«Наша марка» и «Чак-чак» прощаются с Казанью. Здравствуй, «Пятерочка» и «Августина»
Ретейл-проект «Ак Барс Холдинга» подошел к своему логическому концу, Х5 намекает, что большую часть освобождающихся площадей арендует сама
Грядущее воскресенье 20 декабря станет последним днем работы ряда казанских магазинов сети ООО «Ак Барс Регион» (другое юрлицо «Ак Барс Торг»). Как стало известно «Реальному времени», этот оператор розничной торговли уйдет в небытие и закроет в ближайшее время 58 магазинов «Наша марка» и «Чак-чак» в Казани. Предполагается, что часть помещений арендует Х5 Retail Group, с которой «акбарсовцы» расторгли договор о франшизе всего год назад. Но не исключается и тот вариант, что часть магазинов «Чак-чак» могут быть переформатированы под «Перекресток», а небольшие площади уйдут к «Августине». В Набережных Челнах и других городах Закамья и Заволжья «Наша марка» уже практически прекратила работу еще несколько месяцев назад (об этом первыми сообщило наше издание, не в укор коллегам).
«Остается надеяться, что на месте «акбарсовского» творчества появятся магазины понятных форматов»
Как стало известно «Реальному времени», оператор розничной сети, работающей под вывесками «Наша марка» и «Чак-чак» (юрлицо«Ак Барс Регион») закрывает магазины в Казани и в окрестных районах (Зеленодольск, Осиново и т.д.).
— Всего речь идет о закрытии 58 магазинов формата «Наша марка» и «Чак-чак». Они, правда, пытаются переуступить право аренды на свои помещения другим сетям. В частности, «Пятерочке» (Х5 Retail Group). Они предлагают помещения площадью 150-650 кв. метров по арендной ставке от 400 до 800 рублей за кв. метр, — рассказал нашему изданию один из участников рынка недвижимости.
Напомним, что оператор «Ак Барс Торг» раннее работал под брендом «Пятерочка». В 2014 году сеть расторгла договор о франшизе и была перезапущена под брендами «Чак-чак» и «Наша марка». Наше издание уже сообщало о закрытии магазинов «Наша марка» в Закамской и Заволжской зонах, то есть в Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге, Заинске, Альметьевске, Алексеевске, Чистополе, Апастово. Часть магазинов должна была переформатироваться в «Чак-чак».
Источник также отметил, что если говорить о «Чак-чаках», в Казани планируется закрытие магазинов на Ямашева и на Декабристов. Правда, пока не ясно все ли «Чак-чаки» уйдут с рынка. Как минимум, именно по ним брокерам и сетям есть предложения аренды от «акбарсовцев». Наш источник утверждает, что все, но магазины с этим кондитерским названием себя пока чувствуют несколько лучше.
При этом собеседник расценивает уход сети как положительное явление, считая его существование на протяжение года скорее исключением из правил.
— На фоне уровня профессионалов Потапенко, который развивал «Пятерочку», или мастеров из «Магнита» менеджмент «Ак Барс Торга» вызывал большие вопросы. Сейчас остается надеяться, что на месте «акбарсовского» творчества появятся магазины понятных форматов, без просрочки и нищенских зарплат сотрудников, — добавляет эксперт.
«Перекресток» вместо «Чак-чака»?
О том, что Х5 Retail Group предлагает выкупить часть «акбарсовских» помещений было известно еще в августе. В самом Х5 информацию о том, что компания будет арендовать площади, раннее принадлежащие «Ак Барс Торгу», не подтверждают, но и не опровергают.
— Политика нашей компании — не говорить об анонсируемых мероприятиях. Здесь дело не в том, что я не говорю об этом, потому что оно сделка еще не совершилась. Мы в принципе об этом не говорим, поэтому я не скажу ни «Да», ни «Нет», — прокомментировал заместитель директора Волжского филиала по связям с органами государственной власти и СМИ X5 Retail Group Алексей Сорокин.
Источник внутри казанского офиса Х5 Retail Group отметил, что решение о поглощении площадей «Ак Барс Торга» воспринимается как уже дело решенное, но пока команды на интеграцию новых магазинов не поступало.
— «Пятерочки» в основном сядут на площадях «Нашей марки», а «Чак-чак», как вариант рассматривается использовать под формат «Перекресток», — говорит наш источник в компании.
В магазине «Чак-чак» по улице Ямашева продавец довольно недружелюбно сообщила, что им о закрытии магазина не сообщали. Полупустых прилавков, как в «Нашей марке» корреспондент не обнаружил. Но желтые и зеленые ценники со скидками можно увидеть практически на каждой полке. Пожалуй, самый большой дисконт предоставляется на посуду, то есть на те товары, которые не входят в категорию самых необходимых.
«Если за 400 сдается торговое помещение, оно совсем плохое»
Часть магазинов сети «Наша марка» с меньшей площадью может арендовать сеть «Августина», считает руководитель отдела недвижимости Brokeris Дмитрий Кротов.
— У них договор с X5 Retail Group. В Закамье они практически все магазины закрыли и передали «Пятерочке». Вывесок пока там нет, но пророчество — «Пятерка» будет там сидеть. А в Казани, я слышал, что «Наша марка» будет закрываться. По-моему, их берет «Пятерочка», которая в Татарстане себя очень агрессивно ведет в плане открытия магазинов. Часть магазинов, насколько я знаю, взяла «Августина». У «Пятерочки» все-таки формат большой, а у «Нашей марки», видимо, есть магазины, которые поменьше, — говорит он.
По мнению Кротова, арендная ставка размером в 400 рублей за кв. м предлагается именно на магазины с небольшой площадью и с не самой удачной локацией. А вот в 800 рублей за «квадрат» скорее всего оценивается аренда объектов внутри жилых комплексов.
— В основном аренда идет от 500 рублей. 400 рублей — это совсем низкая арендная ставка, которая скорее относится к офисам, чем к торговым помещениям. То есть если за 400 рублей сдается торговое, оно совсем плохое, — считает Кротов.
Пустые магазины и желтые скидки
Корреспондент «Реального времени» выбрал несколько магазинов сети «Наша марка» и «Чак-xак» и лично убедился, в каком состоянии находятся торговые павильоны. В качестве источника информации об их местоположении мы выбрали 2gis, в котором числятся 79 магазинов «Наша марка» и 4 супермаркета «Чак-Чак».
Первым пунктом визита стал магазин «Наша марка» на Красной позиции, 9. Он работает в штатном режиме, почти все полки, за исключением отдела хозтоваров и круп, забиты продуктами. Распродажи товара там точно не наблюдается. Кассир о том, что магазины этой сети могут быть закрыты, не знала и на вопрос корреспондента удивленно ответила: «Где вы это прочли? Мне сегодня второй раз задают вопрос по поводу закрытия сети, я об этом даже не знала».
Аналогичная ситуация сложилась и на улице Академика Губкина, 44, где магазин работает в обычном режиме. А вот на Достоевского, 73 «Наша марка» в скором времени явно перестанет существовать. Когда корреспондент прибыл в магазин, сотрудники собирали с прилавков часть товаров. «Закрываемся, воскресенье — последний рабочий день, поэтому все убираем», — пояснила сотрудница. Некоторые ряды были уже полностью пустыми или полупустыми. Складывалось чувство, что хозяева решили спешно выехать. Сотрудники магазины даже не потрудились поменять ценники — ограничились тем, что практически на все полках, где еще оставались продукты, наклеили желтые листы бумаги с надписями «Скидка 20%», «Скидка 30%» или «Скидка 50%».
Еще по одному адресу на Вишневского, 10 оказалось, что «Наша марка» уже закрыта. Никаких объявлений там нет, но нет и света в помещении, а дверь заперта. О том, что здесь был магазин, свидетельствует только красная вывеска «Наша марка» над входом.
Закрывается «Наша марка» и на Энергетиков. Тут покупателей завлекают объявлением «Распродажа с 15.12.2015 по 20.12.15». В магазины пустые полки, куча сложенных картонных коробок. Из стелажей товаром заполнены полки с соками, пустынный молочный отдел. Две продавщицы обсуждают, как их приглашают в магазин на Абсалямова, но зарплаты предлагаю в 3 тыс. рублей. Другой сотрудник на вопрос отвечает: «Да, закрываемся».
В супермаркете «Чак-чак» на Губкина, 75а дела, напротив, идут не плохо. В магазине множество покупателей, а полки ломятся от свежих кондитерских изделий, мяса, сыра и сладких подарков к Новому году.
Выживает сильнейший
Ребрендинг магазинов под «Чак-чак» и «Нашу марку» в прошлом году начинал 44-летний Раиль Хуснуллин, который возглавлял «Ак Барс Торг» с 2007 года. Но после того, как он «ушел на повышение», став советником гендиректора Ивана Егорова, его место занял 25-летний Гали Миннуллин. С 2010 года он работал в департаменте проектного управления в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс». С 2013 по 2015 — занимал должность заместителя генерального директора по развитию в ООО «Ак Барс Торг». Именно он отвечал за запуск магазинов формата «Чак-чак».
Именно неумелый менеджмент стал одной из причин закрытия сети, считает Дмитрий Кротов.
— Мы с ними работали, выбирали помещение, они очень долго реагировали и давали меньшие ставки, нежели их конкуренты. Соответственно «Магнит» и «Пятерочка» их выжили. Я считал, что у них были очень слабые магазины в плане ассортимента и обслуживания. То же касается и внутреннего оформления: если у «Чак-чака» еще новые магазины после ребрендинга, то «Наша марка» — безвыигрышные магазины, — делится руководитель отдела недвижимости Brokeris.
«Молодые руководители не хотят работать. Например, в Закамье и в Заволжье мы были как минимум по субботам и по воскресеньям. А молодежь не хочет туда ездить. Директора из кабинета не выгонишь», — вспоминает и бывший сотрудник сети «Ак Барс Торг».
В самом «Ак Барс Холдинг», в который входили «акбарсторговские» магазины, факт закрытия комментировать не стали, отложив это до понедельника.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.