Фотомарафон «100-летие ТАССР»: строительство Камского тракторного завода, 1984 год

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 278-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: строительство Камского тракторного завода, 1984 год
Фото: предоставлено realnoevremya.ru из фондов Елабужского государственного музея-заповедника

Стремительно прокатившаяся по небосклону советских вождей звезда Константина Черненко успела оставить важный для ТАССР след: именно он в 1984 году подписал указ о строительстве на Каме тракторного завода — причем не в Нефтекамске, как планировалось еще в 1983 году, а в Татарии, в районе Елабуги. Как и положено было в цветущей ТАССР, планировалось, что это будет одно из крупнейших в Союзе подобных производств.

Строительство комплекса из шести заводов Производственного объединения «Камский тракторный завод» (ПО «КамТЗ») началось в 1984 году рядом с Елабугой. Здесь должны были выпускаться универсально-пропашные трактора мощностью в 150 лошадиных сил на дизельных двигателях — полторы сотни тысяч в год. Завод имел секретное двойное назначение: он назывался тракторно-техническим, и у него должна была быть возможность быстрого переключения на производство танков.

Строительство тракторного завода, 1987 год предоставлено realnoevremya.ru из фондов Елабужского государственного музея-заповедника

Проект подразумевался гигантский, и он начал понемногу реализовываться, но экономический кризис, назревший в СССР во второй половине 1980-х, заставил остановить работы еще на стадии развития. Развить к 1988 году успели довольно много: около миллиона квадратных метров площадей. Плюс к тому построили новый крупный микрорайон, где должны были жить тракторостроители.

Конструкторское бюро завода разработало и даже успело запустить в опытное производство принципиально новые универсальные пропашные трактора. В 1988 году правительство Советского Союза решило перепрофилировать КамТЗ на производство автомобилей, а трактора отложили до лучших времен.

Колонна Завода топливной аппаратуры КамТЗ, 1 мая 1986 года предоставлено realnoevremya.ru из фондов Елабужского государственного музея-заповедника

Таким образом, из так и не родившегося КамТЗ получился ЕлАЗ: планировали, что тут будут производить около 900 тысяч микролитражек в год — это была знаменитая «Ока». Предполагалось, что это будет новый крупный автозавод масштаба АвтоВАЗа. Елабуга должна была разрастись до 400 тысяч жителей и стать очередным гигантом Камского промышленного узла. Но плановая социалистическая экономика рухнула окончательно к концу десятилетия, и задумкам этим суждено было реализоваться в сильно усеченном виде. Здесь просто начали собирать малые серии иностранных автомобилей по лицензии, а «Ока» переехала на КАМАЗ, который выделил под нее отдельный завод малолитражных автомобилей.

Сборка экспериментального трактора на КамТЗ, 1987 год предоставлено realnoevremya.ru из фондов Елабужского государственного музея-заповедника

Так Елабуга не стала вторыми Набережными Челнами — может быть, и к лучшему. В отличие от молодых и динамичных Челнов, она сохранила свое старинное очарование и осталась одним из самых интересных городов современного Татарстана.

Людмила Губаева
Справка

За помощь в создании материала редакция благодарит Елабужский государственный музей-заповедник.

ОбществоИстория Татарстан Елабужский муниципальный район Татарстана
комментарии 4

комментарии

  • Анонимно 22 май
    Интереснейшие фотографии и интереснейший Исторический текст.
    Спасибо за сохранение Памяти.

    середина 1980-х годов - это время ожесточённой борьбы за власть внутри КПСС, а, следовательно, и за власть в государстве.

    Народ использовали все противоборствующие стороны - победили "ленинцы", объявив "перестройку".
    Смотришь на фотографии и знаешь, что скоро многим эти людям нечего будет есть...
    Ответить
  • Анонимно 22 май
    В 1984 году, отслужив в Советской Армии, начал искать работу, причём это должна была быть какая-нибудь большая стройка. Романтика! БАМ, уже считал, достроили, поэтому эту стройку исключил ( и слава богу!). Поехал в Минск, там в пригороде строили АЭС, подобную Чернобыльской. Не удалось устроиться (и тоже слава богу!) Поехал на КамТЗ. На стройку не взяли. Поехал на КамАЗ и устроился на завод двигателей. Проработав год, поступил в вуз и начал жить в Казани, где и живу до сих пор. Такая вот романтика.
    Ответить
  • Анонимно 23 май
    А гнде это трактоный завод сейчас?
    Ответить
    Анонимно 19 апр
    Нет его, разобрали до основания в 2000-х и распродали. Одни котлованы остались. Не смогли сберечь результаты строительства одного из самых крупных заводов СССР.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров