Фотомарафон «100-летие ТАССР»: ул. Московская в Елабуге, 1960-е
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 176-я

Елабуга в шестидесятых развивалась достаточно активно, благодаря развернутому рядом нефтепромыслу и застройке закамского промышленного узла. Но она по-прежнему оставалась тем спокойным купеческим городом, очарование которого покоряло сердца его жителей в XIX веке и продолжает удивлять нас сегодня.
В Елабуге купеческой название многие улицы получали по названию города, в направлении которого они были проложены. Дорога на Малмыж — называлась улицей Малмыжской, дорога на Казань была Казанской улицей, а дорога на Москву, разумеется, Московской.
До революции здесь жили купцы III гильдии, мещане, владельцы постоялых дворов и солдаты. А еще — одна из легендарнейших женщин России — первая женщина-офицер русской армии, участница русско-прусской войны, Отечественной войны 1812 г. и Бородинского сражения, ординарец фельдмаршала М.И. Кутузова Надежда Андреевна Дурова — та самая кавалерист-девица. В советское время о ней помнили, и даже считалось, что фильм 1962 года «Гусарская баллада» творчески переосмысляет ее биографию.
В 1962 году в городском парке Елабуги поставили памятник Надежде Андреевне — небольшой бюст, по мотивам фотографий XIX века.

А вот музея Дуровой в городе не было до 1993 года. Зато сейчас в Елабуге работает единственный в России музей-усадьба кавалерист-девицы.
И еще один примечательный объект на улице Московской в Елабуге — «Пожарная часть с каланчой и полицейское управление» — памятник архитектуры второй половины XIX в., один из интереснейших образцов общественного сооружения уездного города. Восьмигранная башня-каланча со ступенчатыми ярусами пережила и революцию, и индустриализацию, и войну, и даже до определенного времени выполняла свои прямые функции при советской власти.

Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Елабужский государственный музей-заповедник и лично научного сотрудника Марину Гончарук.
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.
комментарии
Правда гонка вооружений со странами НАТО и особенно США продолжалось, что отвлекало огромные трудовые и материальные ресурсы - а что делать - не надо было так запугивать капиталистов неизбежностью установления диктатуру "пролетариата" на всей планете Земля.
На фотографиях видно, что очередная сексуальная революция добралась и до патриархальной Елабуги - девушки и женщины обрезали юбки и платья и показывают эротические коленки.
Но женщина справа при этом легко несёт огромную посылку на правом плече (видны 3 сургучные печати).
Очень много мотоциклов и виден слева мотороллер (из соседней Вятской поляны похоже).
Мотоциклы это "тренд" 1960-х - 1970-х гогдов - на машину не хватает, а мотоциклы и мотороллеры стали более-менее доступны.
И конечно фотограф подобрал минутку, когда по главной улицы Елабуги ехал главный автомобиль СССР - "Волга".
Похоже час пик - много автобусов - рейсовых и вахтовых.
Впечатляют высоченные Т-образные электрические столбы слева - похоже высоковольтная линия на 10 тысяч вольт.
Видны ещё огромное количество деталей быта на душевных фотографиях - как попутешествовал на машине времени...
Но тут же появились диссиденты, которые стали внушать советским людям, что они глубоко несчастные люди - что лучшие времена это "ленинские" времена (это когда от голода страшной смертью умирали миллионы людей, только в Красной Татарии от голода в 1921 году умерло около 1 миллиона человек...).
Самый яркий и "продвинутый" пример диссидента в ТАССР это В.П.Аксёнов - сын высокопоставленных партийных и государственных чиновников 1920 - 1930-х годов - П.В.Аксёнова и Е.С.Гинзбург.
И к середине 1980-х годов советские люди поверили диссидентам...
И началась "перестройка" по возвращению к "ленинскому" наследию.
В результате обнищания народа в борьбе за "ленинское" наследие появился "новый" капитализм и множество олигархов...
Есть всё же женщины в русских селеньях...
Прав гениальный Н.А.Некрасов:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей —
Она улыбается редко…
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Не жалок ей нищий убогий —
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!