«Велосипедисту остается только размазаться о забор»

Велоактивист Фарид Ахметов о том, почему Казань неудобна и небезопасна для владельцев двухколесных друзей

В преддверии старта велосезона в Казани спортивный судья по велоспорту, организатор веломарафонов и эксперт по спортивной инфраструктуре в парках Фарид Ахметов специально для читателей «Реального времени» рассуждает о том, почему в столице Татарстана почти отсутствуют велоинфраструктура и безопасная для велосипедистов среда. Кроме того, эксперт предлагает свои способы велосипедизации города.

Между автобусом и забором

Насколько безопасна велосипедная среда в Казани, я могу проиллюстрировать на личном примере. Количество травм, которые я получил, профессионально занимаясь экстремальными видами спорта, даже близко не соизмеримо с полученным в ДТП в дорожной среде Казани, когда ездил на велосипеде. Причем обе серьезные аварии с моим участием произошли по вине водителей автотранспорта.

Первое ДТП случилось в середине 2000-х, для меня оно закончилось переломом левой руки в нескольких местах и сотрясением мозга. Водитель «Газели» просто резко перестроился в правый ряд — то ли не заметил меня, то ли подумал, что проскочит. В 2018 году была схожая ситуация — я ехал по автобусной полосе, водитель автомобиля моментально перестроился и повернул направо на прилегающую территорию. В итоге у меня был перелом правой руки.

Обилие заборов вдоль дорог в Казани тоже не лучшим образом влияет на безопасность. Если наши водители автобусов, которые не отличаются особой культурой вождения, начнут прижимать велосипедиста, последнему остается только размазаться об этот забор. У него не будет возможности запрыгнуть на бордюр или хотя бы на него упасть.

Фото realnoevremya.ru/Олега Тихонова
Если наши водители автобусов, которые не отличаются особой культурой вождения, начнут прижимать велосипедиста, последнему остается только размазаться об этот забор. У него не будет возможности запрыгнуть на бордюр или хотя бы на него упасть

На миллионный город 6—7 км велодорог

И если бы эти 6—7 километров были выстроены в одну линию от одного из районов с высокой плотностью населения в центр города — тогда другое дело, это было бы правильно, хотя и недостаточно. Все автовладельцы едут в центр города, так почему же велосипедисты должны кататься вокруг парков? Чиновники отчитываются о наличии велодорожек. Но, извините, мне надо попасть из дома на работу, а не наматывать круги вокруг парка. У нас парки такого размера, что на велосипеде их без напряжения проезжаешь за несколько минут.

Из всего этого можно сделать вывод, что велодорожек в Казани фактически нет. Их длина — в основном метров 300. Это все равно что предложить автолюбителю дорогу протяженностью 12 км, из которых только 300 метров в одном месте и 300 метров в другом — нормальное полотно, а в остальном ухабы и ямы. Нередко отчитываются об открытии новых велодорожек. Но уровень их оборудованности просто ужасен: по ним ходят пешеходы, торчат какие-то ненужные ограждения, перепады тротуаров. Просто рисуют белой краской разметку и говорят: готова велодорожка!

Велосезон в Казани открывается не тогда, когда сходит слякоть, а когда куда-то разлетятся пыльные бури из песка и реагента, а остатки уберут службы благоустройства. Пока этого не произойдет, пыль лезет в органы дыхания, глаза, уши, это просто очень токсичная вещь. Получается, что у нас велосипедистами становятся какие-то отчаянные люди, потому что обывателям нужны безопасность и комфорт. Ни того, ни другого велосипедистам власти предоставить не могут.

Зато они организуют «Велофест». Каким образом такие мероприятия могут популяризировать велодвижение? Когда люди чувствуют безопасность, они едут, когда не чувствуют — не едут. В отсутствие велосипедной инфраструктуры, работающей постоянно, это просто цирк, дорогой и некачественный.

Велодорожек в Казани фактически нет. Их длина — в основном метров 300. Это все равно что предложить автолюбителю дорогу протяженностью 12 км, из которых только 300 метров в одном месте и 300 метров в другом — нормальное полотно, а в остальном ухабы и ямы

Самое главное в велосипедной инфраструктуре — связность

В Казани по-прежнему нет ни одного обустроенного веломаршрута, которым можно было бы добраться до места работы и учебы в центре города. Хотя проект такого веломаршрута, от Деревни Универсиады до центра, был принят управлением архитектуры и градостроительства еще в 2017 году (разработан ООО «Проектная артель Анжелики Мелентьевой», — прим. ред.). После этого пройдены все инстанции, деньги на разработку были выделены в рамках программы ООН по сокращению выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России, детализация проекта доходила до уровня рабочей документации — можно было брать и строить. Но когда чиновники увидели цифры (около 600 млн рублей), они ужаснулись и отказались от него.

Но проект был как домино. Его можно было реализовать хотя бы частично, избегая сложных и спорных моментов, которые требуют наибольшего финансирования. Впоследствии по многим улицам, которые предлагались разработчиками, были проведены ремонтные работы по замене полотна. И фактически мероприятия по обустройству велосипедных дорожек не были реализованы ни на копейку.

В первую очередь, это бардак в системе управления, неэффективная работа исполкома Казани: декларируются ценности, принимаются программы, а по факту ничего не делается. Я предполагаю, что городские власти фактически не тратят деньги на обустройство велосипедной инфраструктуры. Средства, которые на это расходуются, — это какое-то случайное финансирование.

В Казани по-прежнему нет ни одного обустроенного веломаршрута, которым можно было бы добраться до места работы и учебы в центре города

А так называемое малое велосипедное кольцо в Казани вообще не соответствует маршрутным задачам городских велосипедистов. Оно заточено только под интересы туристов, которые желают проехаться по исторической части Казани с выездом на Кремлевскую набережную. Для 98 процентов велосипедистов, которые едут в центр города, это почти бесполезный маршрут.

Что делать?

Безусловно, я бы начал с проекта. Нужно провести большую исследовательскую работу, чтобы определиться, где было бы эффективно проложить велодорожки, как их лучше трассировать, выбрать более и менее приоритетные. Оставшиеся средства я бы пустил на то, чтобы хоть что-то реализовать в этом году. Пусть это будет закупка краски и разметка дорог, которые можно разметить, можно срезать бордюры, создать элементарные объекты благоустройства, которые соответствовали бы нормативам. Например, по проспекту Победы проходят широченные тротуары — так давайте часть их разметим под велосипедистов!

В Казани еще есть участки, на которых велодорожки пока можно трассировать — в профиле дорог, на тротуарах. Но городские власти занимают город под свои интересы. Если есть небольшой лесопарк, они стремятся поставить там какой-то объект и вырубить деревья. Если есть небольшой участок перед домом, они обязательно поставят туда магазин, лишь бы все это дело продать. У нас на дороге есть свободная полоса — нет, мы туда поставим муниципальную парковку и будем смотреть, как автовладельцы снимают номера и не платят деньги, в то время как этот участок мог быть использован под велодорожку.

Фото realnoevremya.ru/Олега Тихонова
Когда спрашивают, где у нас велосипедисты, то оказывается, что их особо и нет, и это логично — потому что нет дорог

Если бы в Казани сделали хотя бы треть из того, что сделали в Альметьевске, потоки велосипедистов и популярность велотранспорта в городе возросла бы кратно.Там, напомню, пригласили велобюро из Копенгагена, открыли сразу сеть велодорожек протяженностью 50 км. Когда спрашивают, где у нас велосипедисты, то оказывается, что их особо и нет, и это логично — потому что нет дорог. Сложно говорить о курицах, когда нет яиц. Люди ведь не дураки, они не хотят рисковать здоровьем.

Фарид Ахметов
ОбществоИнфраструктура Татарстан
комментарии 5

комментарии

  • Анонимно 29 мар
    Достали. Если вылезают на дорогу пускай сдают на права.
    Ответить
  • Анонимно 29 мар
    Да хватит про этих двухколесников строчить. Три месяца нормальной погоды, а они требуют себе инфраструктуру как будто круглый год будут кататься. Айда для лыжников тогда лыжню проложим прямо в городе! А че, они тоже имеют право на бюджетные бабки.
    Ответить
    Анонимно 29 мар
    Согласен.
    Логично.
    Очень логично.

    Хорошее предложение - лыжники такие же люди, как и велосипедисты - и, соответственно, имеют такие же права на бюджетные деньги.

    Надо часть денег. которые тратятся на велосипедистов, передать лыжникам - надо строить лыжные трассы - зима в Казани длиннее, чем лето.
    Ответить
    Анонимно 15 май
    лыжники -фуфлыжники.
    Ответить
  • Анонимно 29 мар
    очень пыльно перемещаться на 2-х колесном транспорте.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров