Экс-директор ЗЯБ: «Челны живут как будто на 5-6 лет впереди Удмуртии»

Экс-директор ЗЯБ: «Челны живут как будто на 5-6 лет впереди Удмуртии»
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

Сегодня на традиционном «деловом обеде», который регулярно проходит в автограде, челнинские предприниматели неожиданно стали свидетелями явления челнинскому народу… экс-директора ЗЯБ (ставшего банкротом в 2011 году) Валерия Пескова в качестве гостя этого самого обеда. Причем в новой, неожиданной для него роли — депутата Госсовета Удмуртии (УР), занимающегося в соседней республике поддержкой предпринимательства. Корреспондент «Реального времени» стал свидетелем горячей дискуссии между Песковым, который предложил банкам не жадничать по ставкам и кредитам, и местными банкирами, которые припомнили ему банкротство завода, а также узнал у экс-главы строительного предприятия мнение о положении стройотрасли в Челнах, Татарстане и Удмуртии.

Знакомые все лица! Где эти 5 лет пропадал экс-глава ЗЯБ

Изначально главным докладом на «деловом обеде», еженедельной встрече городских предпринимателей, планировалось стать выступление Радмира Беляева, замначальника управления по экономическому развитию и поддержке предпринимательства мэрии, о плюсах и минусах нынешней городской политики в этой сфере. Однако Беляева срочно вызвали на совещание.

В итоге фокус обеда сместился, и все взгляды бизнесменов обратились на Валерия Пескова. Песков, покинувший прикамские берега еще в 2010 году (в то время ЗЯБ в результате кризиса 2008-2009 годов окончательно свалился «в штопор»), как выяснилось, возглавил сначала компанию ООО «Водолей» в Уве, занимающуюся производством и продажей минеральной воды «Увинская жемчужина», затем — в декабре 2011 года — стал депутатом совета депутатов Увинского района, а в ноябре 2012 года — депутатом Госсовета Удмуртии. Напомним, Песков для автограда — фигура знаковая и заметная. Долгое время он был известен больше в спортивных кругах Челнов, будучи инструктором в различных футбольных клубах. Затем подался в строительство. С 2003 по 2010 год он возглавлял одно из крупнейших строительных предприятий автограда ООО «ЗЯБ» (по названию компании назван и район города). Однако после скандального объявления компании банкротом Валерий Песков покинул предприятие, а затем и город.

Валерий Песков: «Я с миссией, хотел поделиться опытом, как в Удмуртии помогают инвесторам»

— Добрый день, Челны, спасибо за приглашение. Я с миссией, хотел поделиться опытом, как в Удмуртии помогают инвесторам, — таковы были первые слова вернувшегося Пескова.

Вернулся в публичное пространство Песков в качестве не просто «экс-директора ЗЯБ», а депутата Госсовета Удмуртии и куратора госпомощи удмуртским предпринимателям. Поделиться, так сказать, опытом, на других посмотреть, себя показать. Говоря про Удмуртию, Песков говорил «у нас», говоря про Челны — «у вас». Чувствовалось: 5 лет жизни в другом регионе окончательно отдалили бывшего строительного бизнесмена от старой родины. Теперь родина у него новая — удмуртская и депутатская (в 2005-2010 годах Песков был и депутатом горсовета автограда). Сожалений о потерянной карьере, бизнес-агентах и прочем в словах и глазах экс-директора ЗЯБ заметно не было. Напротив, чувствовалась радость «заглянувшего на огонек» в края, где давно человек не был. С ним прибыл и помощник депутата — директор ООО «ЭКОР» Андрей Петухов, один из активных бизнесменов Ижевска. Для начала Песков рассказал об удмуртском опыте работы в этом направлении, которым вряд ли удивил собравшихся. Разве что любопытно было узнать, что Удмуртия только-только «проснулась», начав активную деятельность по поддержке МСБ. Говоря об удмуртском опыте, Песков не забывал хвалить опыт РТ и Челнов. Он рассказал, например, о том, что в фонде поддержки МСБ УР денег — на 500 млн рублей, есть и поддержка сельхозпроизводителей: до 3,5 млрд рублей тем, кто занимается производством молока, «так как республика у нас — сельскохозяйственная».

— Мы, конечно, отстаем от РТ. В прошлом году только создали агентство инвестиций. В Татарстане оно лет 10 работает, а в Удмуртии только появилось. Есть у нас и пул инвесторов теперь, 31 проект и порядка 400 млрд рублей инвестиций по ним планируется на ближайшие годы. Мы вчера в первом чтении принимали тяжелый бюджет Удмуртии, он дефицитный, и на эти программы мало денег предусмотрено. Но как депутат я буду просить нового главу республики, чтобы он помогал, — увлеченно рассказывал о своих начинаниях Валерий Песков.

Главная проблема челнинского бизнеса — нехватка дешевых денег

Один из предпринимателей Челнов, однако, с самого начала поднял проблему, по его словам, основную для челнинского бизнеса. По-видимому, директор ООО «Челныстройинжиниринг» Станислав Петрик пришел на «деловой обед» больше ради встречи с Радмиром Беляевым, чтобы атаковать претензиями именно его, но под раздачу попал в итоге не имеющий отношения к местным проблемам Песков.

— У представителей бизнеса нет других проблем кроме проблемы нехватки дешевых денег, — угрюмо заметил на выступление удмуртского депутата бизнесмен.

— Тут представители банков сидят, давайте их спросим! — предложил помощник Пескова Петухов.

— Если нет дешевых денег — нет и бизнеса, все, — отрезал предприниматель.

Представитель центра поддержки предпринимательства в городе Набережные Челны Данил Петров (сам по совместительству также индивидуальный предприниматель), чувствуя напряженность в голосе строителя, спросил у бизнесмена: «Дешевый — это сколько? Какой процент?»

— Да хотя бы как инфляция, ниже нее — 10%, например, — послышались крики из зала.

— Пожалуйста, 10% в нашем фонде можно. Обращайтесь в фонд микрофинансирования…

— Нет, сразу нет! — ответил бизнесмен.

— Что значит нет? — обиделся Петров. — Я сам под 10% сегодня помогаю оформлять заявки людям! Сейчас — 1 млн рублей, после Нового года — 3 млн рублей можем выдать.

— Я вам так скажу: были«деловые обеды» год назад, помните, сколько людей приходило? — скептически ответил Петрову Станислав Петрик. — А почему сейчас не приходят? А потому что нет дешевых денег! Или же все умерли… Мы вот обратились в банки за дешевыми деньгами. Нам коротко сказали: вы немножко не соответствуете, поэтому для вас ставка — 26-28-30% вплоть до 42% годовых!

— Пожалуйста, — чуть ли не умолял Петров предпринимателя, — приходите! Много программ есть, просто информация о них иногда проходит мимо! Не надо в банк обращаться, обращайтесь в госструктуры, в Фонд поддержки предпринимательства РТ.

— Я соглашусь с вами, что программ много, а пользуются ими единицы, — с сожалением заметил на спор челнинцев удмуртский бизнесмен Андрей Петухов.

Экс-глава ЗЯБ: в Татарстане все жестко, группировки клановые…

Однако уже следующий вопрошающий Альберт Кабиров (компания «Виртуальный офис», представитель ассоциации МСБ РТ) решил поинтересоваться уже у Валерия Пескова, как тот оценивает предпринимательскую активность в Челнах, РТ и Удмуртии. Отвечая на этот, казалось бы, простой вопрос, Песков пустился в этнографические сравнения, заговорил о разнице менталитетов двух республик, о том, почему Татарстан впереди пока, а Удмуртия отстает. Глаза депутата Госсовета УР горели: за 5 лет, судя по всему, он себе неоднократно задавал похожие вопросы. Начал Песков с открытой рекламы своей новой родины:

— Удмуртия — райский уголок, конечно. Я приглашаю челнинских предпринимателей туда. Там можно развернуться, там благодатная почва. Потому что в РТ 10 лет назад все прошло, здесь теперь — все жестко, свой менталитет, группировки есть клановые… — рискнул покритиковать бывшую родину Песков (чувствовалось, он не забыл о кризисе и скандальном банкротстве ЗЯБ, — прим. ред.). — Только они, кланы, и выживают в долгосрочной перспективе. А в Удмуртии сейчас глава сменился (на место Александра Волкова в 2014 году пришел Александр Соловьев, — прим. ред.), идет новая формация, новая элита готовится. Потому что старую элиту там погубили, а новая прорастает только. И, конечно, у нас легче кризис переживается. Мы меньше развились. Если в Татарстане 2 трлн рублей ВРП — у нас всего 400 млрд рублей, как в Челнах, наверное. Вы как будто на 5-6 лет впереди живете. У нас машина времени. Хотите ею воспользоваться — приезжайте в Ижевск, и вернетесь на 5-10 лет назад в прошлое.

«Надо было, когда Шаймиев был сильным руководителем, Волкову к нему, как к хорошему соседу, обратиться»

По словам Пескова, когда Сергей Майоров, челнинский бизнесмен, придумывал «деловой обед» в автограде, то звонил экс-главе ЗЯБ в Удмуртию, после чего Песков даже с президентом Удмуртии, тогда еще Волковым, встречался. Такой же хотели создать 2 года назад.

— Говорил им: давайте сделаем! Но удмурты как-то напряглись и, как обычно, ничего не сделали. Сейчас попробуем немножко расслабить их и сделать все-таки. В правительстве УР нет даже человека, отвечающего за «Открытое правительство». Конкурс провели на вакансию даже, но чувствовалось, что это просто для выполнения распоряжения из Москвы, скажем, сделано было. А как в Татарстане происходит? Понятно, что частично это иллюзия, — поделился скепсисом и в отношении татарстанского развития «Открытого правительства» Песков. — Но ведь где-то можно добиться чего-то. Мне нравится, что глава города приезжает к вам на «деловые обеды». У нас до этого не доросли пока.

Впрочем, есть не только разница, но и общее между двумя республиками. Так, по словам Пескова, в УР «процентов 40 индивидуальных предпринимателей погибло в прошлом году» из-за ужесточения налогового прессинга. Любое решение власти пока воспринимается бизнесменами в штыки. Тем не менее, уверен Песков, предпринимательская активность в РТ и в Челнах выше.

— Как переехал в 2010 году в Удмуртию — всегда об этом говорил. И когда говорил — очень сильно это многим не нравилось. Хотя надо было просто, когда Шаймиев был сильным руководителем, Волкову к нему, как к хорошему соседу, обратиться. У татар же есть пословица: сосед хорошо живет — давай, мол, слабому соседу поможем. А в Удмуртии ситуация другая: если сосед хорошо живет — «слушай, а что это он там хорошо живет-то?! Я в тюрьму попал почему-то, а он не попал — надо сделать так, чтобы и он попал». В УР язычество! Хотя язычников всего 15%, но сказывается это даже на местных татарах. Удмуртские татары не те татары, которые здесь, — анализируя ментальность наций и республик, рассуждал Песков. — И челнинские татары отличаются от казанских. Челны же город комсомольской стройки. Я постоянно слежу за тем, что у вас тут происходит, интересно просто, и за строителями слежу. Столько лет в стройке был здесь…

Песков — «Реальному времени»: «Банкирам надо как-то регламентировать процентную ставку»

Мы, конечно, пользуясь таким прекрасным случаем, не могли не поинтересоваться мнением экс-директора ЗЯБ о положении строительной отрасли в Челнах, РТ и УР. Тем более что, находясь в положении депутата Госсовета другой республики, то есть вхожего во власть, он объективно мог бы оценить ситуацию и поразмышлять над рецептами спасения.

— Валерий Борисович, как вы оцениваете строительный рынок у нас и в Удмуртии? И как, по-вашему, государство могло бы помочь ему? Или властям лучше ждать, когда рынок восстановится сам по себе?

— Татарстан подошел уже, по-моему, к 0,8-1 кв. м. на одного жителя (по обеспечению жильем, — прим. ред.). В УР же — 0,4-0,5 кв. м. А есть исследования европейские, где на на одного жителя надо строить в год 1 кв. м. — такая формула, — отвечая на наш вопрос, заметил Валерий Петров. — Получается, у нас в два раза меньше, чем надо. Цены примерно одинаковые. Только здесь, в Челнах, более жесткие условия приемки, сразу могу сказать. Сейчас еще с разрешениями на строительство у ваших предпринимателей есть какая-то проблема («Реальное время» неоднократно писало о них, возникших с приходом новой команды в мэрию после коррупционного скандала в прошлом году, — прим. ред.). Не знаю, насколько эти претензии вообще законны или нет. В УР нет программы соципотеки, как у вас, хотя она очень помогла бы. У нас была программа «Молодая семья», но после прихода нового главы программу пересмотрели. Перспективы строительной отрасли — в конкуренции. Когда будет конкуренция, строители будут давать хорошую цену квадратного метра. Естественно, если и государство при этом даст коммуникации. Сейчас цена этих коммуникаций выросла (в Челнах, — прим. ред.) за время моего отсутствия. Когда мы строили, около 2 тысяч рублей были все присоединения, сейчас около 6 тыс. рублей, я слышал. Вот представьте, в три раза выросла! Стройматериалы выросли в цене.

