Равиля Зарипова отправили поднимать производство Ту-160

Альберт Каримов со второй попытки попал в министерское кресло

Равиля Зарипова отправили поднимать производство Ту-160
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Президент Татарстана Рустам Минниханов освободил от должности министра промышленности и торговли РТ Равиля Зарипова и назначил его своим помощником по авиации. Выходец с «КАМАЗа» Зарипов, более 15 лет руководивший производством грузовиков «ЕлАЗ», теперь будет курировать вопросы возобновления производства легендарного Ту-160 в Казани. Вместо него кресло занял председатель набсовета технополиса «Химград» Альберт Каримов.

Из «Химграда» — в минпромторг

Рустам Минниханов накануне подписал указ о назначении министром промышленности и торговли РТ Альберта Каримова. Его предшественник Равиль Зарипов стал помощником президента Татарстана по авиакомплексу. Об этом премьер-министр РТ Ильдар Халиков сообщил сегодня во время вручения министерского портфеля новому министру. Пока Каримов назначен исполняющим обязанности министра и официально вступит в должность после утверждения его кандидатуры Госсоветом РТ, отметил премьер. То, что назначение стало неожиданностью, «Реальному времени» подтвердили и источники в отрасли.

«Опыт есть, настрой есть. Ну и главное, мы оцениваем людей по их опыту. Вытащить такой проект, как «Химград», было очень непросто. Там переплелось все: и промышленность, и организационные вопросы, и контакты с Москвой — все то, что необходимо для министра промышленности», — говорит Халиков на видеозаписи, выложенной пресс-службой президента РТ. При поддержке руководства республики новому министру удастся выполнить все те задачи, которые стоят перед министерством, уверен он.

Каримов в промышленной отрасли — человек не новый и не случайный. Свою карьеру он начинал в инвестиционной компании «ТДТ-Инвест», откуда в 2001 году ушел в правительство, в помощники первого зама премьер-министра РТ Равиля Муратова. Через год по совместительству он стал замгендиректора Агентства по развитию предпринимательства РТ (нынешнее Агентство инвестиционного развития РТ — прим. ред.), созданного по инициативе Муратова. Однако в 2004 году он оставляет эти посты и вновь уходит в промышленность — директором по экономике и финансам в проект своего патрона, первый татарстанский технопарк ОАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея».

«Инновационную» сферу в правительстве тогда курировал именно Равиль Муратов. С тех пор началась карьера Каримова в татарстанской инновационной промышленности: в 2006 году он стал гендиректором ОАО «УК «Идея Капитал» — управляющей компании «Идеи» и технополиса «Химград», созданной для развития приоритетных госпрограмм по созданию технопарковых зон в России. В 2008 году он параллельно возглавил совет директоров ОАО «ХК «Тасма», годом позже вошел в совет директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг». В 2010 году, уйдя с поста гендиректора «Идея-Капитал», он возглавил совет директоров ОАО «Химград».

6 лет назад автомобилестроение «победило» инновации

Тем не менее, еще будучи в правительстве, Каримов имел шанс возглавить татарстанский минпромторг. По слухам, тогда на пост главы министерства вместо Александра Когогина рассматривался именно он. Однако тогда выбор был сделан в пользу Равиля Зарипова, тоже выходца из промышленного бизнеса, а конкретнее, из автомобилестроения. С начала девяностых он руководил автозаводом ПО «ЕлАЗ», с 1998 по 2003 год был главой администрации особой экономической зоны «Алабуга», позже руководил Дирекцией инвестиционных программ на территории промышленной площадки «Алабуга», к созданию которой Зарипов приложил много усилий. Таким образом, нынешнее назначение на пост помощника президента по авиакомплексу выходца из автомобилестроения выглядит, по меньшей мере, неожиданно.

«Производственник» Зарипов будет налаживать производство Ту-160 в Казани

На представлении нового министра Халиков, конечно, не забыл похвалить и Зарипова. «Конечно, после такого руководителя, как Равиль Хамматович, сложно будет работать, но мы будем помогать. Равиля Хамматовича я знаю более 20 лет: как производственника (мы вместе налаживали поставки на «КАМАЗ»), после этого мы работали здесь, в правительстве. Он будет сегодня руководить одним из важнейших стратегических проектов страны — подготовкой к производству и производством самолетов Ту-160. Это очень непростая задача», — обратился Халиков к смущенно улыбающемуся Зарипову.

Таким образом, Зарипов становится куратором прямого поручения министра обороны России Сергея Шойгу. Напомним, он дал поручение рассмотреть возможность восстановления производства бомбардировщиков Ту-160 на Казанском авиационном заводе в апреле этого года, признав при этом, что заводу требуется серьезное техническое перевооружение.

«Ракетоносец Ту-160 — уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшая в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности. Лучшего самолета в сверхзвуковом классе никто еще не придумал», — отмечал Сергей Шойгу во время визита на КАЗ. Ту-160 считается крупнейшим и мощнейшим сверхзвуковым самолетом в истории авиации: он перевозит до 24 крылатых или аэробаллистических ракет, в том числе с ядерными боеголовками, или 40 тонн бомб. Его производили на казанском заводе с 1984 по 1991 год, и за это время выпустили около 35 самолетов, 16 из которых («Белый лебедь» или Blackjack по кодификации НАТО) находятся в эксплуатации ВВС России до сих пор. Сейчас КАЗ лишь реконструирует самолеты.

О трепетном отношении руководства республики к авиации известно давно. Напомним, КАПО им. Горбунова (нынешний «КАЗ») выпускало бомбардировщики, которые входили в стратегическую ядерную триаду, начиная с Ту-4. Затем были Ту-16, Ту-22, Ту-22М3 и Ту-160, а также первый в мире реактивный пассажирский самолет Ту-104 и первый отечественный межконтинентальный лайнер Ил-62. Для многих из перечисленных самолетов реактивные двигатели, приборы управления и контроля, бортовая и радиоэлектронная аппаратура тоже производились в Казани.

В интервью «Российской газете» Рустам Минниханов признался, что в кризис 90-х годов на спасение погибающей отрасли бросили все силы. «Одних только нормативно-правовых актов, направленных на поддержку авиапредприятий, мы в республике приняли больше тридцати. За счет этого заводы получили налоговые льготы. Им выделялись средства на выплату заработной платы, кредиты на неотложные нужды. Доходило до того, что коллективам, не получавшим оплату за выполненный госзаказ, поставляли продукты питания. Мы думали о будущем», — вспоминал он в апреле этого года.

«Когда было объявлено о прекращении закупок Ту-22М3 и Ту-160 и встал вопрос о сохранении стратегического предприятия, КАПО имени Горбунова, республика за счет собственных средств инициировала разработку нового самолета», — рассказал он. Речь идет о среднемагистральном лайнере нового поколения Ту-214. «Мы мобилизовали все внутренние ресурсы Татарстана, в том числе и бюджетные. К примеру, из республиканской казны была профинансирована сертификация самолета Ту-214, внесены средства в фонд создаваемой лизинговой компании по его сбыту», — говорит Минниханов.

Дина Валиуллина

Новости партнеров