«Кастамону» и туроператоры выйдут из-под санкций, а «Шамовка» — вновь под вопросом

Новый список санкций касается деревообработки, строительства, туризма и гостиниц, но большинство татарстанских проектов формально под удар не попадают

Правительство готовит новое постановление об очередном пакете санкций. Фактически они могут затронуть сразу нескольких крупных проектов в Татарстане. Однако, как отмечают эксперты, местные проекты могут выйти из-под санкций сразу по двум формальным признакам: регистрация в России в качестве российских компаний и подписание контракта до декабря 2015 года. Больше всего вопросов вызывает проект отеля Rixos в здании бывшей Шамовской больницы.

Санкционные услуги и деревообработка

Сегодня в СМИ попал проект постановления правительства, подготовленный Министерством экономики РФ по поручению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в рамках экономических мер в отношении Турции. Фактически это продолжение списка мер, который озвучили на совещании Медведева. Тогда правительство ограничилось фиксацией фактически введенных санкций и позже озвучило перечень запрещенных к ввозу продуктов. Работа по подготовке этих мер началась после оглашения базового указа президента РФ Владимира Путина от 28 ноября.

Как сообщает «Коммерсант», новое постановление вводит список «видов работ (услуг), которые запрещаются на территории РФ для организаций, находящихся под юрисдикцией Турции». По данным газеты, в документе говорится об импорте строительных услуг (группа F кодов ОКВЭД), туристических услуг (ОКВЭД 79), услуг гостиниц (ОКВЭД 55.1), а также о деревообработке и обучении гражданского персонала авиакомпаний РФ в Турции. Кроме того, полностью запрещается любое участие турецких компаний в госзакупках РФ. При этом, по данным источника газеты, ограничения коснутся только новых контрактов, заключенных после 10 декабря, но в будущем возможны исключения для уже работающих на российском рынке турецких компаний.

«Санкции не должны касаться «Кастамону», так как это российская компания»

Если о строительных и туристических компаниях речь заходила и ранее, то включение деревообрабатывающей промышленности в список турецкой «санкционки» стало новшеством. Как известно, в Татарстане на территории ОЭЗ «Алабуга» в 2014 году была запущена первая очередь завода производства плит МДФ турецкой компании Kastamonu. Объем инвестиций тогда составил около $350 млн. А на февраль 2016 года запланирована сдача второй очереди завода.

Помимо этого, похоже, у турок до кризиса намечалось еще одно направление в деревообработке — импорт дров… В турецкой прессе за 27 ноября можно обнаружить, что в порт Инеболу прибыло судно с грузом Kastamonu с 2 тыс. тонн… березовых дров из Татарстана.

Представители самого предприятия от комментариев воздержались. Однако пресс-секретарь ОЭЗ «Алабуга» рассказал «Реальному времени», что руководство площадки знакомо с текстом проекта постановления и уже высказало свою позицию министерству экономики.

— Никаких заявлений об изменении планов компания Kastamonu не делала, проект, насколько я знаю, близится к завершению, — рассказал Михаил Миронов, начальник отдела по связям со СМИ и общественностью ОЭЗ «Алабуга». — Наша позиция такова, что компания ООО «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри», которая непосредственно владеет заводом — это российская компания, поскольку все резиденты у нас зарегистрированы на территории Елабужского муниципального района. Санкции в отношении турецких компаний, находящихся под турецкой юрисдикцией, не должны касаться ее.

«По новым контрактам наработки были, но значит не дадут»

Подобную же позицию могут высказать и представители строительного рынка. Большая часть турецких строительных компаний из Татарстана ушли несколько лет назад. В АСРО «Содружество строителей РТ» «Реальному времени» заявили, что среди членов ассоциации турецких компаний нет. В списке членов ассоциации строители из Турции значатся как исключенные члены. Правда, некоторые из них перебрались в Москву, например, ООО «Монотек Строй».

— Предварительно был разговор, что по тем контрактам, которые заключены до Нового года, объекты будут достраиваться, — рассказал «Реальному времени» Владимир Гильмутдинов, советник генерального директора компании «Монотек», заслуженный строитель РТ. — По новым контрактам наработки были, но значит не дадут. Что дальше — не могу пока сказать. На казанском рынке строительных компаний осталось очень мало, практически наша фирма «Монотек», и все. Знаю, что в Челнах работают — комплекс строят, потом одна фирма вошла на ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 по реконструкции. Polimex зашли на реконструкцию под гостиницу Шамовской больницы. Но они еще до нового года взяли кого-то на субподряде. Но вот неизвестно, дадут им закончить или нет. Мы пока продолжаем свои проекты в Москве и Самаре.

Ранее стало известно, что власти Москвы отказались задействовать «Монарт» на новых проектах, после того как компания завершила свой ранее согласованный объем работ по реконструкции стадиона «Лужники».

Челнинский «солнечный» город и топливно-энергетические стройки

Фактически в Татарстане турецкие компании так или иначе оказывают строительные услуги на четырех крупных проектах. Правда, во всех них речь также идет о контрактах, заключенных задолго до российско-турецкого кризиса, и не о самих турецких компаниях, а о российских фирмах с турецкими корнями.

Как сообщили ранее в министерстве строительства РТ, на сегодняшний день граждане Турецкой республики работают на Sunrise City. В проекте, по данным министерства, задействовано 50 человек. Строительство в Sunrise City ведет все та же «Кастамону Интегрейтед» из «Алабуги». Застройщик — ООО «Санрайз Капитал», генподрядчик — ООО «Компас инжиниринг».

Впрочем, строительство также началось до введения санкций, в 2014 году. Благодаря этому проекту городская администрация пыталась решить проблему застройки центральной части Набережных Челнов, которая долгое время представляла собой пустыри с недостроенными объектами. После того как «Кастамону Интегрейтед» пришла в ОЭЗ «Алабуга», мэрия автограда предложила этой турецкой компании заняться масштабной застройкой в центре Челнов. Однако в администрации Sunrise City от комментариев воздержались, переадресовав вопросы непосредственно в «Кастамону».

Представители Турции работают по контрактам на комплексе глубокой переработки тяжелых остатков в Нижнекамске. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Также, по данным министерства строительства, 3 500 представителей Турции работают по контрактам на комплексе глубокой переработки тяжелых остатков в Нижнекамске, строительство которого недавно с проверкой посетил Рустам Минниханов. В октябре на встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым было объявлено о том, что завершено 52% всех работ.

Контракт по реконструкции ТЭЦ-3 подписала уфимская «дочка» турецкого холдинга ООО «Енер-холдинг». Компания хорошо известна в Татарстане. В декабре 2014 года она уже закончила реконструкцию ТЭЦ-2.

Многострадальную «Шамовку» снова «подвесили»

Но, пожалуй, самая непростая ситуация — с реконструкцией многострадальной Шамовской больницы. Объект попадает сразу под две категории проектов.

Во-первых, строительные услуги. Непосредственно реставрацией Шамовской больницы в Казани занимается «Полистройкапитал», входящая в турецкую компанию Polimeks. Согласно данным сервиса «Контур-Фокус», «Полистройкапитал» была учреждена 12 февраля 2015 года. Гендиректором компании является Онмуш Хикмет Умут, он же — региональный представитель Polimeks в России.

Во-вторых, гостиничные услуги. Инвестором проекта выступает сеть отелей Rixos, владеющая в России двумя гостиницами в Сочи и Крыму. И если договор на строительные работы подписан до декабря 2014 года, то судьба оказания гостиничных услуг оказалась в подвешенном состоянии.

В АИР РТ, привлекшем инвестора, ситуацию не комментируют. Сами инвесторы на момент публикации на запрос «Реального времени» не ответили. Сдержанно говорит о будущем проекта и Булат Хайруллин, замдиректора ООО «Полистройкапитал»: «В проекте непонятно написано: либо это продажа здесь, либо что? Нет четкого понимания. Вот дождемся полного понимания и будем говорить. Пока проект продолжается и будет продолжаться».

«Те компании, которые мы условно называем «турецкими», имеют регистрацию в РФ»

Наконец, документ закрепляет санкции на туристическом рынке, который испытал на себе всю их мощь. На этот раз речь идет о туроператорах с турецкими корнями. Напомним, ранее этот вопрос уже поднимался. Однако тогда было непонятно, кого считать турецкой компанией. Интересно, что новый документ также не вносит ясности.

— Надо понять, что такое «турецкие корни», — поясняет Екатерина Барабанова, заместитель председателя Госкомитета РТ по туризму. — В проекте постановления правительства, насколько я понимаю, никакого механизма определения и разъяснения, кто подразумевается под этими компаниями, нет. Что имеется в виду: наличие турецких учредителей, наличие турецкого капитала? На самом деле, те компании, которые мы условно называем «турецкими» — «Пегас Туристик», Coral Travel, Anex Tour и Sunmar Tour, — имеют регистрацию в Российской Федерации, налоги они платят на территории Российской Федерации. Надо понять механизм, насколько это вообще будет касаться этих компаний. У компаний «Пегас Туристик» и Anex Tour, возможно, среди учредителей есть граждане Турции, хотя мы этого точно не знаем. Но и они могут выйти из их состава.

Дмитрий Семягин, Гуландам Зарипова

Новости партнеров