«Сила К-рор в том, что он ненастоящий»
C помощью известных музыкальных критиков разбираемся в феномене этого музыкального явления, пришедшего с Gangnam Style
В этот день в 1994 году родился Ким Намджун, более известный как RM (Rap Monster) — южнокорейский рэпер, одна из главных звезд К-рор (буквально — «корейского попа»), лидер коллектива BTS. Зародившийся в Южной Корее музыкальный жанр К-рор (кей-поп) вобрал в себя элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-энд-блюза, постепенно трансформировался в музыкальную субкультуру и завоевал миллионы преданных поклонников по всей планете. Не обошла стороной волна популярности К-рор и Россию. «Реальное время» с помощью экспертов решило разобраться в феномене этого интересного явления в музыке.
K-pop: с чего все начиналось
K-pop — музыкальный жанр родом из Южной Кореи. Его экспансия по всему миру началась с того, как летом 2012 года певец Пак Чжэ Сан, более известный как PSY, выпустил вирусный трек Gangnam Style и клип на него. В настоящее время он собрал более 3,7 млрд просмотров на YouTube. После выхода Gangnam Style корейской музыкой заинтересовались во всем мире — хотя клип PSY является скорее пародией на все то, что представляет собой K-pop.
Что же представляет из себя К-рор? Зачастую за это направление отвечают группы молодых людей или девушек с «кукольной» внешностью, которые активно двигаются на сцене и собирают огромные стадионы, а также миллионные просмотры на YouTube. Именно К-рор стал ключиком к распространению корейской культуры во всем мире. Вместе с сериалами, видеоиграми, национальной кухней и одеждой он составляет так называемую «корейскую волну», которая с конца 1990-х распространяется по миру. Жанр К-рор перерос в популярную среди молодежи всего мира субкультуру, движимую интересом к современной южнокорейской моде и стилям.
Участников К-рор-групп, как правило, называют не солистами, а возвышенным словом айдол (от английского idol — кумир, идеал, божество). Дело в том, что K-pop культура требует абсолютного идеала: чистого вокала, отточенной хореографии, внешности по стандартам южнокорейской красоты, соответствующих костюмов и аксессуаров.
«Сама идея искусственна по задумке»
Музыкальный критик и журналист Денис Бояринов в беседе с корреспондентом «Реального времени» предложил рассматривать К-рор не как музыкальный феномен, а как феномен мультимедийный или даже в большей степени как феномен телевизионной культуры.
«Изначально К-рор — это телешоу, сама идея искусственна по своей задумке. Весь процесс начинается с отбора участников в проекты. А музыкальная часть, непосредственно пение, — это лишь какая-то 1/10 составляющей феномена К-рор-бэнд. Хотя там, безусловно, встречаются хитовые привязчивые песни. Но в большей степени решает то, как участники выглядят, двигаются, — считает он. — Трудно требовать от потрясающего циркового музыкального спектакля какой-то подлинности. Мне кажется как раз сила К-рор в том, что он ненастоящий. И людям, которые следят за проектами, нравится, что этот мир такой фантастический. И то, что эти мальчики и девочки совершенно не похожи на тех, кого они встречают в повседневной жизни, — они реально инопланетяне, эльфы, которые фантастически владеют телом, умеют петь, улыбаться в камеру. От них и не требуется никакой настоящести».
Денис Бояринов: «Эти мальчики и девочки совершенно не похожи на тех, кого они встречают в повседневной жизни, — они реально инопланетяне, эльфы, которые фантастически владеют телом, умеют петь, улыбаться в камеру. От них и не требуется никакой настоящести»
По мнению собеседника, логично сравнивать феномен К-рор с феноменом спортивных болельщиков. «Так же, как люди болеют за какие-то футбольные, баскетбольные клубы, «Формулу-1» и детально знаю историю любимой команды, поклонники К-рор знают своих любимцев. Серьезные поклонники К-рор объединяются в фандомы, посвященные иногда даже не отдельным исполнителям или группам, а целым корпорациям, которые выращивают эти группы. К-рор в большей степени феномен мультимедийный, телевизионный и такая его лавинообразная популярность связана с тем, что видеоконтент захватывает все больше внимания молодых людей по всему миру. Видеоконтент решает. А К-рор изначально предназначен для существования в этом формате», — рассуждает он.

По словам музыкального критика, К-рор сильно отличается от американской и европейской попсы. «В Южной Корее смотрят, как развивается поп-музыка в Америке, Британии, Швеции и подражают ей, но для них это все чужое. И, учитывая этот фактор, для них по большому счету нет разницы в жанрах. В результате в одной песне могут встречаться приметы совершенно разных существующих на западе жанров — кантри, рэпа, танцевальной поп-музыки, хауса и других. Некий жанровый мегамикс, — рассуждает он. — Вообще, в последнее время вся музыка движется к уничтожению жанровых границ, которые были довольно четкими. В первую очередь стоит вспомнить популярность рэпа. Есть крылатое выражение Басты, что рэп-музыка — это вирус, который пожирает всю остальную музыку, присваивает ее себе. В рэп-композиции мы сейчас можем все представить себе — от кантри-запева до какого-нибудь бита, который был возможен только в танцевальной электронной музыке. Сейчас это все может вместить в себя рэп. Вот К-рор — это как рэп, только сделанный в Южной Корее, где еще в десять раз выкручены все ручки, нет никаких границ вообще. Плюс еще команда из 10 человек танцует в едином порыве, как механические биороботы. Вот что такое К-рор. Поэтому это поражает».
