Роман Шайхутдинов нашлет на школьников и чиновников Большого брата

На отсечку татарстанских учащихся от «эротического контента, информации о наркотиках, суицидах» бюджет выделит 15 млн рублей

Роман Шайхутдинов нашлет на школьников и чиновников Большого брата
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Как стало известно «Реальному времени», министерство информатизации и связи Татарстана озаботилось вопросом, в правильных ли целях используют интернет в школах и других бюджетных учреждениях. Ведомство готово потратить на контроль и безопасность работы во всемирной паутине около 15 млн рублей. За эти деньги чиновники готовы приобрести специальное программное обеспечение, которое поможет отсекать ресурсы, содержащие сомнительный контент.

Отделить зерна знаний от плевел соцсетей и adult

28 октября министерство информатизации и связи обнародовало тендер на приобретение прав на использование программного обеспечения. Суть его расшифровывается громоздким определением «функция контентной фильтрации Государственной интегрированной системы телекоммуникаций». Если это перевести на человеческий язык, то, по сути, минсвязи готово приобрести программное обеспечение, которое будет отсекать нежелательный контент.

Причем в технической документации требуется, чтобы система автоматически определяла основные типы и категории интернет-ресурсов:

  • социальные сети,
  • оружие,
  • религия,
  • наркотики,
  • материалы для взрослых.

В программной оболочке должны присутствовать консоль управления, база данных, модуль контентной фильтрации, модуль веб-защиты, модуль веб-фильтрации. В модуле контентной фильтрации предполагается классификация интернет-ресурсов, возможность ограничения доступа к определенным категориям ресурсов, выделение квот времени, возрастная фильтрация страниц и эскизов изображений интернет-ресурсов в поисковых системах.

Помимо этого, программа должна иметь возможность создания и генерации отчетов по проанализированному трафику, по выявленным угрозам безопасности, по пользователям и группам. Кроме фильтрации ресурсов заказанная программа должна обеспечить обнаружение, блокировку и удаление вредоносного кода.

Согласно условиям договора, программное обеспечение должно быть поставлено в срок до 28 декабря 2015 года. Указанная лицензия предоставляется на срок в 1 год. Заявки на участие в конкурсе на поставку лицензий для программ принимаются до 13 ноября 2015 года, сам аукцион состоится 19 ноября. Финансирование осуществляется из бюджета Республики Татарстан.

Второй по величине тендер на ПО

Интересно, что этот тендер оказался одним из крупнейших в закупках программного обеспечения. Общая стоимость тендера составляет 15 млн рублей, из которых 2,3 млн будет потрачено на активацию сервиса технической поддержки программного обеспечения, а оставшиеся 12,9 млн рублей — на 20 тысяч лицензий на программное обеспечение. Стоимость одной лицензии, таким образом, составит около 650 рублей.

Всего вместе с этой закупкой в 2015 году министерство информатизации и связи Татарстана провело 15 тендеров на поставку программного обеспечения. Общая сумма заказов — около 85 млн рублей. Крупнейший заказ был осуществлен в феврале. В тендере — 28 наименований программного обеспечения (количество лицензий — от 2 до 4000 штук). Общая сумма заказа — 40 млн рублей, победителем стало московское ЗАО «Софтлайн Трейд».

Тендер на «Большого брата» стал вторым по величине. Следом идет еще один тендер, выигранный ЗАО «Софтлайн Трейд» и проведенный также в феврале. Тогда были закуплены 9 наименований программного обеспечения, от одной до 44500 лицензий. Стоимость тендера — 13,4 млн рублей. Четвертый по стоимости заказ — на поставку трех видов программ. Общая стоимость — 3,5 млн рублей, исполнитель — ОАО «АйСиЭл — КПО ВС». Контракт заключен в июне.

Забота о детях или контроль действий госслужащих?

Как пояснила Юлия Гараева, руководитель пресс-службы минсвязи РТ, основной целью закупки ПО на такую сумму является контроль доступа в Интернет бюджетных учреждений. «Особенно это касается доступа в интернет в среднеобразовательных школах. По требованию законодательства мы должны оградить учащихся от доступа к ресурсам, несущим угрозу здоровью и психике ребенка. Это ресурсы, содержащие эротический контент, информацию о наркотиках, суицидах», — сказала Гараева.

Несмотря на то, что минсвязи делает акцент на школьниках, речь, видимо, идет о полном контроле всей системы госучреждений. В Татарстане на сегодняшний день насчитывается около 1,5 тысяч школ. Так что 20 тысяч лицензий на них — явно лишнего. Кроме того, задачи блокировки нежелательного контента решаются и более простыми, а иногда и бесплатными способами. Например, стандартный Internet Explorer включает компонент Content Advisor, который может помочь в этом. В России разработан специальный безопасный детский браузер «Гогугль», который можно скачать бесплатно. Наконец, многие интернет-провайдеры сами зачастую предлагают возможность блокировки нежелательного контента.

Несмотря на то, что минсвязи делает акцент на школьниках, речь, видимо, идет о полном контроле всей системы госучреждений. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Видимо, все-таки первоочередная цель — не отсечение вредоносного контента, а контроль за деятельностью в Интернете. Об этом, в первую очередь, свидетельствуют некоторые обязательные критерии, которым должно соответствовать ПО, например, выделение квот времени. И здесь речь вряд ли идет о доступе детей к порнографическим материалам, скорее о лимитированном доступе госслужащих к социальным сетям.

«Реальное время» попросило экспертов рынка оценить необходимость приобретения такого программного обеспечения.

  • Вячеслав Медведев

    Вячеслав Медведев ведущий аналитик отдела развития компании «Доктор Веб»

    Есть несколько законов, которые регулируют ограничение доступа детей в Интернет. Именно поэтому в сфере образования такие заказы происходят постоянно. Там достаточно много критериев, по которым определяется, доступ к какой информации запрещен. Проблема в том, что мы априори не можем автоматически определить, является содержание сайта запрещенным для детей или нет. Поэтому обычно сайты фильтруются по адресам. Более «продвинутые» системы блокируют не сайты, а конкретные страницы сайта. Еще одна проблема заключается в том, что большая часть интернет-сайтов может быть взломана – 87% интернет-сайтов имеет уязвимости. Фильтруя сайты по адресам, мы никогда не можем быть уверены, что сайт, на который мы зашли, является «правильным», что он соответствует тому сайту, который мы ожидаем увидеть. Также есть проблема баннеров – зачастую ресурс является детским, а баннер на нем — с запрещенными изображениями. Таких примеров достаточно много. Пока не будет искусственного интеллекта, мы не сможем однозначно автоматически определить, является сайт «правильным» или нет. Тем не менее, фильтровать контент нужно. Программ, которые закупаются для таких целей, очень много. Что касается программ, которые ставятся по линии министерства образования, их ставит или «Ростелеком» сразу на канал, на весь регион, или программы закупаются отдельно на каждую школу. Оценить стоимость подобных систем я не могу: это зависит от многих критериев. Каждая компания должна поддерживать свою коммерческую деятельность, и это не всегда зависит только от стоимости самой программы. Она может стоить для личного использования копейки, но благодаря количеству лицензий выходить на крупную сумму. Ценообразование для крупных компаний – это всегда баланс между тем, сколько хочет компания получить, чтобы жить, и тем, сколько на это заложено в бюджете.
  • Алексей Лукацкий

    Алексей Лукацкий бизнес-консультант по безопасности Cisco Systems

    Есть требования законодательства об ограничении доступа на определенные категории сайтов. Такие комплексы, по сути, не программы, а список ресурсов, к которым доступ запрещен. Как таковые программы там особо не нужны. Это ставится или на каждый компьютер, или подключается доступ к специальному ресурсу, с которого загружается соответствующий список, который регулярно обновляется. Есть, конечно, и программы. Тут варианты – или фильтровать непосредственно выход в Интернет, или поставить, к примеру, в каждом учебном классе программу. Но в обоих случаях доступ в Интернет фильтруется по одинаковому принципу, разницы практически нет. У программ разве что может быть дополнительный функционал – например, ограничения по времени.
Максим Матвеев, Дмитрий Семягин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube и «Дзене».

Новости партнеров