«Все знают, что эти туркомпании имеют турецкие корни, но юридически учредители — граждане России»

Правительство РФ готовит список турецких туроператоров, которым запретят работать в России. Однако участники рынка недоумевают — хотя все знают, какие из компаний имеют турецкие корни, доказать это практически невозможно, ведь их учредителями могут являться граждане не только России, но даже Нидерландов. Более того, представители российских турагентств опасаются, что с уходом турецких операторов они окажутся не в состоянии обслуживать наших соотечественников. Правда, и турецкая сторона не сидит сложа руки и заявляет, что будет бороться за своего российского клиента.

Учредители — российские, корни — турецкие

10 декабря должен быть оглашен перечень турецких компаний, которым разрешат работать в России. Об этом в минувшую пятницу заявил министр труда РФ Максим Топилин и подчеркнул, что список окажется небольшим. Замминистра экономического развития России Алексей Лихачев сообщил, что список работ и услуг, которые будет запрещено выполнять в России турецким компаниям, скорее всего, будет включать перевозки и туристические услуги. Это решение станет дополнением к списку санкций, озвученных ранее.

На первый взгляд схема кажется простой — туроператор, не попавший в список, не сможет работать с российскими клиентами. Однако на деле все оказывается гораздо сложнее: до сих пор непонятно, какие из турагенств можно считать турецкими.

— Понятие «турецкие операторы» достаточно широкое. Прежде всего, это компании, которыми владеют граждане Турции либо турецкие корпорации. В явном виде представлена только компания Coral, у которой есть холдинг и которая официально учредила на территории России компанию Coral Travel. При этом мы понимаем, что в тройку крупнейших турецких компаний попадут Pegas Touristik, Coral и Anex Tour. Фактически на рынке все знают, что эти компании имеют турецкие корни, но юридически учредители — граждане России, — говорит президент Ассоциации туристических агентств РТ Рамиль Мифтахов.

По всей видимости, это прекрасно понимают и сами операторы. «Компания Anex Tour является 100% российской структурой, поэтому на деятельности компании данные ограничения не отразятся», — ответили «Реальному времени» в пиар-службе компании Аnex Tour.

Если исходить из того, в какой стране зарегистрирована компания, официально к турецким операторам, действительно, можно отнести только Coral Travel и Sunmar Tour. Их учредителем является турецкая компания «ОТИ Холдинг Аноним Ширкети». В остальных случаях учредители российские. Пожалуй, исключением является Anex Tour, учредитель которого, согласно данным ЕГЮРЛ, — нидерландская компания ООО «Атлас Б.В.». Если говорить о Pegas Touristik, то существует 22 фирмы, в названии которого значится ключевое слово известного бренда. При этом большая их часть зарегистрирована на имя российских граждан, а учредителем ООО «Пегас Туристик» является ООО «Пегас Туристик Ю Кей Лимитед» (Великобритания).



Рамиль Мифтахов: «Мы понимаем, что в тройку крупнейших турецких компаний попадут Pegas Touristik, Coral и Anex Tour. Фактически на рынке все знают, что эти компании имеют турецкие корни, но юридически учредители — граждане России».

Виновато «Натали Турс»?

Можно предположить, что одной из причин для принятия такого решения в отношении туроператоров стало письмо президента «Натали Турс» Владимира Воробьева, разосланное в крупные турагентства. В нем утверждалось, что компании, имеющие турецкие корни, в частности Coral Travel, Anex Tour и Sunmar Tour, ведут «беспрецедентную демпинговую кампанию». Но участники рынка сомневаются, что «Натали Турс» является настолько крупным игроком, мнение которого привело бы к решению на уровне правительства. Более того, как утверждает Сергей Пасечник, практически все крупные компании, которые только выходят на рынок, на первоначальном этапе используют стратегию демпинга для привлечения клиентов. «В том числе и «Натали Турс» в свое время начинал с этого», — говорит он.

Другой вопрос в том, не является ли демпинг показателем убыточности, ведь если в случае банкротства российской турфирмы еще можно найти настоящего учредителя, то найти корни иностранного оператора оказывается гораздо сложнее.

Туристов могут оставить без денег

При этом от ухода турецких компаний можно ожидать как положительного эффекта, так и негативного, уверены эксперты.

«В любом случае это будет достаточно серьезный передел рынка, потому что турецкий туристический бизнес достаточно глубоко проник в российский турбизнес, и по многим массовым направлениям в мире он занял лидирующие позиции», — считает руководитель «Компаньон СП» Сергей Пасечник. По его мнению, российские туроператоры не смогут закрыть брешь, которая образуется после ухода турецких игроков.

Того же мнения придерживается и Лилия Савельева, руководитель турагентства «Интелтур»: «Даже если это турецкий туроператор, это же не значит, что он летает только в Турцию — у него могут быть рейсы и на Вьетнам, и на Гоа, и в Таиланд. Получается, что уход туроператора означает их закрытие. И что, люди опять останутся без отдыха?» — задается вопросом Савельева.

Но туристов могут ждать и более серьезные проблемы, нежели отсутствие большого выбора. Если турецкие компании закроются, они будут иметь вполне обоснованное право не возвращать клиентам деньги за уже приобретенные туры, считает руководитель компании «Стен» Леонид Пресс. Уход турецких операторов, пусть и косвенно, может повлиять на снижение темпов развития внутреннего туризма. Причина проста — из-за сложной политической и экономической ситуации, ажиотажа вокруг темы туризма потенциальные клиенты могут вообще отказаться от каких бы то ни было поездок.

«Говорить «что если русские туристы не приедут, то пусть не приезжают», неправильно»

Тем временем турецкая сторона готова бороться за российского туриста. Как сообщает турецкое издание Haber7, министр культуры и туризма Турции Махир Унал во время поездки в Анталию для встречи с представителями туротрасли напомнил, что в прошлом году на Московской выставке MITT Турция открыла самый большой стенд. Кроме того, он подчеркнул, что Турция не собирается отменять своего участия и в предстоящей выставке, которая пройдет в Москве 23-26 марта 2016 года.

— Мы будет работать над тем, чтобы разнообразить наш рынок. Таким образом, мы решим общую проблему и для Анталии, и для Турции. Говорить «что у нас нет клиентов кроме русских, или если они не приедут, то пусть не приезжают», неверно, нельзя так говорить. В качестве приоритета перед нами стоит задача, чтобы, когда через год эта проблема разрешится, не хотелось бы, чтобы о нас на этом рынке сложилось неправильное восприятие, — сказал в общении с журналистами Махир Унал.

«Свято место пусто не бывает»

Несмотря на грозные заявления правительства, российские туроператоры уповают на то, что турецким компаниям все же удастся найти решение в этой непростой ситуации. Один из наиболее простых вариантов — найти российского учредителя. «Если говорить о Coral Travel, найдутся граждане России, которые зарегистрируют компанию Coral Travel+ и точно также продолжат работать», — говорит Рамиль Мифтахов.

Если же никакие ухищрения не помогут и турецким операторам все же придется уйти, российским компаниям будет сложно осилить тот объем рынка, который сейчас принадлежит их турецким коллегам. Причина проста — если турецкие компании работают за счет собственных средств, то российские — прежде всего благодаря кредитам и использованию оборотных средств. И все же после вопреки своим же неутешительным прогнозам эксперты добавляют, что «свято место пусто не бывает» и что даже если турецким турфирмам закроют дорогу в Россию, туристы без своего заграничного отпуска не останутся.

Гуландам Зарипова

Новости партнеров