«Мы, бесермяне, первыми потеряем свой язык. И удмуртский — в зоне вымирания»
Как в Удмуртии выживает родственный татарам малый народ в 2000 человек
Обязательное преподавание родного языка, как это было до недавнего времени в Татарстане, должно вернуться в школу, считает председатель Общества бесермянского народа Удмуртской Республики Сергей Антуганов. В интервью «Реальному времени» он рассказал, как с годами сокращалась численность бесермян, о татарском происхождении своего народа, «языческих» генах и важности самоидентичности народов России.
«У нас председатель Госсовета Удмуртии Невоструев — коренной бесермянин»
— Сергей Серафимович, по разным оценкам, в мире сейчас насчитывается от 2 до 5 тысяч бесермян. Сколько их по вашим данным?
— Из переписи к переписи идет недостоверная информация. Да и молодежь, может быть, как-то игнорирует эту перепись. Если исходить из наиболее достоверной цифры — Переписи населения 1926 года, когда бесермяне были отмечены, нас было 10 003 человека в СССР (после этого бесермян, как правило, считали в составе удмуртов до 2002 года, — прим. ред.). Если посчитать пропорционально росту населения, то за почти 100 лет нас должно быть не менее 40 тысяч человек. Но последняя перепись 2010 года показала, что нас 2 212 человек. Причем, по сравнению с данными 2002 года, количество бесермян снизилось почти на тысячу.
— Куда делась тысяча человек?
— Я сам затрудняюсь сказать. Возможно, были искажения информации от переписчиков. Хотя я разговаривал с самими переписчиками, был в тесном контакте с органами статистики: они говорят, что не было фальсификаций, все переписчики вроде бы в этом не заинтересованы. Хотя были факты, когда переписчики сами не знают, кто такие бесермяне, и пишут то, что им уже скажут — удмурты или русские. В большинстве случаев молодежь ассимилируется, не хочет признавать свои корни. Городские уже не записываются бесермянами.
— А кем они записываются — русскими или удмуртами?
— Такой статистики у меня нет. Но те, кто живет в деревнях, районах вокруг города Глазов (на севере Удмуртской Республики), они, конечно, записываются бесермянами. Они ближе друг с другом общаются, разговаривают на родном языке, лучше чувствуют свое национальное начало.
За почти 100 лет нас должно быть не менее 40 тысяч человек. Но последняя перепись 2010 года показала, что нас 2 212 человек. Причем, по сравнению с данными 2002 года, количество бесермян снизилось почти на тысячу
— Сколько, по вашей оценке, запишется бесермян в ближайшей переписи населения?
— Мы надеемся, что нас будет побольше. Нам нужно хотя бы сохранить те цифры, которые у нас есть. Стараемся доводить соответствующую информацию до людей, вести пропагандистскую работу. Нам самим же интересно установить реальную цифру. Но с населением, как видите, работать трудно. К тому же эта пандемия коронавируса забот добавила — у нас приостановилась общественная работа. Культурно-массовые мероприятия в нашей республике приостановлены. Но цифра не должна быть меньше той, что была 20 лет назад (3 000).
— Как бесермяне смогли сохраниться среди преобладающих соседних народов — удмуртов, русских и татар?
— Исторически так сложилось, что у нас бесермяне сконцентрированы вокруг города Глазов. Нрав, уклад жизни позволил нам сохранить язык, обычаи. Хорошо сохранились материально-культурные ценности, потому что бесермяне всегда были не из бедных, жили достаточно зажиточно, не бедствовали. И материально-культурные ценности позволили создать своеобразный имидж бесермян — костюмные комплексы, музеи (у нас три бесермянских музея плюс музеи в школах). Все это, видимо, позволило 30 лет назад (в 1990 году) организовать Общество бесермянского народа Удмуртской Республики.
— Есть ли среди бесермян представители в органах государственной власти, руководители крупных компаний?
— Конечно, есть. У нас председатель Государственного совета Удмуртской Республики Невоструев Владимир Петрович — коренной бесермянин. Получается, второе лицо в регионе (возглавляет законодательную власть) после главы — из нашего народа. В районах есть руководители предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, депутаты местных советов.
— Чувствуется ли какая-то поддержка от этих соплеменников, того же Невоструева?
— Когда к Невоструеву обратишься, он никогда не отказывает. Помогает нам как может.
— А от главы Удмуртии Александра Бречалова?
— У нас в республике государственно-национальная политика находится на достаточно хорошем уровне. Если мы через Министерство национальной политики заявляемся на субсидии, то нас стараются поддержать. Еще ни разу не было отказов. В 2018 году мы даже выиграли президентский грант. Сейчас опять подали заявку, тоже надеемся на поддержку.
Бесермяне всегда были не из бедных, жили достаточно зажиточно, не бедствовали. И материально-культурные ценности позволили создать своеобразный имидж бесермян — костюмные комплексы, музеи
«Вот большая беда: язык теряется, а без языка народ перестает существовать»
— Какие сейчас проблемы стоят перед бесермянским народом?
— Как и перед всеми другими малочисленными народами — сохранение родного языка и культуры. Молодежь уезжает в города и перестает общаться на родном языке, теряя связь с малой родиной. Общение у них идет в основном на русском языке. Вот большая беда: язык теряется, а без языка народ перестает существовать.
— Бесермянский никак не изучается в школах? Нет ли литературы на родном языке?
— К сожалению, в моем родном Юкаменском районе даже удмуртский язык преподают факультативно. А что уж говорить о полутора тысячах бесермян и по несколько человек в школах? Нет такого изучения. Мы на гранты делали попытки заниматься кружковой работой. Но кружковая работа — это не уроки в школе. Мы, конечно, хотим, чтоб язык изучался в школе. Но это зависит не только от нас, но и от родителей, от учебных заведений. Если родители не заинтересованы в том, чтобы их дети изучали удмуртский или бесермянский язык, мы, общественники, тоже не можем их заставить. Начинать надо с себя, человек должен измениться сам. Если в населенном пункте родители захотят, чтобы их дети познавали родной язык, конечно, мы все сделаем для того, чтобы это у них было. Но такой инициативы «с низов» нет.
У вас в Татарстане татарский язык как-то поддерживается, до недавнего времени он для всех преподавался в школах — вот это я считаю правильно. У нас теперь это все — дело добровольное, удмуртский тоже.
— Как вы оцениваете попытки общественных активистов, политиков отстоять родной язык, национальную автономию?
— Я вас не обрадую: нас ждет утеря языков. Мы, бесермяне, которых осталось 2 000 человек, первыми потеряем свой язык. И удмуртский — на грани исчезновения, доля владеющих языком стремительно уменьшается, он теперь тоже в «красной зоне» — зоне вымирания.
Мы, конечно, хотим, чтоб язык изучался в школе. Но это зависит не только от нас, но и от родителей, от учебных заведений. Если родители не заинтересованы в том, чтобы их дети изучали удмуртский или бесермянский язык, мы, общественники, тоже не можем их заставить
— Какими правами и льготами пользуются бесермяне как малый народ?
— По закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» у нас, казалось бы, много прав. Но ни одним из них мы не пользуемся. Народ сам не изъявляет желания воспользоваться ими. Смотрите сами, сейчас идет военный призыв. И все наш парни изъявляют желание служить в армии. Квотами на поступление в институт тоже не пользуются. За 30 лет я не встречал, чтоб кто-то просил эти квоты, может быть, один или два раза при предыдущем председателе было.
— А почему? Бери и пользуйся, учись бесплатно в университете…
— Сейчас с поступлением проще. Все теперь по баллам ЕГЭ поступают. Хотя и эту возможность, соглашусь, нужно использовать. Я бы и рад подсобить молодым, но за 9 лет моего руководства [Обществом бесермянского народа УР] не было такого обращения. Наш народ, как и все, работает, занят на каком-нибудь производстве, плюс нужно вести общественную жизнь. Чисто национальными видами деятельности не занимается, поэтому мы не пользуемся многими льготами — земельными и другими.
Что касается создания отдельной автономии, достаточно уже региональной общественной организации «Общество бесермянского народа Удмуртской Республики». Общественная активность населения падает. Вовлечь людей в любую общественную организацию очень сложно: как правило, это не оплачивается, должно происходить в свободное от работы время, кто-то вынужден отрываться от работы, учебы; пенсионеры отрываются от хозяйственной деятельности. В последние годы вообще стало сложно заниматься общественной работой. Еще как-то можно привлечь людей к кружкам, художественной самодеятельности: для пожилых и детей это какое-то общение, приобщение к культуре. А чисто общественная работа — еще сложнее. У нас 13 членов правления: попробуй поручить им что-то выполнить дополнительно — невероятно трудно. Тем более мы разбросаны по нескольким районам вокруг Глазова.
В последние годы вообще стало сложно заниматься общественной работой. Еще как-то можно привлечь людей к кружкам, художественной самодеятельности: для пожилых и детей это какое-то общение, приобщение к культуре. А чисто общественная работа — еще сложнее
«В татарской деревне голодным не останусь»
— Каково ваше мнение относительно укрупнения субъектов федерации путем включения национальных регионов в соседние области (как недавняя попытка объединить Ненецкий автономный округ и Архангельскую область)?
— Главное, не потерять лицо народа, который живет на этой территории. По крайней мере, надо оставить так, как существует сейчас. Если нас пристегнуть к татарам, то от этого, может быть, выиграет государство, сэкономив на аппарате госслужащих, но сами народы вряд ли от этого выиграют. А от северной столицы нашей республики города Глазов до Казани — 600 км. Это надо выехать вчера, чтоб приехать сегодня. Мы едем до столицы Татарстана 6 часов.
— Скажите, а сильно ли отличается бесермянский язык от удмуртского?
— Мы друг друга хорошо понимаем. А отдельные ученые-лингвисты считают, что это диалект удмуртского языка. Но есть и чисто бесермянские слова, которые не используются в удмуртском. Они ближе к татарскому, тюркским языкам.
— Много ли традиций переняли бесермяне от соседних мусульманских народов — татар, башкир?
— Происхождение у бесермян тюркское. Но друг друга с татарами мы не понимаем. Кстати, у нас по соседству живут чепецкие татары. Бесермяне с ними даже родственники друг другу. Но чепецкие татары и казанские татары плохо друг друга понимают, язык отличается.
— Сергей Серафимович, а вы татарский тоже не понимаете?
— Тоже не понимаю. Но в татарской деревне голодным и без стакана воды не останусь. Несколько важных слов, фраз я знаю.
Но должен сказать, у нас с татарами многие праздники сходны — Корбан, Акашка (праздник плуга, — прим. ред.). Пытаемся через коллективы художественной самодеятельности со сцены показывать, чтоб народ это видел, сохранял. Но в жизни уже это все мало используется. Конечно, кто-то в деревнях выполняет эти традиции, используя в хозяйственной деятельности. Но многое уже утеряно.
У нас с татарами многие праздники сходны — Корбан, Акашка. Пытаемся через коллективы художественной самодеятельности со сцены показывать, чтоб народ это видел, сохранял. Но в жизни уже это все мало используется
— Бесермяне сохранили свои традиционные верования?
— Первоначально у нас была языческая вера. Но лет 200 назад произошла насильственная христианизация. Теперь у нас вероисповедание смешанное. Кто-то из крещеных продолжает носить крестики. Но по нутру, по генам мы язычники.
Несмотря на все неприятности нашей жизни, мы продолжаем вести свою работу. К сожалению, в этом году нам не удалось отметить 30-летие нашей организации — по известным причинам в этом году праздничное мероприятие отменилось. Хотелось бы, чтоб мы дальше жили дружно. Бесермянские деревни всегда были многонациональными. У нас числятся 11 бесермянских деревень. И обычно в этих деревнях одна улица бесермянская, а рядом — татарская. И вместе с нами частенько проживают и удмурты. Бесермяне — народ гостеприимный, дружелюбный.
комментарии
Чтоб расколот татар и других придумали льготы для малых народов, сейчас, чтоб получить статус малого народа, соответственно и льготы - то одно часть отколется, то другая. Нагайбаки откололись, сейчас вот бесермяне. От алтайцев уже откололись более десятка "малых народов".
Да и половина русских - обрусевшие татары.
А у украинцев - татарская доля еще больше. Они бывшие казаки-татары Золотой орды (татары Большой орды), когда Большую орду разбили, они пошли казаке овать на Степь, потом смешались с прикарпатскими славянами и получился татаро-славянский народ - украинцы. А русские - смесь татар и финугров.
у вас мания величия?
И они являются потомками чувашей Заказанья - "арской чуваши".
Зачем дурачитесь? далеко за примерами ходит не обязательно, в чисто татарских аулах уже дети только на руском .. это по тому что даже в детсадах (если есть) из 5-ти дней 3 дня заставляют на русском разговаривать.
А в школах тем более татарский яхык чисто формально существует, как "необязательный", как "нагрузка" к "основным" предметам...
Я уже молчу, про отсутствие Татарской истории, даже "Истории края"...помните Артеменко приезжал для ревизии....?!
Дерево, или у цветка, с отрезанными корнями (это История Нации) может приносит плоды ? или цвести ?
Это чистый, злонамеренно умышленный геноцид !
Из Википедии:
"На Земле насчитывается 7117 языков на 2020 год[1].
С развитием коммуникаций число живых языков сокращается со средней скоростью 1 язык в две недели[2].
На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском и португальском. Значительно распространён и французский язык, однако число тех, кто считает его родным (первым), сравнительно невелико.
В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими.
Языки умирают вместе с последним носителем, и поэтому опасность грозит, прежде всего, народностям, не использующим письменность[3].
Одна из причин гибели языков — неравномерное распределение их по числу носителей. Так, на 80 % населения планеты приходится 80 языков, а на 3,5 тыс. языков — лишь 0,2 % жителей Земли. Основными причинами процесса исчезновения языков считаются глобализация и миграция. Люди уезжают из деревень в города и теряют язык своего народа[4].
Около половины ныне существующих языков выйдет из употребления уже к середине XXI столетия[5]. Многие языки исчезают из-за того, что их носители вступают в контакт с более сильной языковой средой, поэтому под угрозой исчезновения в первую очередь находятся языки малых народностей и языки народов, не имеющих государственности. Если язык изучают менее 70 % детей, он считается исчезающим. По данным «Атласа мировых языков, находящихся под угрозой исчезновения» ЮНЕСКО, в настоящее время в Европе исчезновение угрожает примерно 50 языкам.
В наиболее уязвимом положении находятся языки аборигенов Австралии, Индокитая, Америки, Африки и изолированных от континентов островов — там существует множество мелких народностей, которые вытесняются другими, а также, в случае с островами, при массовой смерти народа некому возрождать его. Наиболее стойки языки Европы — страны Европы развиты, и в них обитает множество жителей; следовательно, потеря даже нескольких тысяч носителей данных языков является несущественной. Единственным исключением является латынь, являющаяся одним из официальных языков Ватикана и представляющая собой уже мёртвый язык".
Учёные-лингвисты считают, что французский язык в Европе исчезнет уже через 100 лет.
Та же участь ждёт и немецкий.
Потом наступит черед и русского, и испанского и других "малых" языков - если ничего не изменится.
Если тенденции сохранятся, то через 100 лет Человечество будет говорить на китайском и английском языках.
А затем на каком-то одном - Обще-Человеческом.
Хорошо это или плохо - должны сказать философы.
Но с тактической точки зрения утрата каждого языка это потеря для всего Человечества.
Человек познает и преобразует мир через Слово.
В начале было Слово...
Но язык тоже "мутировал" - и тех древних славянских языков уже нет.
Но есть "великий и могучий" русский язык, в котором очень много, огромное количество тюркских и финно-угорских слов и слов из других языков.
2000 человек - это даже не народ, это племя.
Ассимиляция - нормальный исторический процесс.
Малые народы растрворяются в больших или интегрируются в большие.
От большинства народов, упоминаемых в библии, остались толъко названия.
Они не вымерли, они ассимилировались с другими народами.
Искусственная "поддержка малых мародов" - путь к сепаратизму , национальной разрозненности и дестабилизации.
Не хочешь служить в российской армии, иди служить в нероссийскую, турецкую или арабскую.
Они как раз воюют, им нужно пушечное мясо.
Не Вас.