«Махеев» vs. «Нэфис»: «майонезная война» версия 2.0?

Елабужский производитель майонеза выставил казанскому оппоненту счет на 800 миллионов

«Махеев» vs. «Нэфис»: «майонезная война» версия 2.0?
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Как стало известно «Реальному времени», елабужская компания «Эссен Продакшн АГ» намерена через суд взыскать с казанской ГК «Нэфис» более 800 млн рублей за выпуск майонеза под лейблом «Майонез». По мнению елабужского производителя, на сторону которого ранее встало татарстанское УФАС, продукция КЖК была схожа до степени смешения с продуктами «Эссен». По словам совладельца компании Леонида Барышева, потери от действий конкурента оцениваются в 1,5 млрд рублей.

Откопали топор войны

В четверг Арбитражный суд РТ под председательством Ильгиза Хасаншина приступил к рассмотрению иска АО «Эссен Продакшн АГ» к двум ответчикам — ОАО «Казанский жировой комбинат» и индивидуальному предпринимателю Богуславской Карине Ирековне из Москвы. Истец потребовал взыскать с них в солидарном порядке убытки в размере 826 995 000 рублей.

По сути, можно говорить об очередном раунде противостояния между группой «Нэфис» (КЖК входит в бизнес-империю Ирека Богуславского (фото на постере) и партнеров) и депутатами, предпринимателями из Закамья Вадимом Махеевым и Леонидом Барышевым (группа «Эссен»).

Уже мало кто помнит, что именно изначально рассорило успешных бизнесменов, производящих востребованные на федеральном уровне продукты. Однако в СМИ можно найти сообщения о том, что еще в 2007 году КЖК подал иск против елабужан, выпускавших тогда майонез «Махеевъ с перепелиным яйцом». По мнению казанской компании, «Эссен» и еще одно татарстанское предприятие — «Счастливые времена» — незаконно воспользовались ее интеллектуальной собственностью — запатентованной рецептурой майонеза с содержанием перепелиных яиц. В ответ ЗАО «Эссен Продакшн АГ» подало иск к ОАО «Казанский жировой комбинат» о признании права преждепользования на рецептуру майонеза «Провансаль». Судебные тяжбы продолжались несколько лет, получив в прессе символические названия «перепелиная» или «майонезная» война, и закончились уходом с рынка «Счастливых времен».

Трубку мира так и не раскурили

В четверг должен был стартовать новый этап «майонезной» войны. Однако 19 ноября заседание так и не состоялось. Представитель истца перед началом процесса подала ходатайство о переносе слушаний в связи с тем, что накануне должны были состояться переговоры между учредителями двух предприятий по вопросу заключения мирового соглашения.

— Просим отложить, чтобы по крайней мере использовать эту возможность, — прокомментировала ходатайство юрист АО «Эссен Продакшн АГ».

«Реальное время» направило запрос в пресс-службу «Нэфис групп», но на момент публикации ответ не поступил. Не стал комментировать ход процесса и совладелец «Нэфиса» Дмитрий Самаренкин.

Леонид Барышев же рассказал «Реальному времени», что вчера в перерыве сессии татарстанского парламента встретился с президентом РТ Рустамом Миннихановым и обсудил с ним судебный конфликт. Как оказалось, пока о мире говорить рано.

— Они производили майонез, где «Майонез» написано такой же плашкой, как «Махеев». Это схожесть до степени смешения, поскольку все (покупатели) думают, что это мы. Они произвели порядка 22 тысяч тонн этого продукта. В 2010 году мы подали в антимонопольную службу, в течение 2 лет были разбирательства. В конце концов, их признали нарушителями закона о конкуренции, соответственно, у нас возникает право требовать компенсацию за 3 года использования товарного знака. Общие убытки составили 1,5 миллиарда примерно, но мы пока требуем 800 миллионов, — объяснил Барышев «Реальному времени». — Вчера вечером (в среду — прим. ред.) мне позвонили, сказали, что у них (представителей группы «Нэфис» — прим. ред.) появилось желание встретиться в присутствии президента Татарстана. Сегодня встретились, и я так думаю, что произошло недопонимание. В правовом поле все на нашей стороне, я думал, что они хотят предложить компенсацию, чтобы не идти в суд. Но конструктива никакого не получилось.

КЖК попросил признать нарушение малозначительным

На сайте Федеральной антимонопольной службы России присутствует постановление по делу о нарушении законодательства Российской Федерации ОАО «Казанский жировой комбинат» от 23 ноября 2012 года.

В документе говорится, что ЗАО «Эссен Продакшн АГ» осуществляет деятельность на товарном рынке майонеза России и «вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации майонез «МАХЕЕВЪ» в оригинальных упаковках «ведро» и «дой-пак». КЖК, в свою очередь, наряду с брендом «Mr. Ricco» с марта 2010 года «вводит в гражданский оборот майонез с наименованием «Майонез» в оригинальных упаковках «ведро» и «дой-пак».

Далее сообщается, что ЗАО «Эссен Продакшн АГ» представлено заключение социологической экспертизы, производство которой было поручено Арбитражным судом Самарской области Институту социологии Российской академии наук. Социологи поставили перед фокус-группой следующий вопрос: «Имеет ли место введение потребителей в заблуждение относительно товарного знака №192060 «МАХЕЕВЪ» на упаковках, производимых ЗАО «Эссен Продакшн АГ», и изображения «Майонез» на упаковках, производимых ОАО «Казанский жировой комбинат», а также введение в заблуждение потребителей относительно производителей указанных продуктов?».

Оказалось, что упаковку «ведро» майонеза «МАХЕЕВЪ» и упаковку «ведро» майонеза с наименованием «Майонез» сочли схожими 67% опрошенных, 12% полагают, что они непохожи, 21% затруднились ответить. 46% опрошенных посчитали, что данные продукты изготовлены одним производителем, 19% — что разными, 35% затруднились ответить на данный вопрос. 57% респондентов согласились с тем, что могли бы перепутать указанные продукты при покупке, 23% считают, что не совершили бы подобной ошибки, 20% затруднились ответить.

По результатам проведенного исследования эксперт пришел к выводу о наличии введения потребителей в заблуждение относительно товарного знака «МАХЕЕВЪ» на упаковках продукции, производимых ЗАО «Эссен Продакшн АГ», и изображения обозначения «Майонез» на упаковках продукции, производимой ОАО «Казанский жировой комбинат». В итоге вина ОАО «Казанский жировой комбинат» в совершенном административном правонарушении установлена. Из смягчающих обстоятельств было указано, что КЖК снял с производства майонеза «Майонез» в старом дизайне с мая 2010 года, «дизайн обозначения «Майонез» на упаковке «ведро» был изменен: в букву «з» было вставлено изображение головы фантазийного утенка».

В ходе разбирательства КЖК попросило признать административное правонарушение малозначительным и не карать штрафом. В итоге «Казанский жировой комбинат» оштрафовали всего на 250 тыс. рублей.

«Реальное время» будет следить за развитием процесса.

Александр Третьяков, Дина Валиуллина

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров