Сергей Акульчев: «Я не люблю нытье про бизнес: что-то сложнее, тяжелее — это жизнь!»
28 ноября гостем онлайн-конференции «Реального времени» стал бизнесмен из Набережных Челнов, глава федерации триатлона РТ Сергей Акульчев. Он рассказал, как стать «железным человеком» за один год, каким образом Татарстан начинает воспитывать своих «железных людей» и почему в Китае нужно работать быстро.
О триатлоне: «Удивительно, но люди интересуются»
В конце весны — начале лета Сергей Акульчев решил начать бегать. Чтобы возможность отступить уже не было — записался на Берлинский марафон. Так что перед ним автоматически встала задача: за 11 недель научиться бегать не 2, а 42 км.
«Марафон пробежал. Было очень тяжело. Два дня отмокал в ванной — ходить не мог, ничего не мог. Но у меня это получилось», — начал бизнесмен Сергей Акульчев рассказ о своей дороге в триатлон.
После этого он понял, что хочет бегать марафоны, ему это интересно, но он уже это сделал. Так что задачу нудно было усложнить. Тогда он начал «гуглить», что такое соревнования IRONMAN. Выяснилось, что атлетам нужно проплыть 3,8 км, проехать 180 км на велосипеде и пробежать 42 км. Купил у американского спортсмена тренировочную программу и сам, без тренера, начал по ней заниматься.
«IRONMAN в том, когда ты ломаешь себя в процессе тренировок. Если ты смог проснуться в 5 утра, несмотря ни на что, ты будешь «айронмэном», — утверждает Акульчев. Дважды бизнесмен проходил по половине дистанций. Полный Iron man он прошел в июле. «С нуля до полного IRONMAN у меня ушел год».
О триатлонном опыте Акульчева узнал министр спорта РТ Владимир Леонов. Он и предложил бизнесмену возглавить татарстанскую федерацию. Юридический статус новой структуры пока что не оформлен. Процедура завершится в декабре.
Если ты смог проснуться в 5 утра, несмотря ни на что, ты будешь «айронмэном»
«Но федерация не стала ждать каких-тобумаг.Уже запустила свою работу. В Набережных Челнах мы открыли группу по подготовке спортсменов. Сегодня как раз была встреча в министерстве по созданию такой же группы в Казани».
Тренировки в Казани начнутся с 1 декабря. Пока что стоимость занятий чуть ниже, чем должна быть — 2 тыс. рублей за 18 месячных тренировок. Разницу Акульчев на первом этапе собирается закрывать из собственных средств.
Кроме двух групп будут и спортсмены на дистанционном обучении. Триатлонисты из Альметьевска и Нижнекамска будут несколько раз в месяц приезжать в Челны или Казань для консультаций с тренерами. Сейчас в группах только две девушки. Причем они могут заниматься бесплатно — их мало, и федерация сама решила оплачивать расходы на них.
По словам Акульчева, «удивительно, но люди интересуются» триатлоном. Этот вид спорта сложен как по дистанциям, так и по финансовым затратам. «Нужно покупать, окупать три вида тренировок: плавание, бег, велосипед — надо много денег».
И если в плавании и беге расходы требуются, грубо говоря, на плавки, шапочку, очки и кросовки, то «триатлонные» велосипеды значительно отличаются от обычных. Карбоновая рама, карбоновые колеса, электронные системы переключения передач все это стоит денег. Так что стоимость одного велосипеда может варьироваться от $2 до $40 тысяч (132 тыс. — 2,64 млн рублей по текущему курсу Центробанка). Даже сама перевозка стоит денег. Хотя тренироваться можно практичесик на любом велосипеде.
В качестве оптимального способа снизить расходы на эту часть занятий Акульчев назвал вариант с созданием базы прокатных велосипедов, но на спортивном уровне. Чтобы велосипед модно было взять в прокат, потренироваться и вернуть на базу. Однако это только возможный проект.
«Вообще федерация создается для спорта и олимпийского резерва. Для этого в регионе должна быть и тренировочная база, и тренерская, и поддержка со стороны властей. Одна из первых задач, которая стоит перед федерацией, собрать тренерский штаб». По словам Акульчева, в Татарстане специалистов почти нет. Так что придется приглашать их из Москвы и зарубежья.
Об IRONSTAR: «Мы хотим занимать призовые места»
28 августа в Казани продут международные соревнования IRONSTAR 113 KAZAN 2016, так называемая полужелезная дистанция. В нее входят плавание на 1,93 км, велогонка на 90 км и бег на 21,1 км.
С инициативой провести турнир именно в Казани вышла сама компания-организатор Iron Star, а затем идею подхватило республиканское минспорта, отметил Акульчев.
«У нас, как у федерации, специальной задачи по IRONSTAR нет. Федерация сама себе поставила цель подготовить максимальное количество спортсменов, чтобы Татарстан выглядел на этих соревнованиях достойно. Причем как в количественном, так и в качественном отношении. Мы хотим занимать призовые места, а для этого надо много тренироваться».
Заплыв организуют на Казанке. По этому же маршруту летом 2015 года соревновались в плавании на открытой воде на чемпионате мира 2015 года. Транзитную зону, где спортсмены смогут переодеться, организуют на набережной. Здесь же они сядут на велосипед и поедут в город.
«Скорее всего мы куда-то их за город выведем. Пока маршрут еще до конца не определен, он еще утрясается. Скорее всего за город их выведем и потом обратно заведем сюда, на набережную». После этого они вновь переоденутся в транзитной зоне и побегут по набережной.
Мы хотим занимать призовые места, а для этого надо много тренироваться.
Финансировать конкурс будет московская компания Iron Star. «Там замечательный менеджмент. Они вкладывают свои деньги, привлекают партнеров, спонсоров. Деньгами заходит республиканский бюджет». Около 17% необходимой суммы закроют за счет взносов.
О Китае: «Хватают сразу, на лету»
Сейчас компания активно прорабатывает возможность выйти на рынок Китая. «У нас были две командировки большие. Смотрели выставки, пообщались с людьми. Это Азия, это своя специфика.
Что мне понравилось в Китае: понравились люди. Во-первых, они добрые. Мы, россияне, конечно, намного злее. И меня это удивило. <…> Такие одуваны прям ходят.
Второе — они хорошо относятся к русским. У них есть некая мода на светлую кожу, есть мода на широкие глаза. Им нравятся высокие люди. Для них считается, что русские — сильные, а значит они едят хорошую пищу.
Из сложностей: Китай — большая страна. И страна со своими устоями, которые нужно понимать. Например, китаец никогда не скажет нет. Если он говорит: «Я подумаю», это и есть, что «Нет». А ты будет реально думать, что он думает, и ждать его месяц, два, три.
Они поставили большое количество препон на ввоз продукции. Вывезти — это без проблем. А вот ввезти… Они говорят, у нас большая страна, мы сами можем все производить. Но мы же из России, и мы триатлонисты — так что будем пробивать».
От идеи открыть в Китае собственное производство, несмотря на сложности, Акульчев не отказывается. Маячком к началу переговоров о строительстве фабрики внутри КНР станет загрузка комбината на 30%.
Еще одной особенностью китайцев Акульчев назвал цепкость — «хватают сразу, на лету». «Их 1,5 млрд и нужно понимать: если ты не утащишь идею, ее у тебя утащат». Поэтому они изыскивают любую возможность, чтобы заработать и реализовывают ее мгновенно, отметил бизнесмен.
«Нас, например, сразу предупредили ребята, которые работают в Китае, что надо немедленно подавать на регистрацию торгового знака. Потому что как только вы приедете с каталогами, и каталоги пойдут по выставке, сразу китайцы зарегистрируют торговую марку. Вам либо продадут ее, либо под ней начнут производить».
В качестве иностранных рынков сбыта компания вместе с Китаем изначально рассматривала Турцию и Иран. Однако выход на иранский рынок показался самым сложным. Поэтому его отодвинули на третье место.
Турция шла со вторым приоритетом по работе. Однако свои планы на нее «Акульчев» собирался реализовывать в 2016 году, отдав 2015 год полностью на проработку китайского рынка. «А тут получается у нас такие события, которые произошли, возможно отодвигают Турцию на третье место».
О кризисе: «Нормально все, жить надо»
Сразу после нового года ООО «Акульчев» откроет офис в Москве. Сейчас компания ищет новых сотрудников. «В Москве будет открываться департамент маркетинга. Я считаю, что на данном этапе мы не дорабатываем. У нас в регионе не хватает сильных специалистов. И откроется торговый дом по работе с сетями».
Сергей Акульчев активно набирает штат: «В первую очередь меня интересует директор по маркетингу, HR, бренд-менеджеры, люди, которые могут работать с цифровыми носителями (соцсети, интернет, сайты) и люди, которые умеют работать с сетями». На вопрос, планируется ли открыть в Москве собственное производство, Акульчев заметил было бы хорошо.
В разговоре о бизнесе нельзя было обойти стороной влияние кризиса и политической ситуации на работу компании. На это Акульчев заявил: «Я не люблю нытье про бизнес: что-то сложнее, тяжелее — это жизнь! Вот она такая. Ты поднимаешься, есть пятый этаж. Вот к вам шел. Ну что, это пятый этаж. На четвертом было легче, на пятом сложнее. Потом на шестом второе дыхание откроется — побежал. Это бизнес. Нужно просто адаптироваться к этим ситуациям и не ныть, что там плохо, там хорошо. Нормально все, жить надо».
Официальные спонсоры online-конференции:
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.