«Его огромное сердце не выдержало нагрузок и переживаний»
В Казани простились с Зурабом Ильясовичем Хубулава, который 40 лет возглавлял фабрику «Заря»
Сегодня состоялись похороны Зураба Ильясовича Хубулава, который скончался на 81-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни в РКБ-2 в ночь с 14 на 15 ноября. Попрощаться с Зурабом Ильясовичем на официальную церемонию в ДК «Сайдаш» пришли как родственники, так и коллеги, друзья и сотрудники конфетной фабрики.
«Один из могикан»
Церемония прощания должна была состояться в 11:00, но уже в 10:30 в зале собралось очень много народу, люди приносили большие венки и цветы. Складывалось впечатление, что здесь встретились давно не видевшиеся друзья, объединенные одним печальным событием. В разговорах собравшихся можно было услышать «уникальная личность», «другого такого нескоро найти». Большинство из присутствующих — люди взрослые, но было и поколение помоложе — дети, внуки тех, кто знал Зураба Ильясовича. Подробнее о том, что за человек был Зураб Хубулава, «Реальному времени» рассказали его друзья и знакомые.
— Он же 40 лет был директором, это же один из могикан! Человек жизнелюбивый, энергичный с точки зрения общения и познания всего нового, — охарактеризовал его Алексей Пахомов, генеральный директор регионального объединения работодателей «Ассоциация предприятий и предпринимателей РТ», упустив при этом прошедшее время. — Он к делу всегда подходил здраво и очень быстро. Если что-то новенькое узнает, сразу: «Мужики, давайте вот это и это». Мы в ассоциации всегда встречались. Его всегда волновали системные вопросы, которые нужно было решать для развития бизнеса. Особенно это касалось пищевой промышленности. Он был ее лидером в республике. Этот человек очень контактный, и, самое главное, при всей его внешней строгости он с пониманием относился к сотрудникам предприятия. Особенно в непростые, лихие 90-е годы: хоть рабочие, хоть уборщица, хоть главный инженер — он всегда откликался и помогал людям.
«Дядя Зураб, кто мою конфету съел?»
Попрощаться с Зурабом Хубулава пришла и вдова экс-главы администрации Советского района Альберта Камалеева Светлана Камалеева со своей семьей и друзьями.
— Напиши, что мы пришли провожать очень близкого друга молодости, с которым, в общем-то, прошла вся молодая жизнь, очень много всего было, — диктовала корреспонденту «Реального времени» собеседница издания. — Наши мужья были очень близкими друзьями. Скажи, что и Камалеев, и Перминов, и Зураб Ильясович были неразлучными друзьями, всю жизнь поддерживали друг друга и служили на благо Татарстана. Мы его всегда называли грузинским татарином и сладким мужчиной, — вспоминает Камалеева. — Сладким мужчиной его называли потому, что он всех конфетами кормил. В Советском Союзе было время, когда не было сладостей, как сейчас в магазинах. И сладости на праздники доставали «по блату». Конечно, мы пользовались помощью Зураба Ильясовича, моя дочь всегда ждала его: «Когда дядя Зураб придет? Он принесет «Птичье молоко?».
Гульнара Табакчи, дочь Камалеева, тоже вспоминает: «Я только читать научилась. Там написано: срок хранения 15 дней. А я думаю: как, мне хранить это 15 дней?! Я не выдержу. А потом еще в те времена была госприемка. Я смотрю, там два ряда конфет — и одной не хватает: «Дядя Зураб, кто мою конфету съел? Двадцатой конфеты нет». А он говорил: «Это госприемка съела».
Здесь речь заходит о самих конфетах. По словам собеседницы издания, вкус сегодняшних сладостей с продукцией фабрики «Заря» не сравнится.
— Тогда «Птичье молоко» было необыкновенной конфетой. Сейчас его сортов полным-полно, но конфеты все на один вкус. На данный момент много и конфет, и тортов, но такого вкуса, который был при директоре кондитерской фабрики «Заря», никогда не было. Это были самые вкусные конфеты. Я так говорю не потому, что я старая, а потому, что они действительно тогда были великолепного качества. Наши конфеты были третьими после московских и куйбышевских. Но для нас они были на первом месте. Мы в командировки всегда возили конфеты и торт «Татарстан». А теперь «Татарстан», который есть в магазинах, одной десятой того вкуса не стоит. В общем, у нас с Зурабом Ильясовичем очень много связано. Может быть, дай Бог, Казань когда-нибудь найдет возможность восстановить фабрику «Заря», отдать должное, назвав ее в честь Зураба, и делать конфеты по конкурентоспособности такие, как делали они.
Рассказал о своем отношении к Хубулава и член правления Союза строителей РТ Борис Кадников, которого друзья в зале ласково назвали «энциклопедией всего и вся».
— С Зурабом Ильясовичем я познакомился более 50 лет назад на строительстве шоколадного цеха. Он был очень внимательным, никогда по мелочам не ссорился. Построили мы цех очень быстро. Там выпускали очень хорошую продукцию, ею гордиться нужно. Сейчас такой продукции не стало. Это были и конфеты «Птичье молоко» и «Мишка на Севере», и торт «Татарстан», и торт «КАМАЗ», и даже «Наполеон»… Так вот, что я хочу сказать. У нас с ним сложились добрые отношения. Я был у него на 80-летии 31 марта. Он остался таким же, не испортился. Некоторые руководители после выдвижения портятся, особенно в нынешнее время (никого не обижая). А он остался прежним.
«Его телефон разрывался от звонков простых рабочих»
Уже на официальной церемонии прощания с Зурабом Хубулава было сказано много добрых слов в его адрес. Председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Государственного совета РТ Рафис Бурганов говорил о том, что Хубулава помимо руководства завода брал на себя общественные депутатские обязанности: «Человек, который очень любил людей, жизнь, очень любил все делать красиво и всех к этому призывал. Мало кто из находящихся здесь об этом знает, но когда решалась судьба проведения первого конкурса красоты в Татарстане в 80-е годы, Зураб Ильясович встал и поперек общественному мнению сказал: «Проводите, я готов помочь». Все он делал именно так — красиво».
Заместитель министра промышленности Рашат Фаттахов начал с того, что Хубулава был уникальным человеком, который в 90-е годы, когда встал вопрос об отсутствии сырья, сахара, какао-бобов, решал очень многие задачи. Председатель совета директоров ООО «Элтранс» Равиль Муслимов передал от всей своей семьи слова соболезнования родным Хубулава и вспомнил заслуги покойного:
— 90-е годы были сложными, да. Но я прекрасно помню 65-й, когда из маленькой «фабриченки» по производству карамели… Я хочу сказать, что благодаря его коммуникабельности и жизнерадостности он сумел для республики создать фабрику, которая, по сути дела, во всем Советском Союзе занимала одно из ведущих мест.
Но больше всего впечатлил бывший главный инженер фабрики Владислав Лукьянов, который во время прощания с руководителем просто не смог сдержать слез и вспоминал, как Хубулава служил в армии, как получал образование, а позже — руководил фабрикой и помогал юным специалистам. По его словам, в день рождения Зураба Ильясовича его телефон разрывался от звонков простых рабочих, которых он, к слову, также приглашал на празднование. Лукьянов уверен, что такое отношение говорит о многом. Хотя еще о большем говорят слезы на глазах одного из коллег и соратников легендарного директора.
— Про него я хочу сказать словами мудрецов: жить надо так, чтобы износиться и уйти. Что он и сделал. Он не умер от конкретной болезни, он износился. Его огромное сердце не выдержало нагрузок и переживаний… Работать без отпусков, выходных, по 12 часов в сутки… И кто бы говорил — «застой»! Какой застой?! Вот вам живой пример героя нашего времени. Замечательный человек. Прости, если что-то в этой жизни было не так, пусть земля тебе будет пухом, — закончил Лукьянов.
После прощания процессия отправилась на Арское кладбище, где и был похоронен Зураб Хубулава.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.