Castorama выбирает между Горьковским шоссе и Оренбургским трактом?
Конкурент «Леруа Мерлен» и «Мегастроя» может определиться с местом и сроками открытия уже завтра
Новый игрок формата DIY может зайти в Казань уже в ближайшее время. Как стало известно «Реальному времени», его руководству на предстоящей встрече Татарстан представит несколько возможных вариантов расположения. На ней же, возможно, будут определены и сроки строительства. Несмотря на наличие основных конкурентов на рынке и активную работу местного игрока — «Мегастроя», эксперты «Реального времени» считают, что Castorama может найти своего клиента.
Шез приехал за землей
Судя по всему, Казань все-таки увидит приход еще одного строительного гипермаркета. Завтра у премьер-министра Республики Татарстан Ильдара Халикова запланирована встреча с директором по недвижимости и развитию бизнеса в России компании Castorama Мишелем Шезом. Пока тема переговоров не раскрывается. Однако стоит ожидать некоего конкретного предложения со стороны Татарстана. Видимо, на переговорах должны обсуждаться и сроки проекта.
Первые попытки зайти в Татарстан Castorama делала еще в 2004-2005 годах. Однако впервые информация о реальной возможности открытия магазинов сети в Татарстане появилась 2 октября 2015 года. Тогда глава региона Рустам Минниханов предложил тому самому Мишелю Шезу открыть магазины в РТ. Произошло это на инвестиционном форуме в Сочи. «В нашей республике успешно работает ряд розничных сетей по продаже товаров для дома и ремонта. Мы будем рады, если такая крупная компания, как Castorama, также придет на татарстанский рынок», — отметил тогда президент Татарстана.
В тот же день Минниханов поручил главе Агентства инвестиционного развития Талии Минуллиной найти земельный участок на территории Татарстана для строительства магазинов сети Castorama. На 10 декабря была уже назначена встреча премьер-министра РТ Ильдара Халикова и директора по недвижимости и развитию бизнеса в России Castorama Мишеля Шеза, но тогда она была отменена.
Казань, Лаишево или Зеленодольск?
Как сообщила Талия Минуллина «Реальному времени», окончательно с расположением будущего гипермаркета Castorama пока не определились. Руководство компании рассматривает участок земли площадью от 4 до 5 гектар. Располагаться он должен в непосредственной близости к черте города. АИР РТ предложило на выбор несколько участков: в черте Казани, а также в Лаишевском и Зеленодольском районах республики.
— Также компании Castorama важно расположение торговых площадей конкурентов. Поэтому специалисты агентства подготовили для инвестора специальную карту. На ней указаны участки, где реализуется аналогичная продукция. Сейчас в компании рассматривают предложенные нами варианты, — рассказала «Реальному времени» глава АИР РТ.
Интересно, что на лаишевском направлении недавно открылся «Леруа Мерлен», а на зеленодольском строится новый «Мегастрой», хотя с учетом строительства «Салават купере» последнее место расположения может оказаться действительно выгодным.
На вопрос о сроках строительства Талия Минуллина ответила: «Все зависит также от выбора участка — оформление документов занимает определенное время. Деловой визит инвесторов в Татарстан многое прояснит».
Кто быстрее: «Леруа», «Мегастрой», Castorama?
Стандартный магазин Castorama — это гипермаркет товаров для дома и ремонта (формат DIY — Do it yourself/«Сделай сам») площадью 11,5 тыс. кв. м, с 35 тыс. наименований товаров. В Казани уже присутствуют другие крупнейшие сети формата: по одному «гиперу» от OBI и «Максидома», два Leroy Merlin, один из которых открылся в Новый год и опять со скандалом. Кроме того, представители «Леруа Мерлен» неоднократно заявляли о планах по открытию третьего. Несмотря на это, на фоне других городов-миллионников столица РТ не выделяется по их количеству. Однако в Казани активно действует еще один игрок — «Мегастрой». Это казанская сеть, ведущая определенную экспансию на федеральном рынке, но пока ограничивающаяся регионами рядом с Татарстаном. В столице РТ работают три «Мегастроя» и еще один находится в стадии строительства.
О том, насколько успешным может быть выход на татарстанский рынок в таких условиях, мнения экспертов расходятся, но в целом все согласны с тем, что для Казани выход такого игрока на рынок — новость позитивная.
— Если взять другие города-миллионники, если не ошибаюсь, в Уфе и Самаре тоже есть и «Касторама» и «Леруа Мерлен». Там они достаточно успешно сосуществуют и конкурируют, — говорит Мурат Ахмеров, генеральный директор компании «А-Девелопмент». — Если смотреть по местным операторам, конкурент «Касторамы» — это «Агава» («Мегастрой»), по зарубежным — в первую очередь «Леруа Мерлен». Но Казань — огромный город, который строит по миллиону квадратных метров в год уже в течение последних лет. С учетом такого прироста, а также существующего жилого фонда, мне кажется, рынок позволит вместить еще один такой объект.
Леонид Рахимов, директор «Грин Хилл Реалти», уверен, что от этого выиграют в первую очередь потребители:
— Чем больше игроков на рынке, тем в большем выигрыше потребитель. Чем больше товаров предлагается — тем ниже стоимость, и потребитель снова в выигрыше. Для Castorama рынок Казани, конечно, интересен, все игроки торгуют разной продукцией. Создается мощная конкурентная среда, и чем она сильнее, тем лучше для потребителя.
Никита Купцов из компании YARD считает, что определенные сложности у Castorama возникнут, но свою нишу компания сможет найти.
— Конечно, рынок DIY насыщен, покупательная способность падает, а импортные отделочные материалы возрастают в цене. С другой стороны, есть мнение, что люди будут вкладывать во что-то такое фундаментальное и на остатки своих сбережений попытаются сделать ремонт, а дальше экономить на чем-нибудь другом. Не знаю, насколько сильно «Касторама» сможет дать дисконт по сравнению с другими. Сначала интерес людей, которым нужны строительные материалы, будет очень сильным, потому что, когда открывается что-то новое, большое, это всегда вызывает интерес. Покупатели будут сравнивать: как правило, есть позиции, которые где-то дешевле. К примеру, за светильником едут в «Леруа Мерлен», а за дверями — в «ОБИ». Наверняка будут какие-то фишки, какие-то маркетинговые акции. По большей части все зависит не столько от места, сколько от действий маркетологов.
Британский «гипер» с французскими корнями
Первый магазин сети Castorama открылся в 1969 году во Франции. Международная экспансия началась спустя почти двадцать лет — в 1988 году, когда первый гипермаркет открылся в Италии. В 1998 году группа Kingfisher приобрела более 57% акций Castorama. Тогда же началось объединение с компанией B&Q.
Kingfisher — британская группа компаний, специализирующаяся на продаже товаров для дома. У группы — 1 176 магазинов, она работает под следующими брендами: Castorama (102 магазина в России, Польше и Франции), B&Q (355 магазинов в Великобритании, Китае и Ирландии), Brico Dépôt (116 магазинов во Франции, Испании, Румынии и Португалии), Screwfix (412 магазинов в Великобритании, Ирландии и Германии), Koçtaş (52 магазина в Турции).
В 2005 году сеть Castorama появилась в России, в 2006 году был открыт магазин в Самаре. В том же году появился магазин в Санкт-Петербурге, в 2007-м — в Москве и Ростове-на-Дону. К настоящему моменту магазины сети есть практически во всех российских городах-миллионниках, кроме Новосибирска, Красноярска, Волгограда и Казани. Всего в России действует более 20 магазинов.
-
-
Андрей Генсен первый заместитель генерального директора «УК «АС Менеджмент» (ИГК ASG)
- В федеральном рейтинге Татарстан в целом и Казань в частности занимают лидирующие позиции по объему жилищного строительства и по инвестициям в регион, в том числе в сопутствующем строительстве коммерческой недвижимости. Естественно, международные и федеральные сети ориентируются на эти показатели – даже с учетом кризисных явлений ситуация здесь будет лучше по сравнению с большинством регионов, а это один из основных критериев, определяющих развитие сетей в том или ином направлении. С потребительской точки зрения рынок DIY в Казани достаточно насыщен — присутствует ряд игроков местного, регионального и федерального уровня, то есть присутствует конкуренция, представлен достаточно широкий ассортиментный ряд. Что касается перенасыщения рынка – такого ощущения нет, магазины, работающие в данном формате, стабильны и имеют потенциал роста. А значит татарстанский рынок имеет потенциал к расширению и способен принять еще одного игрока. К тому же, в сегодняшних реалиях речь может идти и о частичном перераспределении – более мелкие игроки уходят с рынка, образуются свободные ниши, есть также резерв и с учетом смены торговых форматов, потребители привыкают к форматам супер- и гипермаркетов, замещающих небольшие магазины. Размещение магазинов зависит, в первую очередь, от целевых групп потребителей. Мы видим хорошие примеры работы казанских торговых центров на межрегиональном уровне, то есть жители соседних регионов приезжают в Казань за крупными покупками. Как правило, такие поездки рассчитаны на 1-2 дня, на выходные, и с этой точки зрения удобно размещение в черте города либо в непосредственной близости от торговых объектов замкнутого цикла, позволяющих обеспечить хорошую транспортную доступность, временное проживание и времяпрепровождение в течении 1-2 дней. Например, сложившиеся центры торговли межрегионального уровня, такие как технополис «Новая Тура». Но не стоит забывать и про внутренний казанский рынок, это огромный покупатель и магнит для соседних городов – с этой точки зрения размещение в черте города — все-таки более предпочтительный вариант, дающий большее количество преимуществ. Планы по размещению гипермаркетов «Леруа Мерлен», «Касторама» в районе Новой Туры обсуждались еще 3 года назад, велись активные переговоры о приобретении земли напротив технополиса «Новая Тура» — у ритейлеров есть понимание привлекательности этого места, гипермаркет DIY в Новой Туре автоматически становится локальным монополистом, забирает межрегиональные потоки и частично перераспределяет казанский рынок, также рассматривались участки на М-7, прилегающие к городу – видимо сегодня этот вопрос актуализировался.
-
-
-
Леонид Рахимов директор «Грин Хилл Реалти»
- Чем больше игроков на рынке, тем в большем выигрыше потребитель. Чем больше товаров предлагается – тем ниже стоимость, и потребитель снова в выигрыше. Для Castorama рынок Казани, конечно, интересен, все игроки торгуют разной продукцией. Создается мощная конкурентная среда, и чем она сильнее, тем лучше для потребителя. Castorama пытается зайти сюда с 2004 или 2005 года. Не могу сказать, что помешало им раньше. Кругом нюансы, кругом наша замечательная исполнительная власть сидит. Все непрозрачно, все непонятно – как зайти, где купить, как открыть. Вы же видите, как «Леруа Мерлен» заходил на рынок. И это, я так понимаю, только вершина айсберга – там глубинные процессы идут. Площадку всегда можно найти. Но вы найдите площадку нужной категории, которая подойдет «Кастораме». Там нужно получить разрешение на строительство именно такого объекта, многофункциональных центров, парковок. Есть ведь категории земли. После этого – утвердить в ведомстве по архитектуре и у исполнительной власти проект. Встреча с Миннихановым на форуме в Сочи, конечно, поможет «Кастораме» выйти сюда. Поддержка первого лица – это самый главный козырь при получении всех необходимых разрешений и прочего. В этом направлении работают определенные люди, они советуют президенту, — отсюда и поддержка. Здесь есть и имиджевая составляющая, и, видимо, какие-то знакомые – к президенту просто так не зайдешь. Если при этом в разговоре с Castorama Рустам Нургалиевич «продвинул» хоть какого-то местного производителя – Зеленодольский фанерный завод, какого-нибудь производителя ДСП или мебели, то респект ему, уважение и все остальное. А если нет, то что я могу сказать? Про власть – или хорошо, или ничего.
-
-
-
Мурат Ахмеров генеральный директор компании «А-Девелопмент»
- Если взять другие города-миллионники, если не ошибаюсь, в Уфе и Самаре тоже есть и «Касторама» и «Леруа Мерлен». Там они достаточно успешно сосуществуют и конкурируют. Если смотреть по местным операторам, конкуренты «Касторамы» — это «Агава», «Мегастрой», по зарубежным – в первую очередь «Леруа Мерлен». Но Казань – огромный город, который строит по миллиону квадратных метров в год уже в течение последних лет. С учетом такого прироста, а также существующего жилого фонда, мне кажется, рынок позволит вместить еще один такой объект. Квартал, я считаю, плотно насыщен – и «Мегастрой» большой на Гаврилова, и «Леруа» есть. Наверное, подходящее место можно найти где-то на проспекте Победы, в районе, например, «Меги»: там и Квартал недалеко, и Азино – густонаселенный микрорайон. Может быть, есть свободные участки на Космонавтов в районе агропромпарка.
-
-
-
Никита Купцов компания YARD
- Мне кажется, строительных магазинов нет только в челнинском направлении. В принципе ничего нет и на выезде на московскую трассу — хотя там много различных баз, цивилизованного магазина нет. Понятно, что сложно найти место, которое бы пустовало. Конкуренция между операторами DIY сложная – это «Леруа Мерлен», «Мегастрой», «ОБИ», «Максидом». Думаю, было бы более целесообразно искать площадку в черте города, но на выезде в западном направлении и в направлении Челнов. Конечно, рынок DIY насыщен, покупательная способность падает, а импортные отделочные материалы возрастают в цене. С другой стороны, есть мнение, что люди будут вкладывать во что-то такое фундаментальное и на остатки своих сбережений попытаются сделать ремонт, а дальше экономить на чем-нибудь другом. Не знаю, насколько сильно «Касторама» сможет дать дисконт по сравнению с другими. Сначала интерес людей, которым нужны строительные материалы, будет очень сильным, потому что, когда открывается что-то новое, большое, это всегда вызывает интерес. Покупатели будут сравнивать: как правило, есть позиции, которые где-то дешевле. К примеру, за светильником едут в «Леруа Мерлен», а за дверями – в «ОБИ». Наверняка будут какие-то фишки, какие-то маркетинговые акции. По большей части все зависит не столько от места, сколько от действий маркетологов.
-
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.