По его словам, цена жилья сегодня падает из-за кризиса на рынке, так как люди «боятся вкладывать в жилье». При этом Песков решение части строительных проблем переадресовал банковскому сообществу. Экс-глава ЗЯБ считает: если сейчас банкиры снова начнут ипотеку давать населению, это положительно должно сказаться на параметрах самой отрасли.

— Новых заемщиков-то почти нет, потому что просрочка сегодня — у 5 млн человек (по РФ). Как им дать ипотеку в итоге? Нужна дешевая ипотека. По сути дела, надо как-то регламентировать процентную ставку банкирам. Они-то в рынке, они дают ту процентную ставку по кредитам, которая превышает процентную ставку, по которой они получают деньги — и эти деньги перепродают фактически. Если дают под 7-8% национальным банкам… По сколько сейчас дают? — уточнил у банкиров в зале Песков.

Банкиры — Валерию Пескову: «По 8%?! Тогда у нас будет то же самое, что было с вашей «зябью»

В зале сидели представители банка «Камский горизонт», в том числе и.о. предправления Наталья Половинко, бывшая зампред правления «Автоградбанка», перешедшая в новый банк после того, как ушла Венера Иванова. А у «Автоградбанка» с ЗЯБ были долгие и невеселые отношения, что, по-видимому, и не замедлило сказаться на реакции.

— Центробанк дает только первой десятке крупнейших банков! — одернула Пескова Половинко. — Другие банки не имеют доступа. Все остальные банки берут деньги с рынка, у обычных людей. Если мы берем, скажем, под 12% годовых эти деньги, то по какой ставке, по-вашему, мы должны кредитовать?

— Ну, по 8%, — предложил Песков.

— По 8%?! — переспросила шокированный банкир. — Тогда у нас будет то же самое, что было с вашей «зябью» (в феврале 2009 года руководство ЗЯБ во главе с Песковым, к слову, приняло решение обратиться в арбитраж с заявлением о начале процедуры банкротства — в мае 2010 года АС РТ признал его банкротом, — прим. ред.)! — съязвила она.

— Да? А что было с нашей «зябью»? — обиделся удмуртский гость.

— Это отдельная тема для разговора… — заметила банкир (к слову, на момент распродажи имущества ЗЯБ в 2011 году «Автоградбанк», где работала с 2011 по 2014 год Половинко, был одним из основных кредиторов компании Пескова, — прим. ред.). — Но никто не будет из банков по такой схеме работать!

— Ну, а под 20% какой бизнесмен сможет взять кредит? Это чем надо заниматься, чтобы взять такой кредит?! — тоже вспомнил, видимо, старые обиды экс-директор ЗЯБ.

— Это вопрос не к банкам, а к экономике, — ответили представители «Камского горизонта».

— Под 29,6% брал кредит и еще не сдох! — послышался голос из зала одного их бизнесменов. — А челнинские банки одно время предлагали кредит под 36-42% годовых!

— В январе — да, было такое дело, — согласились банкиры.

Почему обанкротилось ЗЯБ — версия его экс-главы Валерия Пескова

— Строительный рынок — сложная тема, он больше всех подвержен рискам. Про ЗЯБ сказали. Вот здесь оно было все связано! — начал оправдываться Валерий Песков за прошлые грехи. — Цены на квартиры упали, квартиры не продавались — все, строительный коллапс. А тебе еще надо кубы выпускать (с приходом Пескова на предприятии началось техническое перевооружение, в 2006 году введена была в строй новая линия по производству газобетона «Суперблок», которая вывела завод на уровень выпуска 300 тысяч куб. метров, — прим. ред.)… И потом те же банки с тобой не договариваются о просрочке, — сделал очередной выпад в местное банковское сообщество Песков.

Напомним, на Сбербанк, «Автоградбанк» и «Ак Барс» банк приходилось 80% из 1 млрд рублей кредиторской задолженности ЗЯБ.

Заключил свой ответ «Реальному времени» Песков уверенностью в том, что как строительный рынок самый первый в кризис входит, так он же самым первым из него и выходит. Песков считает, что если квартиры начнут расти в цене, значит кризис прошел. Если же цены на них продолжат падать — «а они будут еще падать немного» — значит кризис пока налицо. При этом он также отметил тот факт, что в Челнах «есть и дешевое жилье, и дорогое», тогда как в Ижевске в основном дорогое.

Сергей Афанасьев, фото автора

Новости партнеров