Ильсур Метшин: «На Фучика всегда бабушки стоят. Если мы не можем победить это движение, надо его возглавить»
После публикации «Реального времени» казанская мэрия вновь открыла для СМИ аппаратные совещания городского руководства
Прибыль казанского исполкома от аукционов за места под летнюю торговлю в этом году выросла в 2,5 раза по сравнению с прошлым — до 8 млн рублей, а распродать удалось в 2 раза больше лотов с местами размещения нестационарных объектов под летнюю торговлю, чем в прошлом году. Однако спрос на сезонные торговые точки остается невысоким: из 350 выставленных на аукционы лотов исполкому удалось продать лишь 144. Власти признают, что есть не популярные у предпринимателей точки: дополнять схему новыми объектами мэр Казани Ильсур Метшин призвал, предварительно посоветовавшись с предпринимателями и общественностью. Обо всем этом сегодня стало известно на «деловом понедельнике», которые неожиданно возобновились после публикации «Реального времени».
«Бесконечный» ремонт закончился после статьи «Реального времени»
Сегодня после почти пятимесячного перерыва возобновилось проведение открытых оперативных совещаний в мэрии Казани, которые больше известны как «деловые понедельники». Напомним, последнее открытое для СМИ совещание в казанской мэрии проводилось только в мае. В июне пресс-секретарь мэра Сергей Лобов сообщил, что ремонт продлится около полутора месяцев. Однако процесс затянулся. Некоторые журналисты даже решили, что «ремонт» — это лишь повод для того, чтобы скрыть от их глаз отчеты чиновников. Ведь на «ДП» неоднократно всплывали не самые лучшие результаты их работы, и многие получали разнос от мэра прямо на совещании. Кроме того, для пресс-службы мэрии «понедельники» — дополнительная работа в условиях и без того массированного пиара, который реализует шеф, то и дело участвуя в самых разных показательных акциях.
Открытые для СМИ аппаратные совещания — не казанский уникальный формат. Оперативки с участием журналистов проходят и во многих других крупных городах России. И это вполне нормальное явление для демократического общества: сити-менеджер с муниципальными чиновниками открыто обсуждают городские проблемы, ставят перед собой и городом новые задачи, отчитываются об этапах их достижения. Однако в казанской мэрии придерживались иного мнения:
— «Деловой понедельник» — это внутреннее совещание мэрии, оно не является публичным мероприятием, — отмечал Лобов.
В конце сентября «Реальное время» попыталось разобраться в истинных причинах закрытия совещаний и узнать, будут ли они восстановлены. Тогда на запрос в пресс-службе ответили: «Когда придет время, мы откроем их, сейчас мы ремонтируем зал».
Статья «Реального времени», в которой мы привели мнения многих представителей СМИ, вызвала широкий резонанс и дискуссию как в профессиональных кругах, так и среди обычных читателей. И вот спустя три недели после ее публикации «ремонт» закончен, а корреспондентов — опять-таки лишь избранных СМИ — пригласили в зал. Корреспонденту «Реального времени» места там, впрочем, вновь не нашлось…
Больше половины мест под летнюю торговлю предпринимателей не заинтересовали
Тем временем в ходе «делового понедельника» чиновники отчитались сразу по нескольким позитивным информационным поводам. За прошедший летний сезон администрация Казани распродала с аукционов в 2 раза больше мест, чем годом ранее: под летнюю торговлю было распродано 144 места, предназначающихся под летние кафе, бахчевые развалы, продажу мороженого с прохладительными напитками, саженцев, а также под аттракционы и кафе-веранды. Об этом доложил сегодня на деловом понедельнике в мэрии замглавы казанского исполкома Иван Кузнецов.
«Ряд мест под размещение летних кафе был реализован на трехлетний срок — это было сделано умышленно, чтобы предприниматели могли организовать свой бизнес более качественно, вкладываясь в него. Правом на размещение летних веранд при стационарных кафе воспользовались 15 предприятий общественного питания», — сообщил Кузнецов. Таким образом, исполком получил 8 млн рублей доходов в бюджет, в то время как в прошлом году эта цифра не превышала и 3,5 млн рублей. Из них 5 млн принесли бюджету Казани лоты за право размещения летних кафе. «Я хочу отметить улицы Петербургская и Баумана, все мы помним, как тут стояли шатры. К этому мы больше никогда не вернемся, но при этом на этих улицах — огромное количество кафе и ресторанов, и сегодня у нас есть законная схема предоставления им веранд», — с гордостью доложил замглавы исполкома.
Однако нераспроданных мест по-прежнему осталось больше: изначально на торги выставлялось 350 объектов. Как сообщало «Реальное время», власти Казани рассчитывали получить за них около 10 млн рублей.
Круглый стол как мера поддержки бизнеса
Кроме стандартных точек исполком выставил на продажу и несколько необычных лотов: полеты на воздушном шаре, веревочный скай-парк, а в следующем году к ним прибавятся лоты за право размещения на улицах города вендинговых аппаратов, места для продажи фермерской продукции. Власти Казани не исключают и расширения схемы сезонной торговли по итогам полной инвентаризации всех точек в городе: появятся новые точки в обновленных парках и скверах Казани. Мэр Казани Ильсур Метшин явно остался доволен докладом Кузнецова, но в будущем призвал создавать новые точки с учетом мнения предпринимателей. «Прошу, чтобы в ближайшее время вы провели круглый стол, чтобы деловые встречи стали нормой. Сделать эти встречи открытыми и двигаться в диалоге», — заявил он.
Напомним, что организовывать торги за право размещения сезонных нестационарных объектов исполком Казани начал в 2014 году. Тогда он опубликовал схему размещения объектов, которая предусматривала двукратное сокращение мест под сезонные кафе: с 68 по схеме 2011 года до 32 — по новой. Право размещения объекта разыгрывалось сроком на год. В этом году для контроля за сферой торговли, общественного питания и бытовых услуг мэрия даже создала специальную структуру — комитет потребительского рынка. До этого за эту сферу отвечал комитет земельных и имущественных отношений. Глава КЗИО Ренат Галяутдинов в разговоре с «Реальным временем» признавал, что есть лоты, не интересные предпринимателям. Однако такую ситуацию следует принимать как данность, считает чиновник. «Ну если люди не берут, мы же не виноваты», — комментировал он.
«Если мы не можем победить, надо возглавить движение»
Помимо сезонных торговых точек комитет потребительского рынка развивает уличную торговлю и в формате еженедельных сельхозярмарок. «По состоянию на 18 октября организовано и проведено семь ярмарочных дней, при этом завезено продукции и товаров от сельхозпроизводителей на общую сумму 227 млн рублей. Цены, установленные на ярмарках, зачастую до 20% ниже средних цен в супермаркетах», — говорится в сообщении мэрии. Кроме того, исполком готовит к реализации проект ежедневных ярмарок. Их планируется размещать в местах, где граждане традиционно уже продают фрукты и овощи, выращенные на своих участках. Как отметил мэр Казани Ильсур Метшин, в городе есть несколько таких «намоленных» мест, например, на улице Фучика, куда торговцы возвращаются раз за разом. «Там всегда бабушки стоят, вот эти «Газели» в любом случае приезжают. Коль скоро не можем победить, надо возглавить движение. Чтобы с ящиков не торговали, надо создать более-менее цивилизованные условия», — поручил мэр, который не понаслышке знаком с ритейлом.
Кузнецов ответил, что по городу уже почти подготовили 8 таких мест, а в перспективе их будет около 40.
Казань ждет 2 миллиона туристов до конца года
При этом развитие уличной торговли для городских властей приобретает все большую значимость с увеличением турпотока в столицу Татарстана. Как сообщила на совещании вице-мэр Казани Евгения Лодвигова, с января по август этого года Казань посетили свыше 1,7 млн туристов. Таким образом, за 8 месяцев в город приехали столько же туристов, сколько за весь прошлый год. К концу 2015 года прогнозируется увеличение туристического потока до 2 млн человек, сообщила она. Традиционно самым популярным у туристов местом остается Казанский Кремль (1,5 млн туристов за 8 месяцев), на втором месте — гостинично-развлекательный комплекс с аквапарком «Казанская Ривьера» (632 тысячи посетителей).
Как рассказала «Реальному времени» коммерческий директор ООО УК «Казанская Ривьера» Елена Войтко, ежегодно комплекс посещали более 800 тысяч туристов, и в этом году ожидаются сопоставимые цифры. «Спада мы не ощущаем, несмотря на то, что аквапарки открываются в соседних Нижнем Новгороде и Уфе. Но они не такого уровня и масштаба, как у нас, мы по-прежнему остаемся крупнейшими в России, при этом вполне конкурентны с ними по цене», — пояснила она. Войтко отмечает, что туристов привлекает не только сам аквапарк, но и возможность выехать в небольшое путешествие, посмотреть город и другие достопримечательности Казани. «Туристическая инфраструктура с каждым годом совершенствуется и располагает к все более длительному и комфортному пребыванию у нас».
Услугами международного аэропорта «Казань» воспользовались порядка 1,2 млн пассажиров. Основной поток иностранных граждан в Казань наблюдался из Турции, Украины, Китая, Германии, Республики Беларусь, Франции и США. Лодвигова напомнила, что, по данным рейтинга TripAdvisor, столица Татарстана стала единственным городом России, который вошел в десятку самых быстрорастущих по туристической популярности городов мира, и что кризисный год не сократил, а, наоборот, увеличил количество туристов в Казань.
За этот год в городе появилось 3 новых гостиницы — «Ногай» на 334 места (ул. Баумана), мини-отель «Старый город» в Старо-Татарской слободе и мини-отель «Погостим» на ул. Профсоюзной. Вскоре к этому списку добавится и отель «Хилтон».
Таким образом, в Казани работает 158 гостиниц и хостелов с номерным фондом 7 210 номеров и вместимостью почти 16 тыс. мест. «За период проведения чемпионата мира ФИНА Казань посетили 170 тысяч туристов. Средняя загрузка в отелях города с 18 июля по 8 августа составила 90%, с 9 по 16 августа — 70 %», — доложила вице-мэр.
«Еще 5 лет назад мы говорили о туристической отрасли как о сфере городского хозяйства с надеждой. Не все верили… не буду перечислять», — сказал Метшин, явно сдерживаясь, чтобы не упрекнуть кого-то из присутствующих в недостаточном энтузиазме относительно туристического потенциала столицы Татарстана. Он отметил, что работы еще много и важно работать над качеством гостеприимства.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.