Он также добавил, что К-рор — уникальный пример, уже как географический тэг. «К-рор нельзя сделать нигде, кроме Южной Кореи. Русский и американский К-рор невозможен, в этом его интересное своеобразие», — считает эксперт.
По оценке Дениса Бояринова, волна популярности К-рор накрыла и Россию. «Сейчас К-рор — повсеместное явление, особенно когда корейцам удалось прорваться на американский рынок. А если уж кто-то заправляет на американских чартах, то он автоматически заправляет и в российских чартах тоже. Как группа BTS правит в американских чартах, так и заправляет у нас», — считает он.
«Корейская попса оказалась менее плоской и банальной»
Журналист и музыкальный критик Сергей Соседов считает, что феномен К-pop — в свежести его носителей (артистов), их эксклюзивности, непохожести на стандартизованную американо-европейскую поп-культуру.
«Так или иначе, корейские артисты несут даже в отформатированном поп-контенте свою национальную мелодику, свой фольклор. Это и привлекает. K-pop, безусловно, отличается от всей другой попсы», — убежден собеседник «Реального времени».
По мнению эпатажного критика, любая попса (именно попса, а не мировая классическая эстрада) пластмассова, во многом вторична, примитивна. «Причем корейская попса, за счет использования элементов национальной музыки, в этом смысле оказалась менее плоской и банальной», — подмечает он.

Собеседник «Реального времени» рассказал, что Gangnam Style в свое время произвел на него весьма приятное, позитивное впечатление. «Забойно, эффектно, мелодично, энергетично. Слушатели всегда влюбляются в энергию, которая исходит от артиста — прежде всего. Голос, репертуар имеют второстепенное значение, хотя полностью сбрасывать это со счетов нельзя», — отметил эксперт.
«Это модный тренд, который сейчас пользуется спросом»
Музыкальный критик и телеведущий Евгений Бабичев убежден, что К-рор — это отработанный до мелочей жанр. «Если хотите — слаженный механизм. И это видно по всем элементам: простые запоминающиеся мелодии, потрясающая, доведенная до идеала хореография, запоминающиеся образы, которые становятся трендовыми у основной аудитории К-рор — подростков, молодежи. Этот жанр музыки оставляет положительное впечатление у слушателей — приятные песни с интересными текстами, отличный визуальный контент. В целом я бы не сказал, что в этом жанре есть что-то уникальное — это модный тренд, это сейчас пользуется спросом. А значит, продюсеры в Корее будут выдавать новые продукты, пока рынок не будет перенасыщен», — убежден он.
Собеседник «Реального времени» вспомнил мировой бум на бой-бэнды. «В один момент мальчиковых групп стало так много, что это практически в один момент стало неинтересным. На плаву из той эпохи остались, пожалуй, только Backstreet Boys, которые совсем далеки от пика популярности. С К-рор может получиться то же самое — сейчас прокатывается волна популярности по всему миру, этому жанру подражают в разных странах, проводятся фестивали и так далее. Но может прийти момент, когда это станет однообразным и неинтересным, а все внимание слушателей переключится на новый тренд», — предупреждает он.
Евгений Бабичев: «К-рор — слаженный механизм. И это видно по всем элементам: простые запоминающиеся мелодии, потрясающая, доведенная до идеала хореография, запоминающиеся образы, которые становятся трендовыми у основной аудитории К-рор — подростков, молодежи»
Говоря о личном отношении к К-рор, Евгений Бабичев признался, что его цепляют лишь отдельные клипы и песни, а не жанр в целом. «Наверное, потому, что я не подпадаю под их целевую аудиторию по возрасту и взглядам. К тому же, музыкальные критики в принципе должны быть всеядными и не отдавать предпочтение какому-то одному стилю, жанру, — убежден он. — Я пристально не слежу за айдолами, их новостями. Каждый раз с дрожью не ожидаю нового альбома BTS. Но некоторые их композиции мне нравятся. И я прекрасно понимаю, почему отдельные певцы и группы им подражают — это модно, востребовано. Они сейчас на пике популярности. И к таким всегда тянутся — хотят быть на них похожими».
По мнению эксперта, К-рор — это качественный продукт на экспорт, ориентированный на Запад. «Поэтому коллективы и делают специальные англоязычные версии синглов и даже целые альбомы на английском языке. Прежде всего, чтобы расширить свою аудиторию и больше заработать. Естественно, когда ты слушаешь творчество артиста из далекой страны, в любом случае, тебе захочется узнать про эту страну, людей, которые там живут, их культуру. Именно поэтому нередки случаи, когда американцы и даже русские под влиянием К-рор начинают изучать корейский язык, грезить о поездке в Корею. И это абсолютно нормальная история», — считает он.
Евгений Бабичев признал, что когда смотришь на выступление К-рор-групп, нередко возникает определенное ощущение ненастоящести и пластмассовости.

Нельзя сказать, что К-рор захватил и Россию, полагает Бабичев: «Конечно, определенные фанаты этого жанра есть и в России. Они очень хорошо взаимодействуют друг с другом. Поддерживают своих айдолов. Но я бы не сказал, что у нас это происходит на западном уровне. На Западе действительно проводятся фанатские фестивали, большие мероприятия, туда часто приезжают К-рор-исполнители с гастролями. У нас всего этого меньше. Возможно, волна еще до конца не дошла до нас. Возможно, еще накроет. А, возможно, пройдет на существующем уровне».
Музыкальный критик вспоминает, что первым К-рор-синглом, который стал безумно популярным в России, был Gangnam Style. «Но у людей моего возраста и старше это был скорее интернет-мем, который завирусился и передавался из уст в уста. Мы тогда не понимали, что это какой-то отдельный жанр и, как мне кажется, всерьез его никто не воспринимал. Это было необычно, прикольно, местами странновато, но что-то привлекательное в этом было. Помню, через какое-то время все уже знали это знаменитое движение скакуна из клипа Gangnam Style. А вот для моего племянника, который тогда учился в школе, PSY стал в определенный момент настоящим кумиром. Он даже попросил меня сводить его на премию «Муз-ТВ» в Олимпийский, специальным гостем которой был PSY. Это еще одно доказательство, для какой аудитории сделана эта музыка», — рассказал он.
«Маркетинг высокого полета»
Журналист, музыкальный критик, телеведущий Илья Легостаев убежден, что говорить о феномене К-рор стоит в разрезе успеха отдельных исполнителей. «Что касается популярности BTS, это явный ажиотаж по поводу бой-бэндов. В последнее время групп было совсем мало, и то в основном на рок-н-ролльном поле. А бэнды — важная часть музыкального процесса, на них стабильный спрос. И если они не появляются в Европе и Америке, тогда они появятся в каком-то другом месте. И эта ниша обязательно будет заполнена. Так что, на мой взгляд, это не столько отдельный запрос на экзотику, сколько спрос на такой формат музыкального коллектива, как бой-бэнд», — считает он.
Илья Легостаев: «Что касается популярности BTS, это явный ажиотаж по поводу бой-бэндов. В последнее время групп было совсем мало, и то в основном на рок-н-ролльном поле. А бэнды — важная часть музыкального процесса, на них стабильный спрос»
По словам эксперта, в К-рор ощущается своего рода экзотика и в звуке, и в подаче. «Да и много народу там. В Европе, Америке так не принято — в группе от 3 до 5 человек, а здесь целая толпа», — отметил он.
Илья Легостаев называет К-рор комплексным предложением для публики. «Сейчас все продается вместе, в комплексе. А тут и мемы, и возможность разучить танцы, и сделать видео для TikTok. Это такое комплексное предложение для публики, которая проводит очень много времени в своих мобильных телефонах. Это современная модификация бой-бэнда, может быть, поэтому они похожи на готовых кукол — копий себя. Это маркетинг в чистом виде, но маркетинг продуманного и высокого полета. К тем, кто все это замутил, нет никаких претензий», — признал он.
По словам собеседника, К-рор — музыка, созданная «не для таких типов, как я». «Но я очень четко понимаю, что как музыкальный продукт это сделано от самого начала до самого конца. Как бы весела ни была вся эта мишура, клипы, мемы, современная движуха, в первую очередь нужны мотивчики. Если композиторы будут писать такие песни и для их исполнения находиться артисты, то у этого есть будущее», — отметил он.

комментарии
Более того, хочется обратить внимание, что если рассматривать музыку с точки зрения "пластмассовости", то у меня мнение данных людей вызывает лишь смех, они считают людей настолько глупыми? В корейской поп-музыки достаточно сильные фандомы, которые буквально горой за своего артиста. Да и слово, которое многие из них подобрали, звучит достаточно грубо, лично у меня сложилось мнение, что "критики" предвзяты, к тому же не владеют информацией, например, про ЦА.
Что же касается группы "BTS", группа является одной из лидирующих, её приглашали дважды выступить на ассамблеи ООН, она имеет фанатов по всему миру в разной возрастной категории, ах, да, по сети гуляют тысячи историй о том, как песни и слова участников давали силы жить, становились песнями, которые помогали пережить ужасные времена.
В общем данная статья вызвала лишь негативную реакцию, читать что-то еще, где будет представлено мнение именно этих людей, я думаю, что не буду.
Надеюсь, что те, кто захочет разобраться в данной теме, понять силу корейской поп-культуры не остановятся на этой статье. Так как я считаю, что данные эксперты некомпетентны в этой теме.