«Есть мнение, что в течение ближайших 3 месяцев полеты в Египет возобновят»

Татарстанская авиаотрасль ждет возвращения полетов в Египет

«Есть мнение, что в течение ближайших 3 месяцев полеты в Египет возобновят»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Эпоха дешевых туров за рубеж закончилась: Турция и Египет теперь недоступны, а из-за роста курса евро дорого отдыхать не только в Европе, но даже в соседнем Азербайджане. На фоне роста цен на авиабилеты и «страшилок» про опасность путешествий многие предпочитают сидеть дома: пассажиропоток аэропортов Татарстана падает в среднем на 10%. Эксперты в отрасли полагают, что сложившаяся паника во многом искусственная, и ждут скорого возобновления полетов в Египет.

Полеты в Египет могут возобновиться весной

«Общая динамика примерно одинаковая по всем аэропортам, идет снижение пассажиропотока», — заявил накануне коммерческий директор аэропорта «Бегишево» Феликс Козлов (фото на постере) на круглом столе РБК-Татарстан. По его словам, в этом году пассажиропоток в Турцию упал на 30%, на 47% — в Египет, а в Сочи, наоборот, вырос на 34% и на 40% — в Крым. «Рассчитываем завершить год с 360-370 тысячами пассажиров, а в прошлом году было 407 тысяч», — рассказал он. При этом полеты в Турцию и Египет составляли всего 16% от пассажиропотока «Бегишево» в 2015 году. Для сравнения, в 2014 эта доля составляла 21%. Напомним, что казанский аэропорт также заявлял о падении пассажиропотока, по итогам 9 месяцев 2015 года, на 7,9%. При этом на внутренних линиях количество пассажиров выросло на 8,2%.

«Есть мнение, что в течение ближайших 3 месяцев полеты в Египет возобновят. Дело было в обеспечении авиационной безопасности, если Египет исправит те нарушения, которые были, то можно будет этот вопрос поднять. Первая весточка пришла уже сегодня: разрешат грузовые рейсы в Египет, этими рейсами будут перевозиться продукты, которые к нам не поступают из Турции», — сообщил Козлов.

В случае с Турцией ждать такого скорого решения не стоит, считают спикеры. «Если в Египет запретили и регулярные, и чартерные рейсы, то в случае с Турцией речь идет только о чартерных рейсах. «Регулярка» осталась, и нам удалось сохранить свой рейс — авиакомпании Atlasglobal (до 2015 года Atlasjet — прим. ред.). После незначительной корректировки в расписании мы пришли к выводу, что он останется и в 2016 году. Все прекрасно понимают, что в Закамье, особенно в «Алабуге», очень много турецких предприятий и идет турецкая стройка, потребность в регулярной перевозке, несмотря на санкции, сохраняется», — говорит Козлов.

Страх перед полетами искусственно подогревается чиновниками и прессой

По его словам, в изменившейся ситуации будут востребованы российские курорты, но теперь туры в Краснодарский край и Крым будут приобретаться пакетно, такая практика уже началась. А летать в Европу по нынешнему курсу евро не все могут себе позволить, напоминает он. «Еще одна проблема — Европа перестала быть безопасной, и никто не отменял проблему беженцев, Европа ими заполнена. Ну и визовый аспект тоже влияет», — говорит коммерческий директор «Бегишево».

Снижение реальных доходов населения затронуло путешествия не только за рубеж, но и внутри страны, считает директор по продажам компании «Салават Lufthansa City Center» Рустем Тарзиманов. Международный туризм очень сильно пострадал, так как идет постоянное колебание курсов, и это все подогревается политическими моментами, связанными с терактами во Франции и запретом полетов в Турцию и Египет. В итоге многие агентства в следующем году уйдут с рынка, прогнозирует он.

«Безопасных мест на земле почти нет, в том числе и в России. Но тенденция ноября, что происходит психологическое давление на людей со стороны СМИ или еще откуда: люди просто боятся путешествовать. Многие говорят, что если у нас будет ограничение по международным выездам, то сильно увеличится объем перевозок внутри России. Я не разделяю это мнение, люди в принципе боятся летать. У нас какая-то структура, Роспотребнадзор вроде, сказали, что надо сидеть дома в Новый год. Все это, конечно, не улучшает ситуацию», — пожаловался Тарзиманов.

«С турецкими авиалиниями — это временная ситуация, многие оптимизируют рейсы из-за спада продаж. У нас есть такая особенность, очень любят тему «жевать» чуть ли не несколько недель, у людей создается паника, они думают, что надо сидеть дома», — поддержал коллегу гендиректор туркомпании AVT Азамат Сабиров. Он тоже подтвердил, что сейчас идет аудит египетских аэропортов на соответствие безопасности, и грузовые рейсы возобновляются. «Грузом можете лететь спокойно», — шутит он.

При этом Сабиров признает, что для рынка запрет перелетов был большим ударом, «пакетный» туризм умер. «И будет формироваться новый рынок, который в Европе сформировался еще 5-6 лет назад, это комбинированные туры: отдельно перелет и отдельно отель». Он не исключает, что такие туры будут дороже для покупателей. С привлечением новых авиакомпаний в Казань, на что в свое время делал ставки казанский аэропорт, тоже есть трудности. «Мы встречались с компанией Wizz Air, и представитель спросил, кто будет летать? Если я найду операторов по внутреннему туризму, которые готовы выкупать блоки по сто мест, то полетим», — рассказал Сабиров.

А Тарзиманов отметил, что билеты в Европу могут быть и недорогими, но пассажиры, учитывая высокие затраты на проживание в Европе, могут отказываться от них. «Человек, когда начинает считать, понимает, что надо еще заплатить за отель и питание. В ситуации, когда евро постоянно растет… Вероятность того, что европейские перевозчики придут сейчас, из-за курса евро очень мала», — заключил он.

Азербайджан — новая Европа для россиян?

«То, что Иордания заменит Египет — лишь шутка хорошая. Из новых направлений появляется Израиль, Red Wings сейчас ходит по евреям и опрашивает их, может они, наконец, соберутся, чтоб на 100 человек Superjet поставить. Для россиян пора немного интереснее отдыхать, в том числе и на своих курортах: я не был ни в Абхазии, ни в Крыму, в Алтае, на Байкале», — рассуждает спикер. «Сейчас все новый твит запустят, что Абхазию присоединили к России и сошлются на Азамата», — пошутил Козлов.

Негативно влияет на отрасль и сокращение кредитования бизнеса банками и, как следствие, замедление развития компаний, считает Сабиров. «Авиакомпании сказали, что с 2016 года не будут нам платить вообще ничего, значит, мы должны будем сами где-то что-то находить, и общая цена на рынке будет расти. Аэрофлот начал поднимать цены на билеты, понимая, что у него сокращаются пассажирские кресла. 2016 год будет самым интересным, пока у всех оптимизм, но к лету ситуация будет другая, если Центробанк не решит, что надо помогать бизнесу», — заявил он.

«Дешевые туры закончились, ребята», — резюмировал бизнесмен.

Что касается самих авиакомпаний, они тоже начинают оптимизацию работы и экономят на пассажирах: создают специальные тарифы без багажа или несдаваемые билеты по модели лоукостеров. «Говорят, узбеки («Узбекские авиалинии» — прим. ред.) в прошлом году даже взвешивали пассажиров. Не за горами, что, когда ты весишь больше ста килограммов, за себя нужно будет еще доплатить. Придется худеть», — усмехается Сабиров. «Возможно, это связано с центровкой и загрузкой. Взвешивать могли по той причине, что многие уроженцы СНГ на всем экономят, и есть нормативы по багажу, чтобы за него не переплачивать, они все на себя надевают», — заступился за коллег Николай Подосенов, представляющий сразу 2 компании — киргизскую Avia Traffic Company и «Азербайджанские авиалинии».

Есть и растущие направления. Так, Подосенов рассказал, что пассажиропоток «Азербайджанских авиалиний» вырос на 75% по итогам года и 2 рейсов в неделю летом не хватало. «Много интересных направлений для туризма как в Кыргызстане, так и в Азербайджане. По Азербайджану могу сказать так: это Европа, денег надо много. Это значительно дороже, чем Турция за 40-50 тысяч рублей на двоих. С Киргизией проще, ценник дешевле. 200-300 евро перелет туда-обратно. Но самовольно мы не можем перевезти человека и нести за него ответственность, нужно продавать пакетами. Мы не можем отдельно продавать перевозки, отдельно страховку и проживание в отелях», — посетовал он.

Из немногочисленных развивающихся направлений представитель «Бегишево» назвал и Грецию. «Мы имеем заявку от одного туроператора на 2016 год на выполнение рейсов на о. Родос, тогда как в 2015 году у нас чартерных рейсов в Европу не было», — сообщил Козлов. А Сабиров рассказал, что к весне можно ждать захода в Казань чешских авиалиний: «Я вчера общался с аэропортом, и вероятность того, что они в апреле придут, очень высока».

Он также напомнил, что в Татарстане при 3,8 млн жителей целых 3 аэропорта, 2 из которых международные. А в соседней Башкирии с населением в 4 млн человек лишь один аэропорт. «Вы должны понимать, насколько сложно каждому аэропорту развивать перевозки у себя: конкуренция с Нижним Новгородом, Самарой. Поэтому, когда наши аэропорты говорят, что они что-то увеличили, менеджменту надо ставить памятник», — заключил Сабиров.

Дина Валиуллина, фото Максима Платонова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров