолыжного сезона. Рассчитать индивидуальный тур на «регулярке» — наше любимое дело, «пакетников» мы не очень любим. Я думаю, что мы будем стараться еще лучше обслуживать наших клиентов, будущее за индивидуальным сервисом.

«Основная масса туристов уже переориентирована, готова к Крыму»

Голубев: Можно, я прокомментирую. В данном случае мы много услышали про ВИП-туризм. Очень приятно, что есть такие люди с большими деньгами. Но рынок не состоит из ВИП-туризма. Это доля, скажем, 10%. Рынок состоит в основном из среднего туриста и массового туризма. Я вам скажу статистику. У нас сайт самый посещаемый. Мистралевский сайт — это самый посещаемый сайт в Республике Татарстан из туристических компаний. Я не хвастаюсь, просто по статистике я вижу. Я регулярно смотрю статистику по посещению стран, куда массовый клиент смотрит. Какова статистика за 2 года. Раньше Турция занимала верхнее место: 90% туристов запросы в интернете задавали «Турция». Год назад статистика поменялась с точностью до наоборот. Сейчас самые большие запросы идут со словом «Крым». Из Казани, не из Москвы. Основная масса туризма под воздействием пропаганды и рекламы поменялась. Запросы «Крым» обогнали Турцию в два раза. Это статистика на сегодня. Это я говорю к тому, что основная масса туристов уже переориентирована, готова к Крыму.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Александр Голубев: «Я регулярно смотрю статистику по посещению стран, куда массовый клиент смотрит. Какова статистика за 2 года. Раньше Турция занимала верхнее место: 90% туристов запросы в интернете задавали «Турция». Год назад статистика поменялась с точностью до наоборот. Сейчас самые большие запросы идут со словом «Крым». Из Казани, не из Москвы»

Валиуллина: Добавлю, вы как-то подряд все высказались — вы все работаете в верхнем сегменте, а мы работаем посерединочке. Мы продавали очень много пакетных туров в Крым. Пакетный тур получался по цене примерно так же, как стоимость билета туда и обратно. Отзывы были примерно такие: «Мне не понравился сервис, мне ничего не понравилось. А когда можно бронировать в следующий раз?» Есть момент по поводу фишки: взрослые люди ностальгируют по молодости, и мы продаем не сам Крым, а атмосферу, воспоминания о молодости, о детстве, об «Артеке». Это другое. Мы продаем ощущения, которые нельзя купить за деньги. У нас немножечко другой подход.

Тарзиманов: Мы же высказывались каждый о своей фирме. Я не говорю, что в Крым не надо ездить. У нас продаются туры любой ценовой категории. Вы ни в коем случае не обижайтесь, кто занимается внутренним туризмом. То, что я сказал, что мы не будем заниматься внутренним туризмом, — это не означает, что им не надо заниматься. Просто, как уже было сказано, слишком много сейчас компаний захочет вот это маленький каравай раздербанить. И мы не хотим в этом участвовать.

Гатауллин: Коллеги, мы по времени ограничены, давайте перейдем дальше.

«Как ни странно, увеличилось количество людей, которые едут в автобусные туры»

Резеда Довгаль: Довгаль Резеда, компания «Зилант тур». В основном мы, конечно, занимаемся приемом. На сегодня количество клиентов по внутреннему туризму увеличилось в разы. У нас клиенты — корпоративные, это бюджетные, профсоюзные туристы, которые приезжают в Казань даже не чтобы посмотреть красивый город. Вот выделили деньги куда-то съездить на выходные, отдохнуть. Но уезжают с большим восторгом, говорят, что не ожидали такого уровня, и это большая заслуга наших властей.

Проблемы такие же — с питанием, с размещением, — уже полегче стало. Что касается отправки наших туристов по России: традиционно едут в Москву, Петербург. В основном это группы, например школьники.

Что касается нашего юга, в этом году, как ни странно, увеличилось количество людей, которые едут в автобусные туры. Это тот самый бюджетный сегмент наших туристов. Количество компаний, предлагающих такие туры, сейчас выросло. Есть целый интернет-ресурс. Можно бронировать автобусы через интернет.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Резеда Довгаль: «Что касается нашего юга, в этом году, как ни странно, увеличилось количество людей, которые едут в автобусные туры. Это тот самый бюджетный сегмент наших туристов»

Конечно, отзывы разные по нашему югу, но Турция, Египет — это индустрия туризма, которая складывалась не один год. Чтобы такая индустрия сложилась на нашем Черном море, должно пройти достаточно времени. Но Краснодарский край тоже на подходе. Думаю, в этом году много туристов поедут на море именно в Краснодарский край. Востребованные направления — поселки возле Новороссийска, Анапа, Геленджик, Сочи, много запросов на Абхазию. На Абхазию автобусных туров не хватает.

Гатаулин: А Алтай?

Довгаль: Алтай — это индивидуальные туристы, которым хочется испытать…

Альбина Ибрагимова: Это и недешевые туры.

Довгаль: Есть у нас туристы, которые и на Байкал поехали. Это тоже достаточно дорогое удовольствие. Но если люди хотят — почему бы и нет.

«Сегмент людей, которые год копят на отпуск и куда-то ездят, не исчезнет»

Фаиль Гатаулин: Спасибо. Альбина, теперь вы расскажите, как попали в «Золотую сотню»?

Ибрагимова: Меня зовут Альбина Ибрагимова, туристическая компания «АИСТ-бизнес-трэвэл». По поводу «Золотой сотни»: я все-таки больше предприниматель, а не как вы — фавориты туристической деятельности. Я очень рада, что меня сюда пригласили. Давно хотела со всеми познакомиться.

Мы молодая компания, работаем всего 3 года. Занимаемся тем, что обслуживаем корпоративных клиентов, отправляем сотрудников предприятий в командировки. Чем я отличаюсь от «Салавата» и от АVT? Я беру определенного человека под определенную компанию. Он знает, кто и куда летает от компании-клиента, мы запрашиваем лимиты — по какой цене, каким классом летят. Многим компаниям очень нравится, что есть человек, который 24 часа в сутки готов решать эти вопросы. Наши клиенты — крупные предприятия: «Татавтодор», «Данафлекс», «Татнефтепродукт».

Мы продаем все: авиабилеты, ж/д билеты. IATA — в процессе, но я склоняюсь к тому, что нам не нужна отсрочка платежа. Я на 100% владелец.

У нас есть филиал в Альметьевске. Там 90% продаж был Крым. Единственное, почему-то никто не поднял вопрос, что все же было уже забито. Я сторонник прямых отношений со всеми отелями. У нас по России — прямые договоры с 250 гостиницами. Но в Крыму все было практически забито даже при том, что тогда была еще и Турция. Сейчас, если Турции не будет, — за 3 месяца все забьется. Зачем туда людей посылать?

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Альбина Ибрагимова: «Вообще, думаю, что сегмент людей, которые год копят на отпуск и куда-то ездят, не исчезнет. Люди привыкли, большой поток»

В Крыму есть хорошие отели. И я посылала туда ВИП-клиентов. «Аквамарин», например, взять, или «Марлемар», который построил соучредитель нашей «Арены» Юсуф Вахитов. Никто не был? Там как в Эмиратах отель. Крым, каким я его для себя открыла, мне очень понравился. Но там в любом случае может не хватить мест на всех желающих.

Голубев: Все будет продаваться через туроператоров.

Ибрагимова: Если в регионах брать, то также популярны в Альметьевске автобусные туры. Очень много ездят там в кредит. Вообще, думаю, что сегмент людей, которые год копят на отпуск и куда-то ездят, не исчезнет. Люди привыкли, большой поток.

Мне понравился Баку как интересная альтернатива Турции. Там недешевый отдых. Если найти пути оптимизации, будет достойная альтернатива.

За что я «Сотню» получила? Я активный наставник «Фабрики предпринимательства», мы учим молодых людей, как открывать бизнес. Сейчас уже второй поток идет. И я думаю, что все-таки за это получила, мне дали премию за вклад в развитие молодежного предпринимательства.

«Турция была для российских яхтсменов как второй дом»

Александр Драгони: Я представляю достаточно специфический сегмент. Мы никогда не думали о себе как о представителях рынка туризма. Мы занимаемся организацией мероприятий в сфере яхтинг-туризма на море, не в России. Я представляю две компании: московскую «Сила ветра» и российско-голландскую. Мы достаточно маленькие. У нас суммарно за год количество людей, которые ездят на наши мероприятия, несколько сотен.

Мы проводим несколько раз в год любительские регаты на пару сотен человек, в основном в Европе, и, наверное, это можно назвать индивидуальным туризмом — одна-две яхты на 8-15 человек.

Мы, естественно, тоже почувствовали все моменты с евро, поскольку вся расходная часть — в евро. И сильно почувствовали на себе тот момент с Турцией, потому что в мае должно было пройти как раз наше ежегодное мероприятие в Турции; хотя яхты уже были забронированы, пришлось переносить на Мальту. Компания, которая предоставляет яхты, пошла навстречу: у них на Мальте тоже оказалась база.

90% людей, которые с нами ездят, — это Москва, Питер и русские, которые живут в Европе и Америке. Казань — это, может быть, 1%. Это те, кто привык к самостоятельным путешествиям.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Александр Драгони: «Люди буквально хватают что-то нестандартное. Например, экипажи на Фарерские острова этим летом у нас разошлись за три дня. Провели первый раз в этом году круизы по американским озерам — тоже»

Обратили внимание в этом году, что люди меньше готовы тратить денег на что-то стандартное, в том числе и на Турцию. Турция была для российских яхтсменов как второй дом: хорошая инфраструктура, отсутствие виз. На Турцию приходилось процентов 30 «парусного» туризма России. Люди буквально хватают что-то нестандартное. Например, экипажи на Фарерские острова этим летом у нас разошлись за три дня. Провели первый раз в этом году круизы по американским озерам — тоже.

Гатаулин: В России нет площадок?

Драгони: Есть, но я этим не занимаюсь. У меня есть друзья, также в этой яхтенной теме. У них за последние 2 года — рост. Даже в 2015 году. Они имеют флот гоночных лодок и проводят корпоративные мероприятия: Пироговское водохранилище (Москва), сейчас Севастополь открывают.

Гатаулин: Спасибо.

Дмитрий Семягин, фото Романа Хасаева, видео Арчи Стасевича
МероприятияБизнес-бранчи

Новости партнеров