«Врач должен быть продажником, но неправильно пациента «нагибать» на допуслуги»
Владельцы и руководители платных клиник обсудили проблемы отрасли на бизнес-бранче «Реального времени»
Сфера платных медицинских услуг Татарстана, как и прочий бизнес, столкнулась с кризисными явлениями. Однако эксперты уверяют, что до полномасштабного кризиса пока далеко. Главную проблему представители платных клиник, которые в среду приняли участие в бранче «Реального времени», видят в конкурентах-«надомниках» и в неумении отдельных их сотрудников-врачей продавать себя и свои услуги.
«На здоровье люди начали экономить»
В среду в ресторане Chateau состоялся традиционный бизнес-бранч «Реального времени», прошедший в рамках совместного с минэкономики РТ проекта по определению ключевой проблематике малого бизнеса Татарстана. На этот раз, чтобы обсудить проблемы отрасли, встретились представители индустрии здоровья, а темой стал вопрос: «Как отразился финансовый кризис на сфере предоставления платных медицинских услуг?».
Эксперты отмечают, что в условиях кризиса в целом спрос на медицинские услуги изменился, причем в сторону падения. Конечно, люди болеть меньше не стали. Однако, когда стоит выбор — лечить платно и более качественно или бесплатно (как вариант — подешевле), но с привычным «совковым» сервисом, население все чаще идет по второму пути.
«На здоровье люди начали экономить, особенно на второстепенных услугах. Например, детский массаж половина наших пациентов стала делать в государственных поликлиниках, даже ожидая своей очереди по два-три месяца заранее. Подход клиентов изменился: они теперь лучше нас знают, где какие цены. Нам все чаще стали говорить, что в такой-то клинике дешевле», — отметила Флюра Галиева, директор медицинского центра «Реамед».
Флюра Галиева: «На здоровье люди начали экономить, особенно на второстепенных услугах».
На этом фоне медики тоже не сидят сложа руки и пытаются всячески удержать своих пациентов: одни стараются сохранить цены на прежнем уровне, формируя «облегченные» пакеты, другие сбрасывают балласт нерентабельных направлений, третьи проводят различные промоакции, четвертые осваивают более «хлебные» услуги. Кто-то считает, что сейчас хорошие времена для расширения, и открывают новые филиалы. При этом все единогласно заявляют, что качество предоставляемых ими услуг ничуть не упало.
Кризисные явления также сказались на расходных материалах, препаратах и оборудовании. Причем подорожали не только зарубежные препараты и оборудование, но и отечественные. Призывам российского руководства к импортозамещению медики внимать не желают и переходить на «свое, родное» не торопятся.
«Почти 90% наших услуг — безальтернативные»
Однако те клиники, которые специализируются на узких направлениях, не имеющие в регионе конкурентов, говорят, что практически не ощутили ухудшения экономики и мало что поменяли в своей политике. Так, клиника оториноларингологии «КОРЛ» пошла двумя путями: диверсификация направлений и «заточка» на технологичную хирургию.
«То увеличение амбулаторно-клинических учреждений, которых в Казани сейчас много, играет нам на руку. Там пациентам ставят диагноз. Те проходят у них обследование. Потом клиент принимает решение о дальнейшем лечении, если нужна хирургия. Зачастую он попадает на нас, потому что альтернативы нет, так как направления у нас эксклюзивные (лор-хирургия, детская урология, детская офтальмология). Покупателю не остается выбора. Он может лечиться либо в государственной клинике, либо за рубежом, либо у нас. Мы захеджированы от рисков падения спроса. Почти 90% наших услуг — безальтернативные», — рассказал генеральный директор «КОРЛ» Динар Мингазов.
«Мы не хотим «отжать» ни у кого клиентов, но желаем, чтобы была честная конкуренция»
Особую головную боль у предпринимателей от медицины вызывают так называемые «надомники»: массажисты, косметологи, мануальные терапевты и другие специалисты, работающие на дому. К их услугам все чаще стали обращаться пациенты. По словам представителей платных клиник, такие специалисты часто не имеют соответствующей лицензии и плохо влияют на общую репутацию медиков. Но больше всего врачей, конечно, заботит то, что они экономически подрывают деятельность платных медицинских кабинетов и клиник.
«Мы не хотим «отжать» ни у кого клиентов, но желаем, чтобы была честная конкуренция. Необходимо, чтобы все одинаково проходили лицензирование. А то ведь люди ведутся на «халяву». Ходят к массажистам, которые работают «от души» в их понимании. Те делают массаж в тех местах, где пациенту противопоказано делать. Потом получаются рецидивы. И они приходят к нам долечиваться», — возмущается Алмаз Сабиров, директор ООО «Клиника персональной медицины».
Как сообщила Алина Бухарова, директор и главврач Косметологической клиники, все товарные рынки имеют свою конкурентную среду и пути развития. И рынок платных медицинских услуг не исключение. В настоящее время он находится на той ступени развития, что люди готовы экономить на качестве предоставляемых услуг, поэтому и велико количество так называемых «надомников».
«Врач, который просто лечит — плохой врач», он должен еще и продавать
Как выяснилось на бранче, врачи платных клиник научились относиться к своей деятельности, как к товару. Своих пациентов медики чаще называют даже не клиентами, а покупателями. Медицинские услуги теперь рассматриваются как продукт. Врачи же теперь становятся продавцами.
«Между государственной и частной медициной мало общего, только лицензия и СанПиН. Все остальное — потребительский рынок. Именно покупательская способность влияет на объемы продаж продуктов медицины», — поясняет Мингазов.
Кризис, по словам экспертов, выявил некоторые внутренние особенности платных клиник: необходимость высокой квалификации специалиста в плане продажи. «Он может быть хорошим врачом и готов только лечить. Врач, который просто лечит, — плохой врач», — заявил Мингазов.
При этом Станислав Жернаков, директор ООО «Кузляр», добавил: «Согласен, врач должен быть продажником. Но неправильно пациента «нагибать» на дополнительные услуги, если это не показано с точки зрения медицины. Некоторые маркетинговые приемы неприменимы в медицине. Должна быть обоснованность».
Что касается спроса на платные медицинские услуги, то их перспективы не столь радужны, во всяком случае на ближайшие 2-3 года. Однако эксперты уверены, что можно ожидать какого-то улучшения. «Общий потребительский спрос будет падать, — считает Динар Мингазов. — Та макроэкономическая ситуация, которая сложилась, даст отрицательный эффект на несколько лет вперед. Надо быть к этому готовыми. И тут следует обращать внимание не на медицинскую составляющую, а на экономическую: оптимизация издержек, эффективный менеджмент, постоянный мониторинг цен, спроса».
Полную расшифровку беседы читайте в ближайшее время на портале «Реальное время». Видеосюжеты с бранча можно посмотреть здесь
-
-
Алмаз Сабиров директор ООО «Клиника персональной медицины»
-
Кризис оказал свое влияние на работу клиник. Многие вещи для нас открылись в кризис: работа с персоналом, клиентами. Клиентопоток в кризис упал. Но у нас за 10 лет скопился опыт, применяем методы стимулирования. С развитием информационных технологий, спроса на интернет-услуги мы тоже стали ориентировать рекламу на интернет-площадку, другие рекламные носители стали меньше использовать. На ТВ — больше тематические репортажи. Плотно работаем с существующей базой клиентов: они более лояльны, с ними легче работать. Даже в кризис они прекрасно понимают нас, налажен диалог. Для новых клиентов помимо интернет-площадки используем маркетинговые ходы: акции в торговых центрах. Спрос на коммерческие услуги упадет. Больше людей начинают возвращаться к старым методам — траволечение. Если брать наше направление, больше уходят к теневым врачам — массажистам, костоправам, там дешевле. Мы пытаемся исправить ситуацию, говорим, что домашние доктора не несут ответственности, не дают гарантии. Хотя большой процент остался и у нас. Мы все-таки несем ответственность за последствия лечения.
-
-
-
Наиля Ханнанова заместитель директора сети салонов оптики «Корд»
-
За последний год у нас стало меньше клиентов, люди стали экономить. Чтобы как-то поддержать спрос, мы проводим различные акции. Например, в октябре запущена «Национальная неделя здорового зрения». Люди, которые приходят в наши салоны, проходят бесплатное обследование, что привлекает клиентов. Спрос у нас теперь останется на прежнем уровне. Если зрение падает, человек всегда придет к врачу, ему нужны будут очки. Человеку всегда нужно видеть мир.
-
-
-
Флюра Галиева директор Медицинского центра «Реамед»
-
Чтобы побороть кризисные явления, мы предлагаем пациентам другие пакеты, более экономичные. Пусть они на одной услуге убедятся в эффективности наших методов. Рынок услуг должен расширяться. Мы уже привыкаем к платной медицине, к более комфортным условиям, где принимают хорошие специалисты. Спрос медленно, но будет расти.
-
-
-
Ренат Миназов генеральный директор ООО «Клиника ИНСАЙТ»
-
Мы остались на том же самом уровне. Сыграли на рентабельности для себя, но цены оставили доступными для наших пациентов. Также мы расширили спектр предоставляемых медицинских услуг: с конца прошлого года мы открыли стационар на 70 коек. Рынок платных медицинских услуг будет зависеть от специализации медицинской услуги, маркетинговой политики. Если цены будут доступны, то спрос останется, и люди будут вынуждены обращаться. Если цены будут подниматься, и услуги будут недоступны, то прогнозы будут не очень благоприятными.
-
-
-
Станислав Жернаков главный врач сети офтальмологических клиник «Кузляр»
-
Кризис снизил оперативную активность. Спрос слегка падает. Пациент лечиться готов, но операцию отсрочивает. Боремся только качеством медицинских услуг. Не думаю, что рынок платных медицинских услуг сильно изменится. В 2016 году будет еще похуже, чем в 2015-м. Через какое-то время стабилизируется, наверное, к 2017 году. В Татарстане сложился наиболее сбалансированный вариант оказания государственных и негосударственных медицинских услуг. Пациент все равно найдет того доктора, к которому хочет попасть.
-
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.