Медиа-трибунал обещает «не пригвождать к стене» татарстанских журналистов

Комиссия по жалобам на прессу будет состоять из двух палат — палаты «прокуроров» и «адвокатов». Состав огласят завтра

Завтра станет известен состав татарстанской комиссии по жалобам на прессу, которая создается по аналогии с федеральной коллегией. Она будет состоять из двух палат и, по замыслу организаторов, станет площадкой для дискуссий между СМИ и лидерами общественного мнения. При этом единственным ее оружием станет осуждение, обещают ее создатели. Мнения руководителей татарстанских СМИ разделились.

Возможно, в комиссии будут и блогеры

Слухи о появлении комиссии по жалобам на прессу начали ходить пару недель назад. В кулуарах заседания президиума Госсовета РТ, который прошел 10 ноября, можно было слышать, как зампредседателя Госсовета, а по совместительству председатель союза журналистов РТ Римма Ратникова обсуждает с коллегами новый орган. Однако тогда не был известен его состав.

Ратникова держит его в секрете до сих пор. По ее словам, это будет орган общественного самоуправления, который создается по аналогии с федеральной коллегией по жалобам на прессу. Как и федеральная структура, местная комиссия будет состоять из двух, судя по всему, противоборствующих между собой палат. В одну из них войдут лидеры общественного мнения, ньюсмейкеры. «Безусловно, это известные личности, у нас будут и представители духовного управления мусульман, метрополии, суда, прокуратуры, общественных институтов и госструктур, кто так или иначе сталкивается с прессой», — рассказала Ратникова «Реальному времени».

Вторая палата будет состоять из журналистов и руководителей СМИ, которые, по словам главы союза журналистов, «держат информационное поле». «Это 4 телекомпании, надеюсь, что будет «Вечерняя Казань», они не все еще дали свои предложения, «Бизнес-онлайн». Хочется, чтобы не только государственные СМИ, и блогеры, может быть. Все определится уже завтра, в 9 часов заседание», — говорит она. Именно завтра утром, по ее словам, и будет утвержден состав региональной комиссии.

Журналистов испугают «товарищеской критикой»

Ратникова обещает, что работа комиссии не будет сводиться лишь к осуждению журналистов. «Скорее это будет соревновательность мнений, дискуссионная площадка», — говорит зампредседателя татарстанского парламента и когда-то руководитель ИА «Татар-информ». По ее словам, по любому поводу комиссия собираться не будет, на ней будут рассматриваться только «резонансные» жалобы. «И не значит, что будет суд и журналистов будут пригвождать к стене. Это просто обсуждение, может, и оправдание», — сказала она «Реальному времени». На вопрос о том, какие полномочия у комиссии, Ратникова ответила, что никаких административных санкций к журналистам комиссия вводить не сможет, она сможет только обсуждать их работу. «Но товарищеская критика для журналиста, думаю, тоже серьезный механизм», — считает она.

«Покритиковать» журналистов общественники смогут уже завтра. Отметим, что первое заседание комиссии пройдет в рамках более глобального мероприятия — выездного пленарного заседания Постоянной комиссии по гражданскому участию в модернизации экономики Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Там примут участие председатель совета Михаил Федотов, председатель Постоянной комиссии по гражданскому участию в модернизации экономики Евгений Ясин, политик и член комиссии Ирина Хакамада, вице-премьер РТ Василь Шайхразиев, уполномоченный при президенте РТ по правам предпринимателей Тимур Нагуманов, председатель общественной палаты РТ Анатолий Фомин, уполномоченный по правам человека в РТ Сария Сабурская и другие чиновники.

Две палаты

Ожидается, что комиссия по жалобам на прессу будет сформирована перед его началом. Отметим, что в федеральной коллегии по жалобам на прессу председателем палаты медиа-сообщества является Федотов, а со стороны медиа-аудитории — бывший уполномоченный по правам человека в РФ, политолог Владимир Лукин. В разделе «поступившие жалобы» значатся всего 4 — на Новгородский портал и журналиста Антония Киша от председателя комитета правительства Новгородской области по взаимодействию со СМИ Анатолия Гусева за «недобросовестную и некорректную критику в адрес комитета», на «Российскую газету» из-за публикации неподходящего фото от жительницы Тулы, на статью МК об убийстве трехлетней девочки в Томске от жительницы Томска за «укрепление в обществе негативных стереотипов и искажение реальных фактов» и известная в рунете жалоба на статью «Собчак & Красовский: Дорога к храму» на сайте «Сноб» от жительницы Казани за возможное «оскорбление чувств религиозных верующих в той части, где корреспонденты беседуют с имамом мечети, а именно слова корреспондентов о том, что ислам — религия агрессивная, а мусульмане отрезают головы».

Еще 17 жалоб, по данным сайта, сняты с рассмотрения, а всего за время существования комиссии рассмотрено более 120 жалоб.

«Начнем с того, что я не совсем понимаю сути данной комиссии»

«Реальное время» опросило представителей республиканских СМИ о целесообразности нового органа.

Ильшат Аминов — генеральный директор ТНВ:

— Много резонансных дел, мало — все равно такая комиссия нужна. Если мы сможем некоторые резонансные дела решить в несудебном порядке — это уже здорово. Я просто не совсем еще представляю весь объем работы, так как мне только сообщили о том, что будет такая комиссия. Но я считаю, что наличие любой площадки для обсуждения конфликтных ситуаций — это хорошо. Даже если эта конфликтная ситуация будет возникать один раз в год.

Наличие любой площадки для обсуждения конфликтных ситуаций — это хорошо, убежден Ильшат Аминов. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Алмаз Миргаязов — главный редактор «РБК-Татарстан»:

— Во-первых, начнем с того, что я не совсем понимаю сути данной комиссии. Насколько мне известно, она создается на основе какого-то громкого дела, потому что там есть ссылка на некий прецедент. Опять-таки в документе, регламентирующем данное заседание, нет информации по какому именно происшествию пришла жалоба в соответствующие органы, поэтому я сейчас не могу выразить к этому ни позитивное, ни негативное отношение.

Нам на завтрашнее заседание было приглашение рекомендательного характера. То есть никого из нашей редакции никуда идти не заставляют. Нам интересен регламент этого заседания, потому что, судя по тем документам, которые доступны нам на сегодня, мы знаем про что это, но не знаем конкретной подоплеки — ситуации, которая привела к этому заседанию.

Видимо, это некий контроль в подаче информации, особенно экстренного характера. Я совершенно трезво осознаю, что в подобных случаях журналист, естественно, побежит и будет писать то, что чувствует и видит. Но видят, к сожалению, журналисты разное. Поэтому в первые минуты, часы после происшествия публикуется противоречивая информация. Я вполне оправдываю инициативу властей, которые все-таки решили внести какой-то порядок реакции СМИ на те или иные экстренные ситуации.

Лиля Галимова — заместитель директора Филиала ФГУП ВГТРК ГТРК Татарстан:

— Насколько я понимаю, инициатором выступает именно общественная структура. Соответственно, накопился какой-то пласт, объем конфликтных вопросов, которые нужно решать. Учитывая нереально огромный поток информации тех медиаресурсов, которые существуют хотя бы в нашей республике, нужна структура, которая, понятно, что это не последняя инстанция, но тем не менее сможет поднять эту проблему.

Мне самой достаточно любопытно, как это будет выглядеть. Я читала, что завтра в Ратуше будет мероприятие… Самой интересно, у нас очень многие коллеги заинтересовались этой темой, но конкретно, как это будет выглядеть и кто будет входить в этот совет, я, к сожалению, не знаю.

Ольга Кудрина — главный редактор газеты «Коммерсантъ-Казань»:

— Раз создают, значит, это кому-то нужно. Неплохо было бы лишний раз обсудить проблемы. Правда, я не знаю, кто будет в составе комиссии, в праве ли он судить деятельность прессы. А вообще, конечно, вопросы есть и к качеству прессы, и ее компетентности. Что касается комиссии, войти в ее состав мне не предлагали.

Геннадий Наумов — издатель газеты «Аргументы недели» в Татарстане:

— Очевидно, что это мертвому припарка. Если спросить, например, а кто сталкивался с общественной палатой? Вроде бы более серьезный орган, но я что-то таких людей не встречал и сам не сталкивался. Все это мертворожденное дитя, а здесь тем более. Зачем тогда союз журналистов? Кстати, такая деталь прозвучала, что в каком-то крае или области 10 лет назад создали, но ни разу не собирались. Для галочки создали.

Но есть и другая сторона вопроса. Что-то я не вижу в последнее время поводов для сбора подобной комиссии. Где у нас настолько острые материалы, что их нужно обсуждать, выносить на суд общественности? На всю Россию нашли один повод — Собчак с бородой. Я не думаю, что в Казани и Татарстане в ближайшее время будут более-менее серьезные поводы для сбора этой комиссии.

Понимаете, инициатива идет сверху. Нужно чем-то заниматься, развивать собственную сеть и так далее. Но Татарстану это мертвому припарка. Возьмут под козырек и скажут: ну и замечательно, Татарстан первым поддержал нашу инициативу. На этом все успокоятся.

Насколько я понял по публикациям, списки членов комиссии будут утверждаться сверху, будет выбираться кандидатура председателя. Кем выбираться? Не знаю. Видимо, поставят во главе комиссии какого-нибудь журналиста-пенсионера.

Мне тягостно в таких липовых общественных организациях. От безделья там маяться — зачем? Она абсолютно никак влиять не будет. У нас союза журналистов как такового нет, о чем тут говорить? В свое время, например, меня приглашал Александр Любимов. Давайте создадим медиасоюз. Был очень громкий замах: альтернатива союзу журналистов. Это было лет 10 назад. Серьезные ребята, я представлял регионы России. Где этот медиасоюз? Такие организации не живут по той простой причине, что, к сожалению, журналистика стала не очень живучей.

Дина Валиуллина, Мария Горожанинова

Новости партнеров