Дальнобойщики Казани «прокатили» федеральную забастовку

Несколько десятков челнинских фур присоединились к ней неофициально

В сегодняшней забастовке Казань официально не принимала участие, но в Чувашии на трассе М7 дальнобойщики собирались перекрывать именно направление в сторону столицы РТ. Акцию стихийно поддержали и челнинские дальнобойщики. Забастовка оказалось более мягкой, чем ожидалось: сказались послабления, данные Дмитрием Медведевым накануне. Однако даже в случае принятия более радикальных форм протеста татарстанские грузоперевозчики уверены, что плату за проезд по федеральным трассам не отменят, а это, в свою очередь, убьет частный бизнес автомобильных грузоперевозок и приведет к новому скачку цен.

Забастовку смягчили, но распространили на полстраны

Сегодня по всей России проходит, пожалуй, самая масштабная акция водителей дальнобойщиков, которые протестуют против введения платы за проезд по федеральным трассам. Напомним, с 15 ноября для грузовиков массой более 12 тонн вводится сбор за проезд по этим дорогам. 2 ноября в нескольких регионах акция уже проводилась. Тогда единовременно несколько сотен грузовиков моментально сбросили скорость до 10 км/ч и ехали в таком режиме в течение часа, собирая километровые пробки. В Казани 25 грузовиков проехали от авторынка на улице Адоратского в сторону Мамадышского тракта. Все участники получили протоколы об административном нарушении.

На этот раз акция оказалась более масштабной, но не настолько жесткой. Изначально планировалось также проехать по трассам, сбавив скорость. Однако накануне в Межрегиональном профессиональном союзе водителей-профессионалов (МПСП), который выступил координатором акции, сообщили, что будет лишь сбор грузовиков в каждом городе в заранее оговоренных местах. Фуры должны встать на обочине и включить аварийные сигналы.

При этом акция приобрела всероссийский масштаб. Как пояснили «Реальному времени», накануне в ней заявились представители 42 регионов. В списке более 40 крупнейших городов России, среди которых: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Оренбург, Екатеринбург, Рязань, Липецк, Ярославль, Ростов-на-Дону, Барнаул, Самара, Ставрополь, Воронеж, Череповец, Коломна, Пермь, Чебоксары, Челябинск, Тюмень, Киров, Смоленск, Черкесск, Нижний Новгород, Кострома, Красноярск, Ульяновск, Краснодар, Ижевск, Тверь, Орел, Кемерово, Белгород, Петрозаводск, Омск, Саратов, Пенза, Иваново, Волгоград.

Казань — один из немногих городов, который в акции не участвует. Забастовку поддержали дальнобойщики Набережных Челнов: несколько фур провели в Автограде акцию, аналогичную казанской, проведенной 2 ноября. В соцсетях появились фото и видео фур, медленно движущихся по дорогам. Однако видимо, участники протеста не координировали свои действия с всероссийским штабом. В МПСП «Реальному времени» участие водителей и компаний Татарстана в акции не смогли подтвердить. В списке городов с указанием точек сбора на сайте МПСП татарстанские населенные пункты не значатся.

— Я против забастовок и другого рода публичных выступлений, вставать на рожон никакого смысла не вижу. Тем, что ты перекроешь дорогу, хуже кому сделаешь? — поясняет Вячеслав Лаврентьев, генеральный директор НП «Союз автомобильных грузовых перевозок».

Однако Казань все-таки тоже попала под действие акции. Так, акция в Чувашии проходила на трассе М7 в направлении Казани в 9:00 по московскому времени. И даже учитывая то, что формат акции был смягчен, трасса оказалась более загруженной.

Снижение размера платежа привело лишь к смягчению забастовки

На смягчение формата забастовки организаторы пошли после того, как размер платы, вводимой с 15 ноября, был снижен. Изначально проект предполагал плату в 3,73 рубля за каждый километр федеральной трассы, который проедет автомобиль. Однако позже появилась информация, что тариф будет снижен до 3,06 рубля. Параллельно бизнес-омбудсмен Борис Титов обратился к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой рассмотреть возможность нулевой ставки размера платы до июля 2016 года. После этого срока он предложил платить 1 рубль за километр.

Накануне забастовки, 10 ноября, Медведев частично принял предложения Титова. Соответствующий указ был опубликован на сайте правительства РФ. За проезд по федеральным трассам общего назначения до 29 февраля 2016 года фуры будут платить 1,53 рубля за один километр. С 1 марта 2016 года и до 31 декабря 2018 года за один километр будут платить 3,06 рубля. В случае неоплаты водителям грозит штраф в 500 тысяч рублей.

Татарстанские перевозчики хотя и не поддерживают акцию, говорят о том, что эти меры могут уничтожить бизнес грузоперевозок. «Штрафы по 500 тысяч и по миллиону неподъемные. Это будет конец транспортной отрасли», — говорит Леонид Штейнберг, генеральный директор ТКФ «Кама-Тракс».

Его поддерживает и Вячеслав Лаврентьев: «Штрафы, которые предъявляются в случае нарушения выезда на федеральную трассу без проплаты, — космические. Это ни в какие рамки вообще не входит. У большинства настроение такое — закрывать транспортный бизнес».

Защита дорог или выдавливание частного бизнеса?

Ввод сборов был обоснован тем, что постоянно возрастающий поток большегрузов приводит к быстрому разрушению дорожного покрытия. В качестве примера подобных сборов (по сути, налога на ремонт дорог) приводятся многие западные страны. Однако перевозчики видят в этом давление на частный бизнес.

— Я в свое время вышел из бизнеса по грузоперевозкам, именно когда увидел, что собираются предпринимать такие шаги, — делится своим опытом Радик Гафуров, бывший председатель совета директоров ГК «Глобал». — Рынок монополизируется под крупных игроков. Есть понимание, что существуют льготы для каких-то крупных игроков типа «Магнита», «Тандера», Х5, у которых есть тысячи машин. Льготы не прямые, а в виде компенсации по этим тарифам. Мое мнение: это желание выдавить с рынка малый частный бизнес, как и на всех других рынках по всей стране это происходит, то есть желание, чтобы людей как можно больше загнать в какие-то рамки.

Большие дороги под контролем Ротенбергов

По данным «Российской газеты», тариф в 3,73 рубля был рассчитан из того ущерба, который большегрузы ежегодно наносят покрытию федеральных дорог, и сборы должны были принести казне 38,9 млрд рублей в год. Новых расчетов, с учетом послаблений, пока нет.

При этом заявляется, что государство не потратило на систему сбора платежей и ее тарифов ни копейки: все средства организации — от частного инвестора. По данным ТК «Дождь», государство будет оплачивать услуги этой организации ежегодно в размере 10,6 миллиарда рублей. По данным того же «Дождя», сбором средств будет заниматься ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Согласно данным системы «Контур-Фокус», 50% этой компании принадлежит Ротенбергу Игорю Аркадьевичу, сыну Аркадия Ротенберга, известного российского миллиардера из Санкт-Петербурга.

«Полный хаос творится»

Дальнобойщики и перевозчики недовольны не только размерами платежей, но и самой системой их сбора. Согласно проекту, фиксировать проезд по федеральной трассе должна некая электронная система под названием «Платон». Для фиксации на каждом грузовике массой более 12 тонн должно быть установлено специальное устройство, снабженное модулем ГЛОНАСС. А оплата должна производится через специальный сайт, на котором каждый водитель или перевозчик регистрируется и заводит личный кабинет. Однако сами перевозчики говорят о том, что система не готова.

— Мы встречались с представителями организации «Платон», — рассказывает Вячеслав Лаврентьев, — так они внятного ответа не дали, полный хаос творится. На сегодняшний момент — даже по поводу датчиков, которые должны будут обеспечивать выход на федеральную трассу. Их почти нет в наличии. Никто просто не готов был к этому. Некоторые вообще не знают о введении платы. Вот, например, какой-нибудь бабай, который всю жизнь провел за рулем, может быть, и не знает ничего. Выехал на федеральную трассу, заправился соляркой и уехал дальше, а ему счет придет. Что он будет делать? Машину продавать? Кредиты брать, чтобы штрафы выплачивать? Даже если это будет 1 рубль, даже если это будет 50 копеек, как минимум в течение полугода должна прорабатываться эта система. Нужно не штраф вводить, а устанавливать билборды с информацией, что федеральные трассы платные. Переход должен быть плавным, система должна быть отработана, люди должны к этому привыкнуть.

Леонид Штейнберг также подтверждает, что нет даже самих бортовых устройств. «Надо принимать не половинчатые решения, — говорит он. — Лучше сначала все сделать в тестовом режиме, изготовить бортовые устройства в достаточном количестве. Одни будут ездить по маршрутным картам, другие — по бортовым устройствам, это же бардак будет».

Забастовка не поможет

Несмотря на полное несогласие с системой, татарстанские перевозчики уверены, что забастовка никаких результатов не даст.

— Отмены мы в любом случае не добьемся, раз поправку внесли, даже размер платы понизили, — уверен Вячеслав Лаврентьев. — Тем более деньги выделили, в том числе для того же самого «Платона». Действовать, я считаю, можно только с помощью писем и экономических обоснований. Да, большая часть писем бесполезна, в ответ на них приходят отписки, но в любом случае нужно привлекать к этому внимание. Необходимо консолидировать усилия, в частности, создавать рабочие группы. Никакой организованности до сих пор нет: несмотря на то, что транспортный бизнес поставлен на ноги, каждый остается сам за себя.

А вот Радик Гафуров вспоминает опыт Европы:

— Вот например, в Европе, где водители нескольких тысяч машин не из-за того, что какие-то тарифы вводят, а из-за малейших поползновений на их права просто перекрывают дороги — и вся Европа просто встает, в магазинах нет продуктов. Или, например, фермеры прямо на дорогу выливают молоко, когда закупочные цены низкие. Нужно, чтобы люди как-то выплеснули энергию, и она дошла до власти, чтобы она задумалась.

«Платит конечный потребитель»

В этих условиях, в том случае если забастовка не поможет, введение сборов неизбежно приведет к тому, что вырастет стоимость автомобильных грузоперевозок.

— В конечном итоге перевозчики поднимут тарифы, вот и все, — уверен Ринат Халиуллин, менеджер-логист компании «Оми Транс». — Отмены, видимо, уже не будет, так что повышение тарифов на перевозку остается единственным выходом. Получается, что платит конечный потребитель.

Вячеслав Лаврентьев говорит, что изменение расценок уже происходит:

— Результат на сегодняшний момент уже есть. Многие отказываются от поставщиков, потому что суммы уже определены, а нас поставили в известность, что вводится плата.

Повышение тарифов грузоперевозок, в свою очередь, может дополнительно подстегнуть инфляцию. Автомобильный транспорт является основным в грузоперевозках в РФ. На него в прошлом году приходилось 68% всего объема перевезенных грузов — 5 416 млн тонн. По РТ данных за 2014 год нет, но в 2013 году автотранспорт также лидировал, хотя его доля была несколько ниже (104 млн тонн, 53%) из-за больших объемов транспортировки трубопроводами. При этом на автотранспорт, как правило, приходятся именно грузы для розницы.

Дмитрий Семягин, Гуландам Зарипова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров