Торговые центры вернулись в 2010 год по посещаемости
Бренды, покинувшие Казань в кризис, — «Метрика», Seppälä, New Look, Esprit, River Islands
2015 год оказался удачным для брендов, ориентированных на детей и фастфуд, но сильно ударил по среднему сегменту товаров, в то время как на премиум-классе изменения на рынке отразились меньше всего. Одними из первых подобные колебания на себе почувствовали девелоперы, предоставляющие торговые площади для продавцов. Каковы сейчас тенденции на рынке, кто останется «на коне», каких ритейлеров ждут в Казани, а с какими попрощались — в репортаже «Реального времени». Конференция «Торговый центр будущего в Татарстане» стала логическим продолжением прошедшего за день до того форума, посвященного логистике складских помещений и транспорта.
Райские времена для «продуктовиков»
Кризис в первую очередь ударил по потребителям. Как рассказала Елена Стрюкова, руководитель отделения Волга департамента региональных проектов Cushman & Wakefield, в 2015 году снижение заработных плат населения компенсировалось продажей валюты, что позволило поддержать спрос на потребительские товары. Однако этот ресурс будет исчерпан, и к зиме следует ожидать спада потребительской активности. Эффект от девальвации рубля будет сохраняться в течение года, и более дорогие товары будут заменяться дешевыми аналогами. Чтобы достичь показателей 2014 года, рынку понадобится не менее 4 лет.
Елена Стрюкова:
Дискаунтеры отмечают рост оборотов и будут открывать новые торговые точки, в основном это «продуктовики». В ближайшие годы мы увидим развитие сегмента развлечений, ТЦ пересматривают концепцию и подходы к размещению
Основную тенденцию развития рынка она обозначила в его адаптации к изменениям. В 2015 году покупательская активность россиян оценивается как низкая, и перспектив для роста доходов и потребления не видится. Посещаемость торговых центров снизились и находится на уровне 2010 года.
Ритейлеры продолжают оптимизировать затраты, в том числе на аренду. В связи с этим число торговых точек сокращается. Общее количество торговых площадей сократилось на 35%. Новых ритейлеров мало, в основном это российские компании. Активность ритейлеров низкая, но они рассматривают новые открывающиеся возможности, освободившиеся площади, пересматривают ассортимент.
— Дискаунтеры в свою очередь отмечают рост оборотов и будут открывать новые торговые точки, в основном это «продуктовики». В ближайшие годы мы увидим развитие сегмента развлечений, торговые центры пересматривают концепцию и подходы к размещению, — сделала она свой прогноз.
«В ближайшие 5 лет в Казани откроется не больше 6 объектов»
Что касается Казани, в городе новых объектов в этом году практически не открывалось. Был введен торговый центр «Антураж», где основным арендатором будет сеть дискаунтеров «Атак» (ATAC). Больше в Казани до конца 2015 года, по словам Стрюковой, ничего не будет введено.
— В ближайшие 5 лет в Казани откроется не больше 6 объектов, их общая торговая площадь будет составлять не более 140 тысяч квадратных метров. Это будут маленькие объекты, расположенные в крупных жилых комплексах, — предположила она.
В общем рейтинге городов-миллионников по обеспеченности населения торговыми площадями Казань занимает 6-е место, где на тысячу жителей приходится 388 квадратных метров. Для сравнения: в лидирующем в этом топе Екатеринбурге этот показатель достигает 500 квадратных метров.
Собственники помещений и арендаторы пересматривают договоренности, что позволяет сохранять высокую заполняемость в лучших торговых центрах. Так, в первой пятерке ТЦ («МЕГА-Казань», «Южный», «Тандем», «Кольцо», Park House) доля свободных площадей составляет 1,25%, в то время как в среднем по городу этот показатель составляет 23%. В течение года ставки арендной платы были относительно стабильными (17,3 тысячи рублей за квадратный метр в год, хотя эту цифру она назвала «средней температурой по больнице»). Ротация арендаторов в торговых сетях Казани наблюдается довольно высокая: в три раза выше по сравнению с 2014 годом. На смену международным сетевым операторам приходят местные сети и ИП.
Базовая ставка аренды (руб/кв. м в год) | |||||||||
Группа товаров | Арендуемая площадь | ||||||||
| <50 | 50-100 | 100-200 | 200-300 | 300-500 | 500-900 | 900-1000 | 1000-2000 | 2000-3000 |
Аксессуары и ювелирные изделия | 33099 | 25032 | |||||||
Развлечения и досуг | 2258 | 3721 | |||||||
Товары для детей | 19459 | 10257 | 7950 | 5875 | 8814 | ||||
Модная одежда | 27114 | 23392 | 19085 | 12135 | 7319 | 8529 | 7590 | 3105 | |
Косметика и парфюмерия | 17721 | 16900 | 16024 | ||||||
Бытовая техника | 32675 | 17738 | 4916 | ||||||
Кафе | 15015 | 11115 | 11700 | ||||||
Фастфуд | 27356 | 18779 | 20489 | ||||||
Рестораны | 5840 | ||||||||
Товары для дома | 18703 | 14200 | 11300 | ||||||
Белье | 45782 | 26442 | 18786 | 18826 | 16489 | ||||
Обувь и сумки | 24400 | 17508 | 14210 | ||||||
Спорттовары | 16458 | 4991 |
Перед кем двери Казани открыты, а перед кем — захлопнулись?
Самыми желанными ритейлерами на рынке Казани эксперт назвала «Ленту», Hoff, Starbucks Coffee, Victoria's Secret, Abercrombie & Fitch, Kidzania, Michael Kors, Disney Store, UniQlo.
— Мы продолжаем работать над тем, чтобы найти достойные площадки в Казани и пригласить их начать функционировать, — отметила Стрюкова.
По словам другого эксперта, Екатерины Гресс, гендиректора компании IDEM (Нижний Новгород), кризис в меньшей степени затронул премиум-сегмент. Больше всего пострадал средний сегмент. А дискаунтеры сегодня весьма активно развиваются.
Тем не менее детские товары оказались самыми защищенными на рынке. Во-первых, у россиян не принято экономить на своих чадах. Во-вторых, бэби-бум, который наблюдался на протяжении нескольких лет, помогает реализовывать детские товары. На этом фоне «Детский мир» и другие бренды, ориентирующиеся на самых маленьких, значительно увеличили свою выручку.
Что касается продуктов питания, народ есть не перестал, но стал менее притязателен к еде. Это дало толчок к расширению сети фастфудов. McDonald's, крупнейший участник на рынке, продолжает активно развиваться.
— McDonald's сейчас чуть ли не единственная сеть, которую поставь в чистом поле — и будет мгновенно приносить прибыль. На них играет имя и рыночная ситуация, — отметил Марат Манасян, генеральный директор M1 Solutions.
Кроме того, Гресс назвала бренды, которые в кризисные времена покинули Казань: «Метрика», Seppälä, New Look, Esprit, River Islands. Приостановили развитие, но по-прежнему остаются Sela, O'Stin, Lady, Kira Plastinina, «Бегемот», «Спортмастер», «ЦентрОбувь», Lego, Salamander. Оптимизируются и пересматривают свой ассортимент GloriaJeans, Ralf Ringer, Adidas, Finn Flare, «Много мебели», «Корпорация Центр», «О'кей», «Бахетле», MediaMarkt, «Ригла».
Следующие фирмы продолжают снимать сливки с кризиса. Так, рассматривают регионы для своего развития «М.Видео», «Бубль Гум», «Посуда центр», DNS, «Фамилия», «Декатлон», Burger Kings. Активней всего развиваются упомянутый McDonald's, «Эльдорадо», «Ашан», «Атак», «Красное и белое», «Дикси», «Магнит», X5 Retail Group, «Детский мир», KFC, «Бристоль».
Интертеймент как решение
— Сейчас к некоторым торговым центрам арендаторы приходят с предложениями на пустующем этаже открыть развлекательные центры: дискотеки, фитнес-центры, роллердромы, ледовый каток, площадку для скалолазания. Я бы порекомендовала от таких предложений не отказываться. Будущее — за инфраструктурным развитием развлекающей составляющей, — сообщила Стрюкова.
Ее слова подтвердила Екатерина Гресс. Она, рассказывая о новых форматах торговой промышленности, настоятельно рекомендовала уделять место и неторговым площадкам: творческие мастерские (кулинарные студии, языковые школы, театральные студии, школы танцев), рабочие станции (коворкинг), музеи занимательных наук, батутные центры, выставки, контактные зоопарки, Fresh market и иные. По ее мнению, такие решения увеличивают потоки посетителей (особенно женщин, которые совершают 80% покупок), а сами торговые центры воспринимаются как места для семейного отдыха. Родители, оставляя детей в таких местах, больше времени могут уделить покупкам.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.