Малый бизнес Татарстана: «Мы не растем. Задача — сохранить те позиции, которые есть»

Малый бизнес Татарстана: «Мы не растем. Задача — сохранить те позиции, которые есть»
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Малый бизнес сильнее всего ощутил на себе негативное влияние кризиса: кто-то вовсе покинул рынок, другие стали жертвами девальвации рубля, санкций и внешнеполитических конфликтов. На бизнес-бранче «Реального времени» предприниматели подвели итоги уходящего года, рассказали о наболевшем и смогли напрямую обратиться к представителям министерства экономики РТ и общественных объединений.

«Мы не растем. Задача — сохранить те позиции, которые есть»

Круглый стол «Малый бизнес Татарстана: что потеряли и сколько заработали в 2015 году?» состоялся на днях в рамках совместного проекта газеты «Реальное время» и министерства экономики РТ по определению ключевых проблем малого предпринимательства. В начале представители предпринимательского сообщества были достаточно сдержанны, избегали острых углов и повторяли, что талантливый предприниматель сможет найти выход даже в кризисное время. Так, руководитель технопарка «Идея» Сергей Юшко отметил, что западные компании заинтересованы в том, чтобы остаться на российском рынке, и даже готовы действовать вопреки рекомендациям их правительств.

Любая сложная экономическая ситуация приводит к переделу рынка, отметил и зампредседателя торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев. Он признался, что за последнее время закрылось немало компаний, но подчеркнул, что кризис — это и время новых возможностей, в особенности для тех предпринимателей, которые готовы вступать в диалог с государством.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Айдар Булатов: В целом падение выручки, если говорить с начала кризиса, составило порядка 20%, по прибыли падение — 50-70%.

На откровения предприниматели решились только после выступления гендиректора и совладельца УК «Булатов групп» Айдара Булатова, который открыто рассказал об имеющихся проблемах. По его словам, падение на рынке общественного питания началось еще в 2014 году. К снижению потребительской активности добавились и сложности с санкциями, ограничивающими ввоз продукции.

«Мы не растем. Задача — сохранить те позиции, которые есть. В целом падение выручки, если говорить с начала кризиса, составило порядка 20%, по прибыли падение — 50-70%. Более 30% участников на рынке общественного питания закрылись. В отличие от 2008 года наблюдается развитие федеральных сетей», — рассказал Булатов.

Как патриотизм казанских мужчин ударил по цветочному бизнесу

Открытие цветочной мастерской «Дари» Дарьи Доленговской пришлось на начало кризиса. По словам Доленговской, в ее мастерской используют цветы, привезенные из Голландии и из других зарубежных стран, поэтому с ростом курса валют стоимость сырья выросла вдвое. Соответственно, и розничная цена букетов увеличилась ровно в столько же.

При этом внешнеполитическая ситуация повлияла и на снижение спроса еще и косвенно: казанцы перестали отмечать праздники, которые проникли с тлетворного Запада. К примеру, в этом году мужчины решили не покупать цветов дамам сердца в День святого Валентина. Зато Доленговская не может не нарадоваться тому, что российские СМИ и соцсети стали активно продвигать наш отечественный праздник — День матери. «Мы ночевали в мастерской в течение двух дней», — рассказала хозяйка «Дари».

Открытие цветочной мастерской «Дари» Дарьи Доленговской пришлось на начало кризиса Роман Хасаев/realnoevremya.ru

О жертвах банковской системы

Александр Зайцев, руководитель компании «Таежник», занимающейся пошивом экипировки и спецодежды, тоже стал жертвой девальвации рубля — банк, в котором он кредитовался, поднял ставку с 14% до 19%, одновременно сократив срок выплаты кредита с 10 до 7 лет. В результате размер ежемесячного платежа вырос на 120 тысяч рублей.

Тут попытался вмешаться руководитель Центра поддержки предпринимательства при минэкономики РТ Дилюс Шавалиев. Как выяснилось, его ведомство было в курсе событий и даже пыталось помочь Зайцеву. «Я, конечно, благодарен вам, но ничего изменить нельзя», — признался тот. Шавалиев пообещал вновь вникнуть в ситуацию и найти ее решение. Тем временем пока, чтобы как-то справиться с ситуацией, предпринимателю пришлось пойти на оптимизацию — если в докризисные времена штат «Таежника» достигал 70 человек, сейчас это число сократилось до 25 сотрудников.

Турецкий конфликт перекрыл кислород швейным компаниям

А вот директор компании «Ирэн», специализирующейся на пошиве школьной формы и униформы, Ирина Купряхина начала с того, что поблагодарила руководство Татарстана за оказываемую помощь. «В этом году нас очень поддержали и мэр города, и президент Республики. Дали такой карт-бланш — нас провезли по всем районам республики, мы взяли большие объемы по школьной форме. Нам дали хороший кредит под 8,5% в «Банке Казани»», — рассказала она.

Тем не менее Купряхина указала и на недостатки существующих программ поддержки предпринимательства. В частности, она посетовала на то, что кредитные средства могут быть использованы ею только на покупку расходных материалов непосредственно для производственных нужд. Но при этом немало расходов связаны с налогами и арендой помещения.

Российско-турецкий конфликт и вовсе перекрыл кислород компаниям, занимающимся пошивом одежды, считает Купряхина. Без ткани, поставляемой из Турции, шить форму ей пока просто не из чего. Выяснилось, что среди сидящих были и противники турецкого импорта.

Российско-турецкий конфликт перекрыл кислород компаниям, занимающимся пошивом одежды, считает Ирина Купряхина Роман Хасаев/realnoevremya.ru

— Они не проходят ни одну экспертизу, — с горечью парировала директор компании «Ирэн». С ней согласился владелец и руководитель сети магазинов сувениров и пиротехники «ХороShow» Расул Садриев. «В Китае качество очень скачет, раз на раз не приходится. Поэтому сегодня мы присматриваемся к Вьетнаму, попытаемся наладить производство там», — рассказал он.

В своем выступлении Садриев отметил ключевую проблему своего бизнеса. Как выяснилось, республиканское законодательство в сфере использования пиротехники чрезмерно жесткое даже по сравнению с федеральным. «Если у нас нигде нельзя взрывать петарды и хлопушки, давайте просто закроем мою компанию и все», — заявил он, отметив, что налаживание диалога с властями дается с большим трудом.

Нам говорят: «Не расстраивайтесь...»

В горячую дискуссию между бизнесом и властью превратилось выступление члена совета ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Фариды Галеевой. «Конечно, у бизнес-сообщества много претензий и к городской администрации. Руководство никак не реагирует на проблемы, возникшие с вывесками и рекламой», — сказала она, указывая на вступающие в силу в марте требования ГОСТов.

— В общественной палате мы рассматривали проект введения на территории республики патентной системы налогообложения. При том, что нам обещал Государственный совет, что будут учтены все рекомендации ассоциации бизнес-сообществ, ставка максимальная. «Как так?» — говорим мы комитету по бюджету. «Ну ладно-ладно, не расстраивайтесь. До 1 марта есть время, вносите предложения», — говорят они. Но нет у меня в этом направлении оптимизма, — пожаловалась она.

По словам Галеевой, патент в среднем будет стоить около 30-40 тысяч рублей в год. Она убеждена, что для некоторых категорий индивидуальных предпринимателей, например, для репетиторов, такая сумма будет достаточно ощутимой. В результате часть из них просто уйдет в тень и перестанет платить какие бы то ни было налоги.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Фарида Галеева: У бизнес-сообщества много претензий и к городской администрации. Руководство никак не реагирует на проблемы, возникшие с вывесками и рекламой.

Галеева считает, что на сегодняшний день господдержка остается точечной, и это не только не поддерживает предпринимательство, но и уничтожает конкуренцию на корню.

Дилюс Шавалиев отметил, что по сравнению с предыдущими годами в этом году заметны позитивные сдвиги в части предоставления господдержки и самочувствия отдельных отраслей экономики Татарстана. По его словам, судя по количеству заявок на получение субсидий для приобретения оборудования, налицо восстановление сельского хозяйства. Производители сыров, колбасных изделий и овощеводы смогли далеко продвинуться в импортозамещении. «Сегодня у сельхозтоваропроизводителей есть и урожай, и цена», — отметил он.

Впрочем, есть куда двигаться — Шавалиев напомнил собравшимся, что в этом году Минэкономразвития РФ выделило на программы поддержки малого и среднего бизнеса по всей России лишь 17 млрд рублей — крайне мало в масштабах всей страны. Татарстан из них смог привлечь и успешно освоить почти 1 млрд рублей — намного больше других регионов.

Полную стенограмму круглого стола читайте вскоре в «Реальном времени».

Гуландам Зарипова, фото Романа Хасаева, видео Арчи Стасевича
МероприятияБизнес-бранчи Зарипов Ильдар Искандерович

Новости партнеров