Владимир Познер: «Шаймиев — человек удивительный не только по уму, но...»

Известный тележурналист о неудобных вопросах Путину, несуществующей отечественной журналистике и четырех причинах рождения терроризма

Владимир Познер: «Шаймиев — человек удивительный не только по уму, но...»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

В Казани выступил известный телеведущий Владимир Познер. В течение двух часов мэтр российской журналистики делился своим мнением о разных вещах, волнующих как лично его, так и слушателей, пришедших на встречу с ним. О некоторых из обсуждаемых проблем — в материале корреспондента «Реального времени».

«Почему-то сказали, что это концерт»

Билеты на выступление Владимира Познера в Казани стоили весьма солидно, как на известную рок-звезду — от 1 тысячи (на галерке) до 12 тысяч рублей (за «козырные» места). Однако послушать любимого ведущего в ГТРК «Корстон» все равно пришло более тысячи человек. Сам виновник торжества появился с 15-минутным опозданием. Тем не менее зрители терпеливо ждали Владимира Владимировича, и с его выходом на сцену бурно зааплодировали. Программа выступления состояла из двух частей — монолога и ответов на вопросы.

— Почему-то сказали, что это концерт. Я хоть и люблю попеть, но делаю это дома, перед своими, — пошутил телеведущий.

О корнях терроризма

Начал Познер со своего понимания причин недавних терактов в Париже, ведь для него Париж и сама Франция — его родина, как он признался позднее: там он родился, чувствует себя как дома, к тому же его мать — француженка. И ничуть не удивительно, что этот вопрос его волнует больше всего.

По его мнению, первая причина терроризма в том, что ислам, будучи весьма прогрессивной религией, внесшей огромный вклад в различные сферы науки, искусства, философию, стал оттесняться на вторые роли. И та часть человечества, которая была некогда ведущей, стала «вторичной», а страны исламского мира оказались колониями европейских держав. Поэтому чувство горечи, жажды ответа среди населения, оказавшегося «третьим миром», довольно сильное.

Вторая причина — политическая. Например, Франция, испытывая чувство вины перед своими бывшими колониями, открыла двери для населения этих стран, предоставляя им различные льготы. Мигранты, прибывая в новую страну, селились в своеобразных анклавах, неохотно интегрируясь в общество. В свою очередь, у правительства «не хватило решительности, проявилась толерантность, терпимость». Подобное чувство вины испытывает и Германия за две мировые войны.

Третьей причиной журналист назвал советско-американское противостояние. Если одна из сверхдержав появлялась в какой-либо стране, чтобы оказать помощь одной из воюющих сторон, другая сверхдержава автоматически поддерживала другую сторону. В качестве примера он назвал Афганистан, в результате действий сверхдержав в котором выросла «Аль-Каида», поддерживаемая США.

Четвертая причина — крушение идеалов — как на Западе, так и на Востоке. Например, США, декларируя многие демократические принципы, нередко их нарушают. На деле для руководства самым главным оказываются деньги, ресурсы. «Для молодежи идеалы — это важно. ИГИЛ (организация запрещена в России — прим.ред.) предлагает идеалы: во что верить, к чему стремиться. Неудивительно, что и представители европейских народов, американцы примыкают к ИГИЛ», — считает журналист.

«В России журналистики нет»

Немало он говорил и о журналистике: как в своем монологе, так и в ответах на вопросы зрителей. К слову, среди задающих вопросы было немало студентов-журналистов.

По его словам, необходимо различать журналистику и пропаганду, журналистику и аналитику.

— В России журналистики нет. Есть отдельно взятые журналисты. Вообще с журналистикой дела обстоят плохо. Ведь можно потерять работу, если захочешь быть настоящим журналистом, — отметил он.

Есть отдельно взятые журналисты. Вообще с журналистикой дела обстоят плохо. Ведь можно потерять работу, если захочешь быть настоящим журналистом

Молодым людям, желающим стать журналистами, он посоветовал: «Уходите, пока не поздно». А если действительно не представляют себя вне журналистики, то «всегда пробуй» и «всегда отдавайте себе отчет». Кстати, на факультеты журналистики он настоятельно не рекомендует идти, поскольку «там ничему не научат». Чтобы стать журналистом, нужно перед этим набраться немалого опыта.

— Это тяжелая профессия. Нас не любят. Мы копаемся в плохом правительстве, а там любят говорить о хорошем, — сказал Познер.

«Шаймиев — человек удивительный»

Один из зрителей интересовался, знаком ли Познер с первым и нынешним президентами Татарстана — Минтимером Шаймиевым и Рустамом Миннихановым.

— Шаймиев был у меня в передачах, я общался с ним. Он — человек удивительный не только по уму, но и по мудрости, по умению общаться, по такту. Это редкое явление, особенно среди политиков. Ведь политики сами не уходят, а он ушел. Это надо быть большим человеком, я к нему отношусь с большим почтением, — признался Познер.

Что касается Минниханова, то с ним лично журналист не знаком, и поэтому отношение к нему еще не сформировалось.

Между тем позднее он сообщил, что в целом не очень любит политиков и чиновников, как и они его. Например, к министру культуры Владимиру Мединскому и его предложению учитывать государственные интересы в учебниках истории он относится плохо. Так что Минтимер Шаймиев оказался неким исключением.

«Я бы на месте Путина ко мне не приходил»

Следует отметить, что большинство ответов Познера, касающихся политики, экономики, журналистики и других сфер, не были оригинальными, скорее, были даже очевидными, за исключением «Как вы относитесь к…?». Вообще, почти каждый, кто обращался к человеку на сцене, вначале расхваливал Познера и благодарил его за огромный вклад в отечественную журналистику, а потом уже задавал волнующий его вопрос. Однако порой были более оригинально сформулированы вопросы, нежели ответы. Например, один из них касался его отношения к КВНу, рэпу и кальяну.

Что касается Клуба веселых и находчивых, Владимир Познер с удивлением для себя обнаружил, что и там есть цензура: нужно заранее показать номер и получить на него добро. «Я его не смотрю, хотя бывает смешно и остроумно», — сказал Познер.

К рэпу в целом у него отношение хорошее: рэп, как и рок, родился для выражения протеста, хотя музыкой Познер не считает. Кальян он не курит, как не курит вообще (бросил в 1989 году).

Другие необычные вопросы: «Что вы скажете, если окажетесь перед Владимиром Владимировичем (Путиным)?». И аналогичный, но на этот раз вместо Путина — Нельсон Мандела.

Я давно добиваюсь интервью с Владимиром Владимировичем. Он — умный человек и понимает, что я буду задавать неудобные вопросы. Я бы на его месте ко мне не приходил. Зачем ему это?

Познер не сомневается в популярности Путина, которому не нужен дополнительный пиар.

— Я давно добиваюсь интервью с Владимиром Владимировичем. Он — умный человек и понимает, что я буду задавать неудобные вопросы. Я бы на его месте ко мне не приходил. Зачем ему это? Что бы я у него спросил, я вам не скажу, вдруг придет, — ответил Владимир Владимирович со сцены.

Нельсона Манделу журналист назвал своим кумиром. Понимая, что вряд ли встретится с умершим президентом ЮАР, но гипотетически предположив, что все же такая встреча состоится, он бы у него спросил: «Как ты там держался один больше 20 лет?».

Завершился «концерт» Познера вручением ему портрета и автограф-сессией. Из желающих получить росчерк пера выдающегося журналиста выстроилась длинная очередь, затянувшаяся на час.

1/28
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
Тимур Рахматуллин, фото Романа Хасаева

Новости партнеров