«Можем ли мы создать операционную систему как Windows или MacOS? Не можем...»

«Можем ли мы создать операционную систему как Windows или MacOS? Не можем...»
Фото: Максим Соколов/realnoevremya.ru

На фоне кризиса и санкций руководство страны активно продвигает населению идею импортозамещения — в частности, в отрасли информатизации. Эти и другие вопросы обсудили руководители IT-компаний Татарстана в ходе бизнес-бранча «Реального времени». Как всегда, был человек «со стороны», который может предложить что-то интересное гостям. На этот раз им был представитель минэкономики РТ.

«Мы бы хотели, чтобы государство не забывало о предприятиях, работающих более 3 лет»

Во встрече приняли участие Марат Машков — директор компании RuPromo, Марат Гайфуллин — генеральный директор «Такснет», Мария Тарасова — директор «МЭЛТ Дизайн», Равиль Сабиров — директор ReAspekt, Артур Юсупов — директор «Акронис» в РТ, Камиль Ибрагимов — исполнительный директор «Барс груп», Виктор Никитин — генеральный директор «Бипиум», Максим Булатов — директор Alto Vision, Артур Баширов — генеральный директор IT's digital, Булат Ганиев — директор Robots Can Dream и Алина Сагадеева — главный специалист отдела по работе с обращениями предпринимателей министерства экономики РТ. Модератором круглого стола выступила заместитель редактора службы новостей «Реального времени» Дина Валиуллина.

Одной из первых слово взяла Алина Сагадеева, главный специалист отдела по работе с обращениями предпринимателей министерства экономики РТ. Она сообщила, что минэкономики разработало программы поддержки предпринимательства, которые подходят и для IT-бизнеса. Так, одна из них — «Лизинг-грант», в которой есть такой пункт, как разработка компьютерного программного обеспечения.

Алина Сагадеева сообщила, что минэкономики разработало программы поддержки предпринимательства, которые подходят и для IT-бизнеса realnoevremya.ru

Тем не менее большинство собравшихся скептически отнеслись к такому предложению.

— Что касается краткосрочной поддержки предпринимательства — в течение года, 2-3 года — государство и фонды как-то поддерживают, — возразил Марат Гайфуллин, генеральный директор «Такснет». — Но у нас на сегодняшний день никак не стимулируется долгосрочная работа. У нас поддерживаются либо те, кто только создается, либо те, кто накопили багаж, как позитивный, так и негативный, их продолжают поддерживать. А мы уже 15 лет на рынке, и мы никак туда не попадаем. Мы общаемся с представителями власти и спрашиваем: «А что делать тем компаниям, которые достаточно давно на рынке?». Сейчас ситуация нестабильная, есть определенные ограничения с зарубежными партнерами. Мы бы хотели, чтобы государство не забывало о нас, предприятиях, работающих более 3 лет, у кого есть стратегические цели на 10-15 лет вперед.

На сегодняшний день никак не стимулируется долгосрочная работа, отметил Марат Гайфуллин realnoevremya.ru

— Сфера IT-бизнеса является одной из приоритетных. Мы выдаем от 100 тысяч рублей до миллиона под 10% до трех лет. Необходимы залог и поручительство. Если сумма до 300 тысяч, достаточно просто поручительства. В следующем году планируется увеличить сумму до 3 миллионов рублей, — рассказала она.

На что эксперты снова возразили, отметив, что 300 тысяч рублей — смешные деньги, учитывая стоимость специалистов как основную статью расходов IT-компаний.

— Инфляция обгоняет эту ставку. Может быть, в этом что-то и есть, — заступился за девушку Равиль Сабиров, директор ReAspekt.

Перед компаниями, которым более 3 лет, цели стоят более высокие, считает Марат Машков realnoevremya.ru

«Что происходит, если кто-то разоряется? Остается куча ноутбуков»

В целом вопрос денег сегодня многие воспринимают болезненно. Не являются исключением и представители IT-отрасли. Так, Марат Гайфуллин поделился своим опытом работы с банками в вопросе предоставления займов:

— Последний опыт был взаимодействия со Сбербанком. Мне не понравилось, что там люди, которые занимаются анализом компаний, далеко не профессионалы. Для них без разницы, занимаешься ты торговлей пирожками на улице или высокоресурсным наукоемким бизнесом, таким как IT-сектор. У нас огромные средства уходят на оплату знаний, человеческих ресурсов. Основные деньги мы платим людям, мы не покупаем такую материальную базу. Когда мы подаем заявку в высокотехнологичном бизнесе, нам сразу отрезают, отдают больше преференций в пользу лоточников.

— Банки тоже можно понять, — возразил Сабиров. — Что происходит, если кто-то разоряется? Остается куча ноутбуков. Больше ничего.

«Главный профит IT-парков — это взаимодействие с будущими заказчиками»

Один из вопросов, который разделил мнения участников встречи, заключался в пользе технопарков. В Татарстане для этого созданы площадки в IT-парке и на базе Иннополиса.

Так, Артур Юсупов, представитель компании «Акронис» в РТ, отметил, что подобные площадки помогают создавать новые проекты, обмениваться опытом, создавать хорошие команды.

— Мы были одними из первых резидентов IT-парка, — сообщил Камиль Ибрагимов, исполнительный директор «Барс груп». — Это хорошая площадка для коммуникаций: IT-парк организует мероприятия, сюда приезжает немало делегаций, многие обращают внимание на организации, находящиеся в парке. Главный профит — это взаимодействие с будущими заказчиками, клиентами. Мы много участвовали в посиделках, которые проводятся там. Это полезный обмен опытом. Вклад IT-парка в развитие отрасли достаточно серьезный.

Положительно отозвался о технопарке и Максим Булатов, директор Alto Vision. Его компании Технопарк помог вырасти и добиться больших успехов за счет того, что им предоставили помещение за хорошую стоимость.

В другом лагере оказался Марат Машков, который отметил, что в IT-парке высокая стоимость аренды, проводить мероприятия там дорого. А Иннополис, по его словам, обойдется еще дороже. Он считает, что выгодней снять офис в соседнем здании на той же улице Петербургской, где располагается IT-парк.

realnoevremya.ru
Артур Баширов: «70% площадей IT-парка занимают несколько компаний. Обычно в подобных случаях на первый этаж садится «Сити-банк», на второй — еще какие-то киты...»

— По моим ощущениям, 70% площадей IT-парка занимают несколько компаний. Обычно в подобных случаях на первый этаж садится «Сити-банк», на второй — еще какие-то киты, потом еще какие-то киты. Они получают какие-то возможности. Но в целом микросреды для развития как будто бы нет, — поделился своим мнением Артур Баширов, генеральный директор IT's digital.

Стартап: компания, проект или отношение?

Что касается стартапов, мнения участников встречи разделились уже в определении понятия: это бизнес или лишь отдельный проект?

— Можно называть целый бизнес стартапом, можно отнести идею к стартапу, но это прежде всего отношение к тому продукту, который ты делаешь, — попытался привести к общему знаменателю все сказанные предположения Виктор Никитин, гендиректор «Бипиум». — Если ты его оцениваешь как риски и у тебя нет веры в то, что он может «взлететь», то ты относишься к нему как к стартапу. Но если ты делаешь продукт, в который ты веришь, то ты называешь его продуктом, даже если он молодой. Я 10 лет занимался одним продуктом, теперь полгода занимаюсь новым, для меня это проект.

«Утечка мозгов» за 700 тысяч рублей

Кадровая политика у каждой компании тоже своя. Например, Мария Тарасова, директор «МЭЛТ Дизайн», сообщила, что в последние годы IT-компании переходят на аутсорсинг в вопросе найма специалистов. Такой подход намного снижает затраты по зарплатному фонду, аренде помещений. Сейчас много ресурсов, которые помогают найти человека по вашим критериям.

Камиль Ибрагимов отметил, что такой способ подходит лишь в краткосрочной перспективе и в узких направлениях. Для долгосрочного развития такой подход к кадрам неприемлем.

— Откуда кадры берутся? Мы их сами растим, накапливаем опыт, который передаем тем студентам, которые приходят. Не секрет, что уровень подготовки оставляет желать лучшего. Возникает вопрос: что делать, если он уйдет? Но лучше его обучить, и он уйдет, чем не обучить, и он останется, — заявил Ибрагимов.

Виктор Никитин затронул проблему «утечки мозгов» за границу. Это в первую очередь касается программистов realnoevremya.ru

Тем не менее некоторые обратили внимание, что часть людей все же возвращается, несмотря на их востребованность за границей. И их зарубежный опыт становится ценен на родине вдвойне.

«Создать Windows, Android — это конкуренция за прошлое, не за будущее»

Немаловажным становится вопрос импортозамещения, как декларируют госчиновники, в том числе и программного обеспечения. Однако IT-специалисты не разделяют такого патриотизма.

— Экономика нуждается в новых трендах, вызовах. Можем ли мы создать операционную систему, альтернативную Windows или MacOS? Не можем, они создавались довольно долго. Если мы будем работать только лозунгами «Отечественное — это хорошо, а иностранное — плохо», то пользователь нам не поверит. Если мы говорим об обычных пользователях, дайте им возможность выбрать то, что они хотят, — сказал Гайфуллин.

Ибрагимов в свою очередь отметил, что тренд на импортозамещение распространяется только на госсектор. Хотя в этом направлении стоит двигаться всем компаниям. Такой опыт поддержки государством привел к созданию многих крупных мировых компаний. SAP, Oracle создавались благодаря контрактам, которые поддерживались государством. На уровне прикладного софта, когда заказчику нужны лишь отдельные процессы, а не целые системы, российские предприятия могут вполне конкурировать с IBM и Oracle.

Среди успешных примеров российских разработчиков Машков озвучил Kaspersky и «Яндекс». Что касается последнего, то это единственная компания в мире, которая в Турции «отжала» 6% рынка у Google, но надолго ли на фоне обострения отношений с этой страной…

— Создать Windows, Android — это конкуренция за прошлое, не за будущее. Нужно создавать что-то совсем другое или развивать какие-то более узкие ниши, — резюмировал Булат Ганиев, директор Robots Can Dream.

Официальная площадка мероприятия:

Тимур Рахматуллин, фото Максима Соколова
МероприятияБизнес-бранчи Бипиум

Новости партнеров