Рафаэль Хакимов: «Степной татарский конь выше монгольской лошади, но меньше арабского скакуна»

«Исторический путь татар» казанского ученого. Часть 13-я

Рафаэль Хакимов: «Степной татарский конь выше монгольской лошади, но меньше арабского скакуна»
Фото: Ринат Назметдинов (Репродукция картины Ильдуса Муртазина)

Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Исторический путь татар: перипетии судьбы». В ней казанский историк рассматривает некоторые аспекты отношения к татарам в различных источниках. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения.

Мировоззрение номадов

Великая Степь сохраняла свою независимость только как кочевая культура, в противном случае растворялась среди численно превосходящих земледельческих народов. Один из правителей Тюркского каганата собирался строить крепости и монастыри. Ему возразил известный советник Тоньюкук, который сам учился у табгачей (китайцев) и прекрасно знал, кем становятся бывшие кочевники при столкновении с земледельческой цивилизацией:

«Нет! Тюркский народ мал, даже не сотая часть Китая, и единственной причиной того, что мы были в состоянии бороться с ним было то, что мы, кочевые, таскали с собой свои провизии на своих ногах и все мы были сведущи в искусстве войны. Когда мы можем, мы можем грабить, когда мы не можем, мы скрываемся там, где никакая китайская армия не застанет нас. Если мы начнем строить города и менять наши старые обычаи жизни, то мы в один прекрасный день найдем себя всех аннексированными. Более того, главным смыслом монастырей и храмов является внедрение мягкости характера, в то же самое время только жестокие и воинственные правят человечеством».

В Великой Степи размеры земли определяли количество населения и силу государства. Поэтому сильные старались захватить побольше пастбищ и другие сопутствующие ресурсы, такие как вода или орудия производства. Но пастбища имеют ограничения — они должны восстанавливаться, а для этого нужны время и природные условия в виде плодородия и влаги.

Фото: Ринат Назметдинов (Репродукция картины Ильдуса Муртазина)

Кроме скотоводства, тюрки занимались земледелием, в том числе орошаемым хлебопашеством. Земледелие имеет преимущества в силу большей интенсивности, но оно жестко привязывает к земле и ограничивает мобильность. Море имеет свои преимущества и ограничения. В любом случае даже кораблям нужны пристанища на Суше.

Преимущества кочевников

Исторический прогресс определяется не только техническими изобретениями, но и социальными технологиями, то есть сборкой техники, человека с его навыками и режимом власти. Соединение технических преимуществ с социальными технологиями позволяет обществу перейти на новую ступень развития. Технологические преимущества дали возможность тюркам освоить или/и завоевать огромные пространства в Великой Степи. Однако для возвышения тюрков важно было не только и не столько изготовление лучшего на то время оружия, сколько сборка важных элементов: коня, легкой сабли, сложносоставного лука и седла со стременами. Все это в совокупности предопределило преимущества татар в Великой Степи. Скорость и ударную силу обеспечивала конница, одетая в броню.

Кочевой образ жизни позволял передвигаться целым народам на большие расстояния с большой скоростью даже по сегодняшним меркам. Это предопределило появление великих империй. Многие европейские государства, включая русские княжества, строились вдоль рек. Отдельные государства могли объединиться в империи только благодаря степи.

«Всякий народ, — писал Н.С. Трубецкой, — овладевший той или иной речной системой, оказывался господином только одной определенной части Евразии; народ же, овладевший системой степи оказывался господином всей Евразии, так как, господствуя над протекающими через степь отрезками всех речных систем, он тем самым подчинял себе и каждую из этих речных систем в ее целом. Итак, объединить всю Евразию могло только государство, овладевшее всей системой степи».

Благодаря этим преимуществам кочевники создали великие империи.

Фото: wikipedia.org

Средства передвижения

Степной татарский конь выше и больше монгольской лошади, но меньше арабского скакуна, зато он неприхотлив, вынослив, не требует укрытий ни в жару, ни в холод. Татарские кони выдерживали дальние походы, причем в любое время года, обеспечивая передвижение больших масс людей. Подножный корм они добывали сами даже зимой, разгребая копытами снег.

Наличие заводных коней увеличивало длину перехода, при этом отпадала надобность в привалах. Если уставал один конь, всадник пересаживался на другого и продолжал движение. Воины с собой имели небольшую палатку, но могли спать и на коне. Они до десяти дней обходились собственными припасами еды: курутом (сгущенным и высушенным творогом), вяленым мясом и небольшими запасами муки и проса. Сами лошади частично были источником самотранспортировки продовольствия — одна лошадь могла прокормить 100 воинов.

Скот обеспечивал человека пищей, войлоком для юрты и обуви, кожей для одежды, седла и сбруи. Легкая повозка позволяла перемещать вместе с войсками все хозяйство.

Продолжение следует

Рафаэль Хакимов
ОбществоИсторияКультура Татарстан Хакимов Рафаэль СибгатовичИнститут истории им. Ш.Марджани АН РТ
комментарии 23

комментарии

  • Анонимно 30 янв
    Я все ждал, когда Хакимов появится
    Ответить
  • Анонимно 30 янв
    Татарский конь как татарин, монгольский как монгол)
    Ответить
  • Анонимно 30 янв
    Красавцы лошади
    Ответить
  • Анонимно 30 янв
    Все империи истребили сами себя своими набегами. Их правители убили свои народы. Македонский извёл в своих походах греков, все эти половцы, печенеги и другие обитатели степей тоже канули в лету. Поэтому и мечется академик пытаясь пристроить на страницах истории свой народ. Какие лошади были у татар тысячу лет назад. А кто их тогда мерил если даже черепов не сохранилось а всё что можно сейчас пощупать это уже поздние скрещивания конезаводчиков. Там вот и башкиры озаботились башкирской лошалью. И теперь наш академик будет мериться с башкирским оспаривая у кого лошади были выше.
    Ответить
  • Анонимно 30 янв
    есть еще кураж у академика.
    Ответить
  • Анонимно 30 янв
    Издавна известны башкирская, казахская, якутские породы.
    Татарская? Почему про него никто ничего не знал раньше? Только в последние несколько лет возник ниоткуда...
    Ответить
    Анонимно 30 янв
    "Татарскому" коню всего 10 лет.
    Орловский рысак тоже не так давно выведен.
    По историческим меркам.
    Ответить
    Анонимно 30 янв
    Это не главное. Про башкир и казахов мир узнал в двадцать первом веке из-за Рахимова и Назарбаева, а татар мир знает с тринадцатого века.

    Зал смеётся. Бурные аплодисменты.
    Ответить
    Анонимно 30 янв
    Казахи вообщето Шумер и Этрурию основали задолго до татар. Про вас никто не слыхивал тогда еще.
    Ответить
    Анонимно 30 янв
    "Татарскому" коню всего 10 лет.
    ---
    Скупили в лошадей башкирской породы и объявили их татарскими лошадьми. Еще умудрились их где то зарегистировать как отдельную породу.
    Ответить
    Анонимно 30 янв
    татар мир знает с тринадцатого века.
    ---
    Вопрос про каких татар? Монголов, которых по ошибке назвали татарами, тогда как в 13 веке собственно татары давно лежали в могилах.
    Ответить
    Анонимно 30 апр
    Предки башкир жили в Аркаиме и соседних городах, а твои в Монголии килмешяк.
    Ответить
    Анонимно 30 янв
    Донская степная порода - эта татарская порода и есть.
    Рыжий конь под Алешой Поповичем - как раз татарский конь.
    Низкорослый, степной. Именно такие кони были и у половцев, и у печенегов, и у казаков, короче это как раз тот самый татарский степной конь и этому коню многие тысячи лет.
    Так называемые шотландские лошади - тоже татарские. Их привезли на остров на кораблях из Руси англичане, специально для сурового климата Шотландии. Об этом была статья в одном из газет в 90-е годы. В статье еще было написано еще и о том, что степных татарских лошадей на кораблях привозили и на Скандинавию. Им нонравилась непривередливость этих лошадей, и то, что они способны выдерживать суровые условия этих земель.
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    Из Шотландии татарских лошадей перевезли еще и в Исландию.
    Исландские лошади, тоже татарские.
    Ответить
  • Анонимно 30 янв
    Женщины - рано или поздно - делают из любых воинственных кочевников мирных подкаблучников-горожан.

    И в монастыри мужчины прячутся от женщин.
    Но уже и в мужские монастыри женщины давно проникли.
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    "Татарский" конь и "русская" берёза.

    Два сапога - пара?
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    чувашской квас и пиво. Марийский сруб и грибы. Башкирский мед и кумыс. Удмуртские пельмени. В чем проблема то?
    Ответить
    Анонимно 16 мар
    молодец потдерживаю
    Ответить
    Анонимно 11 апр
    молодец
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Философские размышления о кочевниках, их роли и значении в развитии цивилизации интересны и заставляют задуматься.
    Спасибо уважаемым автору и РВ.
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Кочевая цивилизация бесперспективна, это тупиковый путь развития. Нельзя производить материальные богатства в больших объёмах, создавать статичные очаги жизни при постоянном перемещаясь. Даже незначительное увеличение численности своего населения, толкает кочевников на рельсы паразитической "набеговой экономики". И даже в наше время невозможно в кочевьях соблюдать бытовую гигиену, а это болезни, высокая смертность, и всё это купается в клубах вызывающих рвотные позывы "ароматов" (вони). Кочевая культура отталкивающе воняет и она непривлекательна во всех смыслах.
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Кочевая цивилизация это не "тупиковый путь развития", а одна из промежуточных стадий цивилизации, которую проходили все народы, все этносы.

    Читайте Библию и Коран, там хорошо описаны кочевые цивилизации семитов - евреев и арабов.

    Германские, славянские и другие племена Европы тоже прошли через кочевую стадию цивилизаций, как и тюрки.

    Но допускаю, что значительная часть населения малюсенькой планетки Земля предпочитает кочевать и ныне.

    Например, западно-европейцы и американцы США "кочуют" за "зеленью" - за долларом.

    Китайцы тоже кочуют по всему свету.

    Не всем быть философами, которые находясь в одной точке Земного Шара, могут мысленно объять всю Вселенную.

    И эти философы тоже кочевники - кочевники мысли и духа.
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Про якутскую лошадь по каналу Россия-24 была интересная передача.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров