«Сила К-рор в том, что он ненастоящий»

C помощью известных музыкальных критиков разбираемся в феномене этого музыкального явления, пришедшего с Gangnam Style

В этот день в 1994 году родился Ким Намджун, более известный как RM (Rap Monster) — южнокорейский рэпер, одна из главных звезд К-рор (буквально — «корейского попа»), лидер коллектива BTS. Зародившийся в Южной Корее музыкальный жанр К-рор (кей-поп) вобрал в себя элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-энд-блюза, постепенно трансформировался в музыкальную субкультуру и завоевал миллионы преданных поклонников по всей планете. Не обошла стороной волна популярности К-рор и Россию. «Реальное время» с помощью экспертов решило разобраться в феномене этого интересного явления в музыке.

K-pop: с чего все начиналось

K-pop — музыкальный жанр родом из Южной Кореи. Его экспансия по всему миру началась с того, как летом 2012 года певец Пак Чжэ Сан, более известный как PSY, выпустил вирусный трек Gangnam Style и клип на него. В настоящее время он собрал более 3,7 млрд просмотров на YouTube. После выхода Gangnam Style корейской музыкой заинтересовались во всем мире — хотя клип PSY является скорее пародией на все то, что представляет собой K-pop.

Что же представляет из себя К-рор? Зачастую за это направление отвечают группы молодых людей или девушек с «кукольной» внешностью, которые активно двигаются на сцене и собирают огромные стадионы, а также миллионные просмотры на YouTube. Именно К-рор стал ключиком к распространению корейской культуры во всем мире. Вместе с сериалами, видеоиграми, национальной кухней и одеждой он составляет так называемую «корейскую волну», которая с конца 1990-х распространяется по миру. Жанр К-рор перерос в популярную среди молодежи всего мира субкультуру, движимую интересом к современной южнокорейской моде и стилям.

Участников К-рор-групп, как правило, называют не солистами, а возвышенным словом айдол (от английского idol — кумир, идеал, божество). Дело в том, что K-pop культура требует абсолютного идеала: чистого вокала, отточенной хореографии, внешности по стандартам южнокорейской красоты, соответствующих костюмов и аксессуаров.

«Сама идея искусственна по задумке»

Музыкальный критик и журналист Денис Бояринов в беседе с корреспондентом «Реального времени» предложил рассматривать К-рор не как музыкальный феномен, а как феномен мультимедийный или даже в большей степени как феномен телевизионной культуры.

«Изначально К-рор — это телешоу, сама идея искусственна по своей задумке. Весь процесс начинается с отбора участников в проекты. А музыкальная часть, непосредственно пение, — это лишь какая-то 1/10 составляющей феномена К-рор-бэнд. Хотя там, безусловно, встречаются хитовые привязчивые песни. Но в большей степени решает то, как участники выглядят, двигаются, — считает он. — Трудно требовать от потрясающего циркового музыкального спектакля какой-то подлинности. Мне кажется как раз сила К-рор в том, что он ненастоящий. И людям, которые следят за проектами, нравится, что этот мир такой фантастический. И то, что эти мальчики и девочки совершенно не похожи на тех, кого они встречают в повседневной жизни, — они реально инопланетяне, эльфы, которые фантастически владеют телом, умеют петь, улыбаться в камеру. От них и не требуется никакой настоящести».

Денис Бояринов: «Эти мальчики и девочки совершенно не похожи на тех, кого они встречают в повседневной жизни, — они реально инопланетяне, эльфы, которые фантастически владеют телом, умеют петь, улыбаться в камеру. От них и не требуется никакой настоящести»

По мнению собеседника, логично сравнивать феномен К-рор с феноменом спортивных болельщиков. «Так же, как люди болеют за какие-то футбольные, баскетбольные клубы, «Формулу-1» и детально знаю историю любимой команды, поклонники К-рор знают своих любимцев. Серьезные поклонники К-рор объединяются в фандомы, посвященные иногда даже не отдельным исполнителям или группам, а целым корпорациям, которые выращивают эти группы. К-рор в большей степени феномен мультимедийный, телевизионный и такая его лавинообразная популярность связана с тем, что видеоконтент захватывает все больше внимания молодых людей по всему миру. Видеоконтент решает. А К-рор изначально предназначен для существования в этом формате», — рассуждает он.

Денис Бояринов признался, что в силу возраста и дефицита времени не подпадает в число поклонников К-рор. «Основная масса участников К-рор-проектов — люди до 25 лет, соответственно, основная их аудитория в этом возрасте. Чтобы погрузиться в эту вселенную, нужно очень много времени проводить за просмотром видеороликов, телешоу, трансляций. Я слишком стар и у меня слишком мало времени для этого», — отметил он.

По словам музыкального критика, К-рор сильно отличается от американской и европейской попсы. «В Южной Корее смотрят, как развивается поп-музыка в Америке, Британии, Швеции и подражают ей, но для них это все чужое. И, учитывая этот фактор, для них по большому счету нет разницы в жанрах. В результате в одной песне могут встречаться приметы совершенно разных существующих на западе жанров — кантри, рэпа, танцевальной поп-музыки, хауса и других. Некий жанровый мегамикс, — рассуждает он. — Вообще, в последнее время вся музыка движется к уничтожению жанровых границ, которые были довольно четкими. В первую очередь стоит вспомнить популярность рэпа. Есть крылатое выражение Басты, что рэп-музыка — это вирус, который пожирает всю остальную музыку, присваивает ее себе. В рэп-композиции мы сейчас можем все представить себе — от кантри-запева до какого-нибудь бита, который был возможен только в танцевальной электронной музыке. Сейчас это все может вместить в себя рэп. Вот К-рор — это как рэп, только сделанный в Южной Корее, где еще в десять раз выкручены все ручки, нет никаких границ вообще. Плюс еще команда из 10 человек танцует в едином порыве, как механические биороботы. Вот что такое К-рор. Поэтому это поражает».

Он также добавил, что К-рор — уникальный пример, уже как географический тэг. «К-рор нельзя сделать нигде, кроме Южной Кореи. Русский и американский К-рор невозможен, в этом его интересное своеобразие», — считает эксперт.

По оценке Дениса Бояринова, волна популярности К-рор накрыла и Россию. «Сейчас К-рор — повсеместное явление, особенно когда корейцам удалось прорваться на американский рынок. А если уж кто-то заправляет на американских чартах, то он автоматически заправляет и в российских чартах тоже. Как группа BTS правит в американских чартах, так и заправляет у нас», — считает он.

«Корейская попса оказалась менее плоской и банальной»

Журналист и музыкальный критик Сергей Соседов считает, что феномен К-pop — в свежести его носителей (артистов), их эксклюзивности, непохожести на стандартизованную американо-европейскую поп-культуру.

«Так или иначе, корейские артисты несут даже в отформатированном поп-контенте свою национальную мелодику, свой фольклор. Это и привлекает. K-pop, безусловно, отличается от всей другой попсы», — убежден собеседник «Реального времени».

По мнению эпатажного критика, любая попса (именно попса, а не мировая классическая эстрада) пластмассова, во многом вторична, примитивна. «Причем корейская попса, за счет использования элементов национальной музыки, в этом смысле оказалась менее плоской и банальной», — подмечает он.

«Не могу сказать, что K-pop стал фактором распространения в мире корейской культуры. Это натяжка, выдумки журналистов, желание придать корейской попсе тот статус, которого у нее нет. Да, есть успех у отдельных корейских артистов, но сказать, что они «накрыли весь мир и Россию», конечно, нельзя. Корейская культура в отличие от их попсы все же иная, с гораздо более глубокими корнями», — подчеркнул Сергей Соседов.

Собеседник «Реального времени» рассказал, что Gangnam Style в свое время произвел на него весьма приятное, позитивное впечатление. «Забойно, эффектно, мелодично, энергетично. Слушатели всегда влюбляются в энергию, которая исходит от артиста — прежде всего. Голос, репертуар имеют второстепенное значение, хотя полностью сбрасывать это со счетов нельзя», — отметил эксперт.

«Это модный тренд, который сейчас пользуется спросом»

Музыкальный критик и телеведущий Евгений Бабичев убежден, что К-рор — это отработанный до мелочей жанр. «Если хотите — слаженный механизм. И это видно по всем элементам: простые запоминающиеся мелодии, потрясающая, доведенная до идеала хореография, запоминающиеся образы, которые становятся трендовыми у основной аудитории К-рор — подростков, молодежи. Этот жанр музыки оставляет положительное впечатление у слушателей — приятные песни с интересными текстами, отличный визуальный контент. В целом я бы не сказал, что в этом жанре есть что-то уникальное — это модный тренд, это сейчас пользуется спросом. А значит, продюсеры в Корее будут выдавать новые продукты, пока рынок не будет перенасыщен», — убежден он.

Собеседник «Реального времени» вспомнил мировой бум на бой-бэнды. «В один момент мальчиковых групп стало так много, что это практически в один момент стало неинтересным. На плаву из той эпохи остались, пожалуй, только Backstreet Boys, которые совсем далеки от пика популярности. С К-рор может получиться то же самое — сейчас прокатывается волна популярности по всему миру, этому жанру подражают в разных странах, проводятся фестивали и так далее. Но может прийти момент, когда это станет однообразным и неинтересным, а все внимание слушателей переключится на новый тренд», — предупреждает он.

Евгений Бабичев: «К-рор — слаженный механизм. И это видно по всем элементам: простые запоминающиеся мелодии, потрясающая, доведенная до идеала хореография, запоминающиеся образы, которые становятся трендовыми у основной аудитории К-рор — подростков, молодежи»

Говоря о личном отношении к К-рор, Евгений Бабичев признался, что его цепляют лишь отдельные клипы и песни, а не жанр в целом. «Наверное, потому, что я не подпадаю под их целевую аудиторию по возрасту и взглядам. К тому же, музыкальные критики в принципе должны быть всеядными и не отдавать предпочтение какому-то одному стилю, жанру, — убежден он. — Я пристально не слежу за айдолами, их новостями. Каждый раз с дрожью не ожидаю нового альбома BTS. Но некоторые их композиции мне нравятся. И я прекрасно понимаю, почему отдельные певцы и группы им подражают — это модно, востребовано. Они сейчас на пике популярности. И к таким всегда тянутся — хотят быть на них похожими».

По мнению эксперта, К-рор — это качественный продукт на экспорт, ориентированный на Запад. «Поэтому коллективы и делают специальные англоязычные версии синглов и даже целые альбомы на английском языке. Прежде всего, чтобы расширить свою аудиторию и больше заработать. Естественно, когда ты слушаешь творчество артиста из далекой страны, в любом случае, тебе захочется узнать про эту страну, людей, которые там живут, их культуру. Именно поэтому нередки случаи, когда американцы и даже русские под влиянием К-рор начинают изучать корейский язык, грезить о поездке в Корею. И это абсолютно нормальная история», — считает он.

Евгений Бабичев признал, что когда смотришь на выступление К-рор-групп, нередко возникает определенное ощущение ненастоящести и пластмассовости.

«Но это лишь потому, что все зрелище очень хорошо отрепетировано. Поверьте, проделана большая работа — ровный вокал, идеальная амплитуда и синхронность хореографии. Когда ты смотришь на это, то понимаешь, что здесь нет места импровизации. Здесь нет места живым инструментам на сцене — только аранжировки, электронный саунд, но это фирменный стиль К-рор. Если у К-рор миллионы почитателей по всему миру, значит, эта пластмассовость оправдана», — убежден он.

Нельзя сказать, что К-рор захватил и Россию, полагает Бабичев: «Конечно, определенные фанаты этого жанра есть и в России. Они очень хорошо взаимодействуют друг с другом. Поддерживают своих айдолов. Но я бы не сказал, что у нас это происходит на западном уровне. На Западе действительно проводятся фанатские фестивали, большие мероприятия, туда часто приезжают К-рор-исполнители с гастролями. У нас всего этого меньше. Возможно, волна еще до конца не дошла до нас. Возможно, еще накроет. А, возможно, пройдет на существующем уровне».

Музыкальный критик вспоминает, что первым К-рор-синглом, который стал безумно популярным в России, был Gangnam Style. «Но у людей моего возраста и старше это был скорее интернет-мем, который завирусился и передавался из уст в уста. Мы тогда не понимали, что это какой-то отдельный жанр и, как мне кажется, всерьез его никто не воспринимал. Это было необычно, прикольно, местами странновато, но что-то привлекательное в этом было. Помню, через какое-то время все уже знали это знаменитое движение скакуна из клипа Gangnam Style. А вот для моего племянника, который тогда учился в школе, PSY стал в определенный момент настоящим кумиром. Он даже попросил меня сводить его на премию «Муз-ТВ» в Олимпийский, специальным гостем которой был PSY. Это еще одно доказательство, для какой аудитории сделана эта музыка», — рассказал он.

«Маркетинг высокого полета»

Журналист, музыкальный критик, телеведущий Илья Легостаев убежден, что говорить о феномене К-рор стоит в разрезе успеха отдельных исполнителей. «Что касается популярности BTS, это явный ажиотаж по поводу бой-бэндов. В последнее время групп было совсем мало, и то в основном на рок-н-ролльном поле. А бэнды — важная часть музыкального процесса, на них стабильный спрос. И если они не появляются в Европе и Америке, тогда они появятся в каком-то другом месте. И эта ниша обязательно будет заполнена. Так что, на мой взгляд, это не столько отдельный запрос на экзотику, сколько спрос на такой формат музыкального коллектива, как бой-бэнд», — считает он.

Илья Легостаев: «Что касается популярности BTS, это явный ажиотаж по поводу бой-бэндов. В последнее время групп было совсем мало, и то в основном на рок-н-ролльном поле. А бэнды — важная часть музыкального процесса, на них стабильный спрос»

По словам эксперта, в К-рор ощущается своего рода экзотика и в звуке, и в подаче. «Да и много народу там. В Европе, Америке так не принято — в группе от 3 до 5 человек, а здесь целая толпа», — отметил он.

Илья Легостаев называет К-рор комплексным предложением для публики. «Сейчас все продается вместе, в комплексе. А тут и мемы, и возможность разучить танцы, и сделать видео для TikTok. Это такое комплексное предложение для публики, которая проводит очень много времени в своих мобильных телефонах. Это современная модификация бой-бэнда, может быть, поэтому они похожи на готовых кукол — копий себя. Это маркетинг в чистом виде, но маркетинг продуманного и высокого полета. К тем, кто все это замутил, нет никаких претензий», — признал он.

По словам собеседника, К-рор — музыка, созданная «не для таких типов, как я». «Но я очень четко понимаю, что как музыкальный продукт это сделано от самого начала до самого конца. Как бы весела ни была вся эта мишура, клипы, мемы, современная движуха, в первую очередь нужны мотивчики. Если композиторы будут писать такие песни и для их исполнения находиться артисты, то у этого есть будущее», — отметил он.

По словам Ильи Легостаева, сейчас не эпоха огромных артистов, которые заполняют все внимание. «Музыка расслаивается на сегменты, и К-рор — один из таких сегментов, очень успешен, он растет. Странно было бы говорить, что за ним — будущее. Но по крайне мере, часть настоящего точно», — резюмировал он.
Кристина Иванова
ОбществоКультура
комментарии 21

комментарии

  • Анонимно 12 сен
    Что-то я первый раз о таком слышу...
    Ответить
  • Анонимно 12 сен
    Псевдонаправление в современном шоу бизнесе
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    а наши современные звездульки тогда какое направление?
    Ответить
  • Анонимно 12 сен
    Молодежи свойственно кучковаться по каким-то сумасшедшим темам))) прикольно, если никому не вредит
    Ответить
    Анонимно 17 мар
    В том и дело, что начинает вредить,не сама музыка, а так называемые Арми, фанаты! Да и айдолы , которые косят под ЛГБТ или и правда такими являются, что могут нести для 14 15 Ти летним девочкам и мальчикам??????? И вообще мне уже стало казаться, что это движение к поп и вокруг него , похоже на секту!
    Ответить
  • Анонимно 12 сен
    Разнообразие в искусстве всегда хорошо
    Ответить
  • Анонимно 12 сен
    Они реально безумные
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Безумные - это наши многие российские звездульки, у котрых зачастую ни голоса, ни слуха и поют они об алкоголе и прочем разврате! А что касается этих ребят они очень талантливы и тексты их многих песен наполнены глубоким смыслом! Слушает их не только молодежь, но и многие кому далеко за 20 и даже 40
    Ответить
  • Анонимно 12 сен
    С развитием соцсетей очень просто придумать какую-то хрень и продвигать ее в массы, называя культурой
    Ответить
    Анонимно 12 сен
    Это точно
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    вы серьезно?
    Ответить
  • Анонимно 28 сен
    На наших бы "звездулек" бы так обсуждали. У нас безумства больше, а в к-поп люди талантливее наших многих молодых артистов будут. И у них песни не о запрещенных веществах, пьянках и с...се, а более глубокого содержания. К сожалению, нашим модным артистам смысл неведом, поют чтобы продать.. И да BTS и других артистов,относящихся к Южной Корее слушают не только, подростки, знаю достаточно много людей и среди русскоязычных, и среди азиатов и европейцев, которым далеко за 20 и даже за 40!!
    Ответить
    Анонимно 29 сен
    и даже за 50 (и 60). сама такая. уже 8 лет в этой тусовке
    Ответить
  • Анонимно 28 сен
    Что далеко ходить...мне 29 лет я увлеклась к-рор еще до PSY...была в школе...и я абсолютно не согласно с критиками...пластмассовость...это даже считаю оскорблением...ну как то, во что вложено столько сил артистов можно так называть...да у них милая внешность...но они красивы...и им это очень не просто достается...талантливы??..да...но через что они проходят чтобы стать такими...идеальными они не родились...они вложили много сил в то кем они являются...и это касаемо всех к-рор артистов. Фанаты любят их не только за симпатичные мордашки, а за силу, выносливость и талант. Те кто знают про к-рор поверхностно не поймут. Меня лично привлекло в Корейской культуре, как раз то, что там все аккуратно и красиво, без этих сексуальных развратных сцен. Именно что скрытая красота, которая радует глаз, а не либидо.
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    Бурановские бабушки-круче✌????✌????рашн-мега-поп.Подумаешь,малолеток под куклят выдрессировали,выкрасили,причесали,поют и скачут зайчишки.А где вы видели таких крутых бабулек под 70++ в таком стайле????????‍♀️????????‍♀️????????‍♀️
    Ответить
  • Анонимно 12 ноя
    Все критики имеют весьма поверхностное представление о к-рор культуре. Не думаю, что они знакомы с содержанием песен, ведь тогда бы пришлось признать, что популярность к-рор исполнителей не в синхронности исполнения хореографии и не в количестве грима на лицах исполнителей. Кстати, писать, что поклонниками этих исполнителей являются только молодые люди - огромное заблуждение. Вместо того, чтобы свысока поглядывать на работы представителей к-рор культуры, сделали бы лучше глубокий анализ этого культурного явления и дали дельные рекомендации нашим певулькам и певунцам, которые постоянно появляются на экранах ТВ, но в ноты попадают через раз.
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    Честно говоря, даже читать отзывы данных "критиков" читать крайне смешно, складывается мнение, что они просто погуглили пару запросов, составляя свое мнение. Чтобы о чем-либо судить, надо для начала разобраться в теме, здесь же даже не видно, что люди хотя бы вникли, чтобы пройти дальше статьи в Википедии.
    Более того, хочется обратить внимание, что если рассматривать музыку с точки зрения "пластмассовости", то у меня мнение данных людей вызывает лишь смех, они считают людей настолько глупыми? В корейской поп-музыки достаточно сильные фандомы, которые буквально горой за своего артиста. Да и слово, которое многие из них подобрали, звучит достаточно грубо, лично у меня сложилось мнение, что "критики" предвзяты, к тому же не владеют информацией, например, про ЦА.
    Что же касается группы "BTS", группа является одной из лидирующих, её приглашали дважды выступить на ассамблеи ООН, она имеет фанатов по всему миру в разной возрастной категории, ах, да, по сети гуляют тысячи историй о том, как песни и слова участников давали силы жить, становились песнями, которые помогали пережить ужасные времена.
    В общем данная статья вызвала лишь негативную реакцию, читать что-то еще, где будет представлено мнение именно этих людей, я думаю, что не буду.
    Надеюсь, что те, кто захочет разобраться в данной теме, понять силу корейской поп-культуры не остановятся на этой статье. Так как я считаю, что данные эксперты некомпетентны в этой теме.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    уж лучше смотреть на эстетику и слушать то в чьих песнях есть глубокий смысл, чем на наших которые поют о разврате, деньгах, сучках, тачках.....на счет возраста не соглашусь тут диапазон от 5 до 70 лет, писать что до 25 очень глупо раз вы не знаете толком, зачем писать статью
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    BTS популярен благодаря своим песням, в них заложен глубокий смысл. BTS нам говорят любить себя. Я очень благодарна им, ведь они изменили мою жизнь. Спасибо бантанам)
    Ответить
  • Анонимно 19 дек
    Автор статьи, вам критик сказал, что не углублялся в тему, что нет времени. Вы серьезно напечатали его мнение?! Вы сами хоть раз читали лирику песен и смысл серий альбом, какие темы и вопросы затрагивают артисты в своих текстах и прочем контенте, какой смысл заложен в каждом движении, как хореографы прятали тайный смысл связанный с темой альбома в движения, как режиссёры и все кто работает над видео придумывают каждую деталь, так как у них есть история и смысл, каждая деталь объясняется фанатами теоретиками с точки зрения психологии и истории (кино, литературы, культуры и прочее). Артисты тренируются каждый день (вокал, танцы, мастерство, языки и прочее), а не в клубы ходят, поэтому на фоне остальных они могут и выглядеть идеально на ваш взгляд (хотя они не идеальны, они обычные люди!). Плюс пластиковость она везде! Это называется редактура, пре и пост продакшн. Любой канал включите, любую интернет страницу откройте, везде это. А что за этим стоит? За этим люди стоят. И артисты (исполнители, режиссёры, гримеры, хореографы, вижуал директоры разных направлений) выполняют свою работу качественно в корее. Могу сказать лишь за несколько артистов в этом мире, что они вкладывают смысл в своё творчество и пытаются привнести что-то хорошее в этот мир. И в корее таких артистов больше, чем в россии.
    Ответить
    Анонимно 17 мар
    Всё их песни и танцы , несут только одно!!!!???? Заработать как можно больше денег и всё и так везде и всегда, и будут и петь и плясать и слезу пускать, и кричать ,, мы вас любим Арми, несите ваши деньги ! Хоть тресните от любви , но деньги деньги и деньги и всё , откройте глаза и снесите розовые очки.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров