Салават Хамидуллин: «Я тоже могу назвать кое-кого фальсификаторами истории»
Уфимский историк: 36-томник о башкирских родах, отношения с татарскими коллегами и «никудышный» глава республики
«Глупо отрицать башкирское происхождение некоторой части населения востока Татарстана», — утверждает уфимский историк и телеведущий Салават Хамидуллин. На днях он вместе со своими соратниками завершил работу над заключительным томом проекта «История башкирских родов». У авторов многотомника появились как новые сторонники, так и оппоненты. В интервью «Реальному времени» Салават Хамидуллин рассказал, как шла работа над этими книгами, ответил на критику в свой адрес и поделился своим мнением о первых лицах Башкирии за последние десятилетия.
«Некоторые башкирские рода уже исчезли»
— Салават Ишмухаметович, как долго шла работа над многотомником? И чья была идея издать эти книги?
— Идея существовала давно. Идея — продолжить работу историка Анвара Закировича Асфандиярова по исследованию населенных пунктов исторической Башкирии. Постепенно она трансформировалась в проект по описанию всех башкирских родов, а это уже традиция этнолога Раиля Гумеровича Кузеева. Короче, получился синтез. Если у Асфандиярова, как правило, присутствовала общая статистика по населению Башкирии в обезличенном виде, то мы решили давать списки конкретных людей, чтобы их потомки могли находить своих предков. Мы стали приводить не только ревизии населения, что в ограниченном масштабе уже делал Асфандияров, выборочно публикуя ревизии 1834 года, но также давать материалы переписей 1897, 1900—1901, 1917, 1920, 1926 годов в табличной форме с именами жителей тех или иных селений. Кроме того, мы впервые стали в массовом порядке публиковать метрические книги Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС). К этой работе мы приступили в 2014 году и в 2020-м ее завершили. Сейчас в печати находится 36-й том, посвященный роду Буляр.
— Получается, вы выявили 36 родов?
— Нет, это было 36 томов. Родов больше. В некоторых книгах было от трех до шести родов. Ведь есть очень маленькие рода, от которых осталось две-три деревни. Например, в Челябинской области осталось две деревни башкир рода Шуран. То есть мы исследовали рода, имеющие живых носителей данной идентичности. Некоторые рода уже исчезли, например, Кунграт, Джалаир. Они фиксируются в архивных документах первой половины XVIII века, но людей, именующих себя кунгратами и джалаирами, уже нет. Вышло всего около 50 родов, имеющих живых представителей.
— Такой труд затратен не только по времени, но и по финансам. На чьи средства выпускались книги?
— Проект «История башкирских родов» финансировал благотворительный фонд «Урал», за что хочется выразить огромную благодарность ему и лично первому президенту Башкортостана Муртазе Губайдулловичу Рахимову. Без сомнения, этот проект останется в истории.
Было 36 томов. Родов больше. В некоторых книгах было от трех до шести родов. Ведь есть очень маленькие рода, от которых осталось две-три деревни
— Где можно приобрести эти книги?
— В Уфе. Правда, многие тома уже разобраны, так что получить их не удастся. Но все pdf-версии книг выложены в интернете.
— Будет ли издан какой-то общий том, где кратко описывались бы все башкирские племена?
— Да, нам хотелось бы это сделать. Мы хотим создать некий компендиум по геногеографии (ДНК-генеалогии) башкирских родов. А затем наложить данные ДНК на известные теории о происхождении башкирского народа. Надеюсь, у нас получится это сделать.
— Кто, кроме вас, трудился над этим многотомником?
— Как правило, это молодые люди, которые работают в разных научных учреждениях. Всего — около 10 человек. Поскольку в некоторых томах описываются рода, которые распространены за пределами нашей республики, привлекались тамошние краеведы. В проекте участвовали генетики из Томска и Перми.
«Если я кому-то не нравлюсь, пусть полемизируют с документами»
— Вас упрекают в том, что в башкирские племена вы включаете современных татар. Это так?
— Такая постановка вопроса ненаучная. Этнографическая наука утверждает, что некоторые башкирские рода проживали на территории современного Татарстана. Читайте Рычкова, Руденко, Кузеева и других. Если они сегодня причисляют себя к татарскому народу, то это их личное самоопределение, их суверенное право причислять себя к кому им заблагорассудится. Однако это не отменяет башкирского происхождения их предков, о чем говорят сама история, архивные документы, а также этническая самопрезентация, отраженная в материалах переписей и метрических книг ОМДС.
Те, кто говорит, что мы включаем татар в число башкир, должны понимать эту тонкость. Они рассуждают так, что если у них татарское самосознание, то их предки были татарами, и пытаются переписать историю. Это все равно как если бы современные английские историки стали утверждать, что жители французской Нормандии и Дании являются англичанами — на том основании, что нормандцы и датчане приняли участие в этногенезе современных англичан. Поэтому глупо отрицать башкирское происхождение определенной части населения востока Татарстана. В то же время они могут как угодно себя идентифицировать — это их право. Этническую идентичность каждый человек выбирает сам.
В наших статьях дается этническая история того или иного племени, с научной точки зрения дается разбор различных категорий населения, кто такие башкиры, тептяри, мишары и т.д.
— При этом в соцсетях вас называют чуть ли не главным башкирским этномиссионером…
— Пожалуйста. Мне неинтересно, как эти фейсбучные бойцы меня называют. Я тоже кое-кого могу назвать фальсификаторами истории, поскольку они хотят переделать историю исходя из современных представлений и политических задач, которые они перед собой ставят. Пусть откроют документы, посмотрят на сведения о тех же булярцах. Там приводятся документы. В наших статьях дается этническая история того или иного племени, с научной точки зрения дается разбор различных категорий населения, кто такие башкиры, тептяри, мишары и т.д. Обзываться в соцсетях много ума не надо, но пусть полемизируют на страницах научных изданий.
— Хотите сказать, что у вас чисто наука, а не идеология?
— Ну какая тут идеология? Основную часть издания занимают документы, а документ — это чистая историчность. Если кому-то не нравлюсь я, пусть полемизируют с документами. Кроме того, проект выходил под грифом ИИЯЛ УНЦ Российской академии наук, а затем Башкирского государственного университета.
— Новый директор казанского Института истории им. Ш. Марджани Радик Салихов готов провести татаро-башкирский симпозиум, на котором историки из Уфы и Казани могли бы обсудить спорные вопросы. Вы приняли бы такое предложение?
— Сначала нужно понять, какие вопросы и темы будут разбираться, на какой территории. Нужно смотреть…
— Что нужно, чтобы вы приняли это предложение?
— Буду ориентироваться на ситуацию, чтобы не получилось так: приезжайте к нам, а мы вас выслушаем. То есть должен быть равноправный диалог.
— Можно ли говорить о конкуренции историков — казанских и уфимских?
— Я бы не сказал, что это конкуренция. Конкуренция предполагает взаимоуважение. Здесь мы видим совершенно другое отношение. Некоторые деятели из того же Института истории им. Ш. Марджани все последние десятилетия «доказывали», что башкир не существует, и вели подрывную работу против Башкортостана. Идеологическая машина в Татарстане тоже в этом деле участвовала. С людьми, которые придерживаются таких подходов, тяжело разговаривать. Это не конкуренция, а идеологическая агрессия, на которую нужно отвечать адекватно.
Некоторые деятели из того же Института истории им. Ш. Марджани все последние десятилетия «доказывали», что башкир не существует, и вели подрывную работу против Башкортостана. Идеологическая машина в Татарстане тоже в этом деле участвовала
«Руководитель республики оказался никудышным»
— Без малого 30 лет назад Татарстан и Башкортостан объявили о своем суверенитете. Помните, как это происходило ?
— Да, хорошо помню эти события, сам в них участвовал. Мы были студентами, восторженно встречали объявление суверенитета, собирали подписи, участвовали в голодовках, митингах.
— Не возникло ли потом разочарования?
— Если рассматривать эту эпоху с позиции историзма, то она многое дала для обеих республик, было сделано много полезного, было очень многое построено. Всему свое время. Тогда была такая ситуация. Затем ситуация изменилась. При этом актуальность федеративного устройства России никуда не ушла. Нужно строить федерацию.
— Ровно десять лет назад Муртаза Рахимов покинул пост президента Башкирии. Что изменилось за прошедший период в республике?
— Почти все эти 10 лет были периодом Рустэма Хамитова. За это время республика сдала по всем позициям. Произошел гигантский откат назад — все это видят, все это знают. Руководитель республики оказался никудышным. Сейчас пришел новый руководитель, будем надеяться, что все изменится к лучшему. Хотя сейчас ситуация в стране непростая. Но в любом случае жизнь продолжается, надо жить и стремиться к лучшему.
— К слову о новом руководителе. Сообщалось, что вас хотели уволить с БСТ, потом у вас состоялась встреча с Радием Хабировым, и вы остались на телевидении. Что это было?
— Этот случай сильно раздут. Произошел обыкновенный производственный конфликт, глава республики вмешался, и вопрос был исчерпан. Я продолжаю сотрудничать с БСТ, моя программа «Историческая среда» продолжает выходить.
— После этого у вас были встречи с Радием Фаритовичем?
— Нет, с тех пор встреч не было.

Разве к Конгрессу татар не было претензий? К таким общественным организациям, аффилированным с государственными структурами, вопросы всегда были, есть и будут. Но они все равно выполняют определенную работу
«Претензии к Всемирному курултаю башкир были всегда. Но разве к Конгрессу татар их не было?»
— В комментариях под вашими публикациями в «Реальном времени» читатели спрашивали, не родственник ли вы казанскому историку Булату Хамидуллину.
— Нет, не родственник. У меня в Казани нет родни. А с Булатом Хамидуллиным пока не довелось встретиться.
— Что происходит с Всемирным курултаем башкир, к которому возникает все больше претензий?
— Они всегда были. Разве к Конгрессу татар не было претензий? К таким общественным организациям, аффилированным с государственными структурами, вопросы всегда были, есть и будут. Но они все равно выполняют определенную работу, которую не будут делать независимые общественники. Поэтому не стоит так строго относиться к ВКБ. А если кто-то хочет, пусть создает альтернативную организацию.
— Создавали же «Конгресс башкирского народа».
— Организации «Конгресс башкирского народа» фактически уже нет. Она создавалась под конкретные политические задачи — борьбу с Хамитовым. Хамитова нет в политической повестке, нет и «Конгресса». Хотя юридически он, наверное, существует.
Справка
Салават Ишмухаметович Хамидуллин — историк, к. и. н., журналист.
- Родился в городе Стерлитамаке в 1968 году.
- Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
- 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
- 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
- С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
- Автор и ведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
- Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
- Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.
комментарии
И тем более завидовать.
кряшены и многие другие возвращаются к своим корням несмотря на то, что некоторым это, мягко говоря, не нравится.
Спасибо.
И я объяснил почему башкир мог записаться татаром из-за опасения, что будут гонений по национальному признаку, так как башкиры воевали против большевиков
Племена, которые называет Хамидуллин половина из них татарские племена из ЗОрды, а другая половина это ногайские и казахские племена которые после ЗОрды!
И при этом татаристам по фиг на исторические источники, где говориться что Чингисхан устроил геноцид татаринов, а сам был из племени кият и не имеет никого отношения к татаринам.
Л. Н. Гумилёв в книге «Древняя Русь и Великая Степь» писал: «Монголо-башкирская война тянулась 14 лет, то есть значительно дольше, чем война с Хорезмийским султанатом и Великий западный поход… Башкиры неоднократно выигрывали сражения и наконец заключили договор о дружбе и союзе, после чего монголы объединились с башкирами для дальнейших завоеваний…»
---
Это не башкиры. Это из Челябинска. А.В. Горохов "Тюркский аспект монгольских завоеваний".
Выдвигает гипотезу, что "Чингиз-хан происходил из рода ярко выраженных европеоидных переселенцев, пришедших с запада, вероятно, из-за Волги. Имя основателя его рода говорит, что тот имел отношение к башкирскому племени Бурзян".
К тому же несколько лет назад корейские археологи, работавшие в Монголии, утверждают, что чингизиды принадлежали гаплогруппе R1B, как и Бурзянцы. При этом ветвь Джучидов имеет другую группу генов.
ВСЕ ОНИ говорят на восточном диалекте татарского языка. Татарин Заки Валиди придумал башкирский народ и Башкортостан, так как обиделся на татар. Как могут 50 племен быть единый народ?? Татары единый народ.
Сами же казанские историки пишут, что предки казанских татар до нконца 19-начала 20 века не называли себя татарами и кидались с кулаками на тех кто так их называл.
А в средневековье и новое время русские всех тюрков подряд называли татарами. Это не было названием народа, а просто политонимом. Наподобие того, как современные русские всех тюрков называют чурками
Ты же в курсе теории этнологии, читал учебник этнологии?
Так вот любой этнос возникает из консолидации различных племен и народов. Так формируется этническое ядро этноса.
То есть это нормальное явление все народы состоят их смеси разных народов и племен.
Сами предки казанлыков не имеют отношения к ордынским кочевникам.
Более того, как и сейчас они негативно относились к кочевникам.
Даже сейчас сохранилась эдакая генетическая память поэтому казанлыки считаю башкир, казахов, ногаев, кыргызов, монгол "отсталыми" и "некультурными", а себя "развитыми" и "культурными".
Это отчетливо видно как раз по коментариям татаристов в соцсетях.
Дөрес язасын брат. Алга татарлар!
Так же как и казахи или ногайцы. Казахам и ногайцам клановое деление не мешает быть прежде всего казахами и ногайцами.
А память о клановом делении это скорее воспринимается, как принадлежность к истории кочевников Великой степи начиная от скифов и сармат и кончая тюрками и золотоордынскими кочевниками.
Каждый казах, башкир, кыргыз, монгол, ногаец гордятся своим клановым делением.
И потом Хамидуллин говорит, мол, некоторые татары вообще башкир отрицают как народ. Вот я ни разу не слышал. Разговоры идут лишь на уровне: татары и башкиры - это БРАТСКИЙ единый народ или всё же БРАСКИЙ, но раздельеый, как русские, украинцы и белорусы?
И потом: что такое история родов? Это уже не история народа получается, а банальная лишь архивастика. Одна из подразделов ИСТОРИИ. И то не самая важная.
Габдель Юссон.
1)Нет и никогда не было народа башкир. Есть 50 племен в РБ,
ВСЕ ОНИ говорят на восточном диалекте татарского языка. Татарин Заки Валиди придумал башкирский народ и Башкортостан, так как обиделся
2) Башкиры- это ногаи
3)Башкиры- это сословие
4)Отрицают архивные данные и шежере
ВЫВОД: пока будут выступать такие люди, отрицающие башкир, спор будет идти бесконечно!
Так такие утверждения и в отношении татар и среди башкирских общественников, отрицающих всё татарское. Ведт правда? Кто первый начал, как говорят блатные - "пошёл в отрицаловку" - сейчас уже трудно разобраться. Нужно остановиться.
Одно видно "невооружённым взглядом". Башкир всегда использовала Москва против татар. Разве было наоборот когда-то? А башкиры же рады стараться использоваться Москвой, вместо единения с татарми.
Короче история один в один, как между русскими и украинцами. У украинцев тоже всегда такая политика в отношении русских - зато у соседа корова сдохла.
Габдель Юссон.
казанские ТАТАРЫ
сибирские ТАТАРЫ
астраханские ТАТАРЫ
крымские ТАТАРЫ
в каких источниках сказано что кунграты, джалаиры, енеи, катаи, минги, гиреи, айле, ураны, это башкиры? источник, это 36 томов сказок? напишите что Адам и Ева башкиры, но мы не поверим
Сейчас это район Юридического института.
Для русских воевод, для которых все татары, или сами они себя так называли?
Перечисляя заслуги своих предков, башкиры особо отметили роль своего «деда Шугур Девлетьева в строении города Уфы и подговоре под высокую державную руку блаженныя памяти великого государя и великого князя Михаила Феодоровича всея России касимовского царя Араслана Алексеевича и за то де пожаловали его Шугура княжим именем»
Так что башкир строил эту слободу и от его имени река Шугуровка. То что потом эту слободу некоторые будут обзывать "татарской" это не имеет никакого значения, это фальш.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/182347-salavat-hamidullin-ya-tozhe-koe-kogo-mogu-nazvat-falsifikatorami-istorii
К сожалению, аналогичная ситуация и в Татарстане
Тахир Давлетшин! Вы вообще не ощущаете Башкортостан. А я там живу, и борюсь, как татарин, за выживание татар там уже 30 лет. Татарстан и Башкортостан-это небо и земля.
Насчет вахтовиков. То, что из Башкортостана едут в Сибирь огромное количество нефтяников , газовиков и других специалистов, надо гордиться.
Допустим число вахтовиков равно 100 тысячам, они зарабатывают 100 тыс. рублей в месяц. Получается, что они привозят в Башкортостан 10 млрд. рублей в месяц. Это огромные инвестиции в экономику Башкортостана. Сколько квартир они купили, сколько машин они купили, сколько купили других товаров и т.д. А вахтовики ,в основном, татары.
Габдель Юссон.
----
Вас интересует ваши предки? Милости просим в архивы.
Күл һыуҙары күк-күңгәк.
Асылыкүл буйҙарында
Кәрәк уйнамаҡ-көлмәк.
Асылыкүл, Асылыкүл,
Шунда асыла күңел...
Мин татар малай)
И все неймется некоторой части башкурдов и чувашинов, катают и катают свои гнусные измышления.
Живете на Мадьярской Земле, хоть бы раз вспомнили и спасибо сказали этому гордому народу, что уступили вам место.
Татары, между прочим, всегда трудились и трудятся, свою цивилизацию, в отличие от некоторых, сами построили.
И еще - интеллект на базаре не купишь.
Мурза — высший слой татарского дворянства. В России титул мурзы считался эквивалентом графского.
Служилые татары — татары, находившиеся на государственной службе в Российском государстве.
Ясачные татары — припущенники из татар, платившие ясак правительству России.
Лашманы — татары, участвующие в заготовке корабельного леса для постройки флота России.
Мишари- народ, часть обрусевшая, а часть отюрченная, частично в военном сословие.
А вообще, приезжайте к нам в Казань. Город у нас гостеприимный. Пообщайтесь тет-а-тет с местными историками, без прессы. Чтоб не было каких-то спекуляций на тему ни с чьей стороны. Уверен, накал страстей утихнет.
Не сметь изображать из себя татарина!
Желательно с пруфами. Где, что он говорил.
Оболгать человека легко.
А еще я читал недавно как «башкиры возводили на трон Чингисхана» а потом «спасали от Чингисхана Европу, воевав с ним долгих 50 лет» :))
Про Чингисхана это популярный среди ордынских кочевников рассказ. Варианты этого рассказа распространпны среди казахов, башкир, и каракалпаков. Этот расказ в 17 веке был включен в сборник Дафтари Чингиз-наме.
23-й выпуск серии «татарская археография» посвящен сборнику татарских исторических дастанов, в который вошли эпические произведения о роде Чингиз-хана; о Хромом Тимуре; об Амате, сыне Айсы; об Идигей-беке; о владениях; об истории. Каждый дастан представлен в виде отдельной главы. В книге, наряду с текстами самих рукописей, приведены образцы факсимеле списков, описание рукописей и словарь.
Дафтари Чингиз-наме татары сочиняли и записывали. Авторы дастанов и авторы рукописей татары.
А русские использовали слово "татар" просто как синоним слова "тюрк".
Поэтому в текстах тех времен под "татар" нужно понимать "тюрки"
Смешной ты тролль. Государства татар были, Марко Поло и Ибн Арабшах и Рашид-ад-дин и многие другие про это говорят, Великая Татария на картах была, татарские ханы были, татарские кланы Ширин, Аргын, Барын, Кыпчак и другие были, про "татарский язык - татар теле" написано в Кодекс Куманикус, про татар писали все от Японии до Франции, а татар оказывается не было. Смешной ты сказочник.
Мудрая народная пословица.
Абрар Каримуллин Татары: этнос и этноним
В данном случае видимо башкиры. Могут быть крымцы. Или и те, и другие.
Скорее всего, что они башкиры. Потому как современный казанско-татарский язык совершенно башкирский в своей основе, но с крымским звучанием. Этот язык и был языком элиты КХ. Постепенно на него перешло и податное чувашское население края. Основное население КХ.
Странно неправда ли?
Сегодня некоторые хисторики рассказывают о татарах существующих со стародавних временах, а человеку жившиму 200 лет назад, на этой же земле, ничего неизвестно о татарах.
К татарам не имеет отношения.
Вы любители приписывать себе все башкирское.
Но разделенный искусственно международными марксистами-террористами Лениным и Троцким в 1919 году.
Если бы красные диктаторы Ленини Троцкий создали бы в 1919 году Ярославскую АССР, а в 1920 году Вологодскую АССР, то в 2020 году ярославцы и вологодцы тоже спорили бы между собой, кто они такие.
А так они стали единым этносом - "русскими", с единым литературным языком и культурой.
Так и поволжские тюркские мусульмане могли стать единым этносом с единым литературным языком и культурой.
В начале 20 века даже уже шла дискуссия, как назвать новый единый этнос.
Склонялись к названию "мусульманин", но это название слишком общее.
Но поволжских тюркских мусульман насильственно, искусственно разделили на "башкир" и "татар" международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий, которые преследовали свои диктоторские цели удержания власти и разжигания Мировой марксистской (коммунистической) "революции".
Если найти общий этноним для "башкир" и "татар", то они быстро станут единым этносом с единым литературным языком.
Баштат?
Татбаш?
Бат?
Таб?
Бит?
Тиб?
???????
В огузских языках корт это волк.
Гумилев писал, что у алтайских тюрков мужчины и женщины по разному называют волка. На мужском языке - курт, на женском -бөрү.
БАШҠОРТ - это то!
БЕЗ БАШКОРТЛАР!
БЕҘ БАШҠОРТЛАР!
БЕҘ БАШҠОРТТАР!
---
Прочитай еще раз. Попытайся вникнуть в написанное. Предустановки от Хакимова забудь на время.
Ставлю всем лайк
Можно повторить.
Но, правда, после этого стал гораздо меньше хамить и скандалить.
В Красной Башкирии марксисты-диктаторы действовали аналогичным образом и там также умирало огромно количество "башкир" от голода.
"Благодаря" провокации Ленина и Троцкого поволжские тюркские мусульмане так и не сложились в единый этнос с единым литературным языком и до сих пор выясняют отношения, кто как называется...
Хотя "названия" им дали красные диктаторы-марксисты.
А вот удмурты смогли отказаться от "ленинского" названия вотяки.
Или Вы не татарин?
Сами предки этиз "татар" до начала не называли себя татарами и, как пишет Г. Ибрагимов с кулаками кидались на тех, кто их так называл.
Это прекрасно знают татаристы. Тот же самый Д. Исхаков, наприпер.
Исхаков же и пишет, что предки казанлы назывались чувашами или бесермянами и были основным начеление Казанского ханства. Правда он считает этих чувашей (бесермян) потомками булгар. Но уже в советские времена на науяной сессии 1946 года, посвященной этногенезу казансих татар, все пришли к выводу, что казанлы не являются прямыми потомуами булгар.
Я считаю, что основой предков казанлы были финно-угорские народы.
Об этом говорят не только гегетика и антропология, но и археология, В Волжской Булгарии основой населения были финно-угорские народы
Марджани, Рамзи, Губайдуллин, Гимади, Халиков, Фахрутдинов, Усманов, Исхаков, Измайлов всегда говорили что татары из разных народов произошел. Много разных народов стали татарами в Алтын Урда, в татарских ханствах, в Русской Империи. Так написано в семи томах « История Татар »
А ваш народ башкирский всегда делиться между собой на племена, не хочет они быть один народ
"Булгарское происхождение – наша суть и честь, а также основание нашей гордости.
Ризаитдин Фахретдин - писатель-просветитель (1859-1936 гг.).
Муфтий ЦДУМ в 1922-1936 гг.
Родиной наших предков являются долины, леса и степи Алтын тау (Алтайские горы – ?) и Средней Азии. Их соседями по цивилизации были китайцы. В их древних историях содержатся сведения о тюрках (тукю). Здесь нет ни слова ни о названии, ни о происхождении “татар”.
В древних иранских историях, даже в легендах есть сведения о тюрках, Туране и Туркестане, в них нет ничего о названии и делах татар. Византийские истории сообщают о тюркском кагане, посольствах, направленных в Туркестан, но не говорят о татарском хане или Татарстане. Арабские историки рассказывают о “тюрках” и “атраках”, но не знают о татарах. Наш самый старый историк Абульгази Бахадир хан назвал свое историческое сочинение “Шежере-и тюрк”, а не “Шежере-и татар”.
С древних времен известны “уйгурские тюрки”, “тюркские надписи”, “тюркские сочинения”, “тюркские буквы”, но никак не “татарские”. Потому что “татар” нет.
Всемирные истории, географии рассказывают об Аравии, Афганистане, Туркестане, Тюрк юрду, однако не говорят “Татар юрду”. Потому что в мире нет “татар” и “Татарстана”.
Хотя и сообщается о существовании небольшого племени “татар” среди монгольской нации, однако их забыли из-за того, что они не играли особой роли в истории и цивилизации и к тому же исчезли еще во времена хата Батыя. Поэтому нас оставляет в недоумении, что тюрков стараются всеми силами назвать именем дикого и неизвестного племени.
Сегодня научно признано, что булгары, известные в Византии («Стране Рум»), являются поволжскими булгарами, ославянившимися после переселения.
“Йыуаныч” (“Утешение”), 41 глава
Кто мы?
(Извлечено из личного письма господина Валиулла Ануари, написанного нам из города Зайсан).
Уважаемый господин! Надеясь на прощение, я обращаюсь к Вам с очень важной для меня проблемой. Эта проблема связана с нашей идентичностью. Наш народ, по моему мнению, является булгарскими тюрками. Булгарские тюрки были в свое время цивилизованной, развитой, богатой нацией, имеющей государство. Благодаря политике и торговле они были известны византийцам, иранцам, хорезмийцам и туркестанцам. На них часто нападали и беспокоили дикие народы, которых привлекало их чрезмерное богатство. Это принесло им много горя и разрушений. В результате этого их правительство пало.
Верно, что их правительство было уничтожено. Однако они сами не исчезли. Они решительно и твердо сохранили свою нацию и веру. Они и сегодня есть и продолжают сохраняться в прежнем состоянии, продолжают жить, сохраняя свою национальность и веру.
В настоящее время все народы, которых называют казанскими людьми, мишарями и башкирами, являются булгарскими тюрками. Называть их татарами является большой ошибкой, изобретенной неграмотными людьми.
Булгарское происхождение – наша суть и честь, а также основание нашей гордости. Почему мы поднимаем дикий татарский народ? Народы, которых называют татарами, на самом деле не являются татарами, а являются монголами. Для булгаров не было никакой пользы от чингизидов, они ничего им не дали, и не только не дали, а разрушили культуру, жизнь и торговлю булгарских тюрков, а самих пленили. Горечь от их убийств и жестокостей была очень сильной. Разрушенное состояние города Булгар является памятником, напоминающим жестокость чингизидов. В Булгарском государстве кроме уничтожения и разрушения не осталось никаких следов от чингизидов. В целом, известно, что у них не было склонности к цивилизованности.
В последнее время наша молодежь по какой-то причине начала называть себя татарами. Есть причина по какой русские назвали булгарских тюрков татарами. Однако не известно по какой причине наша молодежь стала называть себя татарами.
(Эти мысли господина Валиуллы созвучны с нашими давними мыслями, даже убеждениями. Однако после того как я увидел, что в последнее время после предоставления всем прав и свобод, наша молодежь стала уничтожать все религиозные медресе, выкидывать из домов ученых и деятелей, и даже выкидывать в снег вместе с маленькими детьми, оставлять их без куска хлеба, самих отправлять на каторжные работы, хулить нашего пророка, Священный Коран, и даже бога, и стали атеистами, то я поверил, что этот народ является татарами. – Ризаитдин Фахретдинов).
В то время чингизиды были для наших предков и всей нашей нации настоящим ходящим бедствием. Они угнетали не только нас, но и туркестанских тюрков, иранцев и даже арабов. Но арабы и иранцы не приняли для себя ложное и неправильное название чингизидов “татары”, они оставили себе свои прежние названия и продолжают так называться. Почему только мы должны принять это ложное название?
Зайсан. Валиулла Ануари. 20 декабря 1917 года.
“Йыуаныч” (“Утешение”), 44 глава"
Они оба любят говорить про Алтын Урда.
Айдар Х.
такие струи погоду не делают ))))))))
"Вот, улым, не будешь спать. Позову историка Хамидуллина, он тебя башкиром сделает".
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
В Германии из-за несоответствия продукта европейским требованиям было уничтожено 600 килограммов башкирского мёда. Такие данные озвучил глава республиканского сельхознадзора.(газета Аргументы и факты)
Татары и башкиры один народ
Дикари для русских
Надо быть вместе
Так писал Гаспринский
Он был прав
30 лет назад образ будущего пытались выстроить только оголтелые реваншисты и фашисты. Теперь нам приходится крутиться вокруг советского аэородрома, пытаясь сесть обратно.
Постарайтесь уж переплюнуть Олдоса Хаксли и братьев Стругацких.
Хватит здесь отрицать то, чего и так не было 200 лет назад
А тебе не приходило в голову, что раз твои предки записали себя башкирами, что они и есть башкиры, а рода есть только у башкир, у казанлы их нет и никогда не было, потому, что они не имеют отношения к кочевникам.
Насчёт томов наверное так, но монголоидность , спорно. Внешность может быть разная, содержание всё же одинаковое с татарами, а язык тот же!
Кашгари.11 век . говорил , что башкиры, народ с "чистым" тюркским языком.В то же время , до того булгарский язык был практически идентичен хазарскому. Современные караимы, прямые потомки хазар, язык татарский (старотатарский), вера иудейская. Они мало чем изменились с тех, древних пор.Произведение булгара Кол Гали написано на хорезмийском.лиже к половине 10 века .Хазария ослабла . произошли природные катаклизмы, половцы вытесняют коренное население Урало-Поволжья мадьяр. которые называли ещё себя башкирами (хозяевами этих земель)Многочисленные половцы , родственные булгарам , подданные Хазарии(возможно и сами в какой то мере ими являлись).Вливаются в войска булгар . Русская летопись:" самые злые из булгар сарочины!" , то есть сарацины-половцы.Они стали называть себя, тогда часть булгарами и в большинстве башкирами. Заняли огромное пространство, доминировали в военном отношении. использовались в союзе с булгарами в войнах и защите рубежей Булгарии. Поэтому город на башкирском "кала". на татарском ещё и "шэхэр". Кала , от него русское колесо, каланча. Это подвижная застава булгар. Использовалась на периферии государства, то есть приграничными народами.Если говорить о европейскости татар(булгар), мы знаем , что подданными булгарского эльтебера названы славяне("Записки Ибн Фадлана")Можно предположить изначально самих булгар(хазар) было меньшинство ,а народ был славяне, то есть, это предки русских мусульман. а потом уж они смешались с половцами("башкирами") и язык трансформировался, это протоязык современных татар..Так, что в подавляющем большинстве и башкиры и татары имеют общих предков. Не исключено, чуваши также одно из подразделений половцев, вот они действительно активно смешивались с местным финно-угорским населением, что впрочем такого никто из народов не избежал:и русские , татары и башкиры.что там скрывать татарам свою историю. может всё дело не в татарах, а в предках русских , славянском мусульманском населении Булгарии Да и не совсем ясно с многочисленными староверами, оказывается и боярыня Морозова .татарских корней. Что интересно . булгаров , как народ перестали практически сразу называть . особенно в начале повальной христианизации Поволжья, хотя в титуле великого князя(царя) есть. это название, сам народ "исчез", странно.Это уж понятно трансформация чего , кого и как происходила!,,, с уважением ко всем народам и башкирам,естественно!