«Врач должен быть продажником, но неправильно пациента «нагибать» на допуслуги»

Владельцы и руководители платных клиник обсудили проблемы отрасли на бизнес-бранче «Реального времени»

«Врач должен быть продажником, но неправильно пациента «нагибать» на допуслуги»
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Сфера платных медицинских услуг Татарстана, как и прочий бизнес, столкнулась с кризисными явлениями. Однако эксперты уверяют, что до полномасштабного кризиса пока далеко. Главную проблему представители платных клиник, которые в среду приняли участие в бранче «Реального времени», видят в конкурентах-«надомниках» и в неумении отдельных их сотрудников-врачей продавать себя и свои услуги.

«На здоровье люди начали экономить»

В среду в ресторане Chateau состоялся традиционный бизнес-бранч «Реального времени», прошедший в рамках совместного с минэкономики РТ проекта по определению ключевой проблематике малого бизнеса Татарстана. На этот раз, чтобы обсудить проблемы отрасли, встретились представители индустрии здоровья, а темой стал вопрос: «Как отразился финансовый кризис на сфере предоставления платных медицинских услуг?».

Эксперты отмечают, что в условиях кризиса в целом спрос на медицинские услуги изменился, причем в сторону падения. Конечно, люди болеть меньше не стали. Однако, когда стоит выбор — лечить платно и более качественно или бесплатно (как вариант — подешевле), но с привычным «совковым» сервисом, население все чаще идет по второму пути.

«На здоровье люди начали экономить, особенно на второстепенных услугах. Например, детский массаж половина наших пациентов стала делать в государственных поликлиниках, даже ожидая своей очереди по два-три месяца заранее. Подход клиентов изменился: они теперь лучше нас знают, где какие цены. Нам все чаще стали говорить, что в такой-то клинике дешевле», — отметила Флюра Галиева, директор медицинского центра «Реамед».

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Флюра Галиева: «На здоровье люди начали экономить, особенно на второстепенных услугах».

На этом фоне медики тоже не сидят сложа руки и пытаются всячески удержать своих пациентов: одни стараются сохранить цены на прежнем уровне, формируя «облегченные» пакеты, другие сбрасывают балласт нерентабельных направлений, третьи проводят различные промоакции, четвертые осваивают более «хлебные» услуги. Кто-то считает, что сейчас хорошие времена для расширения, и открывают новые филиалы. При этом все единогласно заявляют, что качество предоставляемых ими услуг ничуть не упало.

Кризисные явления также сказались на расходных материалах, препаратах и оборудовании. Причем подорожали не только зарубежные препараты и оборудование, но и отечественные. Призывам российского руководства к импортозамещению медики внимать не желают и переходить на «свое, родное» не торопятся.

«Почти 90% наших услуг — безальтернативные»

Однако те клиники, которые специализируются на узких направлениях, не имеющие в регионе конкурентов, говорят, что практически не ощутили ухудшения экономики и мало что поменяли в своей политике. Так, клиника оториноларингологии «КОРЛ» пошла двумя путями: диверсификация направлений и «заточка» на технологичную хирургию.

«То увеличение амбулаторно-клинических учреждений, которых в Казани сейчас много, играет нам на руку. Там пациентам ставят диагноз. Те проходят у них обследование. Потом клиент принимает решение о дальнейшем лечении, если нужна хирургия. Зачастую он попадает на нас, потому что альтернативы нет, так как направления у нас эксклюзивные (лор-хирургия, детская урология, детская офтальмология). Покупателю не остается выбора. Он может лечиться либо в государственной клинике, либо за рубежом, либо у нас. Мы захеджированы от рисков падения спроса. Почти 90% наших услуг — безальтернативные», — рассказал генеральный директор «КОРЛ» Динар Мингазов.

Клиника «КОРЛ» пошла двумя путями: диверсификация направлений и «заточка» на технологичную хирургию, поясняет Динар Мингазов Роман Хасаев/realnoevremya.ru

«Мы не хотим «отжать» ни у кого клиентов, но желаем, чтобы была честная конкуренция»

Особую головную боль у предпринимателей от медицины вызывают так называемые «надомники»: массажисты, косметологи, мануальные терапевты и другие специалисты, работающие на дому. К их услугам все чаще стали обращаться пациенты. По словам представителей платных клиник, такие специалисты часто не имеют соответствующей лицензии и плохо влияют на общую репутацию медиков. Но больше всего врачей, конечно, заботит то, что они экономически подрывают деятельность платных медицинских кабинетов и клиник.

«Мы не хотим «отжать» ни у кого клиентов, но желаем, чтобы была честная конкуренция. Необходимо, чтобы все одинаково проходили лицензирование. А то ведь люди ведутся на «халяву». Ходят к массажистам, которые работают «от души» в их понимании. Те делают массаж в тех местах, где пациенту противопоказано делать. Потом получаются рецидивы. И они приходят к нам долечиваться», — возмущается Алмаз Сабиров, директор ООО «Клиника персональной медицины».

Как сообщила Алина Бухарова, директор и главврач Косметологической клиники, все товарные рынки имеют свою конкурентную среду и пути развития. И рынок платных медицинских услуг не исключение. В настоящее время он находится на той ступени развития, что люди готовы экономить на качестве предоставляемых услуг, поэтому и велико количество так называемых «надомников».

Как сообщила Алина Бухарова, люди готовы экономить на качестве предоставляемых услуг, поэтому и велико количество так называемых «надомников» Роман Хасаев/realnoevremya.ru

«Врач, который просто лечит — плохой врач», он должен еще и продавать

Как выяснилось на бранче, врачи платных клиник научились относиться к своей деятельности, как к товару. Своих пациентов медики чаще называют даже не клиентами, а покупателями. Медицинские услуги теперь рассматриваются как продукт. Врачи же теперь становятся продавцами.

«Между государственной и частной медициной мало общего, только лицензия и СанПиН. Все остальное — потребительский рынок. Именно покупательская способность влияет на объемы продаж продуктов медицины», — поясняет Мингазов.

Кризис, по словам экспертов, выявил некоторые внутренние особенности платных клиник: необходимость высокой квалификации специалиста в плане продажи. «Он может быть хорошим врачом и готов только лечить. Врач, который просто лечит, — плохой врач», — заявил Мингазов.

При этом Станислав Жернаков, директор ООО «Кузляр», добавил: «Согласен, врач должен быть продажником. Но неправильно пациента «нагибать» на дополнительные услуги, если это не показано с точки зрения медицины. Некоторые маркетинговые приемы неприменимы в медицине. Должна быть обоснованность».

Что касается спроса на платные медицинские услуги, то их перспективы не столь радужны, во всяком случае на ближайшие 2-3 года. Однако эксперты уверены, что можно ожидать какого-то улучшения. «Общий потребительский спрос будет падать, — считает Динар Мингазов. — Та макроэкономическая ситуация, которая сложилась, даст отрицательный эффект на несколько лет вперед. Надо быть к этому готовыми. И тут следует обращать внимание не на медицинскую составляющую, а на экономическую: оптимизация издержек, эффективный менеджмент, постоянный мониторинг цен, спроса».

Полную расшифровку беседы читайте в ближайшее время на портале «Реальное время». Видеосюжеты с бранча можно посмотреть здесь

  • Алмаз Сабиров

    Алмаз Сабиров директор ООО «Клиника персональной медицины»

    Кризис оказал свое влияние на работу клиник. Многие вещи для нас открылись в кризис: работа с персоналом, клиентами. Клиентопоток в кризис упал. Но у нас за 10 лет скопился опыт, применяем методы стимулирования. С развитием информационных технологий, спроса на интернет-услуги мы тоже стали ориентировать рекламу на интернет-площадку, другие рекламные носители стали меньше использовать. На ТВ — больше тематические репортажи. Плотно работаем с существующей базой клиентов: они более лояльны, с ними легче работать. Даже в кризис они прекрасно понимают нас, налажен диалог. Для новых клиентов помимо интернет-площадки используем маркетинговые ходы: акции в торговых центрах. Спрос на коммерческие услуги упадет. Больше людей начинают возвращаться к старым методам — траволечение. Если брать наше направление, больше уходят к теневым врачам — массажистам, костоправам, там дешевле. Мы пытаемся исправить ситуацию, говорим, что домашние доктора не несут ответственности, не дают гарантии. Хотя большой процент остался и у нас. Мы все-таки несем ответственность за последствия лечения.

  • Наиля Ханнанова

    Наиля Ханнанова заместитель директора сети салонов оптики «Корд»

    За последний год у нас стало меньше клиентов, люди стали экономить. Чтобы как-то поддержать спрос, мы проводим различные акции. Например, в октябре запущена «Национальная неделя здорового зрения». Люди, которые приходят в наши салоны, проходят бесплатное обследование, что привлекает клиентов. Спрос у нас теперь останется на прежнем уровне. Если зрение падает, человек всегда придет к врачу, ему нужны будут очки. Человеку всегда нужно видеть мир.

  • Флюра Галиева

    Флюра Галиева директор Медицинского центра «Реамед»

    Чтобы побороть кризисные явления, мы предлагаем пациентам другие пакеты, более экономичные. Пусть они на одной услуге убедятся в эффективности наших методов. Рынок услуг должен расширяться. Мы уже привыкаем к платной медицине, к более комфортным условиям, где принимают хорошие специалисты. Спрос медленно, но будет расти.

  • Ренат Миназов

    Ренат Миназов генеральный директор ООО «Клиника ИНСАЙТ»

    Мы остались на том же самом уровне. Сыграли на рентабельности для себя, но цены оставили доступными для наших пациентов. Также мы расширили спектр предоставляемых медицинских услуг: с конца прошлого года мы открыли стационар на 70 коек. Рынок платных медицинских услуг будет зависеть от специализации медицинской услуги, маркетинговой политики. Если цены будут доступны, то спрос останется, и люди будут вынуждены обращаться. Если цены будут подниматься, и услуги будут недоступны, то прогнозы будут не очень благоприятными.

  • Станислав Жернаков

    Станислав Жернаков главный врач сети офтальмологических клиник «Кузляр»

    Кризис снизил оперативную активность. Спрос слегка падает. Пациент лечиться готов, но операцию отсрочивает. Боремся только качеством медицинских услуг. Не думаю, что рынок платных медицинских услуг сильно изменится. В 2016 году будет еще похуже, чем в 2015-м. Через какое-то время стабилизируется, наверное, к 2017 году. В Татарстане сложился наиболее сбалансированный вариант оказания государственных и негосударственных медицинских услуг. Пациент все равно найдет того доктора, к которому хочет попасть.

Тимур Рахматуллин, фото Романа Хасаева
МероприятияБизнес-бранчи

Новости партнеров