Фермер Марату Ахметову: «Все красиво, все показатели рисуют, я понимаю, для Москвы так нужно...»
Аграрии жалуются министру на слишком дешевое молоко, дорогие кредиты и Айрата Хайруллина
Закупочные цены на молоко вырастут с 17 до 20 рублей, агрохолдинги не будут делать приоритет крупным поставщикам, а мелким фермерским хозяйствам дадут простаивающие сельхозземли для расширения своих угодий. Таковыми стали итоги встречи министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Марата Ахметова с предпринимателями проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор». Министр признал, что главной проблемой аграриев Татарстана является то, что они развиваются быстрее экономики республики и она не успевает им всем помогать. Однако жаловались фермеры не только на нехватку денег, но и, по традиции, на произвол местных властей, на крупные агрохолдинги и на принятые законы.
«Марат абый» поможет тем, кто не получил «Лизинг-грант»…
Очередная встреча в рамках проекта уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимура Нагуманова «Бизнес и власть: откровенный разговор» прошла сегодня с участием министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Марата Ахметова. Пожалуй, можно сказать, что это была одна из самых жестких и эмоциональных встреч из всех, которые организовывал бизнес-омбудсмен. На этот раз он жестко оговорил правила: 1 минута на вопрос и 30 секунд на дополнения. В дальнейшем выяснилось, что регламенты отчаявшимся фермерам не помеха.
Как объявил перед встречей Ахметов, сумма поддержки сельскому хозяйству в следующем году будет приравнена к прошлогодней: из федерального бюджета будет выделено примерно 237 млрд поддержки на все регионы, примерно 11 из них рассчитывает получить Татарстан. «Правда, там почти вся сумма, это 9 млрд из 11, это субсидии по процентным ставкам. Основная проблема — деньги, активность фермеров на селе превышает наши возможности. У каждого — свой интерес и он выливается в государственный. Ищем решения», — заявил министр. Из бюджета республики пока планируется выделить 6,5 млрд рублей поддержки, а с учетом соцпрограмм сумма вырастет до 10 млрд, сообщил он. Из них около 1,1 млрд — для поддержки малого предпринимательства.
Именно программы поддержки фермеров стали первой темой для обсуждения. Так, фермеры жаловались, что программа «Лизинг-грант» субсидирует лизинговые платежи только для некоторых моделей сельхозтехники, которые не подходят для малых предприятий. Сами условия «Лизинг-гранта» — самой крупной программы поддержки малого бизнеса минэкономики РТ, тоже неудобны, поскольку фермер, один раз не получивший грант, лишается возможности претендовать на него вновь, посетовал глава КФХ Вахит Исламгалиев. «Это ведомственное решение?» — удивился Ахметов. Однако, услышав, что это предложение минэкономики было закреплено постановлением правительства РТ, признал, что таковы правила и надо искать выход: «Конечно, надо искать решение, как поддержать вас». ИП Руслан Галлямов поинтересовался, какие есть программы поддержки техники на метане и как заправлять такую технику. «Сразу видно, что человек не фермер, он начал сразу с вопроса, а не с благодарностей», — пошутил Нагуманов.
Действительно, большинство фермеров, прежде чем спросить что-либо, сначала долго благодарили министра, затем начинали рассказывать историю своей фермы, чем явно раздражали бизнес-омбудсмена, который призывал их говорить лаконичнее. Однако, фермеры не внимали и продолжали благодарить. Некоторые даже по-сыновьи называли Ахметова «Марат абый». «Очень перспективное направление, тем более республика участвует в пилотном проекте с «Газпромом». Кубометр газа стоит 13 рублей, а столько же топлива — в 2 раза больше», — ответил Ахметов. Но он признал, что газовая техника — например, КАМАЗ стоит 3,5 млн рублей. Федеральные программы поддержки могут удешевить его на 1,2 млн рублей или республиканские могут дать скидку 40%. Но остается проблема заправки метаном. «Для среднего предприятия заправка стоит недорого. Есть до 300 тысяч рублей индивидуальные заправки, а заправки для 75 единиц техники и более — порядка 2 миллионов. Но «Газпром» пока перед собой ставит обязательства в крупных местах потребления поставить до 12 заправок в следующем году, но это уже для трассового обслуживания. Но поскольку по «Челны-бройлеру», по «Агросиле-групп», комбинату «Майский» опыт есть, дальше в этом направлении будем идти, поскольку нет гарантии, что дизельное топливо на этой стоимости остановится и расти не будет», — заявил Ахметов.
…И тем, чей «поезд уже ушел»
Директор КФХ Сабирзянова Равиль Сабиржан (известен больше как владелец гостиница «Фатима» и предприятия «Татполиграф») пожаловался, что для его производства комбикорма нет зернохранилища и попросил субсидий на его постройку. «Поезд ушел, была такая программа с компенсацией 20% затрат. Сейчас специально такой программы нет, но, если ваш завод обслуживает не только сам себя, но и окружение, мы с вами отдельно будем решать ваш вопрос с участием бюджета республики РТ», — пообещал Ахметов.
Актуальным вопросом стало отсутствие во многих районах убойных цехов для скота, чтобы фермеры, которые выращивают скот, имели право реализовывать мясо. Напомним, такие требования предъявляет Таможенный союз. Фермеры признались, что пока возят скот на забой более чем за 100 км, притом, что поблизости есть забойные цеха, которые у инвесторов не хватило средств достроить. «Нам нужно найти такого активиста, который согласился бы построить убойный пункт», — признал проблему министр. В случае с недостроенными объектами он пообещал разобраться с тем, куда пошли средства и «еще раз встретиться с этими ребятами». В 2016 районе в каждом районе будет убойный пункт, пообещал он.
Интересовались фермеры и льготными условиями кредитования, сетуя на то, что банки просят большие залоги. К ответу Ахметов призвал замдиректора «Россельхозбанка». «Есть программа беззалогового кредитования, если есть потребность приобретения техники или животных, мы берем приобретаемое под залог. Очень спасает в таких ситуациях гарантия Гарантийного фонда и Федеральной корпорации по защите прав предпринимателей. В совокупности такая поддержка составляет до 70% стоимости кредита. Еще есть льготное кредитование, отсрочка погашения. Сумма зависит от бизнес-плана и от срока», — начала рассказывать она. «А вы сказали, что 20% своих средств обязательно надо иметь? Банки красиво говорят, но денег никто не выдает», — вмешался Ахметов. При этом, ставки для фермеров остаются высокими — примерно от 14,5 до 19% годовых в зависимости от объемов, сроков и пр. Спасает лишь возможность получить субсидию процентной ставки от федерального центра — до 11%, признают спикеры.
«Просто молоко» обязали «не доводить до конфликта»
Очень живо предприниматели обсуждали закупочные цены на молоко. Ахметов сообщил, что в этом году они на 63 копейки выше показателей прошлого года, но тем не менее остаются низкими. «Конечно, для республики, которая 60 миллиардов вложила в молочное животноводство, с учетом инвестиционных затрат, закупочная цена должна быть не ниже 23 рублей, а сегодня без НДС 19,70 рублей. К новому году примерно до 22 рублей поднимутся. Это планка обеспечивает только планку безубыточности инвестору», — признал министр.
Так, глава КФХ Амосов Алексей Амосов пожаловался, что продает молоко посредникам по 16 рублей, притом, что где-то переработчики закупают по 20 рублей. «У нас по 2-3 посредника. Нельзя ли сделать так, чтобы мы могли сдавать без посредников по реальной цене?», — спросил он. «Вам в любом случае надо кооперироваться в районах, чтобы каждому не отвозить по 300 литров ежедневно. Но с другой стороны», — обратился министр к замгендиректора УК «Просто молоко» Андрею Андрееву, присутствующему в зале «у нас здесь есть, есть факты, когда переработчик, ссылаясь, что партия небольшая, дает разные закупочные цены при одинаковом качестве. тогда это плохо. Особенно если поставщик сам привозит».
Андреев попытался парировать, сообщив что УК установила для всех единую закупочную цену. «Но мы заинтересованы в крупных поставщиках, от 10 тонн, у нас для них где-то на рубль где-то выше. Нам так выгоднее», — все-таки признал он. «Давайте не доведем до конфликта, в этом случае переработчик неправ», — строго сказал министр. Андреев пообещал вопрос пересмотреть.
Отчаявшиеся производители молока просят сэлфи с министром
Тему продолжил глава КФХ «Нурутдинов» из Елабужского района. Пожалуй, его выступление оказалось самым «красочным» на встрече. «Я 3 года назад стал заниматься молоком, у меня 220-240 тонн. На сегодняшний день настроение от молока у меня уже упало, потому что я сдаю по 15 рублей 10 копеек. Я увеличил посевные площади и думаю, лучше я за короткий срок засею зерновые, продам и 6 месяцев будут отдыхать. Надо, чтобы министерство держало хоть какую-то ценовую политику. У нас много молокозаводов, это большие люди. Они принимают у крупных производителей на 5 рублей дороже», — начал он. Молодой человек растопил даже сердце сурового сегодня Нагуманова. «Ну это крик души, надо дослушать», — улыбнулся он.
«Если вы не против, я хотел бы дальше с вами сфотографироваться, чтобы у меня дальше был настрой, когда будете свободны, я хоть пешком приду из Елабуги!» — обратился он к министру под всеобщий смех. «Все красиво, все показатели рисуют, я понимаю, для Москвы так нужно. Но я на сегодняшний день уже хочу закончить с молоком. Я, извините за выражение, под ж… пой у этой коровы нахожусь, по 15 рублей сдавать — выхода вообще никакого нет», — продолжил веселить публику елабужский гость.
«Я проблему понимаю, жизнь фермеров далеко не праздничная, а серая из-за этих проблем», — подтвердил Ахметов без смеха. Он пообещал заняться решением проблемы. К слову, министр был настроен весьма дружелюбно, так что они с Нагумановым выглядели как добрый и злой полицейский. Он с сочувствием слушал жалобы предпринимателей и не отказывал практически никому. Так, он пообещал помочь в реализации продукции производителю фильтров для жидкостей, сокрушался ценам на дизтопливо и удобрения, срывая аплодисменты зала. Пообещал он посодействовать и фермеру Марату Садриеву, который возмущался тем, что начинающий фермер не может оформить на себя 30-40 соток земли без аукциона. «Нужно завершить работу по переводу в муниципальную собственность невостребованных паевых земель. Вопрос непростой, но даже в аренду она должна предоставляться на аукционах», — ответил он. «Для того, чтобы этих проблем не возникало в муниципальных районах надо создать фонд из невостребованных земель, чтобы их в первую очередь можно было предоставить. Все знают, что от государства невостребованные земли уходят в первую очередь к крупным. Поэтому мы вышли с предложением, что с 1 марта земли, которые фермерские хозяйства обрабатывали больше 3 лет, оформляются на них без аукциона», — добавил глава Ассоциации фермерских и крестьянских подворий Камияр Байтемиров.
Жалобы на глав поселков и Айрата Хайруллина
Обстановка стала накаляться, когда микрофон взяла «случайный собственник» 1,5 га земли в Лаишевском районе, владелица рекламной фирмы Елена Зотова. «Я столкнулась с проблемой, когда пришла к главе сельского поселения с вопросом, как я могу ее использовать. А она разводит руки и говорит: «Никак. Я тебе тут ничего не дам». Это Орловское сельское поселение Лаишевского района. Там идет перевод земель из сельхозназначения в ИЖС (индивидуальное жилищное строительство — прим. ред.), соответственно ей я как кость в горле, и она старается сделать все, чтобы мне навредить», — возмущалась она. Зотова рассказала, что обратилась сразу в несколько служб и теперь просит министерство «поставить на место главу сельского поселения». Нагуманов пообещал взять вопрос в работу.
Дальше начались порой несвязные, но экспрессивные жалобы на власти и бизнесменов, из-за чего Нагуманову не раз приходилось повышать голос и просить предпринимателей успокоиться и «не отнимать время у других». «Главы районов у нас знают санитарные нормы?», — возмущался человек из толпы, говоря что-то про отсутствие земель для подъездных путей к ферме. «Прошу помочь нам добросовестно трудиться на наших землях, а «Красный Восток» пришел зарабатывать деньги, а мы сами в состоянии», — возмущался другой фермер, сорвав одинокие аплодисменты. Он не переставал жаловаться, что компания депутата Госдумы РФ от Татарстана Айрата Хайруллина через суд пытается отнять у него земли даже после нескольких просьб бизнес-омбудсмена говорить по сути. «Я не позволю вам закончить, потому что вы уже перебрали все лимиты и нарушили правила. Сразу после встречи я отдельно с вами пообщаюсь!», — сорвался тот.
Впрочем, после еще нескольких просьб (например, помочь построить пруд для разведения карпов или дать индивидуальным производителям мяса доступ в Агропромпарк) закончилась встреча весьма мирно: министр снова пообещал сделать все возможное.
Однако, фермеры еще долго не отпускали его. Кто-то даже подносил дары — в руках у Ахметова даже оказался пакет с крупой, который он затем передал своему помощнику. Всего, по данным Нагуманова, министру поступило от фермеров около 50 вопросов.
P.S. После публикации статьи в редакцию «Реального времени» поступил более развернутый ответ от Айрата Хайруллина. о вопросе поднятым безымянным фермером.
По его словам, речь идет о земельных участках в Зеленодольском районе. «Суть спора заключается в том, что жители одной из деревень реализовали свои земельные паи в 2003-2015 годах Агрохолдингу Красному Востоку, который построил по соседству большой животноводческий комплекс, в котором сегодня содержится около 5000 голов КРС и трудоустроены около 100 человек.
Приобретенная земля используется для выращивания кормов. Земля используется очень эффективно.
Несмотря на то, что это не очень плодородные земли, на данной территории благодаря инвестициям Красного Востока сегодня одна из самых высоких денежных выручек с 1 Га в РТ ~ 38-45000 руб/Га в зависимости от культуры выращиваемой на данном поле в текущем году.
В связи с тем, что благодаря Красному Востоку у жителей села появился выбор того как поступить со своей землей, возник хозяйственный спор.
Было множество судебных заседаний, в результате 18.09.2015 г было вынесено решение Зеленодольского городского суда РТ по делу об отказе в удовлетворении иска, которое было инициировано Адиятуллиным Фаргатом Нургазизовичем к 29 физ. лицам, ОАО «Красный Восток Агро» и Зеленодольскому отделу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ о признании договора мены и договора купли-продажи земельных долей недействительными, о признании недействительными зарегистрированные права по данным сделкам, о применении последствий недействительности сделок в виде перевода прав и обязанностей»,- рассказал он.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.