Коррупция в образовании: от проректора КХТИ Абдуллина до раскаявшейся директрисы элитной школы

«Реальное время» сравнило приговоры раскаявшихся и не признавших вину преподавателей и руководителей учебных заведений

Осужденный неделю назад проректор КНИТУ-КХТИ Ильдар Абдуллин и его адвокаты лишь накануне получили на руки приговор Московского райсуда Казани. Тем не менее защитники уже подали апелляционные жалобы, требуя отмены жесткого наказания в 6,5 лет колонии и оправдания проректора. Как выяснило «Реальное время», за последние полтора года под суд по громким делам о коррупции пошли еще семь деятелей образования и науки, но за решетку попала лишь одна из них и лишь на несколько месяцев.

Взятки за сессию и «мертвые души» студентов

Реальным сроком в 2,5 года колонии общего режима со штрафом в 700 тыс. рублей Советский райсуд Казани в марте 2015-го наказал… подчиненную Абдуллина. Доцент кафедры «Машиноведение» КНИТУ-КХТИ Татьяна Полякова была признана виновной в получении взяток от студентов-заочников за сдачу зачетов и курсовой на весенней сессии 2014 года и служебных подлогах. Всего, как установил суд, Поляковой было передано 225 тыс. рублей. Вину доцент не признала и настаивала на своем оправдании. И в результате в мае 2015-го добилась освобождения из-под стражи: Верховный суд РТ заменил ей реальное наказание по приговору условным.

Реальным сроком Советский райсуд Казани в марте 2015-го наказал… подчиненную доцента кафедры «Машиноведение» КНИТУ-КХТИ Татьяну Полякову. realnoevremya.ru/Максима Платонова

В июле 2015-го перед судом предстал еще один представитель КНИТУ-КХТИ — 31-летний директор Бугульминского филиала вуза, кандидат технических наук Ильмир Гараев. Он обвинялся в даче стотысячной взятки полицейскому за сокрытие результатов проверки по линии экономической безопасности. Как рассказал в суде оперативник МВД по РТ, проверка выявила, что в филиале КХТИ фиктивно числятся трое студентов, стипендию которых присваивает кто-то из работников вуза. Гараев пожелал прикрыть подчиненную — предложил деньги и позже в салоне машины передал полицейскому «журнальчик про строительство», между страницами которого были заложены денежные купюры.

После передачи журнала директор филиала был задержан. В суде он полностью признал вину и был приговорен к уплате штрафа в 3 млн рублей. А Бугульминский филиал КХТИ получил нового директора.

Ценные кадры

Зато муниципалитет Казани не стал избавляться сразу от двух запятнавших репутацию чиновников от образования. Напомним, год назад Приволжский райсуд признал замдиректора гимназии №19 Ильсура Салимгараева виновным в превышении должностных полномочий. Салимгараев был приговорен к штрафу в 50 тыс. рублей — за требование той же суммы в «фонд учреждения» от матери, желавшей перевести своего сына в гимназию №19. Поначалу дело в отношении замдиректора расследовалось по статье 290 УК РФ (получение взятки), но позже следствие и суд установили: денег у матери сам Салимгараев не брал — отвел ее в бухгалтерию, а после такого недобровольного взноса выдал справку о зачислении ученика в 8-й класс.

Не лишилась работы и директор казанского центра образования №178 Венера Хайрутдинова, несмотря на полное признание вины в превышении полномочий и незаконном получении «пожертвования» в 275 тыс. рублей в обмен на перевод учащегося в 10-й класс. Из Советского райсуда Хайрутдинова в сентябре 2015-го вышла несудимой — судья Эрнест Муртазин прекратил ее уголовное преследование в связи с деятельным раскаянием.

Прокуратура района подала, а затем отозвала апелляционное представление на данный судебный акт. Добиться его отмены в одиночку отец ученика Эдуард Айзатов, обвинявший директрису в получении взятки, не смог. Советский райсуд не допустил его жалобу к рассмотрению в апелляционной инстанции, и Верховный суд РТ признал это решение законным. Как стало известно «Реальному времени», в результате такой показательной борьбы с поборами отец перевел детей в другую школу.

Заведующей детсадом №62 Светлане Клементьевой, обвинявшейся в получении взяток за устройство детей в сад и превышении полномочий, продолжить работу на том же месте после приговора не дали. В отличие от коллег, пострадавших за школьные поборы, Клементьева вину не признала. Она утверждала, что средства на ремонт садика из бюджета в срок не выделялись, а необходимые стройматериалы родители закупали сами в магазине. По инициативе прокуратуры обвинение Клементьевой переквалифицировали на мошенничество, и Кировский райсуд летом 2014 года приговорил ее к 3 годам лишения свободы условно.

Спортивные «откаты»

В сентябре Московский райсуд Казани вынес новый приговор экс-директору двух ДЮСШ «Смена» и «Ак Буре» Александру Григорьеву. По версии следствия, Григорьев похитил 680 тыс. рублей, выделенных из муниципального бюджета для поездок юных спортсменов на соревнования и списанных по фиктивным отчетам. Григорьев вину признал и был приговорен к условному сроку в 3,5 года, несмотря на рецидив: в декабре 2014-го он уже был осужден за покушение на получение взятки. Тогда райсуд установил, что Григорьев незаконно требовал от поставщика теннисных столов в спортшколу откат в размере 16 тыс. рублей (10% стоимости контракта), и наказал спортивного чиновника штрафом в 480 тыс. рублей.

А в ноябре 2,5 года лишения свободы условно получила за мошенничество экс-директор казанской ДЮСШ по водно-гребным видам спорта Тамара Сорокина, бронзовая призерша чемпионата мира 1982 года по академической гребле, многократная чемпионка СССР. Суд признал ее виновной в хищении 915 тыс. бюджетных рублей, списанных за проведение фиктивных учебно-тренировочных сборов и фиктивный наем матроса-спасателя.

Любопытно, что первой о бюджетном воровстве представителям антикоррупционного комитета и МВД по РТ заявила сама Сорокина, обвинявшая в организации этой преступной схемы руководство муниципального спорткомитета. Суд Сорокиной не поверил. Хотя в ходе следствия выяснилось: на балансе муниципалитета — три десятка школ по 40 видам спорта, но контроль за фактическим проведением учебных сборов возложен не на руководство спорткомитета, а на директоров этих ДЮСШ.

***

Как видим, признание вины по коррупционным делам в сфере образования — почти стопроцентная гарантия сохранения свободы, а в отдельных случаях и работы. Впрочем, размер ущерба по всем перечисленным делам все же остается в десятки раз меньше того, что фигурирует в деле проректора КНИТУ-КХТИ. Напомним, к финишу судебного разбирательства его сумма снизилась с 60 до 28 млн рублей. И вину Ильдар Абдуллин так и не признал. В суде он утверждал: если кто и похитил бюджетные средства по контрактам КНИТУ на поставку оборудования, то это гендиректор фирмы-поставщика — главный свидетель в деле проректора.

Ирина Плотникова

Новости партнеров