Таяние вечной мерзлоты: изменение климата может оказаться проблемой для арктической инфраструктуры России
Одной из возможных причин экологической катастрофы в Норильске — масштабного и суперрезонансного разлива топлива из резервуара «Норникеля» — может быть оседание грунта из-за таяния вечной мерзлоты. Об этой версии публично говорят и в самом «Норникеле». В таком случае, эта авария может быть предвестником еще больших катастроф: как пишет Майк Экель в материале для Radio Free Europe, таяние вечной мерзлоты может нанести непоправимый урон всей российской инфраструктуре на арктической земле — от заводов до жилых домов.
Спустя всего несколько дней после того, как тысячи тонн дизельного топлива просочились из резервуара для хранения и превратили воды арктической реки в болезненно пурпурно-красную жидкость, горнодобывающий гигант, которому принадлежали резервуары, дал предварительное объяснение того, что произошло.
«Особое внимание уделяется анализу риска оседания почвы в условиях вечной мерзлоты под особо опасными структурами», — говорит крупная российская горнодобывающая компания «Норильский никель».
Несколько дней спустя один из руководителей «Норильского никеля» повторил эту оценку.
«Возможно, это была потеря целостности из-за оттаивания недр», — сказал Сергей Дьяченко государственному телеканалу «Россия-24» 4 июня.
А 5 июня Следственный комитет РФ распорядился провести «всестороннюю проверку нефтяных резервуаров по всей стране», чтобы предотвратить аналогичную ситуацию, касающуюся особо опасных конструкций, расположенных в местах, подверженных таянию вечной мерзлоты».
По оценкам экологических групп, разлив, который оценивается примерно в 20 000 тонн, или 146 000 баррелей, является одним из крупнейших в России за всю историю.
И тот факт, что оттаивание вечной мерзлоты, по-видимому, привело к растрескиванию резервуара, может быть предвестником того, что может происходить с возрастающей частотой со стареющей промышленной арктической инфраструктурой России.
Отступающие ледяные шельфы
Изменение климата имеет определенные положительные стороны для России, где почти две трети страны, по оценкам, являются вечной мерзлотой — почвой, которая до недавнего времени никогда полностью не оттаивала даже в жаркое арктическое лето.
Удаление шельфовых ледников означает, что 24 000 километров арктического побережья страны более доступны для торговли. Судоходство может перемещаться из Восточной Азии в Европу в более короткие сроки. Фермеры и агропромышленные предприятия также смогут обрабатывать больше земли и подталкивать Россию к увеличению производства и экспорта продуктов питания.
Обратная сторона оттаивания Арктики очень существенна — и для окружающей среды потенциально катастрофическая.
Оттаивание вечной мерзлоты может привести к смещению или опусканию грунта. Это ставит под угрозу все: от резервуаров для хранения нефти до устаревших трубопроводов, фабрик и жилых зданий, спроектированных для стабильной, в основном замерзшей, земли, которой уже нет.
«Во времена глобального изменения климата эта проблема характерна для Арктического региона», — говорится в заявлении «Гринпис Россия» через несколько дней после того, как стал ясен масштаб разлива Норильска.
Чрезвычайные ситуации
Реакция Кремля подчеркнула масштабы инцидента, произошедшего недалеко от Норильска, сильно загрязненного промышленного города с населением 180 000 человек, расположенного примерно в 2 900 км к северо-востоку от Москвы.
Сотни инженеров и аварийный персонал были доставлены в регион, чтобы попытаться устранить утечку топлива и очистить окружающую среду. Нефтесохранительные боны были установлены на реке Амбарной, чтобы попытаться предотвратить утечку разлива в озеро вниз по течению, а затем в Карское море.
Но 9 июня разлив уже достиг озера, примерно в 20 километрах вниз по течению от Норильска, сообщил региональный губернатор государственному телевидению.
По оценкам главы российского экологического регулятора, ущерб может исчисляться сотнями миллиардов рублей. Ведется множество уголовных расследований, и четверо сотрудников подразделения, которые присматривали за топливными баками, были задержаны.
Еще одно свидетельство недовольства Кремля появилось 7 июня, когда президент Владимир Путин во время телеконференции открыто показал, что публично порицает руководство компании.
«Что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы чего, все будем узнавать из социальных сетей что ли? У вас там все в порядке со здоровьем?» — сказал он.
Путин раскритиковал Владимира Потанина, президента холдинговой компании «Норильский никель», за то, что он не заменил топливный бак ранее. Потанин — один из самых богатых людей России, большая часть его состояния связана с большим и высокодоходным «Норильским никелем».
«Если бы своевременно поменяли, — пожурил Потанина Путин, — и ущерба не было бы экологического, и расходы такие не нужно было бы нести компании».
Советская экспертиза
В советское время централизованно инвестировались огромные суммы в создание сибирской и арктической инфраструктуры страны, строительство целых городов и поселков для поддержки важнейшей экономической деятельности, такой как добыча полезных ископаемых или разведка нефти и газа.
Распад Советского Союза привел к медленной гибели десятков таких моногородов, поскольку правительство прекратило субсидии, а жители искали работу в более устойчивых местах.
Но большая часть промышленной инфраструктуры осталась на месте: дороги, железнодорожные пути, телекоммуникации и линии электропередач, а также трубопроводная сеть, которая уступает по своей длине только трубопроводам в Соединенных Штатах.
Это проблема и для городов, где строители ставят десятки зданий, применяя опалубку, загнанную глубоко в вечную мерзлоту, — как способ удержать тепло, излучаемое зданием, и способствовать промерзанию землю во время холодных зим.
В настоящее время вечная мерзлота все равно тает, что в ближайшие годы может привести к серьезным структурным повреждениям на больших пространствах.
Например, в Якутске, городе с населением около 310 000 человек, более 1000 зданий считаются подверженными риску, так как оттаивание вечной мерзлоты ослабляет фундаменты или бетонные опоры, вбитые глубоко в землю, на которых стоят здания.
Таяние вечной мерзлоты — особая проблема в Норильском регионе, который прогревается быстрее, чем некоторые другие части российской Арктики. По данным правительства, в мае в регионе наблюдалась температура выше среднего.
Он также утверждал, что еще не ясно, можно ли винить исключительно оттаивание вечной мерзлоты в разливе в России или это был более широкий вопрос технического обслуживания объектов.
«Это не происходит внезапно, это занимает какое-то время — месяцы или годы, о которых мы говорим, — сказал он «Радио Свобода». — Если вы заботитесь о своей инфраструктуре и вы поддерживаете ее и проверяете, то важен надлежащий мониторинг».
Советские ученые были первопроходцами в арктической инженерии, но многие накопленные исследования и опыт со временем были потеряны, сказал Гросс.
«Часть знаний была потеряна через 20 и 30 лет после перестройки», — сказал он, имея в виду примерно полдесятилетия до распада Советского Союза в 1991 году. «Инфраструктура начала разрушаться, обслуживание объектов не могло продолжаться надлежащим образом».
Федоров из института Мельникова сказал, что подобные аварии часто происходят в результате небрежности или урезания бюджетов строителями, а они стремятся снизить расходы.
«Путин давно знает об этих проблемах, но для местных руководителей и владельцев заводов все дело в деньгах — нужны большие деньги», чтобы модернизировать трубы, заводы и аналогичную инфраструктуру, сказал он.
«А многие люди не хотят тратить деньги», — сказал Федоров.
Copyright (c) 2019. RFE/RL, Inc. Reprinted with the permission of Radio Free Europe/Radio Liberty, 1201 Connecticut Ave NW, Ste 400, Washington DC 20036.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.