Турецкий обозреватель: «Российский самолет был сбит накануне важной операции»

Что общего между U-2 Гэри Пауэрса и сбитым в Сирии российским Су-24

Один из авторов турецкой газеты «Йени Шафак» Абдулькадир Сельви посвятил свою последнюю колонку инциденту с российским Су-24. В отличие от большинства местных СМИ, находящихся под сильным влиянием пропаганды, журналист задается вопросом, кому может быть выгоден этот конфликт. Он вспоминает события 1960 годов, когда Турцию, решившую дружить с СССР, развернули с помощью военного переворота на 180 градусов. Перевод колонки Сельви предлагает читателям «Реальное время».

Начиналось с Пауэрса

Когда Советами правил Хрущев, во главе США стоял Эйзенхауэр. 1 мая 1960 года над СССР был сбит самолет-шпион U-2, взлетевший с американской базы в турецком Инджирлике.

Пилот Фрэнсис Гэри Пауэрс был захвачен живым. В ходе допроса он признался, что выполнял полет для выявления местонахождения ракетных шахт, РЛС и узлов связи. U-2, который не могли обнаружить радары, нес на себе камеры высокого разрешения. Советский лидер Хрущев после того, как стало ясно, что над территорией страны выполнялись разведывательные полеты, пошел дальше, чем Путин сегодня.

Он пригрозил НАТО, что они способны сбивать (самолеты), взлетающие с любого европейского аэродрома. Запад был далеко, а под носом была Турция. Хрущев дал ясно понять, что угрожает Турции. Сломя голову мы бросились за помощью в НАТО. США, чтобы нас защитить от советских ракет, разместили в районе Проливов 15 ракет «Юпитер» (баллистическая ракета среднего радиуса действия (БРСД) «Jupiter» — прим.ред.).

Как раз в это время на выборах 1965 года, набрав 52,87%, одержал убедительную победу Сулейман Демирель. Он хотел пересмотреть соглашения с США о военных базах. Он запретил полеты над Советским Союзом самолетов-шпионов из Инджирлика, которые рассорили две страны. Своими действиями он вызвал недовольство США. Помимо этого, Штаты настаивали на запрете выращивания мака. «Наши 20 провинций выращивают мак. И даже у нас есть провинция под названием Афьон (созвучно турецкому слову «опиум» — прим.ред.)», — сопротивлялся он. Давление со стороны США настолько усилилось, что Демирель был вынужден показать на дверь послу США Уильяму Хедли, который намеками ему угрожал. Он наладил отношения с Советским Союзом, и когда уже на повестке дня было создание совместных производств в Сейдишехире и Искендеруне, то уже Америка указала Демирелю на дверь.

12 марта в результате переворота Демирель был свергнут. Первым решением нового премьера Нихата Эрима, пришедшего к власти при поддержке США, был запрет на выращивание мака и разрешение на разведывательные полеты самолетов-шпионов U-2.

«ЦРУ сняло с нас штаны, и мы даже не заметили», — рассказал будущий глава турецкого МИД Ихсан Сабри Чаглаян и дал историческое определение: «США не смотрят на то, установился ли в стране демократический режим или фашистский. США смотрят на то, насколько она следует его указаниям, насколько подчиняется».

Я вижу общее между событиями 1960 года, когда произошли события со сбитым самолетом-шпионом, и инцидентом, который произошел 55 лет спустя с русским самолетом.

Но с самого момента, как был сбит российский самолет, меня не покидает вопрос, почему он был сбит сейчас.

«Почему сейчас»

Когда я уже было нашел для себя ответ, почему российский самолет, то у меня появляется следующий вопрос: «Кто обрушил это на наши головы»…

Я делюсь своими переживаниями с собеседниками в Анкаре. Я вижу, что много людей, головы которых не покидает эта навязчивая мысль и кого не убедили (официальные версии). Я даже услышал от одного из представителей власти, который внимательно изучал все видеоматериалы с самолетом, размышления: «Я не понимаю, зачем надо было сбивать самолет, который покидал наше воздушное пространство».

В тот день (событий в Улудере) прошло очень важное заседание Совета национальной безопасности. После него должен был начаться новый период в жизни. Совет прошел. Произошел удар по Улудере. Процесс пошел абсолютно в другом направлении. Фото ihd.org.tr

Я похожее состояние пережил во время событий в Улудере (бойня в Улудере — авиаудар F-16 турецких ВВС в Ираке по контрабандистам, которые перевозили в Турцию по тропам, используемым Курдской рабочей партией, табак и мазут. В результате налета погибли 34 курда. Последнее стало причиной для активизации Курдской рабочей партии — прим.ред.). В тот день прошло очень важное заседание Совета национальной безопасности. После него должен был начаться новый период в жизни. Совет прошел. Произошел удар по Улудере. Процесс пошел абсолютно в другом направлении.

Мои размышления, «почему сейчас» и почему российский самолет», приводят к тому, что российский самолет был сбит накануне важной операции.

Стратегическая операция

Во вторник 24 ноября был сбит принадлежащий русским Су-24. В тот вечер в Турцию должен был прибыть глава российского МИД Лавров. И еще более важно то, что все было готово, чтобы нажать на кнопку и начать стратегически важную для Турции операцию у Джераблуса (город на севере Сирии, который турецкие войска должны были очистить от ИГИЛ (организация, запрещенная в России) и передать его умеренной сирийской оппозиции — прим.ред.). Турецкие ВС подготовили возможные планы, были достигнуты договоренности о координации с США, и даже была определена дата, когда закончится операция. Даже были достигнуты договоренности с Россией, которая считалась самым большим препятствием для операции.

Когда планировалась операция, то предполагалось, что самолеты Турции и США будут проводить массовые бомбардировки. Самой большой опасностью для них были российские самолеты в сирийском воздушном пространстве.

Когда Путин приехал в Анталию на саммит G-20, то ему сообщили о планируемой операции. Тогда, говорят, что от него было получено обещание: «На камеры мы будем возмущаться, но никаким образом препятствовать операции не будем». Когда у меня возник знак вопроса об этом, то мне сказали, что Путин, посмотрев на карту операции, сказал, что «американцы планируют передать это место курдам».

Молчание в эфире

В связи с падением российского самолета я обратил внимание на двусмысленность ситуации. Спасшийся пилот Мурахтин сделал заявление, что «Мы не получали никаких предупреждений. Ни по каналам связи, ни визуально». Конечно, может быть, пилот заявил такое в целях пропаганды.

Турецкие ВС заявили, что 10 раз предупредили российский самолет в течение 5 минут. Были опубликованы записи переговоров. Американский полковник Стивен Уоррен заявил, что силы коалиции слышали предупреждения с турецкой стороны. Голландский телеканал RTL 4 привел заявление нидерландского генерала: «Сразу после набора высоты на чрезвычайной частоте мы услышали обращение турецких ВВС. Они десятки раз предупредили самолет, который собирался вторгнуться в турецкое воздушное пространство. Русские ни разу не ответили».

По одному из утверждений, Россия, для того чтобы прочно обосноваться на Ближнем Востоке и установить системы ПВО С-400, против которых выступал НАТО, в свой самолет установила неверную карту, а частота защиты (Channel Guard) была отключена.

Я не исключаю, что эта ловушка предназначалась для обоих — и для Турции, и для России.

После падения российского самолета США встает на сторону Турции. Но это была не сильная поддержка. Особенно меня мучают мысли, что, если США и Россия в вопросе сирийской политики пересекаются во мнениях на 80%, то не был ли в отношении Турции реализован хитрый план.

Почему самолетами преследования был сбит самолет, который предупреждали и который покидал наше воздушное пространство? Это было сделано, чтобы воспрепятствовать операции у Джераблуса буквально за миг до ее начала?

Кто-то захотел, чтобы правящая партия справедливости и развития, набравшая 49,5%, в новый период столкнулась с российским кризисом?

Животрепещущий вопрос: с падением российского самолета для Турции была создана ловушка?

Абдулькадир Сельви

Газета «Yenisafak»

Интернет-газета «Реальное время»

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров