«В Грузии, например, бизнес реально закрыть за два дня, а у нас?»

Бизнес-бранч «Реального времени» с представителями малого бизнеса и общественных организаций

«В Грузии, например, бизнес реально закрыть за два дня, а у нас?»
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Круглый стол для обсуждения разрабатываемой на федеральном уровне «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года» провела в Казани редакция «Реального времени». Эксперты из числа общественных деятелей и бизнесменов обсудили «дорожную карту» по реализации стратегии и поделились мнением по поводу новых решений уже давно назревших проблем МСБ. Участники бранча считают, что разработанная стратегия требует корректировки.

«Нужно не приумножать количество предпринимателей, а поддерживать уже работающих бизнесменов»

В очередном бизнес-бранче «Реального времени», посвященном стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года, приняли участие бизнесмены и общественные деятели республики. Это Фарида Галеева — председатель рабочей группы по общественному мониторингу в Общественной палате республики Татарстан, Ильнара Лихачева — владелица ресторана «Шато», Сергей Никифоров — генеральный директор аудиторско-консалтинговой компании «ФБК Поволжье», Рустэм Сабиров — президент Союза страховщиков Татарстана, вице-президент АО «Страховая группа МСК», Ленар Салахутдинов — член рабочей группы Общественной палаты РТ, член совета Ассоциации малого и среднего бизнеса РТ, член Общественного совета минздрава РТ, Галина Шарафутдинова — исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров РТ и Сергей Шубин — директор компании «Автолига». Модератором круглого стола выступила Анна Саушина — директор медиакомпании «Реальное время».

Модератором круглого стола выступила Анна Саушина Роман Хасаев/realnoevremya.ru

На одном из обсуждений Торгово-промышленная палата РФ предложила внести ряд коррективов в проект стратегии. В частности, учесть региональную специфику неравномерность развития регионов (в связи с чем увеличение доли МСП в ВВП страны до 40% должно быть общим суммарным ориентиром), создать условия для равного доступа МСП к мерам поддержки независимо от места ведения бизнеса. Кроме того, по мнению ТПП, стратегия должна ориентировать на выработку механизмов, мотивирующих власть (прежде всего, органы местного самоуправления) и учитывать отраслевую специфику сектора: для увеличения доли вклада МСП в ВВП страны необходимо, чтобы сектор прирастал производственными, перерабатывающими предприятиями. Ко всему прочему, за рамками стратегии не должны остаться ключевые проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства. Остается надеяться, что эти и другие коррективы будут учтены в стратегии.

Эксперты — представители местного бизнеса и общественных организаций, ставшие участниками бизнес-бранча «Реального времени», поделились своим мнением по поводу проекта стратегии. К слову, их идеи отчасти пересекались с предложениями, выдвинутыми недавно Торгово-промышленной палатой России на обсуждении проекта. Однако были и решения, связанные не только с обсуждением взаимодействия бизнеса и власти в стране в целом, но и с региональной спецификой ведения бизнеса.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Сергей Никифоров: Можно ли считать бизнесменами многочисленных ИП, которые занимаются перепродажей товаров?

Обсуждение стартовало с вопроса об обозначенной в стратегии цели — по замыслу, к концу срока проекта порядка 30% занятого населения будут работать в сегменте МСБ. При этом, как отметила модератор Анна Саушина, к малому бизнесу в стране приравнивается и микробизнес, кроме того, не стоит забывать и об участниках теневого рынка. Учитывая эти факторы, можно предположить, что достижение показателей в 30% может не только не улучшить экономическую ситуацию в стране, но и даже сделать обстановку опасной. Участники высказали свое скептическое отношение к этой цели и отметили, что достижение такого показателя вообще маловероятно. Также они заметили, что планируемое обучение основам бизнеса в школах не даст качественного прироста доли предпринимателей в будущем. Не спасают ситуацию и некоторые другие привычные меры поддержки бизнеса:

— Всего лишь 3-4% а людей склонны к предпринимательству, остальные занимаются бизнесом от безысходности или он переходит по наследству, — отметил Сергей Никифоров, генеральный директор аудиторско-консалтинговой компании «ФБК Поволжье». — Доля успешных предпринимателей вряд ли будет расти. К тому же, можно ли считать бизнесменами многочисленных ИП, которые занимаются перепродажей товаров? Нужно понимать, что они также могут работать на других предпринимателей, просто для удобства эта цепочка состоит из нескольких звеньев. Если говорить в целом, то, на мой взгляд, дела у МСБ идут все хуже, и нужно подходить к решению вопроса комплексно, на федеральном уровне, системно. Я сталкивался не раз с ситуациями, когда в разработке законов и принятии решений участвовали некомпетентные люди, не имеющие отношения к бизнесу.

Сергей Никифоров подчеркнул также, что акценты нужно делать не на увеличении количества предпринимателей, а на качество работы бизнесменов, а значит, необходимо в первую очередь поддерживать тех, кто уже достиг определенных успехов на рынке и создает новые рабочие места.

— В основе ранее принимаемых законов и проектов было одно — облегчить регистрацию предпринимателей. Но, как говорится, увеличение числа художественных магазинов не даст взрывного роста числа великих художников. Надо учить только способных, тех тянуть, кто уже доказал свою успешность, надо создавать условия и поддерживать уже тех, кто работает.

Сергей Никифоров считает, что необходимо поработать над изменениями в техническом регулировании и трудовом законодательстве:

— Пока у нас в стране десятки контролирующих инстанций и сотни нормативных актов, которые постоянно обновляются и корректируются. В такой ситуации, к сожалению, любой бизнес априори становится нарушителем, и проверка может выявить разного рода несоответствия. Причем даже для микробизнеса предусмотрены внушительные штрафы, которые сразу могут поставить крест на нем. Вот почему молодое поколение не стремится в ряды предпринимателей. Кто рискнет? Конечно, существует определенный мораторий на проверки, но это не панацея. Предприниматели на поверку оказываются не защищенными. Перечень требований должен быть известен и выполним, состоять из небольшого количества пунктов. Например, офисы — это не производственные помещения, там почти такое же оборудование, как и в обычных квартирах. Так почему бы не предусмотреть всего несколько пунктов по техрегулированию для такой категории?

— Что касается трудового права, то хочу отметить, что защита прав трудящихся играет против бизнеса. К сожалению, предприниматели пока не защищены от недобросовестных работников, которые нарушают правила на рабочих местах, но относятся к определенным категориям граждан, подлежащих соцзащите. Соответственно, у них больше прав, чем обязанностей. Пример из личного опыта: сотрудник не появлялся 7 лет на рабочем месте, потом стал требовать трудовую книжку и компенсации.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Ленар Салахутдинов: Каждый предприниматель подтвердит, что основная мера поддержки предпринимательства — не гранты, а метод поддержки путем оптимизации налогов из фонда оплаты труда.

«Предпринимателям нужны вовсе не гранты»

Точку зрения Никифорова по поводу техрегулирования и трудового права поддержали и другие участники бранча. Эксперты затронули и вопрос налогообложения бизнеса. Ленар Салахутдинов добавил, что видит улучшение ситуации в МСБ посредством борьбы с теневыми схемами:

— Каждый предприниматель подтвердит, что основная мера поддержки предпринимательства — не гранты, а метод поддержки путем оптимизации налогов из фонда оплаты труда. Многие используют серые теневые схемы. Если государство сделает официальные схемы, то предприниматели будут увеличивать количество рабочих мест и каждый сотрудник в организации будет уверен, что его налоги с зарплаты резервируются и приумножаются, а сейчас мы этого не видим. Все просадки бюджета компенсируются за счет пенсионных накоплений или за счет налогов. Надо начать стимулирование с аккумулирования средств. Основная стратегия — нам не надо помогать, но не нужно нам мешать.

Ленар Салахутдинов также согласился с тем, что предприниматели приравниваются к ИП, и к ним выдвигаются такие же требования, как к большим компаниям, что уже на старте снижает мотивацию открывать и развивать бизнес.

Сергей Никифоров добавил, что нельзя устанавливать ставки налогов для отдельных плательщиков, а не для категорий. В качестве примера он привел льготы для производителей гнутого профиля и их отсутствие для производителей прямого профиля. Ленар Салахутдинов отметил, что аналогично были выстроены неравные условия для тех, кто предоставляет косметические и косметологические услуги.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Сергей Шубин: На сегодняшний день, огромное количество людей занимается предпринимательством, но не все попадают в статистику.

Сергей Шубин, директор компании «Автолига», выступил за идею популяризации предпринимательства.

— Цифра в 30% очень амбициозная, но достичь ее вполне можно, конечно же я не имею ввиду что все 30% это реальные предприниматели, а 30% это люди которые так или иначе связаны с предпринимательством, те работают в ИП или в какой-то компании которая занимается предпринимательством. На сегодняшний день, огромное количество людей занимается предпринимательством, но не все попадают в статистику. Взять самый популярный портал Avito, можно зайти в любой раздел авто, например, и увидеть, как «физик» продает систематически машины, но конечно же его в статистике нет. Таких примеров масса. Вот если бы человеку было понятно, зачем ему показывать свою деятельность, открывать ИП платить в ФСС, Пенсионный фонд и т.д., тогда увеличить эту долю можно и не до 2030 года, а раньше.

Фарида Галеева в ходе дискуссии подчеркнула, что основной принцип предпринимательства — здоровая конкуренция. Эксперт смотрит на ситуацию несколько оптимистичнее, чем другие участники дискуссии:

— Достичь обозначенных 30% легко, поскольку есть точки роста. Однако пока мы наблюдаем нарушения со стороны государства. Например, преференции отдельным группам предпринимательства — лоббирование, неуместное в сложившейся ситуации, можно рассматривать как нарушение антимонопольного законодательства.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Фарида Галеева: Невозвратные субсидии не нужно предоставлять бизнесу, так как это только усугубляет ситуацию, мешает развиваться, убивает мотивацию.

Фарида Галеева сделала акцент на точечной поддержке некоторых предпринимателей, что вносит дисбаланс в конкурентную систему.

— В селе один предприниматель получает поддержку, остальные закрываются — не выдерживают конкуренции. В целом, считаю, что невозвратные субсидии не нужно предоставлять бизнесу, так как это только усугубляет ситуацию, мешает развиваться, убивает мотивацию.

Эксперты посетовали, что в целом пока ситуация оставляет желать лучшего: растут ставки кредитования, которые в реальной обстановке превышают рентабельность, отсутствие эффективных решений для развития промышленности. Упомянули и про оффшоризацию экономики, а также передачу госсобственности частным лицам.

— Основа общества — средний класс, который пока, к сожалению, испытывает притеснения, — отметил Сергей Никифоров. — Только недавно у нас заговорили про необходимость поддержки малого бизнеса.

— Те действия, которые сейчас предпринимаются в поддержку бизнеса, на мой взгляд, малоэффективны, — отметил в дискуссии Рустэм Сабиров. — Все дело в том, что «больного» оперируют не «врачи», а специалисты других профилей. Необходимо привлекать к принятию решений действующий бизнес. Пока, к сожалению, мы видим квазирыночные отношения, но рынка как такого у нас пока нет. Считаю, что нужно работать не над построением разветвленных структур по поддержке бизнеса, а делать ставки на удовлетворение актуальных потребностей бизнеса, о которых уже было сказано, необходимо провести ревизию всех госструктур и аппаратов. Нужно создавать условия как для облегчения ведения бизнеса, так и его закрытия. В Грузии, например, где я недавно побывал, бизнес реально закрыть за 2 дня, а у нас?

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рустэм Сабиров: Пока мы не решим самые насущные вопросы поддержки бизнеса, мы не продвинемся к обозначенным целям и не достигнем роста доли предпринимателей до 30%.

Сабиров отметил также, что после решения основных проблем бизнеса нужно повышать и престиж предпринимательской деятельности. Он привел в пример соцопросы, согласно которым школьники хотят работать в госаппаратах, но не хотят развивать свой бизнес, так как он априори ассоциируется с преодолением колоссальных трудностей.

— Пока мы не решим самые насущные вопросы поддержки бизнеса, мы не продвинемся к обозначенным целям и не достигнем роста доли предпринимателей до 30%, — резюмировал Рустэм Сабиров. — Сейчас даже выпускники престижных вузов, получившие дипломы о бизнес-образовании, не имеют ни малейшего понятия о том, как преодолевать бюрократические препоны и создавать свой бизнес (в качестве примера можете прочесть письмо президенту от выпускницы Петербургского университета). Это психология целых поколений, и нужны годы серьезной работы для исправления ситуации.

Людмила Дубовая, фото Романа Хасаева
МероприятияБизнес-бранчи

Новости партнеров