Брат ты мне или не брат? Зачем жгут мосты добрососедства в Башкортостане

Кто пытается переписать историю народов и строительство дорог как способ стабилизации экономики — итоги недели от программы «7 дней»

Брат ты мне или не брат? Зачем жгут мосты добрососедства в Башкортостане
Фото: vk.com

По мнению экспертов, последствия пандемийного кризиса экономика России будет преодолевать как минимум до 2024 года. Ведущий программы «7 дней», генеральный директор телеканала «Новый век» Ильшат Аминов, начиная программу, провел параллель с «Великой депрессией» в США 20-х годов прошлого века. Тогда перед президентом Соединенных Штатов Рузвельтом стоял нелегкий выбор: просто поддержать население страны, раздав деньги и еще больше увеличив нагрузку на агонизирующий бюджет, либо дать людям возможность работать и зарабатывать, решая актуальную для государства проблему. Президент выбрал второй вариант. Тогда стартовала национальная программа строительства дорог, ставшая фундаментом процветания США. Автодороги — артерии экономики. Для сравнения: в Великобритании на 100 квадратных километров территории приходится 172 километра дорог. Во Франции — 191 километр. В России — всего 7 километров. В год потери, связанные с неразвитостью автомагистралей, в нашей стране достигают 3% ВВП. О необходимости новых дорог и других ключевых событиях минувшей недели — в обзоре программы «7 дней», выходящей в эфир на телеканале ТНВ.

Зачем Татарстану М-12

Татарстан находится в крайне удобном географически и экономически месте: в самом центре России — на пересечении важнейших торговых путей. И грешно было бы не пользоваться благами, что дает такое местоположение. И то, что руководству республики удалось убедить федеральные власти провести трассу М-12 (которая не только свяжет Казань через Нижний Новгород с Москвой, но и станет ключевой частью мегапроекта коридора Европа — Западный Китай) через территорию республики, способно придать мощный импульс для дальнейшего развития региона.

Новая высокоскоростная трасса, новый мост через реку Волга, мощная загрузка предприятий, производящих строительные материалы, и профильных компаний, тысячи рабочих мест в смежных отраслях — все это несомненные плюсы. Об этом говорят и промышленники, и политики, и чиновники, и ученые, и множество других людей — обычных татарстанцев. «Эффект будет синергетическим. То есть республика выигрывает по всем направлениям. Повышается ее инвестиционная привлекательность, уже на этапе строительства это десятки тысяч новых рабочих мест. Огромные плюсы для бизнеса, как для крупных компаний, так и малого бизнеса. По оценкам экспертов, только валовой региональный продукт Татарстана дополнительно получит порядка 146 млрд рублей», — отмечает журналист программы «7 дней».

Упрощается коммуникация между людьми и бизнесами, повышается эффективность логистики, многочисленные предприятия и промышленные производства получат новые возможности сбыта готовой продукции и поставки сырья и компонентов.

В 2024 году планируется уже пустить движение. А это значит, что время споров уже прошло. Фото Максима Платонова

Сроки на реализацию проекта — крайне сжатые. В 2024 году планируется уже пустить движение. А это значит, что время споров уже прошло. Наступил этап, когда к проекту подключается экспертиза, происходит дошлифовка последних деталей, и в ближайшие месяцы стартует строительство.

Башкир или татарин?

Пока в Татарстане готовятся строить мост для трассы, объединяющей страну, в соседнем Башкортостане, как отметили наши коллеги из программы «7 дней», «образно говоря, пытаются поджечь мосты дружбы и добрососедства между нашими республиками». Речь идет о попытках неких «экспертов» и административных работников, в преддверии предстоящей переписи населения, перекроить часть татароязычного населения соседней братской республики в башкир.

На днях Татышлинский район Башкортостана провел онлайн-конференцию с краеведами, работниками образования и культуры. Инициаторами события стали, как отмечают наши коллеги из программы «7 дней», «известные идеологи Башкирского неонационализма Юлдаш Юсупов и Рафиль Асылгужин из Института стратегических исследований академии наук Башкортостана». Упор на конференции делался на родоплеменные отношения древности, откуда, по мнению «экспертов», отслеживаются именно башкирские корни всех проживающих в республике, а также на то, что язык, на котором разговаривают татары Башкортостана, — не что иное, как «северо-западный диалект башкирского языка».

Просмотрев материалы конференции, ведущий программы выражает недоумение: «Они говорят, татарских деревень в этом районе вообще не было. Сразу возникает вопрос, откуда тогда взялись звезды татарской эстрады Салават Фатхетдинов и примадонна Хания Фархи , которые родом из Татышлинского района, или их национальность давно переписали на родине?»

Ильшат Аминов, отмечая несостоятельность потуг организаторов конференции, задается вопросом: «Они пытаются разрушить национальную идентичность огромного количества людей. Фактически, образно говоря, они вырывают даже у пожилых людей корни и пытаются заменить их новыми, откопанными в древних ревизских сказках. Попробуйте отрезать у дерева корни, оно неизбежно засохнет. Наверное, Юлдаш Юсупов полагает, что на месте вырезанных татарских корней тут же появятся северо-западные башкирские. Но этого не будет, национальная идентичность формируется поколениями, а они хотят стереть память ни много ни мало трех поколений и чего добьются в результате? Что люди тут же сменят национальность, забыв отцов и прадедов, вспомнят древних родоплеменных вождей?» И сам же отвечает, что едва ли из этой идеи получится что-то хорошее. Здравомыслящие люди от своих истоков отказываться в угоду новой идеологии не будут. Слабые духом если сумеют отречься от памяти предков, то точно не для того, чтобы примкнуть к другой национальности.

«Они просто исчезнут в кипящем котле народов. Но господина Юсупова вряд ли волнует эта перспектива, ему нужна статистика сегодня, поэтому он с явным наслаждением рубит с плеча», — отмечает ведущий программы.

Со своей стороны Ильшат Аминов подчеркивает, что отвечать ударом на удар Татарстан не намерен: «Я абсолютно не приемлю высказывания некоторых татарских националистов, которые призывают в ответ чуть ли не объявить башкирский язык диалектом татарского, выразить сомнения в истоках башкирской государственности и так далее. Определенные силы только и ждут, что мы утонем во взаимных претензиях и оскорблениях. Еще раз повторю: проиграют и Татарстан, и Башкортостан. Еще есть время остановиться и подумать, и главное прийти к согласию. Башкирский народ — великий народ со своей уникальной историей… И я надеюсь, вместе мы преодолеем эти временные трудности. А история смоет эту мутную пену с наших народов».

Бесплатные лекарства: везет не всем

Уже месяц миновал с момента старта программы по выдаче бесплатных лекарств пациентам, лечащимся от COVID-19 дома. Программа работает, и волонтеры разносят бесплатные наборы и в городах, и в селах республики. Их уже получили 11 тыс. пациентов. При этом картина далека от идеальной: лекарства доходят не до всех. Где-то их не хватает, кто-то просто до сих пор не знает, что имеет на это право, тратит собственные деньги и, будучи больным, вынужден самостоятельно посещать врачей и аптеки, кому-то терапевт препараты не выписывает, а где-то лекарства и вовсе потерялись по пути к пациенту.

Жалобы на обеспечение бесплатными лекарствами от коронавируса есть не только в Татарстане. Картина характерна в целом для страны. На недавней прямой линии об этой проблеме говорил и президент России Владимир Путин. Обещал разобраться.

Зданию предстоит реставрация, закрепление элементов архитектурного ансамбля, и уже после этого будет принято решение о его дальнейшем предназначении. Фото: OmniaInsomnia / wikipedia.org

Дом Ушковой — что будет завтра?

До недавнего времени именно в этом здании — памятнике архитектуры — размещалась Национальная библиотека Татарстана. Теперь она перебралась в новое здание, и у жителей Казани возникает логичный вопрос: а что с домом — подарком от жениха миллионера Алексея Ушкова Зинаиде Высоцкой, дочери профессора Казанского Университета Николая Высоцкого, — будет дальше? Ведь для многих наших современников этот дом — настоящий волшебный ларец, часть собственной истории, а не просто одно из многочисленных зданий столицы Татарстана. Да и как архитектурный памятник это собрание разнообразнейших стилей имеет огромное значение.

Зданию предстоит реставрация, закрепление элементов архитектурного ансамбля, и уже после этого будет принято решение о его дальнейшем предназначении. «Возможно, сюда все же вернутся и постоянные обитатели, и книги. Сравнивать этот дом с «Титаником», уходящим в темное и вечное небытие, при всем желании погрустить мы не будем», — говорит журналист программы «7 дней».

Обо всем этом, а также о современных художниках и о том, как идет цифровизация энергоснабжения Татарстана, можно узнать в свежем выпуске программы «7 дней», выходящем в эфир телеканала ТНВ 21 декабря ровно в 13.00 или на сайте телеканала.

Арсений Фавстрицкий
ОбществоИнфраструктураКультураИстория Татарстан Аминов Ильшат ЮнусовичТелерадиокомпания НОВЫЙ ВЕК
комментарии 37

комментарии

  • Анонимно 21 дек
    Все люди братья и сестры.
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    Башкир или Татарин...
    Хватит между нашими народами клин вбивать, мы братские народы!
    Ответить
    Анонимно 21 дек
    Или один народ?
    "Владимирцы" и "костромичи" тоже были когда-то "братскими народами" - а потом стали единым народом.
    Уже в начале 20 века поволжские тюркские мусульмане были единым народом с единым литературным языком и традициями (диалекты были, естественно, и особенности были) и вдруг они стали "татарами" и "башкирами".
    Был даже проект Гаяза Исхаки и др. создать территориальный Волго-Уральский штат (с "культурной автономией" поволжских тюркских мусульман) в составе свободных демократических Соединенных Штатов России.

    "Башкиры" не против того, чтобы все "татары" стали называться "башкирами".

    "Татары" не против того, чтобы все "башкиры" стали называться "татарами".

    И кто же "вбил клин" между поволжскими тюркскими мусульманами?
    Кто разделил их на "башкир" и "татар"?
    Разве Вы не знаете?
    Об этом написано во всех школьных учебниках истории.
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    а в этом штате не мусульманам можно жить, а ни чего что у нас светское государство
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    Татаристы. Они разделили.
    Ответить
    Анонимно 25 дек
    Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения подушных переписей (ревизий) податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX веков, проводившихся с целью налогообложения. Это статистические документы, и от них голословием не отделаешься.
    Ответить
    Анонимно 30 дек
    Башисты разделили вместе со своими гуру.
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    Ты об этом скажи всяким Хамидуллиным.
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    Булату.
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    Дороги объединяют людей.
    Скорее бы построили М-12 - ближе станут и москвичи, и китайцы.
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    Фархи и Фатхетдинов по происхождению башкиры, но записались в татары перехав в Татарстан, так как в Татарстане башкир не особо любят.
    А так да основное население северо-запада Башкирии это башкиры. В татары записываться часть башкир начала из-за пропаганлы татаризма, которая идет из Казани.
    Основная чать так называемых "татар" северо-запада Башкирии - это мишари, которые себя татарами не называют, и месное население относится к ним с подозрением и насмехается над ними. Местные тоже их называют просто "мишәр".
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    Скажи об этом Салавату , вот он посмеётся на твоим невежеством!
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    Салават сам признался о незнании своих корней.
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    Салавата Хамидуллина имеете ввиду?
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    Фатхетдинов и Хания Фархи мои любимые певцы, хоть и татары.Но по любому у них есть башкирские корни!!!
    Ответить
    Анонимно 24 дек

    Вы историк, или живете 1000 лет что знаете кто татарин и кто башкир. От таких умников все и начинается. Молчал бы лучше.
    Ответить
    Анонимно 26 дек
    не пори чепуху, мои родители из сев-зап-х районов, они всегда были татарами, и все близлежащие деревни были татарскими, правда много чувашских, марийских, ну и башкирские.
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    А что, башкирский языкдействительно диалект татарского, зачем не видеть явного. А по поводу Татышлинского района, у меня работал один работник с этого района. Он мне говорил, что молодежь там уезжает больше в Казань, или Е-бург, чем в Уфу, так как там рядом проходит железная дорога Казань-Е-бург, и добраться до этих городов легче, да и нормальную работу найти легче чем в Уфе. Поэтому башнацики и пытаются там свои сказки распространять.
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    может татарский это диалект башкирского?
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    Если бы башкирский был диалектом татарского, то наши языки были бы очень похожи на чувашский.
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    У меня тесть - записан как башкир, даже в свидетельстве о рождении жены в графе отец стоит "башкир", но вот два брата, три сестры и мать с отцом у тестя каким то образом татары. На деле всё просто, в Башкирии в школе пол класса татар записали башкирами, ибо местный глава того времени сказал "не может быть татар больше чем башкир, неправильно это", вот таким образом немалое количество татар стали башкирами, которые кстати и по языку и внешне ничего общего с башкирами не имеют. Башкиры сейчас гнут линию, о том, что они угнетенный татарами народ, а мы тут вообще все непонятно кто и как возникли.
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    В казанском ханстве так называемые татары , была только верхушка , а знать ханства большей частью это , чуваши , черемисы , башкиры , удмурты , знать которых в несколько раз превосходил знать татар . Население ханства известна , документально подтверждается , это чуваши , черемисы , башкиры , удмурты . В ханстве было несколько языков . Язык Казанского ханства утрачен из за малочисленности ее носителей , и современный казанский татар язык казанского ханства не поймет . Это утверждение татарских ученных Миркасыма и Мирфатыха Усмановых
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    Язык Казанского ханства утрачен из за малочисленности ее носителей
    ---------
    Тут дело не в многочисоенности. Они, чуваши, как раз были преобладающим населением Ханства. После завоевания туда хлынули колонисты из служилых татар - завоевателей. Их язык, также язык башкир - вотчинников был более ПРЕСТИЖНЫМ.
    Ответить
    Анонимно 30 дек
    Знати из башкир разрешалось пасти свои отары там, где указывал Татарский Хан.Вот и вся "знать"ваша.
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    Вообще-то все должны помнить, что Россия Русское государство, а татары и башкиры в нашей стране всего лишь представители этнических и религиозных меньшинств. А за пределами Татарии и Башкирии они и вовсе являются диаспорами.
    Ответить
  • Фанур Шагиев 21 дек
    Куда делись Мензелинские, Актанышские, Альметьевские и др башкиры, коих до присоединения к ТАССР было 154 тыс человек?
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    Башкиры - сословие.
    Читай хотя бы вашего историка Рахматуллина. Он пишет, что со временем термин башкир стал обозночать не наөиональность, а сословие. Все старались записаться в башкиры из-за привилегий. Он пишет, что нет никаких мензелинских, туймазинских, бирских башкир. Все они сословные башкиры.
    Почему ты не говоришь о мишкинских "башкирах" марийской национальности, их то 50 тысяч, и немецких "башкирах" Благоварского района, а ведь их тысячи?
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    Не юродствуй!
    Ответить
    Анонимно 30 дек
    А они знают о том, что они были башкирами? То то и оно, что они будучи татарами. могли состоять в баш. сословии.
    Ответить
  • Анонимно 22 дек
    Прежде всего со своим татарским сословием разберитесь!
    Сословие это как раз татары!
    Служилые татары из башкир, можерян, ногаев, т.д.
    Ясачные татары из черемис, чувашей. Они назывались первоначально ясачными чувашами, так как чуваши составляли абсолютное большинство этого сословия.
    Ответить
  • Анонимно 22 дек
    Башкир в Республике,7%,среди депутатов Курултая редко встретишь говорящего на чисто башкирском (винегрет), РФ вынужден назначать главу,с утерей национального иммунитета. Предложение простое объединится с Татарстаном,чтобы не назначили главу еврея!
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    Башкиры говорят на трех диалектах . А татары не знают свой татарский язык , язык казанского ханства .
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    Башкирваны не знают свой родной язык ну знают татарский
    Ответить
  • Анонимно 23 дек
    Нет и не было чистых национальностей - мы все "смесь бульдога с носорогами" Есть только" чистокровные арийцы"- фашисты и нацисты!
    Ответить
  • Анонимно 23 дек
    Я абсолютно не приемлю высказывания некоторых татарских националистов, которые призывают в ответ чуть ли не объявить башкирский язык диалектом татарского,
    -------------
    КТО ЭТИ БЕЗИМЯННЫЕ НАЦИОНАЛИСТЫ?
    Раз уж назвали имя Юсупова, указав на него как на врага, извольте назвать имена этих некоторых националистов тоже!
    В чем с ним не согласны?
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    татары... башкиры... мы все станем русскими через поколение... и китайцами через два. о чём спорят то? Башкорт буласын килэ икэн - башкорт бул. Татар булсан - татар бул.
    Ответить
  • Анонимно 26 дек
    И о чём базар то? В советское время чегой то такой вопрос не стоял!!! Так что да здравствует КПСС!!!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров