Митрополит Феофан начинает выполнять «приоритетные задачи»

В Татарстане в кризис будет построен огромный православный храм

Митрополит Феофан начинает выполнять «приоритетные задачи»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Вчера президент РТ Рустам Минниханов подписал указ «О создании Болгарской исламской академии и возрождении собора Казанской иконы Божьей Матери». Не отрицая важность для исламского мира такой академии на священной земле Болгара, можно отметить, что строительство собора на месте обретения одной из главных христианских святынь, утраченной в годы тоталитарного режима, претендует на сенсацию: в Татарстане в кризис будет построен огромный православный храм.

Подарок понтифика и патриарха

Новейшая история Богородицкого мужского монастыря, образованного на месте обретения в 1579 году девочкой Матроной чудотворного образа, началась в 2005 году. Возможно, и Крестовоздвиженский собор, и монастырь рано или поздно были бы открыты, но катализатором выступил счастливый случай — понтифик принял решение передать РПЦ один из чудотворных списков Казанской иконы. Эта икона, вывезенная из России, много путешествовавшая по миру, последние годы хранилась в личных покоях Иоанна Павла.

Этот драгоценный образ Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II решил даровать Казани. Как бы взамен того, явленного, похищенного святотатцами в 1904 году. Образ, который условно начали называть «ватиканским», патриарх привез в Казань 21 июля 2005 года, и его крестным ходом внесли в возрождающийся Богородицкий монастырь, в отреставрированный к тому времени Крестовоздвиженский собор. К этому времени монастырский комплекс, помимо Крестовоздвиженского храма, насчитывал небольшую Софийскую церковь, переданную РПЦ немногим ранее монастырского комплекса.

Через некоторое время на месте обретения чудотворного образа по инициативе тогдашнего наместника монастыря игумена Питирима (Рыбанина) появилась ажурная часовня. И зародилась традиция: 21 июля, в день обретения Казанского образа Богородицы, здесь начали служить раннюю литургию, верующие собирались в шесть утра.

Естественно, с первых же лет открытия Богородицкого мужского монастыря встал вопрос о возрождении главного собора, в котором хранилась чудотворная икона. Но конкретных шагов никто не предпринимал.

Голос, летящий в купол

Главный монастырский собор был построен в 1802 году по проекту известного московского архитектора Ивана Старова. Площадь его была 49 на 43 метра, а высота равнялась 55 метрам. Облик собора формировали пять полусферических куполов и три огромных фронтона с колоннами со всех сторон, кроме алтаря. Красавец собор, построенный в стиле классицизма, был не только местом, где хранился чудотворный образ, но и одним из самых красивых храмов Казани. Тот, кто приезжал в наш город, непременно приходил в этот храм.

К концу двадцатых годов прошлого века монастырь, тогда женский, был закрыт, общину верующих разогнали, многих монахинь отправили в места, не столь отдаленные, кого-то приютили сердобольные казанцы. Сам собор был уничтожен: его взрывали ранним утром, и как рассказывают казанские старожилы, люди в близлежащих домах падали на колени, плакали и молились…

Открытие Богородицкого мужского монастыря в 2005 году вызвало интерес у верующих из других регионов, в Казань потянулись паломники, но число их гораздо меньше, чем могло бы быть. Хотя то, что в городе хранится чудотворный список с особо почитаемой иконы, — это огромный, до конца еще не использованный потенциал для того, чтобы сделать Казань одним из самых известных духовных центров России. Как это было до двадцатых годов прошлого века. В этом смысле и с точки зрения духовной, и с точки зрения экономической строительство собора в Богородицком монастыре нельзя переоценить.

«Собор и Богородицкий монастырь — приоритетные задачи»

— Богородицкий монастырь — это жемчужина, и не только Казани, но и всей России. И здесь важно понять и власти предержащей, и общественности, что с воссозданием полнокровной жизни в Богородицком монастыре мы увидим, что в духовном плане это не менее притягательное место, чем Дивеево. Хотя и сейчас к Казани очень хорошее отношение, и паломников к нам много приезжает, но в этом случае к нам поедут не только со всей России — это будут православные паломники и из других стран. Они поедут, чтобы поклониться святыне — Казанской иконе Божьей Матери — на том месте, где она была явлена. Я сейчас прорабатываю вопросы, как это все должно быть. И если бы удалось построить собор и полностью восстановить монастырь в том виде, в котором он был, можно было бы сказать, что мы сделали из Казани такой духовный центр. Собор и монастырь — это приоритетные задачи в моей жизни, — так ответил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан на вопрос корреспондента «Реального времени» о возрождении Богородицкого монастыря.

Похоже, что судьба обители и возрождение красивейшего храма были решены 20 июля этого года, когда на казанскую кафедру взошел новый митрополит — высокопреосвященнейший Феофан (Ашурков). В его церковной биографии есть похожие страницы, строить соборы ему приходилось. Владыка Феофан, молитвенник и церковный дипломат, сумел убедить руководство республики в необходимости строительства собора и нашел поддержку президента РТ. Символично, что весть о подписании указа президентом РТ Рустамом Миннихановым пришла вчера — в день почитания Казанского чудотворного образа, в «зимнюю Казанскую».

Пока точно неизвестно, будет возрожден собор в том виде, в котором стоял полтора века, или архитекторы предложат новый проект. Время для обсуждения еще есть. Но уже известна дата закладки первого камня — 21 июля 2016 года, в «летнюю Казанскую». Трудно пока назвать и цену вопроса, но, например, собор, который строится сейчас в одном из городов-миллионников и будет освящен в будущем году, обойдется приблизительно в 900 млн рублей. Очевидно, и в Казани нельзя рассчитывать на меньшую сумму.

Есть и еще одна составляющая у будущего строительства — это общее благое дело, которое объединяет людей. Вспомните, как строили мечеть Кул Шариф и как возрождали Благовещенский собор: жители республики от души перечисляли деньги, не обращая внимание на конфессиональную принадлежность. Наверное, в период кризиса, в не самые лучшие времена для страны такой проект может стать той самой светлой дорожкой, ведущей к вере, надежде и любви. К выздоровлению.

С воссозданием полнокровной жизни в Богородицком монастыре мы увидим, что в духовном плане это не менее притягательное место, чем Дивеево

Остается только поражаться инициативе, энергии и харизме владыки Феофана, сумевшего сдвинуть дело с мертвой и точки и найти взаимопонимание с руководством республики, которое, надо отдать должное, всегда шло навстречу просьбам верующих. Впрочем, у проекта воссоздания собора есть и благословение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Об этом в интервью «Реальному времени» сообщил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Татьяна Мамаева, фото Романа Хасаева

Новости партнеров